Иск об обязании создать условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры



Дело № 2-435/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ г. Алатырь

Алатырский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Уряднова С.Н., при секретаре судебного заседания Новиковой Л.Н., с участием помощника Алатырского межрайонного прокурора ЧР Нешиной Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Алатырского районного суда Чувашской Республики гражданское дело по иску

Алатырского межрайонного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Отделу имущественных и земельных отношений администрации г. Алатырь Чувашской Республики о понуждении создать условия инвалидам и гражданам других маломобильных групп населения для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры - к нежилому помещению, занимаемому филиалом ГУП ЧР «Фармация» Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики - «Аптека № <данные изъяты>», расположенному по адресу: <адрес>, с участием в качестве третьего лица ГУП ЧР «Фармация» Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики,

у с т а н о в и л:

Алатырский межрайонный прокурор мотивировал исковые требования тем, что прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства о социальной защите инвалидов в части создания организациями независимо от организационно - правовых форм условий инвалидам и другим маломобильным группам населения для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

Проверкой установлено, что в нарушение требований Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ, СниП 35-01-2011 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», условия для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения в здание Аптеки № <данные изъяты>, расположенное адресу: <данные изъяты> не созданы, - вход в здание аптеки не оборудован пандусом и поручнями.

В силу характера оказываемых услуг населению Аптека № <данные изъяты> является объектом социальной инфраструктуры.

Здание Аптеки № <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты> кв.м. является собственностью муниципального образования «г. Алатырь Чувашской Республики».

Согласно п.п.<данные изъяты> Положения Отдела имущественных и земельных отношений администрации г. Алатырь Чувашской Республики, утвержденного постановлением главы г. Алатырь от ДД.ММ.ГГГГ №, отдел имущественных и земельных отношений администрации г. Алатырь Чувашской Республики является исполнительным органом администрации г. Алатырь, осуществляющим права собственника в отношении имущества и земли, находящихся в муниципальной собственности г. Алатырь, а также правопреемником Алатырского комитета имущественных и земельных отношений.

В силу договора аренды нежилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ, Алатырский городской комитет имущественных и земельных отношений (далее - арендодатель) предоставляет, а ГУП ЧР «Фармация» Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики в лице директора филиала «Аптека № <данные изъяты>» принимает во временное пользование нежилое помещение по адресу: <адрес>.

Из договора следует, что указанное помещение передано под аптеку, при этом согласно п.<данные изъяты> указанного договора аренды Арендатор не вправе производить перепланировку, переоборудование и другие необходимые улучшения арендуемого помещения без письменного разрешения Арендодателя.

Таким образом, обязанность по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения в указанное нежилое помещение путем оборудования входа в него пандусами лежит на арендодателе Отделе имущественных и земельных отношений администрации г. Алатырь - собственнике нежилого помещения, предоставленного под аптеку.

Просил обязать Отдел имущественных и земельных отношений администрации г. Алатырь Чувашской Республики создать условия инвалидам и гражданам других маломобильных групп населения для беспрепятственного доступа в здание Аптеки № <данные изъяты> - филиала ГУП ЧР «Фармация» Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, расположенного по адресу: <адрес>, путем установки пандусов и поручней для перемещения инвалидов, согласно требованиям п.3.17 СНиП 35- 01 - 2001.

В судебном заседании прокурор Нешина Т.В., исковые требования поддержала по вышеизложенным основаниям.

Представитель ответчика - Отдела имущественных и земельных отношений администрации г. Алатырь Чувашской Республики ФИО1, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №, исковые требования не признала и пояснила, что не оспаривает принадлежность нежилого помещения, занимаемого Аптекой № <данные изъяты>» по адресу: <адрес>, муниципальному образованию «г. Алатырь Чувашской Республики», интересы которого они уполномочены представлять, факт передачи данного помещения в аренду ГУП ЧР «Фармация», также как и то, что вход в помещение аптеки не оборудован пандусом и поручнями. Исковые требования не признают, поскольку в настоящее время решается вопрос о передаче помещения Аптеки № в республиканскую собственность, и уже тогда обязанность по установке пандуса и поручней ляжет на ГУП ЧР «Фармация» Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики.

Представитель третьего лица ГУП ЧР «Фармация» Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, ФИО2, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №, исковые требования Алатырского межрайпрокурора поддержала, указав, что в настоящее время их предприятие арендует нежилое помещение в доме <адрес> у Отдела имущественных и земельных отношений администрации г. Алатырь для размещения их филиала - «Аптека № <данные изъяты>». По договору аренды они не имеют права производить перепланировку, переоборудование и другие необходимые улучшения арендуемых помещений, вызванных их потребностями без письменного разрешения Арендодателя. Однако их письменные обращения в Отдел имущественных и земельных отношений в частности даже по поводу установки козырька над крыльцом оставлены без ответа. Вопрос о передаче помещения, занимаемого аптекой, из муниципальной собственности в республиканскую собственность, решается уже более полугода и когда он решится неизвестно. В этой связи откладывать установку пандуса и поручней при входе в аптеку нецелесообразно.

Выслушав доводы участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования Алатырского межрайпрокурора подлежат удовлетворению в силу следующего.

Целью государственной политики в области социальной защиты инвалидов и других маломобильных групп населения в Российской Федерации является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Одним из принципов законодательства о градостроительной деятельности в силу п. 3 ст. 2 Градостроительного кодекса РФ является обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.

Установление таких принципов в полной мере вытекает из закрепленного в ст. 7 Конституции РФ положения о том, что Российская Федерация является социальным государством.

Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее Закон) Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Данный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.

В соответствии с положениями ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В настоящее время инвалиды, в том числе и несовершеннолетние, относятся к наименее социально защищенным слоям населения, особенно страдающие заболеваниями опорно-двигательного аппарата.

В соответствии с положениями ст. 15 Закона постановлением Госстроя РФ от 16 июля 2001 года № 73 приняты Строительные нормы и правила СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (далее - СНиП 35-01-2001), которые являются основным документом 35-го комплекса Системы нормативных документов в строительстве - «Обеспечение доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения».

Согласно СНиП 35-01-2001 ширина марша лестниц, доступных МГН, должна быть, как правило, не менее 1,35 м. При расчетной ширине марша лестницы 2,5 м и более следует предусматривать дополнительные разделительные поручни.

Максимальная высота одного подъема (марша) пандуса не должна превышать 0,8 м при уклоне не более 8 %. При перепаде высот пола на путях движения 0,2 м и менее допускается увеличивать уклон пандуса до 10 %. В исключительных случаях допускается предусматривать винтовые пандусы.

Ширина пандуса при исключительно одностороннем движении должна быть не менее 1,0 м, в остальных случаях - принимать по ширине полосы движения.

Площадка на горизонтальном участке пандуса при прямом пути движения или на повороте должна быть глубиной не менее 1,5 м.

Следует предусматривать бортики высотой не менее 0,05 м по продольным краям маршей пандусов, а также вдоль кромки горизонтальных поверхностей при перепаде высот более 0,45 м для предотвращения соскальзывания трости или ноги.

Вдоль обеих сторон всех лестниц и пандусов, а также у всех перепадов высот более 0,45 м необходимо устанавливать ограждения с поручнями. Поручни пандусов следует, как правило, располагать на высоте 0,7 и 0,9 м, у лестниц - на высоте 0,9 м.

Поручень перил с внутренней стороны лестницы должен быть непрерывным по всей ее высоте. Завершающие части поручня должны быть длиннее марша или наклонной части пандуса на 0,3 м.

В ходе судебного разбирательства дела установлено и не оспаривается сторонами, что в нежилом помещении, встроенном в жилой дом <адрес>, принадлежащем на праве собственности муниципальному образованию «г. Алатырь Чувашской Республики» и переданном в аренду ГУП ЧР «Фармация» Министерства здравоохранения и развития общественной инфраструктуры расположен филиал ГУП ЧР «Фармация» - «Аптека № <данные изъяты>».

Данные обстоятельства подтверждаются свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии <данные изъяты> № и договором аренды № нежилого фонда муниципальной собственности, заключенным между Алатырским городским комитетом имущественных и земельных отношений с одной стороны и ГУП ЧР «Фармация» Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики - с другой от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно договору аренды № от ДД.ММ.ГГГГ ответчиком нежилое помещение предоставлено для использования под аптеку.

В суде установлено и не оспаривается сторонами, что вход в помещение аптеки не оборудован пандусом и поручнями, что является нарушением Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».

В силу п.<данные изъяты> договора аренды арендатор принял на себя обязательства не производить перепланировок, переоборудования и других необходимых улучшений арендуемых помещений, вызываемых потребностями арендатора, без письменного разрешения арендодателя.

В соответствии с Положением Отдела имущественных и земельных отношений администрации г. Алатырь Чувашской Республики, утвержденным постановлением главы г. Алатырь от ДД.ММ.ГГГГ №, указанный отдел является исполнительным органом администрации г. Алатырь, осуществляющим права собственника в отношении имущества и земли, находящихся в муниципальной собственности.

Учитывая, что нежилое помещение, арендуемое под аптеку, принадлежит муниципальному образованию «г. Алатырь Чувашской Республики», и именно от него зависит решение вопроса об оборудовании входа в помещение аптеки в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», в силу осуществления полномочий собственника Отделом имущественных и земельных отношений администрации г. Алатырь Чувашской Республики, именно последний обязан создать условия для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения в помещение аптеки путем оборудования входа в него пандусом и поручнями.

Намерение ответчика передать нежилое помещение, в котором располагается аптека, в республиканскую собственность, не освобождает его от обязанности устранить нарушения прав инвалидов и других маломобильных групп населения, до осуществления такой передачи.

Руководствуясь ст. ст. 194-199, 206 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Алатырского межрайонного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Отделу имущественных и земельных отношений администрации г. Алатырь Чувашской Республики о понуждении создать условия инвалидам и гражданам других маломобильных групп населения для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры - к нежилому помещению, занимаемому филиалом ГУП ЧР «Фармация» Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики - «Аптека № <данные изъяты>», расположенному по адресу: <адрес>, удовлетворить.

Обязать Отдел имущественных и земельных отношений администрации г. Алатырь Чувашской Республики создать условия инвалидам и гражданам других маломобильных групп населения для беспрепятственного доступа в здание «Аптеки № <данные изъяты>» - филиала ГУП ЧР «Фармация» Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, расположенное по адресу: <адрес>, путем установления пандусов для перемещения инвалидов, согласно требованиям п.3.17 СНиП 35-01-2001, в 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня вынесения в Верховный Суд Чувашской Республики, с подачей жалобы через Алатырский районный суд Чувашской Республики.

Председательствующий: