Дело № 2-139/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г. Алатырь
Алатырский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Уряднова С.Н., при секретаре судебного заседания Новиковой Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Алатырского районного суда Чувашской Республики гражданское дело по иску
Нагаевой <данные изъяты> к администрации г. Алатыря Чувашской Республики о признании индивидуального жилого дома непригодным для проживания вследствие его нахождения в опасной зоне схода оползней,
у с т а н о в и л:
Нагаева В.В. мотивировала исковое требование тем, что ей на праве собственности принадлежит индивидуальный жилой дом <адрес>.
В период осуществления массовой застройки территории микрорайона Стрелка г. Алатырь прилегающей к её дому, в конце 1980-х - начале 1990 -х годов, возник оползень левого склона р. Сура. Из-за активизации оползневых явлений <данные изъяты> происходит разрушение частных домовладений, в том числе и её.
Она неоднократно на протяжении нескольких лет подряд обращалась в администрацию г. Алатыря и иные инстанции с предоставлением всех требуемых документов для решения вопроса о признании её дома непригодным для проживания.
По результатам рассмотрения обращений была выдана справка МП «УЭ и ЖКХ» от ДД.ММ.ГГГГ, которой подтверждается нахождение её домовладения в оползневой зоне, однако какого-либо решения о признании дома непригодным для проживания администрация г. Алатырь не принимала. В настоящее время дом пришел в состояние, при котором возникли и продолжают возникать трещины в стыках между бревнами, трещины имеются в углах дома, обваливается штукатурка со стен, крыша пристроя к дому провалилась, имеется прогибание как потолка, так и полов дома.
Приведенные обстоятельства, свидетельствующие о ветхом состоянии дома, подтверждаются соответствующим актом осмотра, составленным страховой компанией ДД.ММ.ГГГГ, с которой у неё заключен договор страхования домовладения.
Из письменного ответа Главы администрации г. Алатырь (исх. № от ДД.ММ.ГГГГ) следует, что ей предложено представить в администрацию г. Алатырь правоустанавливающие документы для принятия решения о пригодности (непригодности) её дома для проживания. Также стороной ответчика в указанном письме сообщается об отсутствии по муниципальному образованию г. Алатырь программы переселения из оползневой зоны.
Учитывая то, что сторона ответчика не отрицает наличие причинно-следственной связи между нахождением её дома в официально признанной оползневой зоне и наступившими от этого вредными последствиями для жилого помещения в виде возникших ухудшений его состояния, имеются достаточные основания для признания её индивидуального жилого дома непригодным для проживания.
Просила суд признать принадлежащий ей на праве собственности индивидуальный жилой дом <адрес> непригодным для проживания вследствие его нахождения в зоне схода оползней.
В судебное заседание истец Нагаева В.В. не явилась, будучи извещенной о времени и месте рассмотрения дела своевременно и надлежащим образом.
Её представитель Краснов И.В., действующий на основании нотариально удостоверенной доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковое требование поддержал по вышеизложенным основаниям, дополнительно указав, что его доверитель неоднократно обращалась в администрацию г. Алатыря Чувашской Республики с заявлением о признании её жилого дома непригодным для проживания, в том числе в последний раз ДД.ММ.ГГГГ. Вместо того, чтобы рассмотреть данное заявление по существу, или же передать по подведомственности в межведомственную комиссию, администрация г. Алатыря просто отписалась, указав, что Нагаевой В.В. необходимо представить нотариально удостоверенную копию правоустанавливающего документа на дом и копию технического паспорта. Хотя данный ответ должна была дать сама межведомственная комиссия. Фактически администрация г. Алатыря бездействует, и поэтому его доверитель вынуждена была обратиться в суд с иском о признании своего жилого дома непригодным для проживания. В нормативно-правовых актах не содержится обязательного требования о досудебном урегулировании спора, гражданин, руководствуясь Конституцией РФ вправе напрямую обратиться в суд за защитой нарушенного права.
Представитель ответчика - администрации г. Алатырь Чувашской Республики Шкаверо А.П., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №, исковое требование Нагаевой В.В. не признала и пояснила, что действительно истица неоднократно обращалась в администрацию г. Алатыря с заявлениями о переселении её из оползневой зоны, а также ДД.ММ.ГГГГ года, - до создания ДД.ММ.ГГГГ года постановлением главы г. Алатырь межведомственной комиссии о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, с заявлением о признании её жилого дома <адрес> непригодным для проживания, однако никогда истица не прикладывала к заявлению копию правоустанавливающего документа на свой дом и копию технического паспорта как того требует Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденное постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года. Как только Нагаева В.В. представит в администрацию заявление о признании её жилого дома непригодным для проживания с приложением необходимых документов, этот вопрос будет рассмотрен межведомственной комиссией при администрации г. Алатыря в установленный законом срок с принятием соответствующего заключения. Вопрос о признании жилого дома непригодным для проживания относится к исключительной компетенции межведомственной комиссии и не может быть разрешен судом.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В ходе судебного разбирательства дела установлено, что истице Нагаевой В.В. на праве собственности принадлежит жилой дом <адрес>, что подтверждается договором купли-продажи жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно выписке из электронного журнала истица Нагаева В.В. ДД.ММ.ГГГГ обращалась в администрацию г. Алатыря с заявлением об обследовании комиссией её дома, ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о признании дома непригодным для проживания, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ с заявлениями о переселении из оползневой зоны.
На последнее обращение истицы администрацией г. Алатыря дан ответ, что для обследования её жилого дома необходимо обратиться в администрацию с соответствующим заявлением с приложением нотариально заверенной копии правоустанавливающего документа и копии технического паспорта домовладения № по ул.<данные изъяты>.
Межведомственная комиссия о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу на территории муниципального образования «г. Алатырь Чувашской Республики» создана постановлением главы г. Алатыря от ДД.ММ.ГГГГ №.
Нагаева В.В. вместо представления в администрацию г. Алатыря Чувашской Республики заявления о признании её жилого дома непригодным для проживания с приложением документов, указанных в письме администрации, предъявила в суд иск о признании её жилого дома <адрес> непригодным для проживания.
Между тем, согласно п. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, установленном Правительством РФ.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".
В соответствии с пунктом 7 названного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Таким образом, решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых домов, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.
Межведомственная комиссия на основании заявления собственника помещения проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания.
Для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания заявитель представляет в комиссию вместе с заявлением нотариально заверенные копии правоустанавливающих документов на жилое помещение и план жилого помещения с его техническим паспортом. По усмотрению заявителя также могут быть представлены заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания.
Комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа, уполномоченного на проведение государственного контроля и надзора, в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения).
Таким образом, суд не вправе разрешать вопрос о признании жилых помещений непригодными для проживания.
В силу положений части 1 статьи 254 ГПК РФ граждане вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления.
В ходе судебного разбирательства дела суд разъяснял представителю истицы Нагаевой В.В. Краснову И.В. право на подачу в суд заявления об оспаривании бездействия администрации г. Алатыря Чувашской Республики при решении вопроса о признании жилого дома его доверителя непригодным для проживания при наличии к тому оснований, однако представитель истицы Краснов И.В. настаивал на требовании о признании жилого дома своего доверителя непригодным для проживания самим судом.
При таких обстоятельствах в удовлетворении искового требования Нагаевой В.В. следует отказать.
В соответствии со ст.98 ГПК РФ судебные расходы истицы возмещению ответчиком не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении искового требования Нагаевой <данные изъяты> к администрации г. Алатыря Чувашской Республики о признании жилого дома <адрес> непригодным для проживания вследствие его нахождения в опасной зоне схода оползней, отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный суд Чувашской Республики в течение 10 дней, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, с подачей жалобы через Алатырский районный суд.
Председательствующий: