Иск о признании незаконным решения жилищной комиссии



Дело № 2- 276/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ г. Алатырь

Алатырский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Уряднова С.Н., при секретаре судебного заседания Новиковой Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Алатырского районного суда Чувашской Республики гражданское дело по иску

Кирьяновой <данные изъяты> к администрации г. Алатыря Чувашской Республики о признании незаконным решения комиссии по жилищным вопросам при администрации г. Алатыря в части отказа в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях и о понуждении администрации постановить её на такой учет, с участием в качестве третьих лиц - Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики и Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики,

у с т а н о в и л:

Кирьянова Л.И. мотивировала исковые требования тем, что является вдовой участника Великой Отечественной войны ФИО1, умершего в <данные изъяты> году.

В <данные изъяты> года она обратилась в администрацию г. Алатыря Чувашской Республики с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Решением комиссии по жилищным вопросам при администрации г. Алатыря от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по основанию, предусмотренному п.п.3 п.1 ст.53 ЖК РФ - в связи с неистечением пятилетнего срока со дня её отказа от приватизации квартиры <адрес>.

Статья 53 ЖК РФ регулирует последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий с целью состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Законодатель определяет наличие обязательного условия - умысла в действиях гражданина на ухудшение жилищных условий. Однако доказательств умысла в её действиях на ухудшение своих жилищных условий с целью признания её нуждающейся в получении жилого помещения жилищной комиссией не представлено. Сам по себе факт отказа от приватизации квартиры не может свидетельствовать о намеренном ухудшении своих жилищных условий. Кроме того, она отказалась от приватизации задолго до внесения изменений в законодательство, определяющее права ветеранов Великой Отечественной войны на улучшение жилищных условий.

Она вынуждена была отказаться от приватизации квартиры, поскольку является инвалидом <данные изъяты> группы, ей <данные изъяты> лет, сама себя не может обслуживать. В настоящее время проживает со своей дочерью ФИО2, которая и осуществляет за ней уход.

При таких обстоятельствах действия администрации г. Алатыря Чувашской Республики в части отказа в постановке её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении являются незаконными, поскольку лишают её законного права на улучшение жилищных условий.

Она, как вдова участника Великой Отечественной войны, является нуждающейся в жилом помещении.

Просила суд признать действия администрации г. Алатыря Чувашской Республики в части отказа ей в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении незаконными и обязать администрацию г. Алатыря Чувашской Республики принять её на учет нуждающихся в жилых помещениях.

В судебное заседание истица Кирьянова Л.И. не явилась, будучи извещенной о времени и месте рассмотрения дела своевременно и надлежащим образом.

Её представитель ФИО2, действующая на основании нотариально удостоверенной доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования своего доверителя поддержала в полном объеме, указав, что её мать Кирьянова Л.И. является вдовой участника Великой Отечественной войны. Её семья в составе четырех человек, в том числе, - мать, супруг - ФИО3 и сын - ФИО4, постоянно проживают в квартире №, общей площадью <данные изъяты> кв.м., <адрес>. Данная квартира находится в её собственности по решению суда от ДД.ММ.ГГГГ. Право собственности признанно за ней в порядке приватизации. Остальные члены её семьи от приватизации отказались. Однако их отказ от приватизации квартиры не был связан с намерением состоять в очереди на улучшение жилищных условий. Кроме того, на её жилой площади зарегистрирован сын - ФИО8, который с <данные изъяты> года со своей семьей постоянно проживает в своем доме <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м. Однако дом в с. <данные изъяты> находится практически в аварийном состоянии. Семья сына использует для проживания лишь переднюю часть дома общей площадью <данные изъяты> кв.м., Большая же часть дома требует капитального ремонта, однако для этого у них нет средств. Считает, что её мать Кирьянова Л.И. имеет полное право состоять на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и, как вдова участника Великой Отечественной войны, получить меру социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем.

Представитель истца Кирьяновой Л.И. - адвокат Гиль Т.Ю., действующая на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ №, исковые требования своего доверителя также поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика - администрации г. Алатыря Чувашской Республики ФИО5, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №, в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в её отсутствие, в котором также указала, что исковые требования не признают.

Ранее в судебном заседании представитель ответчика - администрации г. Алатыря Чувашской Республики ФИО6, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №, исковые требования Кирьяновой Л.И. не признала и пояснила, что комиссия по жилищным вопросам при администрации г. Алатыря Чувашской Республики отказала во включении истицы, как вдовы участника Великой Отечественной войны, в списки граждан нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку на строительство (приобретение) жилых помещений, в связи с тем, что та в <данные изъяты> году отказалась от участия в приватизации квартиры <адрес>, чем намерено ухудшила свои жилищные условия. С момента отказа от приватизации не истек пятилетний срок, установленный п.п.3 п.1 ст.53 ЖК РФ. Кроме того, нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане, обеспеченные общей площадью жилого помещения менее учётной нормы. При наличии у гражданина и членов его семьи нескольких жилых помещений, уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. В собственности совместно проживающих членов семьи истцы Кирьяновой Л.И. имеются жилые помещения, а именно: у дочери ФИО2 - квартира <адрес>, в которой зарегистрированы все члены семьи истицы, а также в собственности внука ФИО8 - жилое помещение в с. <данные изъяты>. Общая площадь жилых помещений, занимаемых членами семьи истцы превышает учетную норму жилья для постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Представители третьих лиц - Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики и Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики, в судебное заседание не явились, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения дела своевременно и надлежащим образом.

От представителя Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики ФИО7, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №, в суд поступило заявления о рассмотрении дела по иску Кирьяновой Л.И. без её участия.

Свидетель ФИО8 показал, что с <данные изъяты> года постоянно проживает со своей семьей, состоящей из трех человек, в доме №, общей площадью <данные изъяты> кв.м., по <адрес>, принадлежащем ему на праве собственности. Дом состоит из двух частей, ранее принадлежавших разным семьям. Фактически его семья использует для проживания часть этого дома общей площадью <данные изъяты> кв.м. Другая часть непригодна для проживания, - в нём окна разбиты, потолок рушится. Требуется капитальный ремонт дома для приведения его в нормальное состояние, однако средств для этого у его семьи не имеется. Сам он продолжает оставаться зарегистрированным в квартире <адрес>, принадлежащей матери ФИО2, а его жена и ребенок с <данные изъяты> года прописаны в его доме в с. <данные изъяты>. Поскольку при доме нет бани, он с семьей часто бывает у родителей, там ночует.

Выслушав доводы участников процесса, показания свидетеля, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно свидетельству о браке серии <данные изъяты> №, выданному <данные изъяты> сельским советом <данные изъяты> района Чувашской Республики ДД.ММ.ГГГГ, Кирьянова <данные изъяты>, <данные изъяты> года рождения, состояла в зарегистрированном браке с ФИО1, <данные изъяты> года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ.

Из свидетельства о смерти серии <данные изъяты> №, выданного повторно Отделом ЗАГС администрации г. <данные изъяты> Чувашской Республики ДД.ММ.ГГГГ, следует, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец с. <данные изъяты> Алатырского района Чувашской Республики, умер ДД.ММ.ГГГГ, о чем в тот же день ОЗАГС администрации г. Алатыря составлена запись акта о смерти №.

Согласно справке, выданной Кирьяновой <данные изъяты> начальником отдела военного комиссариата Чувашской Республики по г. Алатырь и Алатырскому району ДД.ММ.ГГГГ, её муж ФИО1, <данные изъяты> года рождения, являлся участником Великой Отечественной войны и принимал участие в войне в составе действующей армии с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года.

Из удостоверения серии <данные изъяты> №, выданного Алатырским управлением социальной защиты населения ДД.ММ.ГГГГ, Кирьянова <данные изъяты> имеет право на льготы, установленные для жен умерших военнослужащих ст.21 Федерального закона «О ветеранах».

В соответствии с ч.4 ст.21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах» нетрудоспособные члены семьи погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, состоявших на его иждивении и получающих пенсию по случаю потери кормильца (имеющих право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации, имеют право на получение меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем, в случае нуждаемости в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.

Указом Президента РФ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» от 7 мая 2008 года № 714 предусмотрена необходимость завершения обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", за счет средств федерального бюджета.

В соответствии со ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.

При наличии у гражданина или членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

В своём заявлении от ДД.ММ.ГГГГ на имя главы г. Алатыря Чувашской Республики Кирьянова Л.И. просила принять её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма и имеющей право на государственную поддержку как иные категории граждан.

На обращение Кирьяновой Л.И. от ДД.ММ.ГГГГ о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, администрация г. Алатыря письмом от ДД.ММ.ГГГГ № сообщила, что комиссией по жилищным вопросам при администрации г. Алатыря ДД.ММ.ГГГГ (протокол №) принято решение об отказе в принятии её на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании п.п.3 п.1 ст.54 Жилищного кодекса РФ, - в связи с тем, что не истек пятилетний срок, установленный ст.53 ЖК РФ, с момента её отказа от участия в приватизации квартиры <адрес>, а также на основании подпункта 2 пункта 1 ст.54 ЖК РФ в связи с обеспеченностью членов семьи заявителя общей площадью жилых помещений более учетной нормы, - в собственности проживающих членов семьи заявителя имеются жилые помещения, а именно у дочери ФИО2 квартира <адрес>, в которой зарегистрированы все члены семьи, а также в собственности внука ФИО8- жилое помещение в <адрес>.

В соответствии со ст. 54 ЖК РФ основаниями для отказа в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях являются:

1) не представление предусмотренных Кодексом документов;

2) представление документов, не подтверждающих право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

3) не истечение предусмотренного статьей 53 настоящего Кодекса срока.

Основаниями для отказа в принятии Кирьяновой Л.И. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении явились не истечение срока, предусмотренного ст.53 ЖК РФ, а также представление документов, не подтверждающих её право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Согласно ст.53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

В ходе судебного разбирательства дела установлено, что истица Кирьянова Л.И. с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время проживает в квартире <адрес>. На этой же жилой площади с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована и проживает дочь истицы ФИО2, <данные изъяты> года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ - зять ФИО3, <данные изъяты> года рождения, и внук ФИО4, <данные изъяты> года рождения.

Кроме того, на данной жилой площади с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован внук истицы ФИО8, <данные изъяты> года рождения.

Данное обстоятельство подтверждается выписками из домовой книги и из финансового лицевого счета № ООО «Управление ЖКХ».

Из свидетельства о государственной регистрации права серии <адрес>, выданного Управлением Федеральной регистрационной службы по Чувашской Республике ДД.ММ.ГГГГ, следует, что квартира №, общей площадью <данные изъяты> кв.м. в доме № по ул. <данные изъяты> г. <данные изъяты> Чувашской Республики зарегистрирована на праве собственности за ФИО2 на основании решения Алатырского районного суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ч.1 ст. 31 Жилищного кодекса РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.

Для признания названных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется установление лишь одного факта - совместного проживания с собственником. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

В суде установлено и не оспаривается сторонами, что ФИО8, <данные изъяты> года рождения, со своей семьей всего из трех человек (женой и дочерью), проживает в доме №, общей площадью <данные изъяты> кв.м., по ул. <данные изъяты> в с. <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ года.

Данное обстоятельство, кроме показаний самого ФИО8, представителя истицы ФИО2 подтверждается справкой главы администрации <данные изъяты> сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ №.

Дом №, общей площадью <данные изъяты> кв.м., по ул. <данные изъяты> в с. <данные изъяты> принадлежит на праве собственности ФИО8, непригодным для проживания не признан, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним № от ДД.ММ.ГГГГ и заключением о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания от ДД.ММ.ГГГГ.

Регистрация ФИО8 в квартире <адрес> носит административный характер.

При таких обстоятельствах следует признать членами одной семьи в силу закона лишь ФИО2, Кирьянову Л.И., ФИО3 и ФИО4

Сам по себе отказ Кирьяновой Л.И. от участия в приватизации квартиры <адрес>, занимаемой членами одной семьи не может расцениваться как намеренное ухудшение ею своих жилищных условий, поскольку эти действия не влекут изменения жилищных условий этой семьи.

В связи с этим отказ администрации г. Алатырь Чувашской Республики в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях Кирьяновой Л.И. по основанию п.п.3 п.1 ст.54 Жилищного кодекса РФ, - не истечение пятилетнего срока, установленного ст.53 ЖК РФ, с момента её отказа от участия в приватизации квартиры <адрес>, незаконен.

Между тем из технического паспорта квартиры <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, следует, что данное жилое помещение состоит из <данные изъяты> жилых комнат, кухни, прихожей и санузла, имеет общую площадь <данные изъяты> кв.м.

В соответствии с постановлением главы администрации г. Алатыря Чувашской Республики от 03 мая 2005 года № 424 учётная норма в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях на территории г. Алатыря равна 16 кв.м. на человека.

Исходя из количества проживающих в квартире <адрес> четырех человек (ФИО2, Кирьянова Л.И., ФИО3 и ФИО4), на каждого члена семьи Кирьяновой Л.И. приходится более учетной нормы общей площади жилья, - <данные изъяты> кв.м. (<данные изъяты> : <данные изъяты>).

Квартира № в доме <адрес> непригодной для проживания также не признана.

При таких обстоятельствах администрация г. Алатырь Чувашской Республики обосновано отказала Кирьяновой Л.И. в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях по основанию, предусмотренному подпунктом 2 пункта 1 ст.54 ЖК РФ, - представление документов, не подтверждающих право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Учитывая, что оснований для признания Кирьяновой Л.И. нуждающейся в жилых помещениях не имеется, несмотря на незаконность отказа в постановке её на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях по основанию, предусмотренному подпунктом 3 пункта 1 ст.54 ЖК РФ, её исковые требования о признании незаконным решения комиссии по жилищным вопросам при администрации г. Алатыря от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа в постановке её на учет нуждающихся в жилых помещениях в целом и о понуждении администрации постановить её на такой учёт, не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований Кирьяновой <данные изъяты> к администрации г. Алатыря Чувашской Республики о признании незаконным решения комиссии по жилищным вопросам при администрации г. Алатыря от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа в постановке её на учет нуждающихся в жилых помещениях и о понуждении администрации постановить её на такой учёт, отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный суд Чувашской Республики в течение 10 дней, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, с подачей жалобы через Алатырский районный суд.

Председательствующий: