о признании права на вторую пенсию по случаю потери кормильца



Дело № 2 - 800 - 2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Дата обезличена года г. Алатырь

Алатырский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Филатовой Л.Н., при секретаре Загубиной Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело

по иску Черновой В.И. к Управлению пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Алатырь и Алатырском районе Чувашской Республики - Чувашии о признании права на назначение второй пенсии по случаю потери кормильца,

Установил:

Чернова В.И. обратилась в суд с иском к УПФР в г. Алатырь и Алатырском районе Чувашской Республики - Чувашии, свои исковые требования обосновала тем, что она является вдовой умершего Ч.Л.Д. - участника ликвидации последствий аварии и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча в 1957 году на производственном объединении «Маяк». Дата обезличена года она обратилась к ответчику с заявлением о назначении второй пенсии по случаю потери кормильца. Согласно решению Номер обезличен от Дата обезличена года в назначении пенсии ей отказано по тем основаниям, что Федеральный закон от 26 ноября 1998 года № 175 «О социальной защите граждан РФ, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча», построенный по принципу распространения действия отдельных норм в том же порядке, как это предусмотрено для соответствующих категорий граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не предусматривает назначение пенсии по случаю потери кормильца по нормам Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Отказ она считает необоснованным, так как согласно ФЗ № 175 от 26 ноября 1998 года «О социальной защите граждан РФ, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» в порядке, установленном указанным законом, распространено действие закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», на граждан, занятых на работах по проведению защитных мероприятий и реабилитации радиоактивно загрязненных территорий вдоль реки Теча в 1957 - 1962 годы. Согласно ст. 5 ФЗ № 175 от 26 ноября 1998 года гражданам, указанным в ст.1 п.2 данного закона, получившим лучевую болезнь, другие заболевания, включенные в перечень заболеваний, возникновение или обострение которых обусловлены воздействием радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, гарантируются меры социальной поддержки, установленные для граждан, указанных в п.4 ст. 13 закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Согласно ст. 5 ФЗ № 175 от 26 ноября 1998 года гражданам, указанным в п. 2 ч.1 ст. 1 указанного закона гарантируются меры социальной поддержки, установленные для граждан, указанных в п.4 ч.1 ст. 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Ст. 11 ФЗ № 175 от 26 ноября 1998 года не может рассматриваться как препятствующая реализации права на получение мер социальной поддержки членами семьи умершего гражданина, имевшего статус участника ликвидации последствий аварии на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, в отношении которого была установлена причинная связь заболевания, вызвавшего инвалидность, а впоследствии смерть, с воздействием радиации вследствие аварии на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча.

Просит признать за ней право на назначение второй пенсии по случаю потери кормильца по п.5 ст. 3 ФЗ от 15 декабря 2001 года № 166, ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ». Обязать ответчика выплатить ей вторую пенсию по случаю потери кормильца по п.5 ст. 3 ФЗ от 15 декабря 2001 года № 166 с 26 марта 2010 года. Взыскать с ответчика понесенные судебные расходы.

В судебное заседание истица Чернова В.И. не явилась, просила рассмотреть дело в её отсутствие.

Представитель истицы Черновой В.И. - Чернов Г.Л., действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика УПФ РФ (ГУ) в г. Алатырь и Алатырском районе ЧР Лаврентьев А.А., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, пояснил, что в соответствии с п.2 ст. 4 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173 - ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в случаях, предусмотренных федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, установленной в соответствии с указанным Федеральным законом, и трудовой пенсии (части трудовой пенсии), установленной в соответствии с настоящим Федеральным законом. Согласно п.2 ст. 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166 - ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» гражданам, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством РФ, устанавливается одна пенсия по их выбору, если иное не предусмотрено федеральным законом. Подпунктом 5 п.3 ст. 3 вышеуказанного закона установлено, что право на одновременное получение двух пенсий предоставляется гражданам, указанным в подпункте 11 пункта 1 ст. 10 закона. Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная п.3 (с применением п.4) ст. 17 настоящего Федерального закона, трудовая пенсия по старости (инвалидности) или пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная п.3 (с применением п.4) ст. 17 настоящего Федерального закона, социальная пенсия, предусмотренная ст. 18 настоящего Федерального закона (за исключением социальной пенсии по случаю потери кормильца). В соответствии с подпунктом 11 пункта 1 ст. 10 Закона № 166 - ФЗ право на пенсию имеют нетрудоспособные члены семей граждан, указанных в подпунктах 1,2 и 3 настоящего пункта. В подпунктах 1,2 и 3 пункта 1 ст. 10 Закона № 166 - ФЗ поименованы граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или работами по ликвидации последствий указанной катастрофы; граждане, ставшие инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; граждане, принимавшие участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения. Отдельно отмечено, что в соответствии с подпунктом 12 пункта 1 ст. 10 Закона № 166 - ФЗ право на пенсию имеют граждане, пострадавшие в результате других радиационных или техногенных катастроф, к таковым относится авария на производственном объединении «Маяк», а также нетрудоспособные члены их семей. Однако данной категории нетрудоспособных членов семей не представлено право на одновременное получение двух пенсий.

Представитель третьего лица Министерства здравоохранения и социального развития ЧР в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, а также письменный отзыв по существу данного иска, из которого следует, что вопросы статуса граждан и территорий, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, а также порядка и условий выдачи удостоверений единого образца, дающих право на меры социальной поддержки за счет целевых бюджетных средств, регулируются Федеральным законом от 26 ноября 1998 года № 175 - ФЗ «О социальной защите граждан РФ, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку «Теча»; постановлением Правительства РФ от 20 ноября 1999 года № 1281 «О мерах по реализации Федерального закона «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча»; приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 24 апреля 2000 года № 229 «Об утверждении Положения о порядке оформления и выдачи удостоверений гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча. В соответствии с п.14 Положения о порядке оформления и выдачи удостоверений гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, семьям, потерявшим кормильца из числа граждан, указанных в пунктах 1 и 2 ч.1 ст. 1, ст.ст. 2 и 3 Федерального закона от 26 ноября 1998 года № 175 - ФЗ «О социальной защите граждан РФ, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» выдается удостоверение установленного образца. Министерством здравоохранения и социального развития ЧР Дата обезличена года Черновой В.И. выдано удостоверение серии Номер обезличен В связи с изложенным, Черновой В.И. как члену семьи умершего участника ликвидации последствий аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча выдано удостоверение установленного образца правомерно.

Суд, выслушав доводы участников процесса, исследовав письменные доказательства, приходит к выводу, что исковые требования Черновой В.И. не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно справке Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в городе Алатыре и Алатырском районе ЧР Номер обезличен от Дата обезличена года Чернова В.И., проживающая в ... является получателем трудовой пенсии по старости, её страховой стаж составляет ....

Как следует из повторно выданного свидетельства о заключении брака Номер обезличен от Дата обезличена года Ч.Л.Д. и Б.В.И. Дата обезличена года заключили брак, после регистрации брака присвоены фамилии: мужу - Чернов, жене - Чернова.

Решением регионального межведомственного экспертного совета по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности или смерти у лиц, подвергшихся радиационному воздействию Номер обезличен от Дата обезличена года установлено, что региональный Межведомственный Экспертный Совет на заседании Номер обезличен от Дата обезличена года рассмотрел представленную медицинскую документацию на Ч.Л.Д., Дата обезличена, проходившего воинскую службу на территории, загрязненной радионуклидами, об установлении причинной связи заболеваний (смерти) с радиационными и другими неблагоприятными факторами воздействия в результате радиационной аварии (или выполнения работ) на производственном объединении «Маяк». Установлен диагноз: .... Заключение: заболевание, приведшее к смерти, связано с радиационным воздействием в результате радиационной аварии на производственном объединении «Маяк».

Свидетельством о смерти Номер обезличен от Дата обезличена года установлено, что Ч.Л.Д. умер Дата обезличена года.

В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173 - ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, установленной в соответствии с указанным Федеральным законом, и трудовой пенсии (части трудовой пенсии), установленной в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166 - ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» гражданам, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Подпунктом 5 пункта 3 статьи 3 Закона № 166 - ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» установлено, что право на одновременное получение двух пенсий предоставляется гражданам, указанным в подпункте 11 пункта 1 статьи 10 настоящего Федерального закона. Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная пунктом 3 (с применением пункта 4) статьи 17 настоящего Федерального закона, и трудовая пенсия по старости (инвалидности) или пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная пунктом 3 (с применением пункта 4) статьи 17 настоящего Федерального закона, и социальная пенсия, предусмотренная ст. 18 настоящего Федерального закона (за исключением социальной пенсии по случаю потери кормильца).

Согласно подпункту 11 пункта 1 статьи 10 вышеуказанного закона право на пенсию имеют нетрудоспособные члены семей граждан, указанных в подпунктах 1,2 и 3 настоящего пункта.

В подпунктах 1,2 и 3 пункта 1 статьи 10 Закона № 166 - ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» поименованы граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или работами по ликвидации последствий указанной катастрофы; граждане, ставшие инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; граждане, принимавшие участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения.

Также согласно подпункту 12 пункта 1 статьи 10 Закона право на пенсию имеют граждане, пострадавшие в результате других радиационных или техногенных катастроф, а также нетрудоспособные члены их семей. Однако данной категории нетрудоспособных членов семей не представлено право на одновременное получение двух пенсий.

Пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 28 ноября 1998 года № 175 - ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» распространено в порядке, установленном настоящим Законом, действие Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан (в том числе временно направленных или командированных), включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, принимавших в 1957 - 1958 годы непосредственное участие в работах по ликвидации последствий аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк».

Согласно статье 4 вышеуказанного закона гражданам, указанным в пункте 1 части первой статьи 1 настоящего Федерального закона, гарантируются меры социальной поддержки, установленные для граждан, указанных в пункте 3 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Пунктом 3 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244 - 1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» определена категория граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие данного Закона.

В соответствии с частью 1 ст. 15 Закона № 1244 - 1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, указанным в пункте 3 части 1 статьи 13 настоящего Закона, предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные 3 - 12, 14 части 1 статьи 14 настоящего Закона.

Кроме того, им гарантируются обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, жилой площадью в размере и порядке, установленных Правительством Российской Федерации. Нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилой площадью в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации;

выплата пособия по временной нетрудоспособности в размере 100 процентов среднего заработка, учитываемого при начислении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации, независимо от продолжительности страхового стажа;

ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы и повлекшего утрату трудоспособности, в размере 250 рублей независимо от степени утраты трудоспособности (без установления инвалидности).

Согласно пункту 1 части 1 статьи 29 названного Закона гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой ст. 13 Закона, гарантируется назначение пенсии по инвалидности вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в том числе установленной до вступления настоящего Закона в силу, по их желанию в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» или Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В таком же порядке назначаются пенсии по случаю потери кормильца членам семей граждан, погибших (умерших) вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Справкой начальника отдела военного комиссариата Чувашской Республики по г. Алатырь и Алатырскому району ЧР Номер обезличен от Дата обезличена года подтверждается, что Ч.Л.Д. является участником ликвидации последствий аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча в период с Дата обезличена года по Дата обезличена года на территории производственного объединения «Маяк».

Таким образом, Ч.Л.Д. относится к категории граждан, предусмотренных пунктом 1 статьи 1 Закона № 175 - ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча», на него распространяется действие статьи 4 данного Закона, действие статьи 5 Закона на него не распространяется.

Данное обстоятельство подтверждается удостоверением серии Номер обезличен от Дата обезличена года, согласно которому Ч.Л.Д. имел право на льготы и компенсации, предусмотренные для граждан, указанных в пункте 3 части 1 статьи 13 Закона № 1244 - 1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Закон № 1244 - 1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», предоставляет гарантии по назначению одновременно с другой пенсией пенсии по случаю потери кормильца членам семей граждан, погибших (умерших) вследствие катастрофы на чернобыльской АЭС лишь из числа, указанных в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 13 Закона № 1244 - 1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Поскольку вышеуказанный Закон не предоставляет гарантии в виде назначения одновременно с другой пенсией пенсии по случаю потери кормильца членам семей погибших (умерших) граждан из числа указанных в пункте 3 части 1 статьи 13 данного Закона, а также исходя из условий и требований, предусмотренных подпунктом 5 пункта 3 статьи 3, подпунктом 11 пункта 1 статьи 10 Закона № 166 - ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», статей 4 и 11 Закона № 175 - ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча», исковые требования Черновой В.И. о признании права на одновременное получение двух пенсий удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Черновой В.И. к Управлению пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Алатырь и Алатырском районе Чувашской Республики - Чувашии о признании права на назначение второй пенсии по случаю потери кормильца отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение 10 дней со дня вынесения в окончательной форме, то есть с Дата обезличена, с подачей жалобы через Алатырский районный суд ЧР.

Председательствующий