Дело № 2- /2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г. Алатырь
Алатырский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Уряднова С.Н., при секретаре судебного заседания Новиковой Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Алатырского районного суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Линьковой <данные изъяты> к администрации г. Алатыря Чувашской Республики о предоставлении отдельной благоустроенной квартиры, с участием третьих лиц Линькова <данные изъяты>, Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, Отдела социальной защиты населения г. Алатыря Чувашской Республики и Министерства градостроительства и общественной инфраструктуры Чувашской Республики,
у с т а н о в и л:
Линькова Г.С. мотивировала свои исковые требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ при выполнении боевого задания погиб её муж - ФИО1. Она состоит в списке на первоочередное получение жилого помещения при администрации г. Алатыря Чувашской Республики с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР № 209 от 23 февраля 1983 года. В состав её семьи входит сын ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Жилья на территории г. Алатырь Чувашской Республики ни она, ни её сын не имеют. Средств на приобретение жилья из-за небольшого размера заработной платы у них нет.
Для реализации права на первоочередное получение отдельной благоустроенной квартиры она обращалась к ответчику неоднократно, однако до настоящего времени жильем не обеспечена.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 «О некоторых вопросах реализации программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы и Правил выписки и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы (п.п. «в» п. 5) вдовы военнослужащих, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) в период прохождения военной службы, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий имеют право на получение субсидии, удостоверяемой сертификатом, до повторного вступления в брак.
В соответствии с п. 16 указанных Правил норматив общей площади жилого помещения для расчета размера субсидии устанавливается в следующем размере: 33 кв.м. - для одиноко проживающего гражданина; 42 кв.м. - на семью из двух человек; по 18 кв.м. на каждого члена семьи при численности семьи 3 человека.
Поскольку ответчик до настоящего времени не обеспечил её семью жильем, она вынуждена обратиться в суд с целью защиты интересов её семьи.
Просила обязать администрацию г. Алатыря Чувашской Республики предоставить ей по договору социального найма отдельную благоустроенную квартиру на состав семьи из 2-х человек площадью не менее 42 кв.м. в г. Алатырь Чувашской Республики.
В судебном заседании представитель истца Линьковой Г.С. - ФИО3., действующая на основании нотариально удостоверенной доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования своего доверителя поддержала по вышеизложенным основаниям.
Представитель ответчика - администрации г. Алатыря Чувашской Республики ФИО4, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №, исковые требования не признала и пояснила, что не оспаривают нуждаемость истца в улучшении жилищных условий. Линькова Г.С. с сыном состоят в списках льготной очереди администрации г. Алатыря Чувашской Республики под номером №. Однако обеспечением жильем вдов военнослужащих, погибших при исполнении служебных обязанностей, муниципальные образования не занимаются. Согласно Федеральному закону от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в полномочия органов местного самоуправления входит обеспечение жилыми помещениями только малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий. Обеспечение же такой категории граждан как истец осуществляется за счет средств федерального бюджета путем предоставления единовременных денежных выплат на строительство или приобретение жилых помещений. Такими государственными полномочиями органы местного самоуправления не наделены. В соответствии с Порядком предоставления единовременных денежных выплат Министерством здравоохранения и социального развития Чувашской Республики формируется сводный список граждан - получателей мер социальной поддержки на основании сведений о гражданах, представленных органами местного самоуправления, исходя из даты постановки их на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Представление единовременных выплат производится в порядке очередности. Минздравсоцразвития на основании заявлений граждан о предоставлении единовременных выплат и иных документов, в пределах выделенных средств, с учетом очередности, установленной сводным списком, оформляет именные свидетельства на имя граждан - получателей денежных выплат и передает их территориальным органам для вручения.
В соответствии с Законом Чувашской Республики о республиканском бюджете на очередной финансовый год и плановый период главным распорядителем средств, направляемых на предоставление единовременных денежных выплат гражданам, имеющим право на улучшение жилищных условий в соответствии с федеральными законом «О ветеранах» является Минстрой Чувашии.
Считает, что надлежащим ответчиком по делу по иску Линьковой Г.С. является Минздравсоцразвития Чувашской Республики, а не администрация г. Алатыря Чувашской Республики.
Привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица на стороне истца Линьков Е.А. в судебное заседание не явился, будучи извещенным о времени и месте рассмотрения дела своевременно и надлежащим образом.
Представители третьих лиц Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, Отдела социальной защиты населения г. Алатыря Чувашской Республики и Министерства градостроительства и общественной инфраструктуры Чувашской Республики в судебное заседание также не явились, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения дела своевременно и надлежащим образом.
В своем заявлении представитель Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики ФИО5, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №, просит рассмотреть дело по иску Линьковой Г.С. к администрации г. Алатыря Чувашской Республики без её участия, в связи с отсутствием заинтересованности в исходе дела.
Из заявления начальника Отдела социальной защиты населения г. Алатыря Чувашской Республики ФИО6 следует, что она просит рассмотреть гражданское дело по иску Линьковой Г.С. к администрации г. Алатыря Чувашской Республики в отсутствие их представителя.
Из отзыва Отдела социальной защиты населения г. Алатыря Чувашской Республики следует, что в соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке предоставления единовременных денежных выплат на строительство или приобретение жилых помещений гражданам, имеющим право на улучшение жилищных условий в соответствии с федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Министерством здравоохранения и социального развития Чувашской Республики (на основании сведений ранее представленных администрацией города) был сформирован список, по которому осуществлялась работа по обеспечению жильем граждан соответствующих категорий в текущем году. Согласно письму Минздравсоцразвития Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ № Линькова Г.С. состоит в данном списке под № <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ (с даты постановки на учет). В соответствии с названным письмом работа в текущем году по обеспечению жильем проводилась с гражданами, вставшими на учет до ДД.ММ.ГГГГ (исходя из объемов федеральных средств, выделенных на <данные изъяты> год). Просят суд в иске Линьковой Г.С. отказать.
Выслушав доводы участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Из извещения Военного комиссара г. Алатыря Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ в адрес Линьковой Г.С. следует, что её муж рядовой ФИО1, выполняя боевое задание, верный военной присяге, проявив стойкость и мужество, погиб ДД.ММ.ГГГГ.
Факт нахождения истца в браке с ФИО1 на момент гибели последнего подтверждается свидетельством о заключении брака серии <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно свидетельству о рождении серии <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ, истец и ФИО1 имеют сына ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Из постановления главы администрации г. Алатыря Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что вдова рядового, погибшего при исполнении служебных обязанностей в Чеченской Республике, - Линькова <данные изъяты>, с составом семьи из двух человек, включается в льготную очередь на получение жилья, согласно постановлению Совета Министров СССР от 23 августа 1983 года № 209.
Нуждаемость истца в улучшении жилищных условий представителем ответчика не оспаривается.
Согласно Положению о льготах инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих, утвержденному Постановлением Совета Министров СССР от 23 февраля 1981 г. N 209 семьи погибших военнослужащих, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, в первоочередном порядке обеспечиваются жилой площадью, в том числе за счет жилой площади, передаваемой министерствами и ведомствами в распоряжение исполнительных комитетов местных Советов народных депутатов.
Статья 36 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до 01 марта 2005 года, также предусматривала право семьей погибших военнослужащих на первоочередное, а не внеочередное получения жилья.
В соответствии со ст. 49 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение муниципального жилищного фонда малоимущим гражданам.
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Данным категориям граждан могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.
Согласно Федеральному закону от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в полномочия органов местного самоуправления входит обеспечение жилыми помещениями только малоимущих граждан, проживающих муниципальном округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Государственными полномочиями органы местного самоуправления по обеспечению жильем иных категорий граждан не наделены.
В соответствии с п. 2 ст. 25 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" на членов семей военнослужащих, погибших при выполнении задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, распространяются льготы, гарантии и компенсации, действующие в отношении членов семей военнослужащих, погибших в Великой Отечественной войне. Указанные льготы, гарантии и компенсации предусмотрены ст. 21 Федерального закона "О ветеранах".
Согласно ст.21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" к мерам социальной поддержки, установленным для семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относится и обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.
Из ст. 23.2 Федерального закона "О ветеранах" следует, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем категории граждан, предусмотренных в ст. 21 настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст.11 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года N 42 «О регулировании жилищных отношений» к иным категориям граждан, определенным настоящим Законом в соответствии с частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации в целях предоставления по договорам социального найма жилых помещений государственного жилищного фонда Чувашской Республики (далее - иные категории граждан), относятся и граждане, указанные в статье 21 Федерального закона "О ветеранах", признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Полномочия по обеспечению жилыми помещениями данной категории граждан являются государственными полномочиями Российской Федерации, переданными федеральными законами субъектам Российской Федерации. Указанные категории граждан обеспечиваются жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета в объемах, предусмотренных в Федеральном фонде компенсаций Чувашской Республики и передаваемых республиканскому бюджету Чувашской Республики ежегодно в виде субвенций по целевому назначению для реализации передаваемых федеральными законами полномочий по предоставлению мер социальной поддержки указанным категориям граждан.
Согласно ст. 11.1. указанного Закона Чувашской Республики мера социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями граждан, указанных в ст.21 Федерального закона «О ветеранах» осуществляется в форме однократного предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Чувашской Республики по договору социального найма либо единовременных денежных выплат на строительство или приобретение жилых помещений, определяемой ежегодно законом Чувашской Республики в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
Порядок предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями гражданам, определяется Кабинетом Министров Чувашской Республики.
В соответствии с Порядком предоставления единовременных денежных выплат на строительство или приобретение жилых помещений гражданам, имеющим право на улучшение жилищных условий в соответствии с Федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», утвержденным постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 16.11.2007 N 289 финансирование расходов, связанных с предоставлением единовременных денежных выплат на строительство или приобретение жилых помещений (далее - единовременные денежные выплаты) гражданам, осуществляется за счет субвенций, поступающих из федерального бюджета в республиканский бюджет Чувашской Республики на указанные цели.
Министерством здравоохранения и социального развития Чувашской Республики (далее - Минздравсоцразвития Чувашии) формируется сводный список граждан - получателей мер социальной поддержки по обеспечению жильем (далее - сводный список), состоящий из двух разделов: из числа лиц, указанных в подпункте "а" пункта 1.6 раздела I настоящего Порядка (инвалиды Великой Отечественной войны; лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств; лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда"; члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда), и лиц, указанных в подпункте "б" пункта 1.6 раздела I настоящего Порядка (инвалиды боевых действий, а также военнослужащие и лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей); ветераны боевых действий; члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, члены семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов государственной безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), члены семей военнослужащих, погибших в плену, признанных в установленном порядке пропавшими без вести в районах боевых действий; инвалиды; семьи, имеющие детей-инвалидов).
Органы местного самоуправления ежемесячно представляют в Минздравсоцразвития Чувашии списки граждан из числа лиц, указанных в подпункте "а" пункта 1.6 раздела I настоящего Порядка, принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, до 10 числа месяца, следующего за месяцем принятия этих граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, и информацию об изменениях сформированного по состоянию на 1 января 2006 года списка граждан из числа лиц, указанных в подпункте "б" пункта 1.6 раздела I настоящего Порядка, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года.
Сводный список формируется на основании сведений о гражданах, представленных органами местного самоуправления, исходя из даты постановки их на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Граждане, поставленные на учет в один и тот же день, указываются в сводном списке в алфавитном порядке.
Предоставление гражданам единовременных денежных выплат производится в порядке очередности.
На внеочередное получение единовременных денежных выплат имеют право:
инвалиды войны I группы;
инвалиды войны, имевшие на момент постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий II либо III группу инвалидности, в случае установления им на дату получения меры социальной поддержки по обеспечению жильем I группы инвалидности;
лица, страдающие тяжелой формой хронического заболевания.
Из отзыва начальника Отдела социальной защиты населения г. Алатыря Минздравсоцразвития следует, что истец Линькова Г.С. состоит в сводном списке граждан на получение единовременных денежных выплат под № <данные изъяты>
Проведя анализ исследованных доказательств, суд считает, что действующим законодательством не установлено право членов семей военнослужащих, погибших при выполнении задач в условиях вооруженных конфликтов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, на получение жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке на основании решения органа местного самоуправления.
Обеспечение жилой площадью граждан указанной категории осуществляется в форме предоставления им единовременных денежных выплат на строительство или приобретение жилых помещений органами государственной власти субъектов РФ. Правом на внеочередное получение единовременных денежных выплат Линькова Г.С. не обладает.
При изложенных обстоятельствах в удовлетворении её исковых требований следует отказать.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований Линьковой <данные изъяты> к администрации г. Алатыря Чувашской Республики о предоставлении отдельной благоустроенной квартиры на состав семьи из двух человек площадью не менее 42 кв.м. в г. Алатырь Чувашской Республики, отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики в десятидневный срок, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, с подачей жалобы через Алатырский районный суд Чувашской Республики.
Председательствующий: