решение об обязании администрации произвести определенные действия



Дело № 2- 97/2011

Решение

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ г. Алатырь

Алатырский районный суд Чувашской Республики в составе:

председательствующего - судьи Шмелевой Т.А.,

при секретаре Загубиной Е.А.,

с участием старшего помощника Алатырского межрайпрокурора ЧР Горбунова В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда гражданское дело по иску Алатырского межрайонного прокурора Чувашской Республики в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации <адрес> о признании бездействия незаконным и обязании устранить нарушения,

УСТАНОВИЛ:

Алатырский межрайонный прокурор ЧР обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации <адрес> о признании бездействия незаконным и обязании устранить нарушения.

Требования мотивированы тем, Алатырской межрайпрокуратурой по обращению ФИО1. ДД.ММ.ГГГГ была проведена проверка организации уличного освещения на улицах <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес> <адрес> ЧР, с участием государственного инспектора по дорожному надзору ОГИБДД ОВД г. Алатырь и Алатырского района ЧР старшего лейтенанта милиции ФИО2 в присутствии ведущего специалиста-эксперта отдела архитектуры, природопользования и ЖКХ администрации <адрес> ФИО3 и главного инженера МУП «АГЭС» ФИО4.

Проведенной проверкой установлено, что администрацией <адрес> требования действующего законодательства по освещению улиц населенных пунктов, входящих в муниципальное образование, исполняются ненадлежащим образом.

Так, по ул. <адрес> установлено всего 49 опор уличного освещения, оборудованных светильниками, из них 12 находятся в нерабочем состоянии (в районе домов №№ 35,55,73, 79, 90, 109, 114, 120, 140, 142, 159, 161), в рабочем состоянии - 37, что составляет 75 % от общего количества светильников, установленных на указанной улице.

По ул. <адрес> установлено всего 26 опор уличного освещения, оборудованных светильниками, из них 5 находятся в нерабочем состоянии (в районе домов №№ 84, 86, 102, 132, 138), в рабочем состоянии -21, что составляет 80 % от общего количества светильников, установленных на указанной улице.

По ул. <адрес> установлено всего 65 опор уличного освещения, оборудованных светильниками, из них 27 находятся в нерабочем состоянии (в районе домов №№ 20,18, 178 (4 шт.), 184, 188, магазина «<данные изъяты>», <данные изъяты> (2шт.), 191 (2шт.), 220, 228, 230, 244 (Зшт.), 272 (2шт.), 282, 304, 308, 310, 320 (2шт.), в рабочем состоянии - 38, что составляет 41 % от общего количества светильников, установленных на указанной улице.

По ул. <адрес> установлено всего 44 опоры уличного освещения, оборудованных светильниками, из них 23 находятся в нерабочем состоянии (в районе домов №№ 137, 133, 127, 123, 105, 93, 87, 83, 77, 73, 38 (3 шт.), <данные изъяты> (2шт.), 35, 33, 20,14, 10, 4 (2шт.), в рабочем состоянии - 21, что составляет 47 % от общего количества светильников, установленных на указанной улице.

По ул. <адрес> установлено всего 32 опоры уличного освещения, оборудованных светильниками, из них 14 находятся в нерабочем состоянии (в районе домов №№ 95,93, 89, 85, 81, 79, 77, 71, 57, 56, 47, 42, 28, 25), в рабочем состоянии - 18, что составляет 56 % от общего количества светильников, установленных на указанной улице.

Данные показатели ниже установленного Государственным стандартом РФ ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденного постановлением Госстандарта РФ от 11 октября 1993 года № 221, минимального предельно допустимого объема работающих светильников.

В силу п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 21 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация освещения улиц.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 7 Устава города Алатырь Чувашской Республики к вопросам местного значения муниципального образования относится содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах города Алатыря, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения.

На основании п. 27 ч. 1 ст. 7 Устава города Алатырь Чувашской Республики к вопросам местного значения муниципального образования относится организация освещения улиц и установки указателей с названиями улиц и номерами домов.

Таким образом, организация освещения улиц в вечернее и ночное время относится к вопросам местного значения муниципального поселения.

Пункт 1 Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденного постановлением Госстандарта РФ от 11 октября 1993 года № 221, устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения.

Согласно п. 4.6.3. Государственного стандарта, доля действующих светильников, работающих в вечернем и ночном режимах, должна составлять не менее 95%.

Таким образом, администрацией <адрес> допущено бездействие по исполнению указанных выше требований Федерального закона и Государственного стандарта РФ. Плохо освещенные участки улиц являются травмоопасными для граждан, способствуют росту количества автомобильных аварий. Бездействием администрации <адрес> по не принятию мер к организации надлежащего уличного освещения на территории муниципального образования нарушаются права неопределенного круга лиц на реализацию конституционных прав по охране здоровья.

Просит признать бездействие администрации <адрес> по непринятию мер к организации надлежащего уличного освещения на улицах <адрес>, <адрес> <адрес>, <адрес>, <адрес> <адрес> ЧР незаконным.

Также просит обязать администрацию <адрес> устранить нарушения прав и свобод граждан, обеспечив в срок до ДД.ММ.ГГГГ надлежащее уличное освещение на улицах <адрес> <адрес> в объеме не менее 95% от общего числа установленных на каждой улице фонарей уличного освещения:

- на <адрес> отремонтировать 12 светильников в районе домов №№ 35,55,73, 79, 90, 109, 114, 120, 140, 142, 159, 161.

- на <адрес> отремонтировать 5 светильников в районе домов №№ 84, 86, 102, 132, 138.

на <адрес> отремонтировать 29 светильников в районе домов №№ 20,18, 178 (4 шт.), 184, 188, магазина «Хлебушко», почты (2шт.), 191 (2шт.), 220, 228, 230, 244 (3шт.), 272 (2шт.), 282, 304, 308, 310, 320 (2шт.).

на <адрес> отремонтировать 23 светильника в районе домов №№ 137, 133, 127, 123, 105, 93, 87, 83, 77, 73, 38 (3шт.), Автовокзала (2шт.), 35, 33, 20,14, 10, 4(2шт.), 9.

- на <адрес> отремонтировать 14 светильников в районе домов №№ 95,93, 89, 85, 81, 79, 77, 71, 57, 56, 47, 42, 28, 25).

В ходе судебного разбирательства ДД.ММ.ГГГГ Алатырский межрайпрокурор уточнил свои требования:

Просил признать бездействие администрации <адрес> по непринятию мер к организации надлежащего уличного освещения на <адрес> <адрес> ЧР незаконным

Также просил обязать администрацию <адрес> устранить нарушения прав и свобод граждан, обеспечив в срок до ДД.ММ.ГГГГ надлежащее уличное освещение на <адрес> <адрес> в объеме не менее 95% от общего числа установленных на каждой улице фонарей уличного освещения:

- на <адрес> отремонтировать 12 светильников в районе домов №№35,55,73, 79, 90, 109, 114, 120, 140, 142, 159, 161.

- на <адрес> отремонтировать 5 светильников в районе домов №№ 84, 86, 102, 132, 138.

- на <адрес> отремонтировать 29 светильников в районе домов №№ 20,18, 178 (4 шт.), 184, 188, магазина «Хлебушко», почты

(2шт.), 191 (2шт.), 220, 228, 230, 244 (Зшт.), 272 (2шт.), 282, 304, 308, 310, 320 (2шт.).

на <адрес> отремонтировать 23 светильника в районе домов №№ 137, 133, 127, 123, 105, 93, 87, 83, 77, 73, 38 (Зшт.), Автовокзала (2шт.), 35, 33, 20,14, 10, 4(2шт.), 9.

- на <адрес> отремонтировать 14 светильников в районе домов №№ 95,93, 89, 85, 81, 79, 77, 71, 57, 56, 47, 42, 28, 25)

ДД.ММ.ГГГГ исковые требования вновь были уточнены:

Просил признать бездействие администрации <адрес> по непринятию мер к организации надлежащего уличного освещения на <адрес> <адрес> ЧР незаконным

Также просил обязать администрацию <адрес> устранить нарушения прав и свобод граждан, обеспечив в срок до ДД.ММ.ГГГГ надлежащее уличное освещение на <адрес> в объеме не менее 95% от общего числа установленных на каждой улице фонарей уличного освещения:

- на <адрес> отремонтировать 4 светильника в районе домов №№ 55, 140, 142, 161.

- на <адрес> отремонтировать 3 светильника в районе домов №№ 102, 132, 138.

- на <адрес> отремонтировать 29 светильников в районе домов №№ 20,18, 178 (4 шт.), 184, 188, магазина «Хлебушко», почты (2шт.), 191 (2шт.), 220, 228, 230, 244 (3шт.), 272 (2шт.), 282, 304, 308, 310, 320 (2шт.).

- на <адрес> отремонтировать 7 светильников в районе домов №№ 137, 133, 93, 87, 83, 77, 73.

В судебном заседании старший помощник Алатырского межрайпрокурора ЧР Горбунов В.А. исковые требования в связи с добровольным исполнением поддержал в части ремонта фонарей по <адрес> в районе домов №№ 132, 138, по <адрес> в районе домов №№ 20, 18, 178 (4 шт.), 184,188, возле магазина «Хлебушко», почты (2 шт.), 191 (2 шт.), 220, 228, 230, 244 (3 шт.), 272 (2 шт.), 282, 304, 308, 310, 320 (2 шт.).

От других исковых требований отказался. Последствия отказа от исковых требований в части, предусмотренные ст.ст. 220, 221 ГПК РФ ему были разъяснены.

Представитель ответчика - администрации г. Алатырь - Шкаверо А.П., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной сроком по ДД.ММ.ГГГГ, заявленные исковые требования не признала, поскольку имеющиеся недостатки освещения улиц города Алатырь устранены в соответствии с актом о приемке выполненных работ по представлению Алатырской межрайонной прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ №.

Представитель третьего лица- МУП «Алатырские городские электрические сети» - Ефремов В.В., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, выданной по ДД.ММ.ГГГГ, с исковыми требованиями не согласился, суду представил акт от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что ввиду снежных заносов отсутствует техническая возможность для выполнения ремонтно-восстановительных работ уличного освещения по следующим адресам: ЧР <адрес> домов №№ 132, 138, <адрес> домов №№ 18, 20, 178 ( 4 шт.), 184,188, магазин «Хлебушко», почта (2 шт.), 191 (2 шт.), 220, 228, 230, 244 ( 3шт.), 272 ( 2 шт.), 282, 304, 308, 310, 320 ( 2 шт.).

Свидетели ФИО3., ФИО4., ФИО2. суду показали, что в ДД.ММ.ГГГГ года в ходе проверки организации уличного освещения по <адрес> было установлено, что по <адрес> установлено всего 49 опор уличного освещения, оборудованных светильниками, из них 12 находятся в нерабочем состоянии, 37 в рабочем состоянии, что составляет 75 % от общего количества светильников, установленных на указанной улице.

По <адрес> установлено всего 26 опор уличного освещения, оборудованных светильниками, из них 5 находятся в нерабочем состоянии, в рабочем состоянии - 21, что составляет 80 % от общего количества светильников, установленных на указанной улице.

По <адрес> установлено всего 65 опор уличного освещения, оборудованных светильниками, из них 27 находятся в нерабочем состоянии, в рабочем состоянии - 38, что составляет 41 % от общего количества светильников, установленных на указанной улице.

По <адрес> установлено всего 44 опоры уличного освещения, оборудованных светильниками, из них 23 находятся в нерабочем состоянии, в рабочем состоянии - 21, что составляет 47 % от общего количества светильников, установленных на указанной улице.

По <адрес> установлено всего 32 опоры уличного освещения, оборудованных светильниками, из них 14 находятся в нерабочем состоянии, в рабочем состоянии - 18, что составляет 56 % от общего количества светильников, установленных на указанной улице.

Данные показатели ниже установленного Государственным стандартом РФ ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденного постановлением Госстандарта РФ от 11 октября 1993 года № 221, минимального предельно допустимого объема работающих светильников.

Выслушав доводы сторон, оценив показания свидетелей и исследовав письменные доказательства, суд находит требования прокурора частично обоснованными, основанными на нормах закона и подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Согласно ст. 150 ГК РФ, жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.

В силу требований ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

На основании ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 ГК РФ. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ.

На основании п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу п. 21 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация освещения улиц.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 7 Устава города Алатырь Чувашской Республики к вопросам местного значения муниципального образования относится содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах города Алатыря, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения.

На основании п. 27 ч. 1 ст. 7 Устава города Алатырь Чувашской Республики к вопросам местного значения муниципального образования относится организация освещения улиц и установки указателей с названиями улиц и номерами домов.

Таким образом, организация освещения улиц в вечернее и ночное время относится к вопросам местного значения муниципального поселения.

Пункт 1 Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденного постановлением Госстандарта РФ от 11 октября 1993 года № 221, устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения.

Согласно п. 4.6.3. Государственного стандарта, доля действующих светильников, работающих в вечернем и ночном режимах, должна составлять не менее 95%.

Из договора № от ДД.ММ.ГГГГ заключенного между администрацией <адрес> - «Заказчик», и МУП «Алатырские городские электрические сети» - «Подрядчик», следует, что Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя выполнение работ по текущему содержанию и ремонту электрических сетей наружного освещения <адрес>. Сроки выполнения работ определяются в соответствии с календарным планом: начало работ - ДД.ММ.ГГГГ года, окончание работ - ДД.ММ.ГГГГ г.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы администрации <адрес> межрайонным прокурором было направлено представление об устранении нарушений законодательства и недопущению их впредь.

ДД.ММ.ГГГГ на данное представление главой администрации <адрес> был дан ответ (исх.№), из которого следует, что ДД.ММ.ГГГГ представление было рассмотрено на планерном совещании у зам.главы администрации <адрес>, с участием директора и главного инженера МУП «АГЭС», начальника и ведущего специалиста отдела архитектуры, природопользования и ЖКХ. Директору МУП «АГЭС» выдано предписание об организации работы по замене ламп ДРЛ - 250 на опорах уличного освещения по улицам: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ на главного инженера МУП «АГЭС» составлен протокол об административном правонарушении по ст.19.5 ч.1 КоАП РФ.

Из представленных суду актов о приемке выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, также следует, что работы по замене ламп ДРЛ- 250 на опорах уличного освещения по улицам: <адрес> проводились.

С учетом изложенного, исковые требования прокурора о признании бездействия администрации <адрес> по непринятию мер к организации надлежащего уличного освещения на ул. <адрес> незаконным в этой части подлежат оставлению без удовлетворения.

Из акта от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ввиду снежных заносов отсутствует техническая возможность для выполнения ремонтно-восстановительных работ уличного освещения по следующим адресам: <адрес> ул. <адрес> район домов №№ 132, 138, ул. <адрес> район домов №№ 18, 20, 178 ( 4 шт.), 184,188, магазин «Хлебушко», почта (2 шт.), 191 (2 шт.), 220, 228, 230, 244 ( 3шт.), 272 ( 2 шт.), 282, 304, 308, 310, 320 ( 2 шт.).

С учетом установленных обстоятельств дела, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования в части обеспечении надлежащего уличного освещения по следующим адресам: <адрес> ул. <адрес> район домов №№ 132, 138, ул. <адрес> район домов №№ 18, 20, 178 ( 4 шт.), 184,188, магазин «Хлебушко», почта (2 шт.), 191 (2 шт.), 220, 228, 230, 244 ( 3шт.), 272 ( 2 шт.), 282, 304, 308, 310, 320 ( 2 шт.), поскольку ответчиком не приняты необходимые меры по устранению выявленных недостаткав по обеспечению надлежащего уличного освещения.

Указанные прокурором требования об устранении нарушений закона в интересах неопределенного круга лиц не противоречит законодательству, и могут быть признаны способами защиты прав и суд выносит решение по удовлетворяемым требованиям в указанной части.

В силу ч. 1 ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

В связи с этим, для устранения ответчиком допущенных нарушений судом устанавливается срок - до ДД.ММ.ГГГГ, поскольку он является разумным, исходя из положений ст. 314 ГК РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Алатырского межрайонного прокурора Чувашской Республики в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации <адрес> о признании бездействия незаконным и обязании устранить нарушения, удовлетворить частично.

Обязать администрацию <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить надлежащее уличное освещение по следующим адресам: <адрес> - район домов №№ 132, 138, <адрес> - район домов №№ 18, 20, 178 (4 шт.), 184,188, магазин «Хлебушко», почта (2 шт.), 191 (2 шт.), 220, 228, 230, 244 (3шт.), 272 (2 шт.), 282, 304, 308, 310, 320 (2 шт.).

Исковые требования Алатырского межрайпрокурора ЧР о признании бездействия администрации <адрес> по непринятию мер по организации надлежащего уличного освещения на <адрес> незаконным подлежат оставлению без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Чувашской Республики в течение 10 (десяти) дней со дня вынесения решения в окончательной форме.

Мотивированная часть решения составлена ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий: Т.А. Шмелева