Дело № 2- 176/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г. Алатырь
Алатырский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Уряднова С.Н., при секретаре судебного заседания Новиковой Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Алатырского районного суда Чувашской Республики гражданское дело по иску
Рябовой <данные изъяты> к администрации г. Алатыря Чувашской Республики о признании нуждающейся в жилом помещении, о признании незаконным решения комиссии по жилищным вопросам при администрации г. Алатыря Чувашской Республики об отказе во включении в список граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и понуждении администрации г. Алатыря Чувашской Республики поставить её на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, с участием в качестве третьих лиц - Отдела социальной защиты населения г. Алатыря Чувашской Республики Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики и Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики,
у с т а н о в и л:
Рябова З.К. мотивировала исковые требования тем, что она является вдовой участника Великой Отечественной войны.
В <данные изъяты> года обратилась в администрацию г. Алатыря Чувашской Республики с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Решением жилищной комиссии по жилищным вопросам администрации г. Алатыря от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по основанию, предусмотренному п.п.3 п.1 ст.53 ЖК РФ - в связи с не истечением пятилетнего срока со дня отчуждения ею собственного домовладения.
Статья 53 ЖК РФ регулирует последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий с целью состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Законодатель определяет наличие обязательного условия - умысла в действиях гражданина на ухудшение жилищных условий. Однако доказательств умысла в её действиях на ухудшение своих жилищных условий с целью признания её нуждающейся в получении жилого помещения жилищной комиссией не представлено. Сам по себе факт продажи дома не может свидетельствовать о намеренном ухудшении ею своих жилищных условий.
Она заключила договор купли-продажи жилого дома задолго до внесения изменений в законодательство, определяющее права ветеранов Великой Отечественной войны на улучшение жилищных условий. Она вынуждена была продать домовладение, поскольку практически не видит, сама себя не может обслуживать. Её муж, инвалид Великой Отечественной войны ФИО1, умер в <данные изъяты> году.
Таким образом, она, как вдова инвалида Великой Отечественной войны является нуждающейся в жилом помещении. Действия администрации г. Алатыря являются незаконными.
С учетом уточнений просила суд признать её нуждающейся в жилом помещении и имеющей право на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем, в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», признать решение комиссии по жилищным вопросам при администрации г. Алатырь Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ей, как вдове участника Великой Отечественной Войны, во включении в списки граждан нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку на строительство (приобретение) жилых помещений незаконным, обязать администрацию г. Алатыря Чувашской Республики принять её на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
В судебное заседание истица Рябова З.К. не явилась, будучи извещенной о времени и месте рассмотрения дела своевременно и надлежащим образом.
Её представитель ФИО2, действующий на основании нотариально удостоверенной доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, уточненные исковые требования своего доверителя поддержал в полном объеме, указав, что его мать Рябова З.К.. является вдовой инвалида Великой Отечественной войны. До <данные изъяты> года мать проживала в собственном доме <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м. Однако, учитывая, что мать к тому времени практически полностью ослепла, и не могла себя обслуживать, и тем более содержать дом, ими - её детьми, было принято решение мать забрать к себе. Дом матери был с печным отоплением. Во время топки печей угли падали на пол, чего мать не видела. Имелась реальная угроза уничтожения дома и гибели самой мамы. Поскольку старшая сестра - ФИО3 вышла на пенсию, именно она и забрала маму к себе. Дом был продан матерью в <данные изъяты> году не с намерением состоять в очереди на улучшение жилищных условий. Они не могли знать, что в 2008 году будет издан Указ Президента РФ об обеспечении жильем вдов участников Великой Отечественной войны. Лишь узнав о наличии у нее такого права в <данные изъяты> году, мать и обратилась в администрацию г. Алатыря с заявлением о постановке её на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Представитель ответчика - администрации г. Алатыря Чувашской Республики ФИО4, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №, исковые требования Рябовой З.К. не признала и пояснила, что комиссия по жилищным вопросам при администрации г. Алатыря Чувашской Республики отказала во включении истицы, как вдовы участника Великой Отечественной войны, в списки граждан нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку на строительство (приобретение) жилых помещений согласно постановлению Кабинета Министров Чувашской Республики от 12 января 2006 года № 2, в связи с тем, что истица в <данные изъяты> году продала принадлежащий ей на праве собственности жилой дом <адрес>, тем самым намерено ухудшила свои жилищные условия. С момента продажи дома не истек пятилетний срок, установленный п.п.3 п.1 ст.53 ЖК РФ.
Представители третьих лиц - Отдела социальной защиты населения г. Алатыря Чувашской Республики Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики и Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики, в судебное заседание не явились, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения дела своевременно и надлежащим образом. От них поступили заявления о рассмотрении дела по иску Рябовой З.К. без их участия.
Свидетель ФИО5 показал, что ДД.ММ.ГГГГ он приобрел жилой дом у Рябовой З.К. На момент оформления договора купли-продажи дома истица была практически слепой. Купленный им дом был с печным отоплением, имелось две печи. Перед печами на полах имелось множество выгоревших участков, видимо от падения углей.
Свидетели ФИО6 и ФИО7 показали, что проживали в соседях с Рябовой З.К. по <адрес>. К <данные изъяты> году истица практически полностью ослепла, она не могла себя обслуживать и содержать дом. Выйдя на улицу, могла потерять ориентацию и заблудиться. Хотя сама Рябова З.К. не хотела уезжать из своего дома, её дочь ФИО3 вынуждена была забрать её к себе, а чтобы дом истицы не развалился, был ими продан.
Выслушав доводы участников процесса, показания свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно свидетельству о браке серии <данные изъяты> №, выданному повторно Отделом ЗАГС администрации г. Алатыря Чувашской Республики ДД.ММ.ГГГГ, Рябова <данные изъяты>, <данные изъяты> года рождения, состояла в зарегистрированном браке с ФИО1 <данные изъяты> года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ.
Из свидетельства о смерти серии <данные изъяты> №, выданного повторно Отделом ЗАГС администрации г. Алатыря Чувашской Республики ДД.ММ.ГГГГ, следует, что Рябов <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>, умер ДД.ММ.ГГГГ, о чем ДД.ММ.ГГГГ ОЗАГС администрации г. Алатыря составлена запись акта о смерти №.
Согласно справке Объединенного военного комиссариата г. Алатырь и Алатырского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ №, ФИО1, <данные изъяты> года рождения, являлся инвалидом Великой Отечественной войны, принимал участие в войне в составе действующей армии в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года (ст.15 Федерального закона «О ветеранах»).
Из удостоверения серии <данные изъяты> №, выданного ДД.ММ.ГГГГ Управлением труда, социальной и демографической политики г. Алатырь, Рябова <данные изъяты> имеет право на льготы и преимущества, установленные для жен умерших военнослужащих ст.21 Федерального закона «О ветеранах».
В соответствии с ч.4 ст.21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах» нетрудоспособные члены семьи погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, состоявших на его иждивении и получающих пенсию по случаю потери кормильца (имеющих право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации, имеют право на получение меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем, в случае нуждаемости в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.
Указом Президента РФ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» от 7 мая 2008 года № 714 предусмотрена необходимость завершения обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", за счет средств федерального бюджета.
В соответствии со ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
В своем заявлении от ДД.ММ.ГГГГ на имя главы г. Алатыря Чувашской Республики Рябова З.К. просила принять ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма и имеющей право на государственную поддержку как иные категории граждан.
На обращение Рябовой З.К. от ДД.ММ.ГГГГ о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, администрация г. Алатыря письмом от ДД.ММ.ГГГГ № сообщила, что комиссией по жилищным вопросам при администрации г. Алатыря ДД.ММ.ГГГГ (протокол №) принято решение об отказе в принятии её на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании п.п.3 п.1 ст.53 Жилищного кодекса РФ, - в связи с тем, что не истек пятилетний срок отчуждения ею собственного домовладения №, общей площадью <данные изъяты> кв.м. по <адрес>.
В соответствии со ст. 54 ЖК РФ основаниями для отказа в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях являются:
1) не представление предусмотренных Кодексом документов;
2) представление документов, не подтверждающих право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
3) не истечение предусмотренного статьей 53 настоящего Кодекса срока.
В суде установлено, что основанием для отказа в принятии Рябовой З.К. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении явилось не истечение срока, предусмотренного ст.53 ЖК РФ.
Согласно ст.53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В ходе судебного разбирательства дела установлено, что истица Рябова З.К. ДД.ММ.ГГГГ продала принадлежащий ей на праве собственности жилой дом №, общей площадью <данные изъяты> кв.м. по <данные изъяты> ФИО5
Данное обстоятельство подтверждается договором купли-продажи дома от указанной даты.
Действия, в результате которых граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, в соответствии со ст.53 ЖК РФ, должны быть преднамеренными, направленными на приобретение права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В суде пояснениями представителя истицы и показаниями свидетелей установлено, что продажа Рябовой З.К. собственного дома носила вынужденный характер - невозможность проживать в данном доме по состоянию здоровья.
Норма Федерального закона «О ветеранах» о предоставлении членам семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны мер социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем начала реализовываться лишь после издания 7 мая 2008 года Указа Президента РФ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» № 714, о чем в <данные изъяты> году Рябова З.К. знать не могла.
С заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях истица обратилась лишь ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с этим связывать продажу Рябовой З.К. собственного жилого дома ДД.ММ.ГГГГ именно с намерением истицы приобрести право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении необоснованно.
Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Представителем администрации г. Алатыря Чувашской Республики ФИО4 не представлено доказательств того, что истица Рябова З.К. продала в <данные изъяты> году принадлежащий ей жилой дом именно с целью приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а не в связи с невозможностью содержать дом по состоянию здоровья как указывает представитель истицы.
Как следует из представленного суду администрацией г. Алатыря Чувашской Республики учётного дела Рябовой З.К., последняя с ДД.ММ.ГГГГ постоянно проживает совместно с дочерью ФИО3 и зятем ФИО8 на жилой площади последних по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., и соответственно в силу ст.69 ЖК РФ является членом их семьи.
Постановлением главы администрации г. Алатыря Чувашской Республики от 03 мая 2005 года № 424 учетная норма в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях на территории г. Алатыря установлена в размере 16 кв.м. на человека.
Исходя из количества постоянно проживающих в квартире <адрес> 3 человек учетная норма на каждого проживающего составляет менее 16 кв.м. (<данные изъяты> : 3 = <данные изъяты> кв.м).
При таких обстоятельствах Рябова З.К. является нуждающейся в жилом помещении по основанию, предусмотренному п.2 ст.51 ЖК РФ.
Учитывая изложенное суд считает решение комиссии по жилищным вопросам при администрации г. Алатыря Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Рябовой <данные изъяты> как вдове участника Великой Отечественной войны, проживающей на жилой площади дочери ФИО3 и зятя ФИО8 во включении в списки граждан нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку на строительство (приобретение) жилых помещений, незаконным.
Исковые требования Рябовой З.К. подлежат удовлетворению в полном объеме.
В связи с подачей искового заявления, Рябовой З.К. по квитанции от ДД.ММ.ГГГГ уплачена государственная пошлина в размере <данные изъяты> рублей.
В соответствии со ст.98 ГПК РФ данные расходы истицы подлежат возмещению ответчиком.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
р е ш и л:
Исковые требования Рябовой <данные изъяты> к администрации г. Алатыря Чувашской Республики удовлетворить.
Признать Рябову <данные изъяты> нуждающейся в жилом помещении и имеющей право на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах».
Признать решение комиссии по жилищным вопросам при администрации г. Алатырь Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Рябовой <данные изъяты>, как вдове участника Великой Отечественной войны, во включении в списки граждан нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку на строительство (приобретение) жилых помещений незаконным.
Обязать администрацию г. Алатыря Чувашской Республики принять Рябову <данные изъяты> на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Взыскать с администрации г. Алатыря Чувашской Республики в пользу Рябовой <данные изъяты> в возмещение расходов на оплату государственной пошлины <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный суд Чувашской Республики в течение 10 дней, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, с подачей жалобы через Алатырский районный суд.
Председательствующий: