Дело № 2-1299/2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ город Алатырь
Алатырский районный суд Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Шмелевой Т.А.,
при секретаре Загубиной Е.А.,
с участием старшего помощника Алатырского межрайонного прокурора Бухаровой М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению в порядке ст.45 ГПК РФ Алатырского межрайонного прокурора к администрации г.Алатырь Чувашской Республики о признании незаконным бездействия администрации г.Алатырь ЧР, выразившиеся в непринятии мер по определению порядка отлова, транспортировки и содержания отловленных безнадзорных собак и кошек, организации работы специализированных бригад по отлову безнадзорных собак, регистрации бродячих собак и кошек, и обязании устранить нарушения, -
УСТАНОВИЛ:
Алатырский межрайонный прокурор Чувашской Республики в интересах Российской Федерации обратился в суд с заявлением в порядке ст.45 ГПК РФ о признании незаконным бездействия администрации г.Алатырь ЧР, выразившиеся в непринятии мер по определению порядка отлова, транспортировки и содержания отловленных безнадзорных собак и кошек, организации работы специализированных бригад по отлову безнадзорных собак, регистрации бродячих собак и кошек, и обязании устранить нарушения по следующим основаниям:
Алатырской межрайонной прокуратурой в ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка по организации органами местного самоуправления города Алатырь Чувашской Республики проведения порядка регистрации и отлова бродячих собак на территории города.
Проверка показала, что администрацией города Алатырь Чувашской Республики не принимаются меры по реализации постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 31 марта 2004 года N 66 "Об утверждении Правил содержания собак и кошек в городах и других населенных пунктах Чувашской Республики".
Так, администрацией города Алатырь ЧР в нарушении установленных требований законодательства, порядок отлова, транспортировки и содержания отловленных безнадзорных собак и кошек не определен, не организована работа специальных бригад по отлову безнадзорных собак, муниципальный контракт (либо договор) на выполнение работ по отлову бродячих собак со специализированной организацией не заключен, каким-либо локальным актом указанный вопрос также не урегулирован, необходимые финансовые средства на данные цели в бюджете не предусмотрены. Контроль за численностью собак и кошек в форме их учета не ведется, учетные списки безнадзорных собак и кошек не формируются и не направляются в соответствующее государственное учреждение «Алатырская районная станция по борьбе с болезнями животных».
Несмотря на тот факт, что администрация города Алатырь в своем письме от ДД.ММ.ГГГГ №, направленном в прокуратуру утверждает, что обязанность по отлову безнадзорных собак лежит на МУП «АКХ», никаких письменных подтверждений по данному поводу не представлено, муниципальный контракт с МУП «АКХ» не заключен, в Уставе МУП «АКХ» данная обязанность не закреплена, какие-либо другие локальные акты о возложении обязанности по отлову безнадзорных собак на МУП «АКХ» также отсутствуют.
Перечисленные факты выявленных нарушений подтверждаются всеми собранными материалами проверки, включая фотоматериалы.
Подобное бездействие администрации г. Алатырь, выражающегося в не организации порядка отлова и должного учета собак, не проведением отлова бродячих собак, влечет за собой нарушение прав граждан на охрану здоровья, гарантированных статьей 41 Конституцией Российской федерации и ст.ст. 1,3 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.
На местном уровне Решением Собрания депутатов Алатырского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ утверждены «Правила содержания собак и кошек на территории Алатырского района», где установлено, что отлов, транспортировка и содержание отловленных собак и кошек, осуществляется созданными специализированными бригадами, в порядке, установленном администрацией Алатырского района ЧР.
Невыполнение требований законодательства создает угрозу и даже потенциальную опасность для здоровья человека. Безнадзорные животные могут являться переносчиками заболеваний, общих для человека и животных, в том числе повлечь летальный исход. Мероприятия по отлову и содержанию безнадзорных животных отнесены к санитарно-противоэпидемическим (профилактическим) мерам в области предупреждения и ликвидации болезней животных, их лечению, защиты населения от болезней, общих для человека и животных.
Просит признать незаконными бездействия администрации города Алатырь Чувашской Республики, выразившихся в непринятии мер по определению порядка отлова, транспортировки и содержания отловленных безнадзорных собак и кошек, организации работы специализированных бригад по отлову безнадзорных собак, регистрации бродячих собак и кошек, а также просит обязать администрацию города Алатырь Чувашской Республики в месячный срок со дня вступления решения в законную силу, организовать деятельность по отлову, транспортировке и содержанию отловленных безнадзорных собак и кошек, организовать работу специализированных бригад по отлову безнадзорных собак, провести регистрацию бродячих собак и кошек в г. Алатырь Чувашской Республики.
В ходе судебного разбирательства старший помощник Алатырского межрайонного прокурора Бухарова М.М. заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель ответчика - Администрации г.Алатыря - ведущий специалист-эксперт отдела организационной и правовой работы администрации г.Алатыря Ковайкина Т.П., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной сроком по ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании исковые требования не признала.
Суду пояснила, что на данный момент Правила содержания собак и кошек в г.Алатырь не утверждены, т.к. не прошли правовую экспертизу. Проект правил находится в разработке до ДД.ММ.ГГГГ Примерные Правила содержания собак и кошек в городах и других населенных пунктах Чувашской Республики, утвержденные постановлением Кабинета Министров ЧР № 66 от 31 марта 2004 г., носят рекомендательный характер. Договор с МУП «АКХ» не заключен, поскольку в бюджете города не предусмотрены на эти цели денежные средства. Однако, в целях предотвращения угрозы здоровью населения указанные мероприятия в 2010 году проводились. На заседании санитарно-эпидемиологической комиссии г.Алатыря ДД.ММ.ГГГГ было принято решение активизировать проведение мероприятий по сокращению числа безнадзорных животных, рекомендовано директору МУП «АКХ» Сусленокову М.П. создать и оснастить бригады для отлова безнадзорных животных. В связи с чем МУП «АКХ» из числа своих работников создало бригаду по отлову бродячих собак и кошек, силами которой было отловлено <данные изъяты> собак и <данные изъяты> кошек.
Представитель третьего лица - ГУ «Алатырская районная станция по борьбе с болезнями животных» Государственной ветеринарной службы ЧР - ветврач Варганов М.В., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, выданной сроком по ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании поддержал заявленные требования. Суду пояснил, что указанные мероприятия необходимо проводить, специализированную бригаду по отлову безнадзорных собак и кошек также необходимо создать в целях предотвращения угрозы жизни и здоровью граждан.
Представитель третьего лица - МУП «Алатырское коммунальное хозяйство» - руководитель Сусленков М.П., действующий на основании постановления Главы администрации г.Алатырь № от ДД.ММ.ГГГГ, приказа № от ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание не явился, будучи опрошенным в предварительном судебном заседании, с заявленными требованиями согласился в части. Суду пояснил, что указанные мероприятия необходимо проводить, однако бригады создавать нецелесообразно, поскольку необходимые для этого денежные средства должны выделяться из бюджета города и решаться этот вопрос должен на усмотрение органов местного самоуправления. Кроме того уточнил, что в целях предотвращения угрозы здоровью населения указанные мероприятия в 2010 году проводились. На заседании санитарно-эпидемиологической комиссии г.Алатыря ДД.ММ.ГГГГ было принято решение активизировать проведение мероприятий по сокращению числа безнадзорных животных, рекомендовано директору МУП «АКХ» Сусленкову М.П. создать и оснастить бригады для отлова безнадзорных животных. В связи с указанным, МУП «АКХ» из числа своих работников была создана бригада по отлову бродячих собак и кошек в количестве 4 человек, силами которой было отловлено <данные изъяты> собак и <данные изъяты> кошек.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства по делу, приходит к выводу, что исковые требования Алатырского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации подлежат частичному удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор обладает правом обращения в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ, суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
Статьи 1 и 3 "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан", утв. ВС РФ 22.07.1993 N 5487-1, установлено, что охрана здоровья граждан - это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека. Гражданам Российской Федерации гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и международными нормами и международными договорами Российской Федерации, Конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 41 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Невыполнение требований законодательства по определению порядка отлова, транспортировки и содержания отловленных безнадзорных собак и кошек, организации работы специализированных бригад по отлову безнадзорных собак, регистрации бродячих собак и кошек создает угрозу и даже потенциальную опасность для здоровья человека. Безнадзорные животные могут являться переносчиками заболеваний, общих для человека и животных, в том числе повлечь летальный исход. Мероприятия по отлову и содержанию безнадзорных животных отнесены к санитарно-противоэпидемическим (профилактическим) мерам в области предупреждения и ликвидации болезней животных, их лечению, защиты населения от болезней, общих для человека и животных.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 31 марта 2004 г. N 66 утверждены Примерные правила содержания собак и кошек в городах и других населенных пунктах Чувашской Республики (далее - Правила).
В силу п. 2.7. указанных Правил, порядок содержания собак и кошек определяет местная администрация муниципального образования. В соответствии с п. 5.2 Правил, отлов, транспортировка и содержание отловленных собак осуществляется организациями жилищно-коммунального хозяйства при содействии органов ветеринарного и санитарно-эпидемиологического надзора, общества охотников и рыболовов и других общественных организаций в порядке, установленном местной администрацией. Согласно п.2.1. этих же Правил, контроль за численностью собак и кошек осуществляется в форме их учета. Постановке на учет подлежат в том числе, собаки и кошки безнадзорные, отловленные; собаки и кошки безнадзорные, то есть выбывшие из владения физических или юридических лиц, а также физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и т.д. В силу п. 2.8. Правил содержания собак и кошек в городах и других населенных пунктах Чувашской Республики, учет собак и кошек производится не реже одного раза в год. В силу п. 2.9., результаты учета оформляются письменно, на основе всех данных учета формируются учетные списки и по истечении каждого календарного года направляются в ветеринарные лечебно-профилактические учреждения, обслуживающие соответствующие муниципальные образования. В соответствии с п. 5.1. Правил, собаки и кошки, находящиеся на улицах и в иных общественных местах без сопровождающих лиц, подлежат отлову. Кроме того, п. 6.2. определено, что контроль за соблюдением Правил содержания собак и кошек контролируется местной администрацией.
Однако, согласно п.2 Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики № 66 от 31 марта 2004 г., указанные Правила носят рекомендательный характер - органам местного самоуправления Чувашской Республики рекомендовано руководствоваться настоящими Правилами при подготовке нормативных правовых актов о содержании собак и кошек на соответствующих территориях.
В целях предупреждения возникновения случаев заболеваний бешенством среди людей, п.п. п.п. 1.1., 1.6 Решения Чувашской республиканской санитарно-противоэпидемической комиссии от 7 июня 2005 г. N 6 "О неотложных мерах по профилактике бешенства в Чувашской Республике", главам администраций городов и районов определено принять исчерпывающие меры по реализации постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 31 марта 2004 года N 66 "Об утверждении Правил содержания собак и кошек в городах и других населенных пунктах Чувашской Республики", предусмотрев выделение необходимых финансовых средств и организовать работу специальных бригад по отлову безнадзорных собак и кошек.
В ходе судебного разбирательства судом установлено следующее:
На местном уровне Решением Собрания депутатов Алатырского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ, утверждены «Правила содержания собак и кошек на территории Алатырского района», где также установлено, что отлов, транспортировка и содержание отловленных собак и кошек, осуществляется созданными специализированными бригадами, в порядке, установленном администрацией Алатырского района ЧР.
Однако, Проект Правил содержания собак и кошек в городе Алатырь, до настоящего времени не утвержден и находится в разработке. Из объяснений ответчика следует, что Правила будут утверждены в январе 2011 года.
В судебном заседании также установлено, что администрация г.Алатыря Чувашской Республики на протяжении 2010 года принимала меры к устранению выявленных нарушений: был разработан проект Правил содержания собак и кошек в г.Алатыре Чувашской Республики (данный проект находится на правовой экспертизе); на заседании санитарно-эпидемиологической комиссии при администрации г.Алатыря было принято решение активизировать проведение мероприятий по сокращению числа безнадзорных животных, создать и оснастить бригады для их отлова; МУП «АКХ» из числа своих работников была создана бригада по отлову бродячих животных, которой за <данные изъяты> месяцев 2010 г. было отловлено <данные изъяты> собак и <данные изъяты> кошек; в связи с активизацией мероприятий по сокращению числа безнадзорных животных, принятием Правил содержания собак и кошек в г.Алатыре Чувашской Республики в бюджете города должно быть предусмотрено выделение денежных средств именно на эти цели.
Согласно ст.132 Конституции РФ, органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
Федеральным законом РФ № 131-ФЗ от 06.10.2003. (с изм. и доп.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предусмотрено право органов местного самоуправления поселения решать вопросы и участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, за счет доходов местных бюджетов, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений. В соответствии со ст.34 указанного закона, финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований.
В соответствии со ст.37 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003. (с изм. и доп.), местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Статьи 52, 53 указанного закона предусматривают, что каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет).
Формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.
Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.
Таким образом, хотя было установлено, что администрацией г.Алатыря Чувашской Республики на протяжении 2010 года принимались меры по сокращению числа безнадзорных животных и их отлову, суд считает данные меры не достаточными для предотвращения угрозы жизни и здоровью человека.
Исходя из вышеизложенного, суд считает, что требования Алатырского межрайонного прокурора Чувашской Республики в интересах Российской Федерации к администрации г.Алатырь Чувашской Республики о признании незаконным бездействия администрации г.Алатырь ЧР в части непринятия мер по транспортировке и содержанию отловленных безнадзорных собак и кошек и обязании в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу организовать деятельность по транспортировке и содержанию отловленных безнадзорных собак и кошек и проведению регистрации бродячих собак и кошек в г.Алатыре подлежат удовлетворению. В части же признания незаконным бездействия администрации, выразившееся в непринятии мер отлову безнадзорных собак и кошек, а также обязании администрации организовать работу специализированных бригад по отлову бродячих животных прокурору следует отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявленные требования Алатырского межрайонного прокурора Чувашской Республики удовлетворить частично.
Признать бездействие администрации г.Алатыря Чувашской Республики, выразившееся в непринятии мер по регистрации, транспортировке и содержанию отловленных безнадзорных собак и кошек, незаконным.
Обязать Администрацию г.Алатыря Чувашской Республики в трехмесячный срок со дня вступления данного решения в законную силу организовать контроль за численностью безнадзорных собак и кошек и принять все необходимые меры по отлову, регистрации, транспортировке и содержанию отловленных собак и кошек в соответствии с принятыми Правилами содержания собак и кошек в г.Алатыре Чувашской Республики на 2011 год.
В части признания бездействия администрации г.Алатыря, выразившееся в непринятии мер по отлову безнадзорных собак и кошек, а также обязании администрации в месячный срок со дня вступления в законную силу решения суда создать специализированные бригады по отлову безнадзорных животных - прокурору отказать.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней с момента его окончательного изготовления, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ, в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Чувашской Республики, с подачей жалобы через Алатырский районный суд Чувашской Республики.
Председательствующий: