Гр. дело № 2-1061/2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г.Алатырь
Алатырский районный суд Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Шмелевой Т.А.,
при секретаре судебного заседания Загубиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Элюковой Г.Н. к отделу социальной защиты населения Алатырского района Чувашской Республики Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики о взыскании компенсации за питание детей в школьном учреждении, расходов на школьные учебники, компенсации квартплаты и коммунальных услуг, расходов на приобретение школьной формы, выплаты к Международному дню семьи, выплаты ко Дню знаний, расходов на лечение детей,
установил:
Элюкова Г.Н. обратилась в суд с иском к отделу социальной защиты населения администрации Алатырского района Чувашской Республики о взыскании недополученных денежных средств на содержание ее детей с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ год. Требование мотивировано тем, что она является многодетной матерью. На ее иждивении находятся три сына Элюковы В., С., С. и дочери Элюковы Е. Д. У., Е., М., Р., Г.
Ее семья имеет право на льготы по питанию, обеспечению детей учебниками, по квартплате за жилье, дополнительные выплаты к Международному дню семьи - <данные изъяты> рублей, ко Дню знаний - <данные изъяты> рублей, ежегодные выплаты на покупку школьной формы в сумме <данные изъяты> рублей.
Она и ее супруг обратились в отдел соцзащиты населения при Администрации Алатырского р-она с заявлением о предоставлении всех вышеуказанных льгот. Там им отказали, разъяснив, что натуральные льготы для многодетных семей монетезированы, и денежная компенсация расходов по предоставлению льгот многодетным семьям была включена в ежемесячное пособие на ребенка. Им рекомендовали обратиться в отдел соцзащиты населения для признания их семьи малообеспеченной. Также там их поставили в известность, что в течение 3 лет <адрес> лесхоз снабжал их дровами.
Но ни разу они никаких дров не получали, а в качестве малоимущих их семья давно зарегистрирована. И за питание своих детей, и за их обучение они всегда платят сами. Никогда их семья не пользовалась никакими льготами. Даже новогодние подарки, положенные ее детям, получило другое лицо, подделав ее подпись в графе о получении.
На квартплату и коммунальные услуги ими было оплачено <данные изъяты> рублей: за ДД.ММ.ГГГГ года по <данные изъяты> рублей в месяц. На приобретение школьной формы потрачено с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года всего <данные изъяты> рублей. Она не получила в ДД.ММ.ГГГГ году выплату к Международному дню семьи в размере <данные изъяты> рублей, ко дню знаний в ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ году по <данные изъяты> рублей. В ДД.ММ.ГГГГ учебном году питались четыре ее ребенка, на их питание потрачено: сентябрь-<данные изъяты> руб., октябрь-<данные изъяты> руб., ноябрь - <данные изъяты> руб., декабрь- <данные изъяты> руб., январь- <данные изъяты> руб., февраль -<данные изъяты> руб., март- <данные изъяты> руб., апрель- <данные изъяты> руб., май - <данные изъяты> руб., итого <данные изъяты> руб. В ДД.ММ.ГГГГ учебном году на питание четверых детей потрачено сентябрь-<данные изъяты> руб., октябрь-<данные изъяты> руб., ноябрь - <данные изъяты> руб., декабрь- <данные изъяты> руб., январь- <данные изъяты> руб., февраль -<данные изъяты> руб., март- <данные изъяты> руб., апрель- <данные изъяты> руб., май - <данные изъяты> руб., итого <данные изъяты> руб. В ДД.ММ.ГГГГ учебном году потрачено на питание пятерых детей: сентябрь-<данные изъяты> руб., октябрь-<данные изъяты> руб., ноябрь - <данные изъяты> руб., декабрь- <данные изъяты> руб., январь- <данные изъяты> руб., февраль -<данные изъяты> руб., март- <данные изъяты> руб., апрель- <данные изъяты> руб., май - <данные изъяты> руб., итого <данные изъяты> руб. В сентябре ДД.ММ.ГГГГ года питалось 6 детей, на них потрачено <данные изъяты> руб. Итого на питание в учебном заведении ею было потрачено за период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год <данные изъяты> рублей. На школьные учебники ею затрачено в ДД.ММ.ГГГГ году <данные изъяты> рублей, в ДД.ММ.ГГГГ году - <данные изъяты> рублей, в ДД.ММ.ГГГГ году - <данные изъяты> рублей. В ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ гг. школа сама приобретала учебники, собирая по <данные изъяты> рублей с ученика, в ДД.ММ.ГГГГ году их приобретали родители. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год ею на лекарственные препараты на лечение детей потрачено: в ДД.ММ.ГГГГ году <данные изъяты> рублей на лечение дочери Е.. Она была госпитализирована с диагнозом <данные изъяты>. В ДД.ММ.ГГГГ году в хирургическом отделении находился сын В. с диагнозом <данные изъяты> на его лечение затрачено <данные изъяты> руб.
Просит взыскать с ответчика - отдела социальной защиты населения Алатырского района в ее пользу компенсацию за питание детей в школьном учреждении в период ДД.ММ.ГГГГ год <данные изъяты> руб., расходы на школьные учебники <данные изъяты> рублей, компенсацию квартплаты и коммунальных услуг <данные изъяты> руб. за период ДД.ММ.ГГГГ годы, расходы на приобретение школьной формы в ДД.ММ.ГГГГ г. <данные изъяты> руб., выплаты к Международному дню семьи <данные изъяты> руб., выплаты ко Дню знаний за ДД.ММ.ГГГГ годы <данные изъяты> руб., расходы на лечение детей в ДД.ММ.ГГГГ году <данные изъяты> рублей и <данные изъяты> руб., всего на сумму <данные изъяты> рублей.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу привлечены в качестве третьих лиц администрация Алатырского района, Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, Министерство образования и молодежной политики ЧР, МУ «ЦРБ Алатырского района», отдел образования и молодежной политики администрации Алатырского района.
В судебном заседании истец и ее представитель Ульянов Н.Н., допущенный судом к участию в деле по ходатайству истца, требования искового заявления поддержали по изложенным в нем основаниям, вновь привели их суду.
В судебном заседании представитель ответчика - отдела социальной защиты населения Алатырского района Чувашской Республики Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, Гарцева Е.Л., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, выданной сроком на <данные изъяты>, исковые требования не признала, в удовлетворении иска просила отказать по тем основаниям, что отдел не несет ответственность за деятельность органов местного самоуправления и не является надлежащим ответчиком по делу.
Представитель третьего лица - Управления образования администрации Алатырского района, Харитонова В.Ю., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ выданной сроком до ДД.ММ.ГГГГ, с исковыми требованиями не согласилась, в связи с тем, что они не основаны на требованиях закона.
В судебное заседание представители Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики, администрации Алатырского района, МУ «ЦРБ Алатырского района» не явились, о причинах неявки суду не известно.
Суд с согласия участников процесса считает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело при имеющейся явке.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, обозрив дело, представленное отделом соцзащиты населения Алатырского района Чувашской Республики Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, исследовав собранные по делу доказательства, которых, по их мнению, достаточно для принятия решения по делу и не требуется представления дополнительных доказательств, суд приходит к следующему.
Согласно Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью ( ст.2); в Российской Федерации как социальном государстве обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются гарантии социальной защиты, гарантируется социальное обеспечение в случаях, предусмотренных законом 9 ст. 7 и 39); зашита прав и свобод человека и социальная защита, включая социальное обеспечение, является предметом совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов («б», «ж» ч.1 ст. 72).
По смыслу приведенных конституционных положений в их взаимосвязи социальная функция государства возлагается Конституцией РФ на Российскую Федерацию в целом, так и на каждый из субъектов РФ. Соответственно, органы государственной власти обоих территориальных уровней призваны совместно обеспечивать эффективные механизмы социальной защиты граждан.
Реализация субъектами РФ полномочий по предметам совместного ведения, в том числе в области социальной защиты, предполагает осуществление ими нормативно-правового регулирования по вопросам, отнесенным федеральным законодателем к их ведению, включая принятие соответствующих законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ. Такие законы и подзаконные акты, согласно ч. 5 ст. 76 Конституции РФ, не могут противоречить федеральным законам по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, а в случае противоречия между федеральным законом и иным актам, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон
Согласно статье 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией РФ, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка.
Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей в Чувашской Республике, регулируются кроме того Законом Чувашской Республики от 24 ноября 2004 года N 48 "О социальной поддержке детей в Чувашской Республике" ( с изменениями от 12 апреля, 25 ноября 2005 г., 29 марта, 15 ноября 2007 г., 27 июня, 23 сентября 2008 г., 6 февраля 2009 г., 28 мая 2010 г.), согласно статье 8 которого дети из многодетных семей с тремя и более детьми в возрасте до восемнадцати лет имеют право на социальную поддержку в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики. В силу ст. 11 указанного закона финансовое обеспечение мер по защите прав и законных интересов детей, нуждающихся в социальной поддержке является расходным обязательством Чувашской Республики. Порядок выделения средств на финансовое обеспечение мер по защите прав и законных интересов детей, нуждающихся в социальной поддержке, устанавливается Кабинетом Министров Чувашской Республики.
Установлено, что истец Элюкова Г.Н. имеет 10 детей: Элюкова В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Элюкова С. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Элюкова Р. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Элюкову Е. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Элюкову Д. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Элюкову У. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Элюкову Е. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Элюкову М. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Элюкову Р. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Элюкову Г. ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Пятеро из которых обучаются в МОУ «<адрес> СОШ».
В силу Закона Чувашской Республики от 24 ноября 2004 г. № 46 «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» ( с изменениями от 12 апреля, 25 ноября, 29 декабря 2005 г., 2 июня, 30 ноября 2006г., 29 марта, 9 июня 2007 г., 27 июня 2008 года) истец является получателем ежемесячных детских пособий, которое выплачивается органами социальной защиты населения по месту жительства семей с детьми. Порядок назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка устанавливается Кабинетом Министров Чувашской Республики.
На основании Закона Чувашской Республики № 55 от 25.11. 2005 г. «О внесении изменений в некоторые законодательные акты ЧР В связи с реформированием системы социальных льгот, предоставляемых семьям, имеющих детей», натуральные льготы для многодетных семей монетизированы и денежная компенсация расходов по предоставлению льгот многодетным семьям входит в состав ежемесячного пособия на ребенка. На октябрь 2010 года истец получает ежемесячное пособие на детей в размере <данные изъяты> рублей.
В соответствии с Законом Чувашской Республики № 1 от 08.02. 2005 г. «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг» Элюковой Г.Н., как работнику здравоохранения назначена с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячная выплата и с ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп, которая выплачивается в настоящее время.. Ежегодно, на основании поданного заявления семье Элюковой Г.Н. рассчитывается и выплачивается субсидия на оплату жилищно-коммунальных услуг. В ДД.ММ.ГГГГ году ее размер составил <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп, в ДД.ММ.ГГГГ- <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.
Согласно ст. 7 Закона Чувашской Республики № 48 от 24.11. 2004 г. «О социальной поддержке детей в Чувашской Республике» (с изменениями и дополнениями) дети из малообеспеченных семей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях должны обеспечиваться бесплатными учебниками.
Из Порядка обеспечения обучающихся общеобразовательных учреждений из малоимущих семей учебной и другой литературой, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской республики № 248 от 28.09.2007. следует, что обеспечение обучающихся общеобразовательных учреждений из малоимущих семей учебниками осуществляется в централизованном порядке за счет средств, предусмотренных на указанные цели в республиканском бюджете Чувашской Республики по разделу "Образование". Закупка учебников осуществляется Министерством образования и молодежной политики Чувашской Республики (далее - Минобразования Чувашии) на основании заявок государственных образовательных учреждений Чувашской Республики, органов управления образованием муниципальных районов и городских округов в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Финансирование расходов на обеспечение учебниками осуществляется за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики, предусмотренных по разделу "Образование". Главным распорядителем средств, выделяемых на указанные цели, является Минобразования Чувашии.
В 2010 году управлением образования администрации района были предоставлены необходимые учебники для детей Элюковой Г.Н., обучающихся в 10, 8, 6 и 2 классах.
В 2010 году в бюджете района не были предусмотрены средства для организации бесплатного питания детей из многодетных семей.
Во исполнение Закона ЧР от 25 ноября 2005 г. № 55 разработано Приложение о размерах ежемесячного пособия на ребенка, выплачиваемого родителям.
Следовательно, содержание вышеназванных нормативно-правовых актов свидетельствует о том, что порядок назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка устанавливается Кабинетом Министров Чувашской Республики и финансируется за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики.
В соответствии с п. 2 ст. 132 Конституции РФ, п. 4 ст. 6 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.
Согласно п. 1 ст. 38 Федерального закона от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются соответственно в федеральном бюджете, в бюджетах субъектов Российской Федерации.
Решением начальника отдела социальной защиты населения Алатырского района Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики от 20.10. 2010 г. в соответствии с Законом Чувашской Республики от 24 ноября 2004 г. № 46 «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 23 декабря 2004 г. № 337 «Об утверждении порядка назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка» Элюковой Г.Н. назначено ежемесячное пособие на 10 детей в сумме <данные изъяты> рублей с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Кроме того, законом Чувашской Республики № 48 от 24.11.2004 (с изменениями и дополнениями) «О социальной поддержке детей в Чувашской Республике», и принятым в целях реализации указанного закона постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики № 248 от 28.09.2007., выплаты к Международному Дню семьи и Дню знаний не предусмотрены.
С учетом изложенного, суд считает не обоснованными требования истицы к ответчику о взыскании компенсации за питание детей в школьном учреждении, расходов на школьные учебники, компенсации квартплаты и коммунальных услуг, расходов на приобретение школьной формы, выплаты к Международному дню семьи, выплаты ко Дню знаний и расходов на лечение детей.
Суд определяет следующие юридически значимые для разрешения возникшего спора обстоятельства: за счет каких средств выполнялись в Чувашской Республике в указанный истцом период государственные обязательства по социальной защите детей, выделялись ли из республиканского бюджета в бюджет Алатырского района в достаточном, определенном на основании Закона ЧР от 24 ноября 2004 года N 46, размере средства на выплату пособий родителю Элюковой Г.Н, а при недостатке указанных средств - орган, ответственный за причинение вреда истцу (надлежащий ответчик).
Статья 139 БК РФ регулирует взаимоотношения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Так, оказание финансовой помощи из бюджета субъекта Российской Федерации местному бюджету может быть осуществлено в следующих формах: предоставление из фондов финансовой поддержки муниципальных образований субъектов Российской Федерации, образуемых в бюджетах субъектов Российской Федерации, финансовой помощи на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности муниципальных образований с целью обеспечения финансирования минимальных государственных социальных стандартов, ответственность за финансирование которых возложена на органы местного самоуправления; предоставление субвенций на финансирование отдельных целевых расходов; иные формы, предусмотренные бюджетным законодательством субъекта Российской Федерации.
Средства на выплату пособий аккумулируются в республиканском бюджете, а органы местного самоуправления выступают лишь посредником между источником и объектом финансирования, осуществляя функцию выплаты пособий через соответствующие органы образования.
Финансирование выплат является обязанностью исполнительных органов, их финансовых органов, которые выступают от имени казны РФ, субъекта РФ.
На финансовом органе республики лежит обязанность по формированию объема расходных полномочий бюджетов (ст. 135 БК РФ).
В соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики «О системе органов социальной защиты населения Чувашской Республики» от 10 ноября 2005 г. № 267 (в редакции постановлений КМ ЧР № 348 от 29.12.2005 г. и № 107 от 28.04.2006 г.) с 1 января 2006 г. были созданы территориальные органы Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики - отделы (управления) социальной защиты населения в муниципальных образованиях Чувашской Республики, которым были переданы от органов местного самоуправления функции в области назначения и выплат государственных пособий гражданам.
В частности, п. 1.5. Постановления возлагает на данный орган следующие обязанности в области осуществления социальных выплат:
формирование и ведение банка данных по получателям социальных выплат, в том числе государственных пособий гражданам, имеющим детей, субсидий, компенсационных и других выплат проживающим на территории соответствующего муниципального образования;
осуществление регистрации малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан;
осуществление работы по назначению и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей;
осуществление работы по назначению и выплате ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан, имеющим на них право в соответствии с действующим законодательством;
осуществление работы по предоставлению и выплате гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;
осуществление иных полномочий в соответствии с действующим законодательством.
Отдел социальной защиты населения Алатырского района Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики правом выступать от имени казны ЧР по заявленным исковым требованиям не наделено, оно выступает лишь посредником между источником и объектом финансирования, в связи с чем судом на основе анализа вышеприведенных норм законодательства установлено, что отдел социальной защиты населения Алатырского района Минздравсоцразвития Чувашии не является надлежащим ответчиком по рассматриваемому спору.
Судом в ходе судебного разбирательства разъяснялось истцу право о привлечении в качестве надлежащих ответчиков по делу Управления образования и молодежной политики и администрации Алатырского района.
Истцом иск к администрации Алатырского района, Управлению образования и молодежной политики администрации Алатырского района, Минобразованию ЧР не предъявлен, судом установлено, что указанный орган - отдел социальной защиты населения Алатырского района Министерства здравоохранения и социального развития надлежащим ответчиком по делу не является, ходатайств о замене ненадлежащего ответчика по делу в порядке ст.41 ГПК РФ истцом не заявлялось, в связи с чем заявленные истцом суммы с него взысканы быть не могут.
На основании изложенного, исковые требования Элюковой Г.Н. о взыскании с отдела социальной защиты населения Алатырского района Чувашской Республики Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики в ее пользу недополученных денежных средств: компенсации за питание детей в школьном учреждении в период ДД.ММ.ГГГГ год <данные изъяты> руб., расходов на школьные учебники <данные изъяты> рублей, компенсацию квартплаты и коммунальных услуг <данные изъяты> руб. за период ДД.ММ.ГГГГ годы, расходы на приобретение школьной формы в ДД.ММ.ГГГГ г. <данные изъяты> руб., выплату к Международному дню семьи <данные изъяты> руб., выплату ко Дню знаний за ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> руб., расходы на лечение детей в ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> рублей и <данные изъяты> руб., всего на общую сумму <данные изъяты> рублей удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Элюковой Г.Н. к отделу социальной защиты населения Алатырского района Чувашской Республики Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики о взыскании компенсации за питание детей в школьном учреждении в период ДД.ММ.ГГГГ год - <данные изъяты> рублей, расходов на школьные учебники - <данные изъяты> рублей, компенсации квартплаты и коммунальных услуг - <данные изъяты> рублей за период ДД.ММ.ГГГГ годы, расходов на приобретение школьной формы в ДД.ММ.ГГГГ г. <данные изъяты> рублей, выплаты к Международному дню семьи <данные изъяты> рублей, выплаты ко Дню знаний за ДД.ММ.ГГГГ годы <данные изъяты> рублей, расходов на лечение детей в ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> рублей и <данные изъяты> руб., всего на сумму <данные изъяты> рублей отказать.
На решение может быть подана кассационная жалоба в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Чувашской Республики через Алатырский районный суд Чувашской Республики в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий: судья Т.А. Шмелева