Иск о признании решения жилищной комиссии незаконным



Дело № 2-420/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ г. Алатырь

Алатырский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Уряднова С.Н., при секретаре судебного заседания Новиковой Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Алатырского районного суда Чувашской Республики гражданское дело по иску

Боронихиной <данные изъяты> к администрации Сойгинского сельского поселения Алатырского района Чувашской Республики о признании решения жилищной комиссии администрации Сойгинского сельского поселения Алатырского района Чувашской Республики об отказе ей, как вдове участника Великой Отечественной войны, во включении в списки граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, незаконным, о признании её нуждающейся в жилом помещении и имеющей право на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», и о понуждении администрации Сойгинского сельского поселения Алатырского района Чувашской Республики принять её на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, с участием третьих лиц - Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики, администрации Алатырского района Чувашской Республики,

у с т а н о в и л:

Боронихина Т.П. мотивировала исковые требования тем, что она является вдовой участника Великой Отечественной войны, проживает по адресу: <адрес> с семьей - сыном ФИО1, снохой ФИО2, внучкой ФИО3, зятем ФИО4 и правнучкой ФИО5

Жилой дом, в котором они проживают, принадлежит на праве собственности её сыну ФИО1, имеет общую площадь <данные изъяты> кв.м.

Имея намерение воспользоваться правом на получение жилья, как вдова участника Великой Отечественной войны, она обратилась в администрацию Сойгинского сельского поселения Алатырского района Чувашской Республики с заявлением о признании её нуждающейся в улучшении жилищных условий. Однако в признании её таковой решением жилищной комиссии администрации Сойгинского сельского поселения было отказано по тем основаниям, что она ДД.ММ.ГГГГ продала свой дом, чем намеренно ухудшила свои жилищные условия. С решением комиссии она не согласна.

Никаких действий, свидетельствующих о намеренном ухудшении жилищных условий, она не совершала. В силу престарелого возраста и слабого здоровья она не могла содержать дом в надлежащем состоянии и вынуждена была его продать и переехать на постоянное место жительства к сыну.

Из смысла статьи 53 ЖК РФ следует, что ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. Намеренное ухудшение своих жилищных условий будет оценено негативно только, если целью такого ухудшения была постановка на жилищный учет. В момент и после совершения сделки по отчуждению имущества она не намеревалась встать на жилищный учет. О том, что у нее возникнет право на получение жилья на момент совершения сделки ей не было известно, поскольку изменения в законодательстве дающие право на меры социальной поддержки были приняты позднее.

В настоящее время она проживает в доме сына, где кроме неё проживает еще 5 человек. На долю каждого из них приходится по <данные изъяты> кв.м. жилья, что менее установленной нормы общей площади, которая составляет 12 кв.м. на 1 человека.

Просила признать решение жилищной комиссии администрации Сойгинского сельского поселения Алатырского района Чувашской Республики об отказе ей, как вдове участника Великой Отечественной войны, во включении в списки граждан в качестве нуждающейся в жилых помещениях, незаконным, о признании её нуждающейся в жилом помещении и имеющей право на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», и о понуждении администрации Сойгинского сельского поселения Алатырского района Чувашской Республики принять её на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

В судебное заседание истица Боронихина Т.П. не явилась, будучи извещенной о времени и месте рассмотрения дела своевременно и надлежащим образом.

Её представитель ФИО6, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенной <данные изъяты>, в суде исковые требования Боронихиной Т.П. поддержала и пояснила, что истица проживает в доме сына ФИО1 с <данные изъяты> года, свой дом она продала в <данные изъяты> году, поскольку одна уже не в состоянии была его содержать и к тому же в силу преклонного возраста она сама требовала уход. Продавая дом, Боронихина Т.П. не имела намерения встать на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. В настоящее время истица постоянно проживает с сыном и снохой ФИО2, ведет с ними общее хозяйство. Внучка истицы ФИО3 и зять ФИО4 живут и работают в г. <данные изъяты>. Правнучка - ФИО5 со своими родителями также живет в г. <данные изъяты>. Последние лишь изредка приезжают в гости в <адрес>, хотя и прописаны в доме ФИО1 Общего хозяйства с истицей, ФИО1 и ФИО2 последние не ведут. В общей долевой собственности ФИО3 и ФИО4 имеют квартиру, общей площадью <данные изъяты> кв.м. в г. <данные изъяты>.

Представитель ответчика - администрации Сойгинского сельского поселения Алатырского района Чувашской Республики - глава администрации ФИО7 в судебном заседании исковые требования Боронихиной Т.П. не признал и пояснил, что истица Боронихина Т.П. в <данные изъяты> году продала принадлежащий ей на праве собственности дом, чем, по их мнению, намерено ухудшила свои жилищные условия. По этим основаниям жилищная комиссия и отказала в постановке её на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. В настоящее время Боронихина Т.П. проживает с сыном ФИО1 и со снохой ФИО2 на жилой площади сына, ведут общее хозяйство. Внучка истицы ФИО3, зять ФИО4 и правнучка ФИО5 зарегистрированы в доме у ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ, но там не проживают. Учетная норма постановки граждан на учет на территории Сойгинского сельского поселения составляет 12 кв.м. общей площади на человека.

Представители третьих лиц - Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, и Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики, в судебное заседание не явились, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения дела своевременно и надлежащим образом. От них поступили заявления о рассмотрении дела по иску Боронихиной Т.П. без их участия.

Представитель третьего лица - администрации Алатырского района Чувашской Республики ФИО8, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №, в суде пояснил, что исковые требования Боронихиной Т.П. удовлетворению не подлежат по основаниям, изложенным представителем ответчика - администрации Сойгинского сельского поселения Алатырского района Чувашской Республики.

Выслушав доводы участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно паспорту серии <данные изъяты> №, выданному Алатырским ГОВД Чувашской Республики ДД.ММ.ГГГГ, истица Боронихина <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по адресу: <адрес>.

Из справки Отдела военного комиссариата Чувашской Республики по г. Алатырь и Алатырскому району № от ДД.ММ.ГГГГ выданной на имя Боронихиной <данные изъяты> следует, что её муж ФИО9, <данные изъяты> года рождения действительно являлся участником Великой Отечественной войны и принимал участие в войне составе действующей армии в период с <данные изъяты> года по <данные изъяты> года.

Согласно свидетельству о смерти серии <данные изъяты> №, выданному Отделом ЗАГС администрации Алатырского района Чувашской Республики, ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <данные изъяты>, умер ДД.ММ.ГГГГ, о чем в этот же день составлена запись акта о смерти №.

Из удостоверения серии <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного на имя Боронихиной <данные изъяты> следует, что она является вдовой участника Великой Отечественной войны и имеет право на льготы и преимущества, установленные для жен умерших военнослужащих ст.21 Федерального закона «О ветеранах».

В соответствии с ч.4 ст.21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах» нетрудоспособные члены семьи погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, состоявших на его иждивении и получающих пенсию по случаю потери кормильца (имеющих право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации, имеют право на получение меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем, в случае нуждаемости в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.

Указом Президента РФ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» от 7 мая 2008 года № 714 предусмотрена необходимость завершения обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", за счет средств федерального бюджета.

В соответствии со ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.

В своём заявлении от ДД.ММ.ГГГГ на имя главы администрации Сойгинского сельского поселения Алатырского района Чувашской Республики Боронихина Т.П. просила принять ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма и имеющей право на государственную поддержку как иные категории граждан.

Решением жилищной комиссии при администрации Сойгинского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ (протокол №) в постановке на учет Боронихиной Т.П. отказано в связи тем, что она совершила действия, повлекшие за собой намеренное ухудшение своих жилищных условий, - продала дом.

Из уведомления жилищной комиссии при администрации Сойгинского сельского поселения Алатырского района Чувашской Республики в адрес Боронихиной Т.П. от ДД.ММ.ГГГГ №, следует, что жилищная комиссия отказывает ей в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основанию, предусмотренному ст.53 Жилищного кодекса РФ, - в связи с тем, что не истек пятилетний срок со дня отчуждения ею собственного дома.

В соответствии со ст. 54 ЖК РФ основаниями для отказа в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях являются:

1) не представление предусмотренных Кодексом документов;

2) представление документов, не подтверждающих право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

3) не истечение предусмотренного статьей 53 настоящего Кодекса срока.

В суде установлено, что основанием для отказа в принятии Боронихиной Т.П. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении явилось не истечение срока, предусмотренного ст.53 ЖК РФ.

Согласно ст.53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

В ходе судебного разбирательства дела установлено, что истица Боронихина Т.П. ДД.ММ.ГГГГ продала ФИО10 принадлежащий ей на праве собственности жилой дом <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м.

Данное обстоятельство подтверждается договором купли-продажи дома от указанной даты.

Действия, в результате которых граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, в соответствии со ст.53 ЖК РФ, должны быть преднамеренными, направленными на приобретение права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В суде пояснениями представителя истицы установлено, что продажа Боронихиной Т.П. собственного дома носила вынужденный характер - невозможность содержать данный дом в силу престарелого возраста (<данные изъяты> года) и невозможность проживать одной по состоянию здоровья.

Согласно отметке в паспорте истицы о месте жительства, Боронихина Т.П. уже с ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована и проживала на жилой площади сына ФИО1 в <адрес>.

Норма Федерального закона «О ветеранах» о предоставлении членам семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны мер социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем начала реализовываться лишь после издания 7 мая 2008 года Указа Президента РФ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» № 714.

С заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях истица обратилась лишь ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с этим связывать продажу Боронихиной Т.П. собственного жилого дома ДД.ММ.ГГГГ именно с намерением истицы приобрести право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении необоснованно.

Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Представителем Сойгинского сельского поселения Алатырского района Чувашской Республики ФИО7 не представлено доказательств того, что истица Боронихина Т.П. продала ДД.ММ.ГГГГ принадлежащий ей жилой дом именно с целью приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а не в связи с невозможностью содержать дом по состоянию здоровья как указывает представитель истицы.

В ходе судебного разбирательства дела установлено и не оспаривается сторонами, что истица Боронихина Т.П. постоянно проживает в жилом доме своего сына - ФИО1 по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м.

Из технического паспорта на объект индивидуального жилищного строительства по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, следует, что жилой дом <адрес>, <данные изъяты> года постройки, его износ составляет всего <данные изъяты>%.

Согласно выписке из похозяйственной книги № Сойгинского сельского поселения Алатырского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ на жилой площади ФИО1, кроме самого собственника, проживают его супруга ФИО2, мать - истица Боронихина <данные изъяты>, а также с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированы дочь - ФИО3, зять - ФИО4 и внучка - ФИО5.

Согласно ч.1 ст. 31 Жилищного кодекса РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.

Для признания названных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется установление лишь одного факта - совместного проживания с собственником.

Таким образом, Боронихина Т.П. могла бы быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий по основанию, предусмотренному п. 2 ч.1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, как член семьи собственника жилого помещения, обеспеченный общей площадью жилого помещения менее учетной нормы.

Согласно ч.2 ст.51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Как следует из пояснений представителей истицы и ответчика, ФИО3, ФИО4 и ФИО5 лишь зарегистрированы на жилой площади ФИО1, тогда как сами проживают в г. <данные изъяты>.

Кроме того, ФИО3 и ФИО4 имеют в общей долевой собственности (по <данные изъяты> доле в праве за каждым) квартиру <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с решением Собрания депутатов Сойгинского сельского поселения Алатырского района от 23 января 2006 года, учётная норма в целях принятия граждан на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях на территории Сойгинского сельского поселения составляет 12 кв.м. общей площади жилого помещения на каждого члена семьи, норма предоставления на каждого члена семьи составляет 18 кв.м. общей площади.

Исходя из количества постоянно проживающих в доме <адрес> <данные изъяты> человек, на каждого члена семьи Боронихина Н.А., в том числе и истицу, приходится <данные изъяты> кв.м. (<данные изъяты> : 3) общей площади жилья, что составляет более учетной нормы в целях принятия граждан на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

С учетом изложенного, оснований для удовлетворения исковых требований Боронихиной Т.П. не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований Боронихиной <данные изъяты> к администрации Сойгинского сельского поселения Алатырского района Чувашской Республики о признании решения жилищной комиссии администрации Сойгинского сельского поселения Алатырского района Чувашской Республики об отказе ей, как вдове участника Великой Отечественной войны, во включении в списки граждан в качестве нуждающейся в жилых помещениях, незаконным, о признании её нуждающейся в жилом помещении и имеющей право на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», и о понуждении администрации Сойгинского сельского поселения Алатырского района Чувашской Республики принять её на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный суд Чувашской Республики в течение 10 дней, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, с подачей жалобы через Алатырский районный суд.

Председательствующий: