Иск о признании нуждающейся в жилом помещении



Дело № 2- 547/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ                                                                                                                             г. Алатырь

Алатырский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Уряднова С.Н., при секретаре судебного заседания Новиковой Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Алатырского районного суда Чувашской Республики гражданское дело по иску

Шестаковой <данные изъяты> к администрации Октябрьского сельского поселения Алатырского района Чувашской Республики о признании нуждающейся в жилом помещении, признании незаконным решения комиссии по жилищным вопросам при администрации Октябрьского сельского поселения об отказе во включении в список граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, с участием третьих лиц - администрации Алатырского района Чувашской Республики, МУП «Дирекция единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства», Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики,

у с т а н о в и л:

Шестакова Т.Л. мотивировала исковые требования тем, что ей по договору передачи от ДД.ММ.ГГГГ принадлежит на праве собственности квартира <адрес>.

На момент передачи ей вышеуказанной квартиры в собственность жилье уже было непригодным для проживания, так как к ДД.ММ.ГГГГ в Кабинет Министров Чувашской Республики был направлен перечень жилых домов, признанных непригодными для проживания и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе эксплуатации (в перечне под ).

Данный перечень утвержден постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 24 мая 2010 года № 137 - приложение № 1.

25 апреля 2011 года она обратилась в администрацию Октябрьского сельского поселения с письменным заявлением о признании её нуждающейся в жилом помещении. Однако ей отказано в этом со ссылкой на ст.50 ЖК РФ.

Согласно акту экспертного исследования квартиры жилого дома по ул. <данные изъяты> в пос. <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ года указанная квартира признана непригодной для постоянного, круглогодичного проживания.

Она, являясь инвалидом <данные изъяты> группы бессрочно (<данные изъяты>), нуждается в дополнительной жилой площади при предоставлении жилья в соответствии со ст.57 ЖК РФ.

Просила суд признать её нуждающейся в жилом помещении, признать незаконным решение комиссии по жилищным вопросам при администрации Октябрьского сельского поселения об отказе во включении в список граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, взыскать с ответчика в её пользу судебные расходы по делу.

В судебное заседание истец Шестакова Т.Л. не явилась, будучи извещенной о времени и месте рассмотрения дела своевременно и надлежащим образом. Её представитель Кузнецов С.М., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования своего доверителя поддержал по вышеизложенным основаниям, дополнительно указав, что его доверителю квартира <адрес> представлена администрацией Октябрьского сельского поселения ДД.ММ.ГГГГ. На тот момент <данные изъяты>, деревянный дом , <данные изъяты> года постройки, уже был признан непригодным для проживания в связи с физическим износом в процессе его эксплуатации. С <данные изъяты>-х годов этот дом вообще не ремонтировался. Имущественное положение Шестаковой Т.Л. с ДД.ММ.ГГГГ не изменилось, истец является инвалидом <данные изъяты> группы, недвижимого имущества, кроме указанной квартиры , не пригодной для круглогодичного проживания, и транспортных средств, не имеет, единственным источником её дохода является пенсия.

Представитель ответчика - администрации Октябрьского сельского поселения Алатырского района Чувашской Республики Автаева А.А., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования не признала и пояснила, что по заключению межведомственной комиссии при администрации Алатырского района Чувашской Республики жилой дом <адрес> является пригодным для проживания. Общая площадь занимаемой истцом квартиры составляет <данные изъяты> кв.м., что намного больше учетной нормы представления жилья на территории Октябрьского сельского поселения, составляющей 12 кв.м. общей площади на 1 человека.

Представитель третьего лица - администрации Алатырского района Чувашской Республики Адушкин Д.М., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, считает, что исковые требования Шестаковой Т.Л. удовлетворению не подлежат по тем же основаниям, что указала представитель ответчика - Автаева А.А. Межведомственной комиссией при администрации Алатырского района жилой дом <адрес> признан пригодным для проживания. Каким образом данный дом оказался в Перечне жилых домов, признанных непригодными для проживания и (или) с высоким уровнем износа, в том числе и многоквартирных домов, признанных до ДД.ММ.ГГГГ в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, являющемся приложением к постановлению Кабинета Министров Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ и к республиканской целевой программе «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Чувашской Республики на 2008-2011 годы», сказать не может. В своих заключениях межведомственная комиссия при администрации Алатырского района не указывает процент износа обследуемых домов в связи с тем, что данная комиссия не проводит инструментального исследования строений.

Представитель МУП «ДЕЗ Алатырского района» - директор предприятия Рузавин В.Г. также считает, что исковые требования Шестаковой Т.Л. удовлетворению не подлежат по тем же основаниям, что указала представитель ответчика - Автаева А.А.

Представитель Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры в судебное заседание не явился. За подписью министра Гончарова А.Н. в суд поступило заявление о рассмотрении дела по иску Шестаковой Т.Л. без их участия.

Выслушав доводы участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.49 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма предоставляются жилые помещения государственного или муниципального жилищного фонда.

Предметом договора социального найма, согласно ч.1 ст.62 ЖК РФ, должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры).

Согласно ч.2 ст.15 Жилищного кодекса РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

Постановлением главы администрации Октябрьского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ истцу Шестаковой <данные изъяты> по договору социального найма предоставлена квартира , общей площадью <данные изъяты> кв.м., в доме <адрес>.

На основании постановления главы администрации этого же сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ разрешена Шестаковой Т.Л. приватизация занимаемой ею квартиры , общей площадью <данные изъяты> кв.м., в доме <адрес>.

Квартира передана истцу по договору передачи от ДД.ММ.ГГГГ .

ДД.ММ.ГГГГ право собственности Шестаковой Т.Л. на квартиру , общей площадью <данные изъяты> кв.м., в доме <адрес> зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии <данные изъяты> .

Нуждаемость истца в получении жилого помещения по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ участниками процесса не оспаривается.

ДД.ММ.ГГГГ Шестакова Т.Л. вновь обратилась к главе Октябрьского сельского поселения Алатырского района Чувашской Республики с заявлением о принятии её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и имеющей право на государственную поддержку в соответствии с законом «О защите прав инвалидов в Российской Федерации».

Решением жилищной комиссии при администрации Октябрьского сельского поселения Алатырского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ Шестаковой Т.Л. в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий отказано в связи с наличием в её собственности жилого помещения площадью, превышающей учетную норму, принятую в решением Собрания депутатов Октябрьского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ , - 12 кв.м. общей площади на каждого члена семьи.

Не согласившись с данным решением, истец Шестакова Т.Л. обратилась в суд исковыми требованиями о признании её нуждающейся в жилом помещении и о признании незаконным решение комиссии по жилищным вопросам при администрации Октябрьского сельского поселения об отказе во включении в список граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Данные исковые требования Шестаковой Т.Л. мотивированы тем, что занимаемое ею жилое помещение непригодно для постоянного, круглогодичного проживания.

В обоснование данного искового требования Шестаковой Л.А. приложен технический паспорт на квартиру <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, составленный МУП «Бюро технической инвентаризации <данные изъяты>», в соответствии с которым физический износ квартиры истца составляет 67% и Акт экспертного исследования указанной квартиры от ДД.ММ.ГГГГ , составленный судебным строительно-техническим экспертом - индивидуальным предпринимателем ФИО1 в соответствии с которым постоянное, круглогодичное, безопасное проживание в квартире <адрес> невозможно, износ конструктивных элементов квартиры в составе основного строения - жилого дома составляет 72%.

В ходе судебного разбирательства дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Кабинетом Министров Чувашской Республики принято постановление «О республиканской целевой программе «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Чувашской Республики» на 2008 - 2011 годы», которое содержит приложения.

Так в приложении № 1 к постановлению Кабинета Министров Чувашской Республики «Перечень жилых домов, признанных непригодными для проживания и (или) с высоким уровнем износа, в том числе многоквартирных домов, признанных до 01 января 2007 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе эксплуатации» под указан дом <адрес>, <данные изъяты> года постройки, с физическим износом <данные изъяты>%.

В соответствии с данным постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики целью республиканской целевой программы «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Чувашской Республики» является обеспечение граждан, проживающих в жилищном фонде, признанном непригодным для постоянного проживания или подлежащим сносу, благоустроенными жилыми помещениями применительно к условиям соответствующего населенного пункта и отвечающими установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации и законодательства Чувашской Республики.

Изменения в постановление Кабинета Министров Чувашской Республики № 15 «О республиканской целевой программе «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Чувашской Республики» на 2008 - 2011 годы», в части исключения дома <адрес>, <данные изъяты> года постройки, с физическим износом <данные изъяты>% из Перечня жилых домов, признанных непригодными для проживания и (или) с высоким уровнем износа, в том числе многоквартирных домов, признанных до 01 января 2007 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе эксплуатации не вносились.

Неотмененные постановления Кабинета Министров Чувашской Республики обязательны для исполнения на территории Чувашской Республики.

В соответствии с Положением по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного фонда для постоянного проживания, утвержденным Приказом Министра жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ , к непригодным для постоянного проживания следует относить:

каменные дома с физическим износом свыше 70%;

деревянные дома и дома со стенами из местных материалов, а также мансарды с физическим износом свыше 65%.

Из заключения о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания от ДД.ММ.ГГГГ, составленного межведомственной комиссией, назначенной главой администрации Алатырского района Чувашской Республики, следует, что комиссия приняла заключение о признании помещений многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> жилыми и пригодными для проживания граждан после проведения реконструкции здания и устранения выявленных дефектов, не приводящих к нарушению работоспособности и несущей способности конструкций, ухудшению надежности жилого дома и обеспечению безопасности пребывания граждан и сохранности инженерного оборудования. При этом в данном заключении не указан процент физического износа многоквартирного дома.

Указанным заключением фактически признается факт непригодности <адрес> для проживания граждан на момент составления заключения.

ДД.ММ.ГГГГ указанная межведомственная комиссия вновь обследовала дом <адрес> и вынесла заключение о признании помещений данного дома пригодными для проживания, вновь не указывая в заключении процент физического износа многоквартирного дома.

Согласно п. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, установленном Правительством РФ.

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28 января 2006 г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

В соответствии с пунктом 7 названного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

Согласно п.33 Положения снованием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие:

ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.

В соответствии с п. 47 Положения по результатам работы межведомственная комиссия принимает одно из следующих решений:

о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;

о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;

о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;

о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.

Из Акта экспертного исследования указанной квартиры от ДД.ММ.ГГГГ , составленного судебным строительно-техническим экспертом - индивидуальным предпринимателем ФИО1, имеющим сертификат, выданный Министерством юстиции РФ, удостоверяющий факт того, что он является компетентным и соответствует требованиям системы сертификации для экспертов судебной экспертизы в области «Исследование строительных объектов и территорий, функционально связанной с ними, в том числе с целью проведения их оценки», следует, что износ фундамента дома <адрес> составляет 69%, стен наружных бревенчатых, оштукатуренных по дранке - 70%, перекрытий деревянных по балкам - 75%, полов дощатых по балкам, покрытых древесно-волокнистыми плитами - 80%, крыши их волнистого асбоцементного шифера - 65% проемов оконных двойных - 80%.

Из изложенного следует, что капитальный ремонт дома <адрес> за период со ДД.ММ.ГГГГ, с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями, несмотря на дачу ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссией заключения о пригодности указанного дома для проживания, не проводился.

Доказательств проведения капитального ремонта, реконструкции дома представителем ответчика суду не представлено.

При таких обстоятельствах заключение межведомственной комиссии, назначенной главой администрации Алатырского района Чувашской Республики, от ДД.ММ.ГГГГ не может быть признано законным.

Проведя анализ исследованных доказательств в совокупности, очевидно, что на момент предоставления истцу квартиры <адрес> ДД.ММ.ГГГГ указанный дом уже был непригодным для проживания, о чем свидетельствует постановление Кабинета Министров Чувашской Республики № 15 от 28 января 2008 года «О республиканской целевой программе «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Чувашской Республики» на 2008 - 2011 годы», и соответственно администрация Октябрьского сельского поселения Алатырского района нарушила нормы жилищного законодательства, предписывающие предоставление гражданам на условиях социального найма жилых помещений пригодных для постоянного проживания граждан (отвечающих установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

В соответствии с пунктом 3 ст.51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещения, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Как следует из пояснений представителя истца имущественное положение Шестаковой Т.Л. с ДД.ММ.ГГГГ не изменилось, истец является инвалидом <данные изъяты> группы, недвижимого имущества, кроме квартиры <адрес>, не пригодной для круглогодичного проживания, и транспортных средств, не имеет, единственным источником её дохода является пенсия.

Поскольку нуждаемость истца в жилых помещениях на момент представления квартиры в доме, не пригодном для проживания, ДД.ММ.ГГГГ ответчиком - администрацией Октябрьского сельского поселения не оспаривалась, Шестакова Т.Л. проживает в квартире, не пригодной для постоянного круглогодичного проживания, следует признать её нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, а решение жилищной комиссии при администрации Октябрьского сельского поселения Алатырского района от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в постановке её на учет нуждающихся в жилых помещениях в связи наличием у неё жилья превышающего учетную норму, принятую в Октябрьском сельском поселении, незаконной.

При таких обстоятельствах исковые требования Шестаковой Т.Л. подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Истцом Шестаковой Т.Л. не представлено доказательств несения ею судебных расходов.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Шестаковой <данные изъяты> удовлетворить.

Признать Шестакову <данные изъяты> нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договорам социального найма.

Признать незаконным решение комиссии по жилищным вопросам при администрации Октябрьского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Шестаковой <данные изъяты> во включении в список граждан нуждающихся в жилых помещениях.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный суд Чувашской Республики в течение 10 дней, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, с подачей жалобы через Алатырский районный суд.

Председательствующий: