предоставление благоустроенного жилого помещения



Дело № 2-157/2011

Решение

Именем Российской Федерации

24 января 2011 года г. Алатырь

Алатырский районный суд Чувашской Республики

в составе:

председательствующего судьи Борисова В. В.,

при секретаре Барменковой В.В.,

с участием старшего помощника Алатырского межрайонного прокурора Филимоновой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Алатырского районного суда гражданское дело по иску Алатырского межрайонного прокурора в интересах лица из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей Серегина В.А., к администрации города Алатыря Чувашской Республики об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение, соответствующее социальным нормам,-

установил:

Алатырский межрайонный прокурор Чувашской Республики в интересах лица из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей Серегина В.А. обратился с иском к администрации города Алатыря Чувашской Республики об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение, соответствующее социальным нормам, обосновав свои требования следующим.

Серегин В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, поскольку находясь в возрасте до 18 лет, остался без попечения родителей.

Его мать ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ. Отец ФИО3 решением Алатырского районного суда Чувашской Республики ДД.ММ.ГГГГ был лишен родительских прав в отношении сына Серегина В.

Несовершеннолетний Серегин В.А. был передан под попечительство своей бабушки Долгой Л.А. на основании постановления главы администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время Серегин В.А. проживает на жилой площади бывшего попечителя, то есть реально нуждается в жилье.

Серегин В.А. состоит в очереди на внеочередное предоставление жилья как иные категории граждан в администрации <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ и до настоящего времени ожидает предоставления благоустроенного жилого помещения, соответствующего социальным нормам.

Право на внеочередное предоставление жилья по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам, из их числа закреплено в п. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» (с изменениями и дополнениями) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Данные требования закона администрацией г. Алатыря Чувашской Республики до настоящего времени не исполнены, чем нарушены жилищные права Серегина В.А., который обратился к прокурору за защитой своих прав.

Просит обязать администрацию г. Алатыря Чувашской Республики предоставить благоустроенное жилое помещение, соответствующее социальным нормам, лицу, из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей - Серегину В.А. проживающему по адресу: <адрес>, <адрес>

В судебном заседании прокурор Филимонова Е.В. исковые требования поддержала по изложенным в исковом заявлении основаниям.

Серегин В.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно.

Представитель Серегина В.А. - Долгая Л.А., действующая на основании нотариальной доверенности, в судебном заседании исковые требования прокурора об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение, соответствующее социальным нормам, поддержала.

Представитель администрации г. Алатыря Чувашской Республики Шкаверо А.П., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №, исковые требования не признала. Пояснила, что предоставление по договорам социального найма помещений государственного жилищного фонда Чувашской Республики детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания являются государственными полномочиями Чувашской Республики,и их реализация обеспечивается за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики. Администрация города Алатыря не может быть ответчиком по данному делу. Надлежащим ответчиком по данному иску может быть лишь орган, наделенный отдельными государственными полномочиями - распорядитель денежных средств - Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики. Просила в удовлетворении иска отказать.

Представитель третьего лица Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики в судебное заседание не явился.

Министр градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики представил отзыв на исковое заявление, в котором ходатайствовал о рассмотрении дела без участия представителя министерства, указав, что органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Чувашской Республике наделяются государственными полномочиями Чувашской Республики по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда по договорам социального найма иных категорий граждан, к которым отнесены и дети-сироты, в соответствии с законом Чувашской Республики о наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями.

Представитель Министерства финансов Чувашской Республики в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно.

В соответствии с ч.3 и ч.5 ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело отсутствие Серегина В.А., представителей третьих лиц - Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики, Министерства финансов Чувашской Республики.

Выслушав участников судебного заседания, заключение прокурора, изучив письменные доказательства, суд считает, что исковые требования об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение, соответствующее социальным нормам, подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу п.1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии с п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Из копии свидетельства о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Серегин В.А. родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>. Родители: отец ФИО3, мать ФИО2.

Согласно копии свидетельства о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения умерла ДД.ММ.ГГГГ.

Решением Алатырского районного суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 лишен родительских прав в отношении своего несовершеннолетнего сына Серегина ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Постановлением главы <адрес> Республики № от ДД.ММ.ГГГГ Долгая Л.А. назначена попечителем над несовершеннолетним Серегиным В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Справкой администрации <адрес> Республики установлено, что Серегин В.А. состоит в списке очередности на улучшение жилищных условий как иные категории граждан при администрации <адрес> с даты подачи заявления ДД.ММ.ГГГГ.

Из списка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения по <адрес>, состоящих на учете по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ следует, что Серегин В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит под номером №.

Справкой Управления образования и молодежной политики администрации <адрес> установлено, что Серегин В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, закрепленного жилья не имеет.

В судебном заседании установлено, что мать истца Серегина В.А. умерла в 2003 году, отец в 2007 году решением Алатырского районного суда Чувашской Республики лишен родительских прав. Закрепленного жилья за истцом Серегиным В.А. не имеется, зарегистрирован и проживает в жилом доме бывшего попечителя Долгой Л.А. С ДД.ММ.ГГГГ состоит в списке очередности на улучшение жилищных условий как дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения.

В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Серегин В.А. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и имеет право на дополнительные гарантии на имущество и жилое помещение.

Довод ответчика о том, что финансирование расходов на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, осуществляется за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики и средств, поступающих из федерального бюджета в республиканский бюджет Чувашской Республики на указанные цели и указанная категория лиц должна обеспечиваться жильем органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления, но за счет средств субъекта РФ, является необоснованным.

В соответствии со ст. 17 Закона Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений» от 17 октября 2005 года № 42 органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Чувашской Республике наделяются государственными полномочиями Чувашской Республики по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда по договорам социального найма иных категорий граждан, имеющих право на получение жилых помещений по договорам социального найма.

Согласно ст.4 Закона ЧР от 30 ноября 2006 № 55 «О наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями» органы местного самоуправления поселений и городских округов наделяются на неограниченный срок государственными полномочиями Чувашской Республики по обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма иных категорий граждан, указанных в пунктах 1 - 3 части 1 статьи 11 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года № 42 «О регулировании жилищных отношений» и состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Предоставление жилого помещения является обязанностью муниципального образования и не противоречит положениям ст.ст.5 и 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» об отнесении расходов по предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, к расходным обязательствам субъекта РФ.

Исходя из буквального понимания требований ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусматривающих предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, разрешение требований о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом.

Обеспечение вне очереди жилым помещением лица из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей Серегина В.А. не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, а вышеприведенные доводы ответчика Администрации г. Алатырь ЧР суд не признает уважительными.

Учитывая изложенное, суд считает исковые требования прокурора в интересах лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, Серегина В.А. о предоставлении жилого помещения по договору социального найма основаны на законе и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Алатырского межрайонного прокурора в интересах лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, Серегина В.А. к администрации г. Алатырь Чувашской Республики о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,- удовлетворить.

Обязать администрацию города Алатыря Чувашской Республики предоставить по договору социального найма Серегину В.А. благоустроенное жилое помещение, соответствующее социальным нормам предоставления, лицу, из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики в течение 10 дней со дня вынесения, с подачей жалобы через Алатырский районный суд Чувашской Республики.

Председательствующий: