2
Дело №2- 694/2010
Решение
именем Российской Федерации
Дата обезличена г. г. Алатырь
Алатырский районный суд Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Шмелевой Т.А.,
при секретаре Загубиной Е.А.,
с участием заместителя прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Алексеева Д.А., представителя ответчика ФБУ ИК- 2 УФСИН России по ЧР Дубровской Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда гражданское дело по иску прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в ЧР в защиту интересов неопределенного круга лиц к федеральному бюджетному учреждению ИК- 2 Управления исполнения наказаний Минюста России по Чувашской Республике (ФБУ ИК-2 УФСИН РФ ПО ЧР) о понуждении к проведения противопожарных мероприятий в соответствии с установленными требованиями,
установил :
Прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в Чувашской Республике обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц к федеральному бюджетному учреждению ИК- 2 Управления исполнения наказаний Минюста России по Чувашской Республике (ФБУ ИК-2 УФСИН РФ ПО ЧР) о понуждении к проведению противопожарных мероприятий в соответствии с установленными требованиями.
Исковые требования мотивированы тем, что при проверке соблюдения законодательства в указанном учреждении выявлены нарушения ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69 - ФЗ « О пожарной безопасности », Правил пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ 01-03 (утвержденные приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 313), норм пожарной безопасности НПБ 110-03 « Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией», (утвержденные приказом от 18.06.2003 № 315 МЧС РФ ), норм пожарной безопасности НПБ 105-03 « Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности » (утвержденные приказом МЧС РФ от 8.06.2003 № 314), правил устройства электроустановок (ПУЭ ).
Так, в помещениях ..., отсутствует система автоматической пожарной сигнализации ( НПБ 110-03, п. 3 ППБ 01-03).
Отсутствует система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в ... согласно п.3.1. НПБ 104-03 ( п.З ППБ 01-03).
Отделка стен на путях эвакуации ... выполнена с использованием сгораемых материалов п. 53 ППБ 01-03.
Отсутствуют ограждения по периметру кровли здания ... п. 3 ППБ 01-03 СНиП 21-01-97, двери лестничных клеток не оборудованы устройствами для самозакрывания с уплотнением в притворах п. 3 ППБ 01-03 СНиП 21-01-97.
Отделка потолков на путях эвакуации ... выполнена с использованием сгораемых материалов п. 53 ППБ 01-03.
На окнах подвалов, при размещении в них: магазина, каптерки, мастерской художника, мастерской по ремонту обуви, оперативного отдела, помещения инспекторов, установлены глухие (неоткрывающиеся решетки) п. 40 ППБ 01-03.
Отсутствует необходимый запас воды для наружного пожаротушения промышленной и жилой зоны в соответствии СНиП 2.04.02-84 ( п.З ППБ 01-03).
Ответчиком не выполняется возложенная на него законом обязанность соблюдать требования правил пожарной безопасности, допускается бездействие, чем нарушается право неопределенного круга лиц (осужденных, сотрудников ИУ, лиц, посещающих ИУ ) на обеспечение пожарной безопасности, гарантированное ст. 37 Федерального закона « О пожарной безопасности ».
УФСИН РФ по Чувашской Республике должных мер к устранению указанных нарушений закона не принимает, что ставит под угрозу безопасность людей в случае возникновения пожара.
ФБУ ИК-2 УФСИН России по ЧР является учреждением с массовым пребыванием неопределенного круга лиц, и прокурор в интересах неопределенного круга лиц просит обязать ФБУ ИК - 2 УФСИН России по ЧР в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу: установить автоматическую пожарную сигнализацию в помещениях ... осужденных, в административном корпусе( ...), привести в соответствии е с требованиями пожарного законодательства систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в ..., привести в соответствие с требованиями пожарного законодательства отделку стен на путях эвакуации ... и потолков на путях эвакуации ... привести в соответствие с требованиями пожарного законодательства ограждения по периметру кровли здания ..., двери лестничных клеток в соответствии с п. 3 ППБ 01-03 СНиП 21-01-97, привести в соответствии с требованиями пожарного законодательства окна подвалов, при размещении в них: ... в соответствии с п. 40 ППБ 01-03, обеспечить необходимый запас воды для наружного пожаротушения промышленной и жилой зоны.
В судебном заседании помощник прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в ЧР Алексеев Д.А. указанный выше иск поддержал в полном объеме по основаниям и обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ФБУ ИК - 2 УФСИН РФ по ЧР Дубровская Т.А., действующая на основании доверенности, заявленные исковые требования признала частично, пояснив суду, что в связи с отсутствием денежных средств, необходимых на устранение, выявленных нарушений противопожарных требований. Просила установить срок не ... месяцев, а ... месяцев, из-за отсутствия у учреждения возможности провести указанные мероприятия в заявленный срок..
Представитель третьего лица - УФСИН России по ЧР в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие.
С согласия сторон суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя УФСИН России по ЧР.
Выслушав сторон и исследовав письменные доказательства, суд находит требования прокурора обоснованными, основанными на нормах закона и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу требований ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ст. 150 ГК РФ, жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.
В соответствии со ст. 37 ФЗ « О пожарной безопасности », соблюдение Правил пожарной безопасности является обязанностью руководителей организаций.
Из п. 1.1 Положения о ФГУ ИК - 2 УФСИН РФ по ЧР следует, что оно является исправительным учреждением, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы, осуществляет деятельность по управлению и эксплуатации исправительного учреждения, а также по оказанию реабилитационной помощи осужденным, выполняет обязанности и пользуется правами, предоставленными законодательством РФ.
В силу п.п. 1.4. и 1.5 указанного Положения, учреждение является юридическим лицом и вправе самостоятельно пользоваться имуществом, закрепленным за ним на праве оперативного управления, от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности.
Судом установлено, что Дата обезличена года проведена проверка противопожарного состояния ФБУ ИК - 2 УФСИН РФ по ЧР, в ходе которого выявлено:
1. отсутствует автоматическая пожарная сигнализация в ... (
административном корпусе) НПБ 11003, ППБ 01-03 п. 3
2. отсутствует система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в
... п. 3 ППБ 01-03,.
3. Отделка стен на путях эвакуации ... выполнена с использованием сгораемых
материалов п. 53 ППБ 01-03.
4. Отсутствуют ограждения по периметру кровли здания ... п. 3 ППБ 01-03
СНиП 21-01-97,
5. Двери лестничных клеток не оборудованы устройствами для самозакрывания с
уплотнением в притворах п. 3 ППБ 01-03 СНиП 21-01-97.
8. Отсутствует необходимый запас воды для наружного пожаротушения промышленной и жилой зоны в соответствии СНиП Дата обезличена-84 ( п.З ППБ 01-03).
В силу п. 1 Правил пожарной безопасности в РФ ( Приложения к Приказу 1VT4C России от 18.06.2003 за № 313), настоящие Правила пожарной безопасности в Российской Федерации устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее -организации), их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
На основании ст. 37 Федерального закона «О пожарной безопасности», руководители организации обязаны;
Соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания и постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; Содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожара, не допускать их использования не по назначению;
Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», учреждения, исполняющие наказания, в том числе, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка, законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан находящихся на их территориях.
Пунктом 3.1.5 Правил пожарной безопасности, утвержденных приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 30.02.2005 № 214, предусмотрено, что на объектах учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний, противопожарные системы и установки помещений, зданий и сооружений должны постоянно содержаться в исправном рабочем состоянии.
В пункте 1.6 Правил пожарной безопасности указано, что на объектах учреждений органов Федеральной службы исполнения наказаний, администрация учреждения обязана обеспечивать организацию и выполнение работ по пожарной безопасности, в том числе противопожарных мероприятий, приобретение средств пожаротушения, сигнализации и другое.
Ответчиком указанные нарушения закона не устранены и в настоящее время, что ставит под угрозу жизнь пребывающим там лиц и создает условия для возникновения пожара.
В судебном заседании представитель ответчика признала нарушение Правил пожарной безопасности, указанные в акте проверки противопожарного состояния от Дата обезличена года, что освобождает от дальнейшего доказывания данных обстоятельств, согласно ч. 2 ст. 68 ГПК РФ. В связи с указанными нарушениями заявление прокурора подлежит удовлетворению в части заявленных исковых требований.
Указанные прокурором требования об устранении нарушений закона в области пожарной безопасности в интересах неопределенного круга лиц не противоречит законодательству, и могут быть признаны способами защиты прав и суд выносит решение по удовлетворяемым требованиям.
В силу ч. 1 ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
Указываемый прокурором шестимесячный срок для устранения ответчиком допущенных нарушений является разумным, исходя из положений ст. 314 ГК РФ.
В соответствии со ст.ЗЗЗ. 36 НК РФ, прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины.
Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации и в силу ст.ЗЗЗ. 19 НК РФ с ФБУ ИК - 2 УФСИН РФ по ЧР подлежит взысканию государственная пошлина в размере ... рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, суд
решил :
Иск Чебоксарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Чувашской Республики в защиту интересов неопределенного круга лиц к федеральному бюджетному учреждению ИК - 2 Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Чувашской Республике ( ФБУ ИК - 2 УФСИН РФ по ЧР ) удовлетворить. Обязать федеральное бюджетное учреждение ИК - 2 Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Чувашской Республике ( ФБУ ИК - 2 УФСИН РФ по ЧР ) в течение ... месяцев со дня вступления решения в законную силу установить автоматическую пожарную сигнализация в помещениях ..., в ...), привести в соответствие с требованиями пожарного законодательства систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в ..., привести в соответствие с требованиями пожарного законодательства отделку стен на путях эвакуации ... и потолков на путях эвакуации ... привести в соответствие с требованиями пожарного законодательства ограждения по периметру кровли здания ... двери лестничных клеток в соответствии с п. 3 ППБ 01-03 СНиП 21-01-97, привести в соответствии с требованиями пожарного законодательства окна подвалов, при размещении в них: ... в соответствии с п. 40 ППБ 01-03, обеспечить необходимый запас воды для наружного пожаротушения промышленной и жилой зоны.
Взыскать с федерального бюджетного учреждения ИК - 2 Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Чувашской Республике ( ФБУ ИК - 2 УФСИН РФ по ЧР ) государственную пошлину сумме ... рублей в бюджет, согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Чувашской Республики в течение 10 ( десяти ) дней со дня вынесения решения в окончательной форме.
Мотивированная часть решения составлена Дата обезличена года.
Судья Алатырского районного суда Т.А. Шмелева
6