Дело №2- 825/2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Дата обезличена года г. Алатырь
Алатырский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Филатовой Л.Н., при секретаре судебного заседания Кравченко А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Алатырского районного суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Гурина Е.П. к администрации г. Алатырь Чувашской Республики о предоставлении отдельной благоустроенной квартиры по договору социального найма,
установил:
Гурин Е.П. обратился в суд с иском к администрации г. Алатырь Чувашской Республики о предоставлении отдельной благоустроенной квартиры по договору социального найма, мотивировав его тем, что с Дата обезличена года он находится на службе в Отделе внутренних дел по г. Алатырь и Алатырскому району Чувашской Республики. С Дата обезличена назначен на должность участкового уполномоченного милиции. Жилья на территории г. Алатырь ни он, ни члены его семьи не имеют и вынуждены снимать квартиру. В состав его семьи входит жена Г.О.Г. дочь Г.Я.Е. Дата обезличена года рождения, и пасынок У.Н.Ю. Дата обезличена года рождения. Средств на приобретение жилья из-за небольшого размера заработной платы не имеет. С Дата обезличена года с составом семьи из четырех человек состоит в очереди на улучшение жилищных условий в администрации г. Алатырь, признан нуждающимся в улучшении жилищных условий.
В соответствии со ст. 30 Федерального закона «О милиции» сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.
Таким образом, он, проработав ... в должности участкового уполномоченного милиции и будучи признанным нуждающимся в улучшении жилищных условий, имеет полное право на получение отдельной благоустроенной квартиры.
Для реализации своего права на получение вне очереди отдельной благоустроенной квартиры он Дата обезличена года обратился к ответчику с заявлением о предоставлении отдельной благоустроенной квартиры. Дата обезличена года его заявление рассмотрено и в предоставлении ему вне очереди отдельной благоустроенной квартиры было отказано.
Ответчик мотивировал свой отказ тем, что обеспечение жильем сотрудника милиции не входит в полномочия органов местного самоуправления.
Однако, поскольку отдел участковых уполномоченных милиции входит в состав милиции общественной безопасности, обязанность по обеспечению жильем лежит в силу ст. зб Федерального закона «О милиции» на администрации г. Алатырь Чувашской Республики.
В соответствии со ст. 50 Жилищного кодекса РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
Просит обязать администрацию г. Алатырь Чувашской Республики предоставить ему отдельную благоустроенную квартиру на состав семьи из четырех человек, площадью по установленным законодательством нормам.
В судебном заседании истец Гурин Е.П. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика - администрации г.Алатырь Чувашской Республики Шкаверо А.П., действующая на основании доверенности Номер обезличен от Дата обезличена года, исковые требования не признала и пояснила, что согласно Федеральному закону от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в полномочия органов местного самоуправления входит обеспечение жилыми помещениями только малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Принятие на учет иных граждан, нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики на строительство (приобретение) жилых помещений, осуществляется в рамках переданных государственных полномочий в соответствии с Законом Чувашской Республики № 55 от 30 ноября 2006 года «О наделении органов местного самоуправления Чувашской Республики отдельными государственными полномочиями».
Гурин Е.П. с составом семьи из четырех человек принят на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 мая 2006 года № 285, которая не предусматривает внеочередное предоставление жилья. Истец вправе встать на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях и имеющего права на государственную поддержку. В дальнейшем, при выделении средств из республиканского бюджета Чувашской Республики для указанной категории граждан, Гурину Е.П. будет предоставлено жилое помещение согласно очередности. Нуждаемость истца в жилом помещении не оспаривает.
Представитель третьего лица Министерства внутренних дел РФ, будучи извещенным о дне слушания дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договору социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанным по установленным Жилищным кодексом РФ и (или) федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
В связи с этим Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 года № 1026-1 «О милиции», учитывая особые условия несения службы сотрудниками милиции, устанавливает гарантии их правовой и социальной защиты. Одним из способов такой защиты является предусмотренный статьей 30 порядок обеспечения сотрудников милиции жилой площадью.
В силу статьи 30 Закона Российской Федерации «О милиции» сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления в первоочередном порядке, а участковым инспекторам милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.
Из приведенной нормы закона следует, что разрешение требования о предоставлении жилой площади не ставится в зависимость от наличия или отсутствия других участковых уполномоченных милиции, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и времени постановки их на указанный учет. В ней нет положения о предоставлении жилой площади в порядке очередности. Более того, упомянутая норма устанавливает срок, в течение которого участковому инспектору, вступившему в должность, должна быть предоставлена жилая площадь.
В соответствии с положениями статьи 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Согласно статье 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; и другие.
Согласно пунктам 12 и 13 статьи 4 Закона Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений» граждане, принятые на учет, включаются в списки очередности на получение жилых помещений. Учет граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, и граждан, отнесенных к иным категориям федеральным законом и настоящим Законом, ведется по отдельным спискам.
Таким образом, право на бесплатное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, в том числе и основанное на специальной норме закона или иного нормативно-правового акта, может быть реализовано только при соблюдении установленных жилищным законодательством правил.
Применительно к данному спору жилищное законодательство не предусматривает иного способа решения жилищной проблемы, поэтому льготное обеспечение жильем должно производиться с соблюдением установленного жилищным законодательством общего принципа нуждаемости в жилом помещении по договору социального найма.
Как видно из материалов дела, истец Гурин Е.П. с Дата обезличена года состоит в должности участкового уполномоченного милиции ОВД по г. Алатырь и Алатырскому району, и при наличии нуждаемости в жилом помещении, которая подтверждена представленными материалами дела и не оспаривается ответчиком, имеет право на льготное обеспечение жильем в соответствии с приведенной выше нормой закона.Включен в списки граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях на основании постановления главы г. Алатыря № 884 от 24 августа 2009 года.
Анализируя совокупность собранных по делу доказательств, суд приходит к выводу, что предусмотренный статьей 30 Закона Российской Федерации «О милиции» шестимесячный срок, в течение которого истец должен быть обеспечен жилой площадью, истек, при таких обстоятельствах требования истца являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Требования истца о предоставлении ему жилого помещения из муниципального жилищного фонда по договору социального найма является обоснованным, поскольку из содержания статьи 30 Закона РФ «О милиции» следует, что жилищные условия сотрудников милиции, в том числе и участковых уполномоченных милиции, могут быть улучшены за счет государственного, муниципального жилищных фондов, жилищных фондов организаций и служебного жилого фонда.
Возлагая на местную администрацию обязанность по предоставлению жилья, действующее законодательство предусматривает полную компенсацию из федерального бюджета возникающих при осуществлении данной обязанности дополнительных расходов органа местного самоуправления, что гарантирует право собственности муниципальных образований и при этом не происходит изъятие муниципальной собственности и не нарушается самостоятельность местного самоуправления в распоряжении местным
бюджетом.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.02.2005 N 58-0 "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы администрации г. Коряжма Архангельской области на нарушение конституционных прав местного самоуправления положением ч. 1 ст. 30 Закона о милиции" указано, что обязанность органов местного самоуправления по обеспечению жильем работников расположенных на территории муниципального образования органов милиции не может рассматриваться как отдельное государственное полномочие и имеет как общегосударственное, так и местное значение; содержание муниципального жилищного фонда в силу закона относится к вопросам местного значения, а вопросы обеспечения жильем указанной категории граждан подлежат совместному разрешению федеральными органами государственной власти и органами местного самоуправления; возникающие при этом расходы подлежат компенсации из федерального бюджета. В связи с этим Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что законоположение, обязывающее органы местного самоуправления обеспечивать сотрудников милиции, в том числе участковых уполномоченных милиции, жилой площадью, не может рассматриваться как нарушающее самостоятельность и права местного самоуправления и противоречащее Конституции Российской Федерации.
Поскольку статьей 30 Закона Российской Федерации «О милиции» обязанность по предоставлению жилого помещения возложена как на орган исполнительной власти, так и на органы местного самоуправления, организацию, заявленные истцом требования к администрации г. Алатырь Чувашской Республики суд находит законными..
В связи с изложенными обстоятельствами суд считает необходимым возложить обязанность по предоставлению истцу жилого помещения на администрацию г. Алатырь.
Согласно пункту 5 статьи 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
По квитанции Гуриным Е.П. при подаче искового заявления в суд уплачена государственная пошлина в размере ...
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Гурина Е.П. к администрации г. Алатырь Чувашской Республики о предоставлении отдельной благоустроенной квартиры по договору социального найма удовлетворить.
Обязать администрацию г. Алатырь Чувашской Республики предоставить Гурину Е.П. на состав семьи из четырех человек благоустроенное жилое помещение по установленным нормам.
Взыскать с администрации г. Алатырь Чувашской Республики в пользу Гурина Е.П. в возмещение расходов на оплату государственной пошлины ....
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в течение 10 дней со дня вынесения в окончательной форме, начиная с Дата обезличена года, с подачей жалобы через Алатырский районный суд Чувашской Республики.
Председательствующий