Иск о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий



Дело № 2- /2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ г. Алатырь

Алатырский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Уряднова С.Н., при секретаре судебного заседания Новиковой Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Алатырского районного суда Чувашской Республики гражданское дело по иску

Гараниной <данные изъяты> к администрации Кирского сельского поселения Алатырского района Чувашской Республики и администрации Алатырского района Чувашской Республики о признании незаконными решения жилищной комиссии администрации Кирского сельского поселения Алатырского района Чувашской Республики, заключения межведомственной комиссии при администрации Алатырского района Чувашской Республики, признании истицы нуждающейся в улучшении жилищных условий и имеющей право на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем, понуждении администрации Кирского сельского поселения Алатырского района Чувашской Республики поставить её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, с участием третьих лиц - Отдела социальной защиты населения Алатырского района Чувашской Республики, Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики,

у с т а н о в и л:

Истица Гаранина М.В. мотивировала свои исковые требования тем, что она, <данные изъяты> года рождения, является ветераном Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и инвалидом <данные изъяты> группы. С 1944 года по 1945 год находилась на действительной военной службе в войсках связи.

После войны, в <данные изъяты> году они с мужем на собственные деньги построили своими силами дом в пос. <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., в том числе жилой <данные изъяты> кв.м.

У них четверо детей, которые в настоящее время живут самостоятельно. ДД.ММ.ГГГГ муж умер. Её состояние здоровья ухудшилось из-за переживаний. В доме она осталась одна, но дети периодически приезжают для осуществления ухода за ней.

На сегодняшний день дом, в котором она живет, обветшал, состарился, не отвечает санитарно-техническим требованиям и нормальным жилищным условиям, жить в нем практически невозможно. В доме повышенная влажность, сырость. Процент износа дома на основании технического паспорта составляет 51 %, на что ссылается и администрация Алатырского района в своем уведомлении на её имя от ДД.ММ.ГГГГ. Однако это не отвечает фактическим обстоятельствам дела. Фундамент и конструкции дома устарели, из-за чего возникли щели в полу, которые ее детям периодически приходится проклеивать, так как сама физически не может этого сделать. Печка не отапливает дом, так как не работает, центрального отопления нет. Её дети вынуждены приезжать из г. <данные изъяты> к ней в пос. <данные изъяты>, чтобы помогать. Баня, которая является надворной постройкой, не пригодна в использовании, в ней образовались щели. В доме отсутствует вода. За водой приходится ходить к колодцу, который находится далеко от дома, а зимой он замерзает, приходится топить снег. Туалет и колодец находятся на улице. За все годы дом настолько состарился, что жить в нем стало невозможно. На сегодняшний день возраст дома составляет более 58 лет. В нем нет никаких удобств. С мнением о том, что износ дома составляет всего лишь 51% полностью не согласна, в реалиях дом является ветхим строением и требует сноса, либо как минимум, капитального ремонта.

ДД.ММ.ГГГГ она обращалась в администрацию Алатырского района по поводу принятия ее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по договору социального найма.

ДД.ММ.ГГГГ ею получен ответ от главы администрации Алатырского района в котором указано, что за постановкой на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий ей следует обратиться в администрацию Кирского сельского поселения.

ДД.ММ.ГГГГ жилищная комиссия Кирского сельского поселения отказала ей в постановке на учет по тем основаниям, что площадь её дома составляет <данные изъяты> кв.м., процент износа дома 51%, в связи с этим она не подпадает под условия действия постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 12 января 2006 года № 2 «О порядке ведения органами местного самоуправления в Чувашской Республике учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку на строительство (приобретение) жилых помещений».

Считает, что её жилищные права, как ветерана Великой Отечественной войны, грубо нарушены.

Просила признать её нуждающейся в улучшении жилищных условий, признать за ней право на предоставление отдельного изолированного жилого помещения, отвечающего требованиям жилищного законодательства, общей площадью не менее <данные изъяты> кв.м., в том числе жилой не менее <данные изъяты> кв.м., обязать ответчиков поставить ее на учет ветеранов Великой Отечественной войны нуждающихся в улучшении жилищных условий, обязать ответчиков предоставить ей жилое помещение, общей площадью не менее <данные изъяты> кв.м., в том числе жилой не менее <данные изъяты> кв.м.

В судебном заседании представитель истицы Гараниной М.В. - ФИО1, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ с правом изменения исковых требований, исковые требования Гараниной М.В. изменила, просила признать решение жилищной комиссии Кирского сельского поселения Алатырского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в постановке Гараниной М.В. на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, заключение межведомственной комиссии при администрации Алатырского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № о признании дома Гараниной М.В., расположенного по адресу: <адрес>, жилым и пригодным для проживания граждан с необходимостью проведения капитального ремонта, незаконными, признать Гаранину М.В. нуждающейся в жилом помещении и имеющей право на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем в соответствии со ст.15 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах», обязать администрацию <данные изъяты> сельского поселения Алатырского района Чувашской Республики поставить Гаранину М.В. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

В суде представители истицы Гараниной М.В. ФИО1 и адвокат Бажанов П.Р., действующий на основании ордера №, измененные исковые требования поддержали, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

ФИО1 дополнительно суду указала, что межведомственная комиссия в полном составе для обследования дома её доверителя не выезжала, из 9 членов комиссии было всего 4 человека, ряд должностных лиц подписали заключение этой комиссии, не видя сам дом.

Представитель администрации Кирского сельского поселения Алатырского района Чувашской Республики - глава администрации ФИО4 исковые требования не признал, пояснив, что истица не подпадает под категорию граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предусмотренных ст.51 Жилищного кодекса РФ, поскольку она имеет в собственности в <адрес>, жилой дом, общей площадью <данные изъяты> кв.м., в том числе жилой <данные изъяты> кв.м., что составляет более учетной нормы жилья <данные изъяты> кв.м. на одного человека в п. <данные изъяты>. Указанный жилой дом межведомственной комиссией при администрации Алатырского района Чувашской Республики непригодным для проживания не признан. Отсутствие в одноэтажном жилом доме водопровода и канализации не является основанием для признания такого дома непригодным для проживания. При постановке Гараниной М.В. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий они руководствовались техническим паспортом её домовладения, согласно которого износ дома истицы составляет всего 51%. В связи с этим дом не мог быть признан непригодным для проживания. Выставленный процент износа дома техниками бюро технической инвентаризации МУП «БТИ Алатырского района» они не могли оспорить. Не оспаривает, что межведомственная комиссия для обследования жилого дома Гараниной М.В. выезжала не в полном составе. Те же члены комиссии, кто был на месте, оценку состояния дома произвели визуально. Сам он строительного образования не имеет. Межведомственная комиссия за основу также взяла процент износа, установленный МУП «БТИ Алатырского района».

Заключение ООО «<данные изъяты>» № о признании жилого дома Гараниной М.В. непригодным для проживания не оспаривает.

Представители ответчиков - администрации Алатырского района Чувашской Республики, ФИО2, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №, и ФИО3, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования Гараниной М.В. не признали по тем же основаниям, что и представитель ответчика - администрации п. <данные изъяты> Алатырского района Чувашской Республики ФИО4., также указав, что заключение ООО «<данные изъяты>» № о признании жилого дома Гараниной М.В. непригодным для проживания не оспаривают.

ФИО2 дополнительно суду указал, что администрация Алатырского района Чувашской Республики постановкой граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий не занимается, это относится к компетенции администраций сельский поселений района. У них в администрации есть специалист, который помогает сельским администрациям, - формирует сводный список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по району, и в частности по ветеранам войны, данный список представляет в Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, которое и осуществляет выделение денежных средств на строительство или приобретение жилья.

Представители третьих лиц - Отдела социальной защиты населения Алатырского района Чувашской Республики и Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, в судебное заседание не явились, представили заявления о рассмотрении иска Гараниной М.В. без их участия в связи с отсутствием заинтересованности в исходе дела.

Выслушав доводы участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В ходе судебного разбирательства дела установлено, что истец Гаранина <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ветераном - участником Великой Отечественной войны.

Данное обстоятельство установлено удостоверением на имя Гараниной М.В. серии <данные изъяты> №, выданным ДД.ММ.ГГГГ, и справкой от ДД.ММ.ГГГГ №, представленной начальником отдела военного комиссариата Чувашской Республики по г. Алатырь и Алатырскому району, согласно которой истец принимала участие в Великой Отечественной войне в составе действующей армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, имеет право на льготы, предусмотренные ст.15 Федерального закона «О ветеранах».

Согласно справке серии <данные изъяты> №, выданной ДД.ММ.ГГГГ, Гаранина М.В. является инвалидом <данные изъяты> группы бессрочно.

Указом Президента РФ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» от 7 мая 2008 года № 714 предусмотрена необходимость завершения обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", за счет средств федерального бюджета.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны, предоставляется ряд мер социальной поддержки, в том числе и обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем в случае их нуждаемости в улучшении жилищных условий.

Согласно ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.

В своем заявлении от ДД.ММ.ГГГГ на имя главы администрации Кирского сельского поселения Алатырского района Чувашской Республики Гаранина М.В. просила принять ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как иные категории граждан (участник Великой Отечественной войны).

Согласно протоколу № заседания комиссии по жилищным вопросам при администрации Кирского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, Гаранина М.В. проживает в <адрес> в частном доме одна. Из технического паспорта на домовладение следует, что общая площадь дома составляет <данные изъяты> кв.м., износ дома - 51%.

Жилищная комиссия в принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий Гараниной М.В. отказала, в связи с тем, что общая площадь её жилья превышает учетную норму в <данные изъяты> кв.м., принятую решением Собрания депутатов <данные изъяты> сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № (ст.50 ЖК РФ).

О принятом решении Гаранина М.В. извещена письмом от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст. 54 ЖК РФ основаниями для отказа в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях являются:

1) не представление предусмотренных Кодексом документов;

2) представление документов, не подтверждающих право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

3) не истечение предусмотренного статьей 53 настоящего Кодекса срока.

В суде установлено, что основанием для отказа в принятии Гараниной М.В. на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях явилось представление документов, не подтверждающих её право состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а именно документов, свидетельствующих о наличии у истицы на праве собственности жилого дома, площадью более учетной нормы на одного человека.

Так, согласно выписке из похозяйственной книги № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Гаранина <данные изъяты> является собственником жилого дома, <данные изъяты> года постройки, расположенного по адресу: <адрес>

Согласно решению Собрания депутатов Кирского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ учетная норма предоставления жилья на территории Кирского сельского поселения составляет 12 кв.м. на одного человека.

Из технического паспорта на жилой дом, составленного по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ МУП «БТИ Алатырского района» следует, что жилой дом <адрес> бревенчатый, его общая площадь составляет <данные изъяты> кв.м., в том числе жилая <данные изъяты> кв.м. Износ дома составил 51 процент.

Согласно п.п. 2.1, 2.2 Положения по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания, утвержденного приказом Министра жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 5 ноября 1985 г. N 529, жилые дома независимо от группы их капитальности и жилые помещения относятся к категории непригодных для постоянного проживания с учетом физического износа, повреждений несущих конструкций, недостатков планировки и уровня внутреннего благоустройства, а также санитарных требований.

К непригодным для постоянного проживания жилым домам относятся деревянные дома и дома со стенами из местных материалов, а также мансарды с физическим износом свыше 65%.

Истец, обжалуя решение жилищной комиссии при администрации Кирского сельского поселения об отказе в постановке её на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, выразила несогласие с оценкой пригодности её жилого дома для проживания, а именно с его фактическим износом более 65 %.

Согласно заключению о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания от ДД.ММ.ГГГГ № межведомственной комиссии, назначенной распоряжением главы администрации Алатырского района от ДД.ММ.ГГГГ №, дом <адрес>, принадлежащий Гараниной М.В., является жилым и пригодным для проживания граждан с необходимостью проведения капитального ремонта.

При этом согласно акту обследования вышеуказанного жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ указанной межведомственной комиссии, износ конструктивных элементов жилого дома в соответствии с техническим паспортом, изготовленным МУП «Бюро технической инвентаризации Алатырского района» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, составил 51 %. В ходе обследования инструментальный контроль и другие виды контроля и исследования не проводились.

В соответствии с ведомственными строительными нормами «Правила оценки физического износа жилых зданий», утвержденными Приказом Государственного комитета по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР от 24 декабря 1986 г. N 446 под физическим износом конструкции, элемента, системы инженерного оборудования (далее - системы) и здания в целом следует понимать утрату ими первоначальных технико-эксплуатационных качеств (прочности, устойчивости, надежности и др.) в результате воздействия природно-климатических факторов и жизнедеятельности человека.

Физический износ на момент его оценки выражается соотношением стоимости объективно необходимых ремонтных мероприятий, устраняющих повреждения конструкции, элемента, системы или здания в целом, и их восстановительной стоимости.

Физический износ отдельных конструкций, элементов, систем или их участков следует оценивать путем сравнения признаков физического износа, выявленных в результате визуального и инструментального обследования.

В ходе судебного разбирательства дела установлено, что межведомственная комиссия при администрации Алатырского района Чувашской Республики обследование жилого дома произвела не в полном составе, в частности без участия начальника территориального отдела Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике в г. Шумерля, начальника МУП «БТИ Алатырского района», между тем акт и заключение подписаны всеми членами комиссии. При определении степени физического износа жилого дома межведомственной комиссией взята цифра 51% из технического паспорта, составленного единолично техником МУП «БТИ Алатырского района», без инструментального обследования дома.

По заключению строительно-технической экспертизы жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ №, проведенного ООО «<данные изъяты>» на основании определения Алатырского районного суда Чувашской Республики, вынесенного по ходатайству представителя истицы, физический износ дома <адрес>, принадлежащий Гараниной М.В., рассчитанный в соответствии с ведомственными строительными нормами «Правила оценки физического износа жилых зданий» ВСН 53-86 (р) составляет 69 %. Деревянный дом с физическим износом свыше 65 % является непригодным для проживания.

Данное заключение представителями ответчиков не оспорено.

В соответствии с ч.1 ст.12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Учитывая допущенные межведомственной комиссией при администрации Алатырского района нарушения при обследовании жилого дома истицы на предмет его пригодности для проживания, и не оспаривания представителями ответчиков заключения строительно-технической экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ №, суд, руководствуясь ст.56 ГПК РФ, считает установленным, что дом <адрес>, принадлежащий Гараниной М.В., является непригодным для проживания.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.51 ЖК РФ проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, является основанием для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении.

При таких обстоятельствах Гаранину М.В. следует признать нуждающейся в жилом помещении, и как ветерана Великой Отечественной войны, имеющей право на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем в соответствии со ст.15 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах».

По этим же основаниям решение жилищной комиссии Кирского сельского поселения Алатырского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в постановке истицы на учет нуждающихся в жилых помещениях, и заключение межведомственной комиссии при администрации Алатырского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № о признании дома Гараниной М.В., расположенного по адресу: <адрес>, жилым и пригодным для проживания граждан с необходимостью проведения капитального ремонта, следует признать незаконными.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Гараниной <данные изъяты> к администрации Кирского сельского поселения Алатырского района Чувашской Республики и администрации Алатырского района Чувашской Республики удовлетворить в полном объеме.

Признать решение жилищной комиссии Кирского сельского поселения Алатырского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в постановке Гараниной М.В. на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, незаконным.

Признать заключение межведомственной комиссии при администрации Алатырского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № о признании дома Гараниной <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, жилым и пригодным для проживания граждан с необходимостью проведения капитального ремонта, незаконным.

Признать Гаранину <данные изъяты> нуждающейся в жилом помещении и имеющей право на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем в соответствии со ст.15 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах».

Обязать администрацию Кирского сельского поселения Алатырского района Чувашской Республики поставить Гаранину <данные изъяты> на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный суд Чувашской Республики в течение 10 дней со дня вынесения, с подачей жалобы через Алатырский районный суд.

Председательствующий: