Дело № 2-10/2011
Решение
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г. Алатырь
Алатырский районный суд Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Шмелевой Т.А.,
при секретаре Загубиной Е.А..,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Алатырского районного суда гражданское дело по иску Фирсова А.А. к администрации Алатырского района Чувашской Республики об обязывании предоставить жилое помещение, соответствующее социальным нормам,-
установил:
Фирсов А.А., обратился с иском к администрации Алатырского района Чувашской Республики об обеспечении его жилым помещением, отвечающим действующим санитарным и техническим требованиям, путем заключения соответствующего договора социального найма не ниже установленных социальных норм, обосновав свои требования следующим.
Со своими родителями отцом ФИО1. и матерью ФИО2 он проживал некоторое время совместно, находясь в дошкольном возрасте, после чего был помещен в интернат.
В период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился в <данные изъяты> на полном государственном обеспечении.
После окончания учебы в <данные изъяты> продолжил обучение в <данные изъяты> №» <адрес> Чувашской Республики, где также находился на полном государственном обеспечении.
На основании решения жилищной комиссии <данные изъяты> сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ он поставлен на учет в администрацию указанного поселения, как нуждающийся в жилом помещении и имеющий право на государственную поддержку, поскольку имеет статус лица из числа детей, оставшихся без попечения.
Право на внеочередное предоставление жилья по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам, из их числа закреплено в п. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» (с изменениями и дополнениями), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Просит обязать администрацию Алатырского района Чувашской Республики предоставить ему вне очереди благоустроенное жилое помещение, отвечающим действующим санитарным и техническим требованиям, путем заключения соответствующего договора социального найма не ниже установленных социальных норм.
В ходе судебного разбирательства ДД.ММ.ГГГГ истец Фирсов А.А. заявил ходатайство о привлечении в качестве соответчика по делу администрацию г. Алатырь, а также в устной форме уточнил свои исковые требования: в связи с тем, что он был исключен из списка детей, не имеющих закрепленного жилого помещения, просил также восстановить его в списке очередников детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения по Алатырскому району Чувашской Республики.
Истец Фирсов А.А. в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие, уточненные исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика - администрации г. Алатыря Чувашской Республики - Шкаверо А.П., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №, выданной сроком по ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования не признала.
Представитель ответчика - администрации Алатырского района - Адушкин Д.М., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №, выданной сроком на <данные изъяты>, и представитель третьего лица - Управления образования и молодежной политики администрации Алатырского района - Иванова Л.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №, выданной сроком на <данные изъяты>, исковые требования не признали и пояснили, что предоставление по договорам социального найма помещений государственного жилищного фонда Чувашской Республики детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, являются государственными полномочиями Чувашской Республики,и их реализация обеспечивается за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики. Считают, что истец обеспечен жильем, так как за ним закреплен дом, принадлежащий его родителям, расположенный в <адрес>. Дом пригоден для проживания, однако истец там проживать не хочет. Они пытались предоставить ему и другое жилье, как очереднику, стоявшему на учете и нуждающемуся в улучшении жилищных условий, однако никакие предложенные варианты истца не устраивали. Он настаивает на предоставлении ему жилого помещения в черте города Алатырь, однако у них жилья в черте города нет, и при возможности они могут предоставить истцу жилое помещение в любом населенном пункте Алатырского района, при наличии выделенных денежных средств из бюджета. Просили в удовлетворении иска отказать.
Представитель третьего лица - Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики - в судебное заседание не явился. Министр градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики представил отзыв на исковое заявление, в котором ходатайствовал о рассмотрении дела без участия представителя министерства, указав, что органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Чувашской Республике наделяются государственными полномочиями Чувашской Республики по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда по договорам социального найма иных категорий граждан, к которым отнесены и дети-сироты, в соответствии с законом Чувашской Республики о наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями.
Представитель третьего лица - администрации <данные изъяты> сельского поселения Алатырского района - в судебное заседание не явился, хотя надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела в суде.
В соответствии с ч.3 и ч.5 ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело отсутствие представителей третьих лиц - администрации <данные изъяты> сельского поселения Алатырского района и Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики.
Выслушав участников судебного заседания, изучив письменные доказательства, суд считает, что исковые требования об обязвании предоставить жилое помещение, соответствующее социальным нормам, подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу п.1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительнойвласти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии с п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Постановлением главы <данные изъяты> сельской администрации от ДД.ММ.ГГГГ за № за несовершеннолетними ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Фирсовым А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, закреплено жилье по адресу: <адрес>, и зарегистрировано в похозяйственной книге за № <данные изъяты> сельской администрации..
Справкой Управления образования и молодежной политики администрации Алатырского район установлено, что Фирсов А.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения является сиротой.
Согласно акту обследования от ДД.ММ.ГГГГ <адрес>, указанный дом, 1962 года постройки, нуждается в проведении капитального ремонта с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилых помещений.
Из списка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения по Алатырскому району, состоящих на учете по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ год, следует, что Фирсов А.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоял под номером №.
В судебном заседании установлено, что Фирсов А.А. в <адрес> уже длительное время не проживает, другого закрепленного жилья не имеет. Также установлено, что ему предоставлялся жилой дом, расположенный в <адрес>, 1947 года постройки, от которого он отказался, в связи с чем был исключен из списка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения по Алатырскому району. По настоящее время закрепленного жилья по договору социального найма или в собственности за истцом Фирсовым А.А. не имеется. Проживает временно у своих знакомых и друзей.
Доводы представителей ответчиков, что за истцом Фирсовым А.А. закреплен родительский дом в <адрес> существенного значения для дела не имеют, поскольку указанный дом закреплен не только за ним, но и еще за четверыми детьми, кроме того данный дом нуждается в проведении капитального ремонта, в связи с чем истец не имеет возможности там проживать. Ответчиком не предоставлено суду доказательств в части обеспеченности истца жилой площадью в указанном доме.
Каждому субъекту Российской Федерации предстоит принять законы, устанавливающие порядок признания гражданина малоимущим, определить иные категории нуждающихся в улучшении жилищных условий, которым жилые помещения могут быть предоставлены по договору социального найма. На органы местного самоуправления возложена обязанность по установлению учетных норм обеспеченности жилыми помещениями, исходя из которых граждане должны признаваться нуждающимися в улучшении жилищных условий, и норм предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
С ДД.ММ.ГГГГ Фирсов А.А. состоит в списке очередности на улучшение жилищных условий, как дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения.
В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Фирсов А.А. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и имеет право на дополнительные гарантии на имущество и жилое помещение.
Довод ответчика о том, что финансирование расходов на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, осуществляется за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики и средств, поступающих из федерального бюджета в республиканский бюджет Чувашской Республики на указанные цели и указанная категория лиц должна обеспечиваться жильем органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления, но за счет средств субъекта РФ, является необоснованным.
В соответствии со ст. 17 Закона Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений» от 17 октября 2005 года № 42 органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Чувашской Республике наделяются государственными полномочиями Чувашской Республики по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда по договорам социального найма иных категорий граждан, имеющих право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Согласно ст.4 Закона ЧР от 30 ноября 2006 № 55 «О наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями» органы местного самоуправления поселений и городских округов наделяются на неограниченный срок государственными полномочиями Чувашской Республики по обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма иных категорий граждан, указанных в пунктах 1 - 3 части 1 статьи 11 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года № 42 «О регулировании жилищных отношений» и состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Таким образом, предоставление жилого помещения является обязанностью муниципального образования, и не противоречит положениям ст.ст.5 и 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» об отнесении расходов по предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Исходя из буквального понимания требований ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусматривающих предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, разрешение требований о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом.
Конституция РФ в ст. 40 закрепляет основные принципы: право каждого на жилище; недопустимость произвольного лишения жилища; поощрение органами государственной власти и органами местного самоуправления жилищного строительства и создание условий для осуществления права на жилище; бесплатное или за доступную плату предоставление малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, из государственных, муниципальных и иных жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Обеспечение вне очереди жилым помещением лица из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей Фирсова А.А. не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, а вышеприведенные доводы ответчика Администрации Алатырского района ЧР суд не признает уважительными.
Учитывая изложенное, суд считает исковые требования Фирсова А.А. о предоставлении жилого помещения по договору социального найма и восстановление его в списке очередников на получения жилья основаны на законе и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Фирсова А.А. к администрации Алатырского района Чувашской Республики о предоставлении жилого помещения по договору социального найма и о восстановлении его в списке очередников - удовлетворить.
Восстановить Фирсова А.А. в списке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения по Алатырскому району.
Обязать администрацию Алатырского района Чувашской Республики предоставить по договору социального найма Фирсову А.А. жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям, как лицу, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Определить срок исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в течение 10 дней со дня вынесения в мотивированной форме с ДД.ММ.ГГГГ, с подачей жалобы через Алатырский районный суд Чувашской Республики.
Председательствующий: