Иск об обязании принять решение



Дело № 2- 417/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ г. Алатырь

Алатырский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Уряднова С.Н., с участием старшего помощника Алатырского межрайпрокурора Парамонова С.А., при секретаре судебного заседания Новиковой Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Алатырского районного суда Чувашской Республики гражданское дело по иску

Алатырского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Алатырь Чувашской Республики о понуждении в течение двух недель принять одно из решений, предусмотренных пунктом 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47, по результатам обследования многоквартирного дома <адрес>, с участием в качестве третьего лица Общества с ограниченной ответственностью «Управление ЖКХ»,

у с т а н о в и л:

Алатырский межрайонный прокурор мотивировал исковые требования тем, что прокуратурой проведена проверка по обращению жильцов дома <адрес> о ненадлежащем техническом состоянии указанного многоквартирного дома.

ДД.ММ.ГГГГ года произведен осмотр дома <адрес>, в ходе которого обнаружено, что имеется деформация наружных стен со стороны проезжей части и фасада дома в виде трещин.

Проверкой было установлено, что имеется объективная необходимость в проведении обследования дома межведомственной комиссией администрации г. Алатырь на предмет решения вопроса о пригодности (либо аварийности) дома для проживания.

В ходе проверки стало известно, что ДД.ММ.ГГГГ жильцами дома направлено письмо в администрацию г. Алатырь с просьбой о проведении обследования дома на предмет решения вопроса о безопасном проживании в данном доме.

На указанное заявление ДД.ММ.ГГГГ заместителем главы администрации г. Алатырь за № направлен ответ о том, что осмотр дома на предмет установления его аварийности будет произведен межведомственной комиссией в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ ООО «Управление ЖКХ» в адрес заместителя главы администрации г. Алатырь ФИО1 направлено письмо за № с просьбой о проведении обследования указанного дома межведомственной комиссией на предмет установления степени безопасности проживания в нем.

Вместе с тем, обследование дома межведомственной комиссией проведено лишь ДД.ММ.ГГГГ. В ходе обследования установлено наличие сквозной трещины торцевой кирпичной стены, толщиной от 4 до 12 мм, проходящей через жилые квартиры №№ №, №, №, №, а также арочной трещины фасадной части кирпичной кладки стен толщиной от 1 до 3 мм. По результатам обследования ДД.ММ.ГГГГ составлен акт обследования помещения и принято решение о необходимости проведения дополнительного обследования многоквартирного дома специализированной организацией с целью определения необходимости и возможности реконструкции либо признания многоквартирного дома аварийным.

Требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, установлены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47.

В силу вышеуказанного Положения, орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда.

Комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа, уполномоченного на проведение государственного контроля и надзора в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.

В ходе проверки комиссия вправе назначить дополнительное обследование и испытания, результаты которых приобщаются к документам, ранее представленным на рассмотрение комиссии.

В соответствии с пунктом 47 Положения, по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:

- о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

- о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;

- о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;

- о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;

- о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.

ДД.ММ.ГГГГ по инициативе администрации г. Алатырь было проведено обследование дома <адрес> специализированной организацией - ОАО «<данные изъяты>» г. <данные изъяты>. На настоящий момент заключение указанной организацией не вынесено по причине неоплаты администрацией города её услуг.

В силу пункта 8 части 1 ст.16 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесено участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» под чрезвычайной ситуацией понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Учитывая, что до настоящего времени причины, характер и возможные последствия процессов деформации стен дома <адрес> не установлены, объективные данные, указывающие на то, что в дальнейшем указанные процессы не будут прогрессировать, отсутствуют.

Таким образом, исключить вероятность обрушения конструкций дома и причинения вреда жизни и здоровью как лиц, проживающих в указанном доме, так и иных лиц, круг которых индивидуально не определен, не представляется возможным.

Просил обязать администрацию г. Алатырь в течение двух недель принять одно из решений, предусмотренных пунктом 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47 по результатам обследования многоквартирного дома <адрес>.

В судебном заседании прокурор Парамонов С.А. исковые требования поддержал по вышеизложенным основаниям.

Представитель ответчика - администрации г. Алатыря Чувашской Республики ФИО2, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №, исковые требования не признала и пояснила, что действительно межведомственной комиссией при администрации г. Алатырь ДД.ММ.ГГГГ проведено обследование жилого многоквартирного дома <адрес> на предмет его признания аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Она не оспаривает, что в ходе обследования установлено наличие сквозной трещины торцевой кирпичной стены, толщиной от 4 до 12 мм, проходящей через жилые квартиры №№ №, №, №, №, а также арочной трещины фасадной части кирпичной кладки стен толщиной от 1 до 3 мм. По результатам обследования ДД.ММ.ГГГГ составлен акт обследования помещения, но учитывая, что для решения вопроса о возможности реконструкции либо признания многоквартирного дома аварийным потребовались специальные познания, было принято решение о необходимости проведения дополнительного обследования многоквартирного дома специализированной организацией. ДД.ММ.ГГГГ такое обследование дома <адрес> было проведено ОАО «<данные изъяты>» г. <данные изъяты>. До настоящего времени заключение указанной организацией им не выдано по причине неоплаты их услуг. Необходима сумма более <данные изъяты> тысяч рублей, которых у администрации города Алатырь нет. Считает, что поскольку бремя содержания жилых домов лежит на их собственниках, а в доме <адрес> муниципальному образованию принадлежит всего две квартиры, - остальные квартиры находятся в частной собственности, собственники квартир также должны внести определенные денежные суммы для оплаты услуг ОАО «<данные изъяты>» г. <данные изъяты>. По мере поступления в администрацию г. Алатырь заключения ОАО «<данные изъяты>», решение межведомственной комиссией по дому <адрес> будет принято.

Представитель третьего лица - ООО «Управление ЖКХ», эксплуатирующего жилой многоквартирный дом № <адрес>, ФИО3, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №, в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела по иску Алатырского межрайпрокурора без его участия. В заявлении ФИО3 также указал, что иск не поддерживают.

Выслушав доводы участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47, действие настоящего Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.

Признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Постановлением главы г. Алатырь Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден состав межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в соответствии с постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

Председателем комиссии назначен заместитель главы администрации города Алатырь по вопросам строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства ФИО1

Согласно разделу IV «Порядок признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» Положения, межведомственная комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает:

прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов;

определение перечня дополнительных документов (заключения соответствующих органов государственного контроля и надзора, заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения, акт государственной жилищной инспекции субъекта Российской Федерации о результатах проведенных в отношении жилого помещения мероприятий по контролю), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям;

определение состава привлекаемых экспертов проектно-изыскательских организаций исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения;

работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания;

составление комиссией заключения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям и пригодным (непригодным) для проживания (далее - заключение) и признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;

составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом признание комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование;

принятие органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии;

передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией).

Комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа, уполномоченного на проведение государственного контроля и надзора, в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.

В ходе работы комиссия вправе назначить дополнительные обследования и испытания, результаты которых приобщаются к документам, ранее представленным на рассмотрение комиссии.

Согласно пункту 47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:

о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;

о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;

о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;

о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.

Решение принимается большинством голосов членов комиссии и оформляется в виде заключения.

На основании полученного заключения орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Из коллективного обращения жильцов дома <адрес> в адрес главы администрации г. Алатырь (без исходящей даты) следует, что они просят «привлечь» межведомственную комиссию с целью:

- определения степени износа фундамента дома и несущих конструкций дома <адрес> после 48 лет «варварской» эксплуатации без планового ремонта дома, с реконструкцией жилых помещений при отсутствии общего проекта;

- определения степени влияния на состояние фундамента, несущих конструкций дома, теплосети, проложенной в 5-6 метрах от дома с нарушением технических норм и требований, соответствующей теплоизоляции, что привело к постоянному увлажнению грунта и соответственно фундамента, образованию на поверхности фундамента грибковой плесени;

- определения степени влияния на состояние несущих конструкций, отсутствие должной теплоизоляции чердака, образования наледи в зимний период на деревянных балках чердака, что создает эффект зимнего дождя, изливающегося в квартиры;

- определения степени соответствия санитарным нормам жилых помещений из-за отсутствия вентиляции на кухнях - при наличии газовых плит, и туалетов, встроенных в кухни, периодического отсутствия воды (замерзает) и функционирования отопительной системы в подъезде № на 50%.

ДД.ММ.ГГГГ на имя заместителя главы администрации г. Алатырь ФИО1 (председателя межведомственной комиссии при администрации г. Алатырь Чувашской Республики) от жителей этого же дома поступило заявление с просьбой провести осмотр дома на определение степени опасности проживания в нём (вх. №).

Из ответа заместителя главы администрации г. Алатырь ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ № № на данное обращение в адрес ФИО4, проживающего в доме <адрес>, следует, что в срок до ДД.ММ.ГГГГ межведомственная комиссия проведет обследование (осмотр) дома <адрес> на предмет определения его аварийности и безопасного проживания в нём.

Согласно письму Главного государственного жилищного инспектора Чувашской Республики ФИО5 в адрес исполняющего обязанности главы администрации г. Алатырь ФИО6 (вх. № от ДД.ММ.ГГГГ), государственная жилищная инспекция Чувашской Республики в связи с обращением граждан, проживающих в жилом доме <адрес>, просит назначить проведение межведомственной комиссии с участием Госжилинспекции Чувашии.

Из акта обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ, составленного межведомственной комиссией, назначенной постановлением главы г. Алатырь от ДД.ММ.ГГГГ №, следует, что межведомственная комиссия произвела обследование многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>. В ходе осмотра выявлена продольная сквозная трещина торцевой кирпичной стены, толщиной от 4 до 12 мм, проходящая через жилые квартиры №№ №, №, №, №, а также арочная трещина фасадной части кирпичной кладки стен толщиной от 1 до 3 мм.

Межведомственная комиссия по итогам обследования решила провести дополнительное обследование дома специализированной организацией с целью определения необходимости и возможности реконструкции либо признания многоквартирного дома аварийным, а также признала жилые помещения - квартиры №№ №, №, №, № в доме <адрес> непригодными для проживания.

Согласно письму граждан, проживающих в <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ, в адрес и.о. главы администрации ФИО6, жильцы дома вновь просят обследовать свой <данные изъяты>-тиквартирный дом на предмет аварийности, либо на непригодность для проживания.

В ходе судебного разбирательства дела установлено и не оспаривается сторонами, что в адрес как главы администрации, так и непосредственно председателя межведомственной комиссии, созданной постановлением главы города Алатырь, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ неоднократно обращались граждане, проживающие в <данные изъяты>-тиквартирном доме <адрес>, с просьбой рассмотреть вопрос о пригодности (непригодности) занимаемых ими помещений для проживания и признания всего многоквартирного дома аварийным.

С аналогичным заявлением ДД.ММ.ГГГГ обращался Главный государственный жилищный инспектор Чувашской Республики ФИО5

В соответствии с п. 46 Положения межведомственная комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа, уполномоченного на проведение государственного контроля и надзора, в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.

Как установлено судом, до настоящего времени межведомственной комиссией решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 Положения, что явилось бы основанием для органа местного самоуправления принять решение и издать распоряжение о дальнейшем использовании помещений, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ, не принято.

Лишь в акте обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ имеется ссылка о признании жилых помещений - квартир №№ №, №, №, № в доме <адрес> непригодными для проживания, а также о намерении провести дополнительное обследование дома специализированной организацией с целью определения необходимости и возможности реконструкции либо признания многоквартирного дома аварийным.

Между тем в ходе судебного разбирательства дела также установлено, что такое обследование многоквартирного дома <адрес> специализированной организацией - ОАО «<данные изъяты>» проведено ДД.ММ.ГГГГ, однако заключение этой организации администрацией г. Алатырь (межведомственной комиссией) не получено в виду неоплаты администрацией г. Алатырь услуг ОАО «<данные изъяты>» по обследованию дома, что в свою очередь влечет незаконное бездействие межведомственной комиссии по принятию решения о признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Доводы представителя ответчика - администрации г. Алатырь Чувашской Республики о необходимости привлечения к уплате услуг ОАО «<данные изъяты>» собственников квартир - физических лиц в многоквартирном доме <адрес>, включая данные расходы как бремя по содержанию этого многоквартирного дома в надлежащем состоянии не основаны на законе.

Решение вопроса о дополнительном обследовании многоквартирного дома специализированной организацией связано с осуществлением деятельности межведомственной комиссии, а не с содержанием многоквартирного дома в надлежащем техническом состоянии.

При таких обстоятельствах имеется незаконное бездействие администрации г. Алатырь Чувашской Республики, по принятию одного из решений, предусмотренных пунктом 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47 по результатам обследования многоквартирного дома <адрес>

При таких обстоятельствах исковые требования Алатырского межрайпрокурора подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковое требование Алатырского межрайонного прокурора Алатырского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Алатыря Чувашской Республики удовлетворить.

Обязать администрацию г. Алатыря Чувашской Республики в течение 14 дней со дня вступления решения суда в законную силу принять одно из решений, предусмотренных пунктом 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47 по результатам обследования многоквартирного дома <адрес>.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный суд Чувашской Республики в десятидневный срок со дня вынесения с подачей жалобы через Алатырский районный суд.

Председательствующий: С.Н. Уряднов