Иск об оспаривании действий судебного пристава-исполнителя



Дело №2-432/2011

РЕШЕНИЕ
       Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г. Алатырь

Алатырский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Уряднова С.Н., при секретаре судебного заседания Новиковой Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Алатырского районного суда Чувашской Республики гражданское дело по иску

Гибулина <данные изъяты> к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Чувашской Республике и Скоробогатовой <данные изъяты> об оспаривании действий судебного пристава-исполнителя Алатырского РОСП Управления ФССП по Чувашской Республике по определению задолженности по алиментам, с участием в качестве третьего лица Алатырского РОСП Управления Федеральной службы судебных приставов по Чувашской Республике,

установил:

Истец Гибулин СВ. мотивировал исковые требования тем, что постановлением судебного пристава-исполнителя Алатырского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Чувашской Республике от ДД.ММ.ГГГГ ему определена задолженность по алиментам на содержание несовершеннолетнего ребенка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек.

С определением задолженности по алиментам не согласен, поскольку при вынесении постановления о расчете задолженности по алиментам судебный пристав-исполнитель Алатырского РОСП руководствовался статьей 13 Семейного кодекса РФ, статьями 14, 102 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». С ДД.ММ.ГГГГ года он зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя.

Статья 113 СК РФ предусматривает возможность взыскания алиментов за прошедший период на основании исполнительного листа в пределах трехлетнего срока, предшествующего предъявлению исполнительного листа к взысканию.

Однако такое взыскание возможно при отсутствии добровольной уплаты алиментов должником.

По устному соглашению со Скоробогатовой О.В. в добровольном порядке им производилась и производится уплата денежных средств на содержание детей - ФИО1, <данные изъяты> года рождения, и ФИО2, <данные изъяты> года рождения, путем ежемесячного перечисления на банковские счета.

Денежные средства <данные изъяты> ФИО1 он перечисляет на счет , а <данные изъяты> ФИО2 на счет открытые в <данные изъяты> ОСБ <адрес>.

Кроме перечисленных денежных средств на счета, им для детей ежегодно приобретались и приобретаются необходимая одежда, обувь, а также предоставлялись и предоставляются денежные средства на мелкие расходы.

Указанные им обстоятельства могут подтвердить его дети, проживающие по адресу: <адрес> и другие свидетели.

Денежные средства на содержание <данные изъяты> за расчетный период перечислялись им добровольно, таким образом, основания взыскания задолженности за прошедший период в пределах трехлетнего срока - отсутствуют.

В соответствии с п. 5 ст. 113 СК РФ при несогласии с определением задолженности по алиментам судебным исполнителем любая из сторон может обжаловать действия судебного пристава-исполнителя в порядке, предусмотренном гражданским процессуальным законодательством.

Просил признать незаконными действия судебного пристава-исполнителя Алатырского РОСП УФССП РФ по ЧР по определению задолженности по алиментам в пользу взыскателя Скоробогатовой О.В. на содержание несовершеннолетнего ребенка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ года в размере <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек и отменить постановление о расчете задолженности по алиментам от ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании истец Гибулин СВ. и его представитель - адвокат Земсков Д.В., действующий на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ , исковые требования поддержали в полном объеме по вышеизложенным основаниям.

Гибулин СВ. суду дополнительно пояснил, что денежные средства в качестве алиментов перечислял на счета детей, а не взыскателя Скоробогатовой О.В. из-за опасения, что та их потратит не на детей, а на «своих» мужчин, дети же сами распоряжались деньгами. Решения суда о перечислении сумм алиментов, подлежащих выплате, на счета, открытые на имя несовершеннолетних детей в банках, не было.

Представитель ответчика - Управления Федеральной службы судебных приставов по Чувашской Республике, она же начальник Алатырского РОСП УФССП по Чувашской Республике, - Паскудина Л.Ю., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ , в судебное заседание не явилась, представила письменный отзыв на исковое заявление, в котором просила рассмотреть дело в её отсутствие и указала, что ДД.ММ.ГГГГ в Алатырский РОСП предъявлен к принудительному взысканию дубликат исполнительного листа Алатырского районного суда о взыскании с Гибулина СВ. в пользу Скоробогатовой О.В. алиментов на содержание детей - ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. В этот же день возбуждено исполнительное производство . В заявлении о предъявлении исполнительного документа к исполнению взыскатель сообщила, что Гибулин СВ. работает в ОАО <данные изъяты> и просила произвести расчет задолженности, начиная с ДД.ММ.ГГГГ. Копия исполнительного документа с постановлением об обращении взыскания на заработную плату должника была направлена по месту работы должника. ДД.ММ.ГГГГ от взыскателя поступило заявление о расчете задолженности по алиментам за три года, предшествующие предъявлению исполнительного документа к исполнению, а именно с ДД.ММ.ГГГГ. В этот же день в адрес ОАО «<данные изъяты>» направлен запрос о предоставлении сведений о заработной плате должника за период с ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно полученному ответу размер заработной платы должника за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составил <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки, сумма подоходного налога - <данные изъяты> рубля. Сумма, с которой возможно производить удержания, составила <данные изъяты> рубля. 1/3 часть от указанной суммы составила <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ доход должника составил <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек, сумма подоходного налога - <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек, сумма, с которой возможно производить удержания, составила <данные изъяты> рублей. 1/4 часть от указанной суммы составила <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек. В связи с тем, что одному ребенку ДД.ММ.ГГГГ исполнилось 18 лет, судебный пристав-исполнитель руководствовался п.1 ст.81 Семейного кодекса РФ.

Поскольку должник в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ о месте работы не сообщил, документы, подтверждающие свой заработок или иной доход, не представил, расчет задолженности произведен с соответствии со ст. 113 Семейного кодекса РФ, исходя из среднемесячной работной платы в Российской Федерации, которая по данным Госкомстата на 01 ноября 2010 года, составила 20969 рублей 60 копеек. Исходя из того, что 1/4 часть от вышеуказанной суммы составляет <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек задолженность по алиментам составляет за указанный период составляет <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек.

Удержано алиментов из заработной платы должника за <данные изъяты> <данные изъяты> года - <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек. Добровольно должником алименты не выплачивались.

Итого подлежит взысканию с Гибулина СВ. в пользу Скоробогатовой О.В. <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек задолженности по алиментам.

Явившись на прием к судебному приставу, Гибулин СВ. пояснил, что в указанный период периодически перечислял денежные средства на лицевые счета своих детей и представил квитанции. Данные квитанции при расчете задолженности учтены не были, поскольку взыскателем по исполнительному документу являются не несовершеннолетние дети, а их мать - Скоробогатова О.В., а в соответствии с п.1 ст.80 Семейного кодекса РФ порядок и форма предоставления содержания несовершеннолетних детей определяется родителями самостоятельно.

Считает, что постановление о расчете задолженности вынесено на законных основаниях, просит оставить исковые требования Гибулина СВ. без удовлетворения.

Ответчик Скоробогатова О.В. исковые требования не признала и пояснила, что судебный пристав-исполнитель расчет задолженности произвел в соответствии с Семейным кодексом РФ и какое-либо нарушение закона им не допущено. Алименты на содержание двух детей с должника Гибулина СВ. были взысканы Алатырским районным судом Чувашской Республики в <данные изъяты> году. Должник работал в одной из организаций на <данные изъяты>. Исполнительный лист был направлен по месту его работы, где алименты удерживались бухгалтерией. В <данные изъяты> году Гибулин СВ. с данной организации уволился. При пересылке исполнительного листа ей с места работы истца, лист был утерян. Какое-то время Гибулин СВ. работал в <данные изъяты>. В <данные изъяты> году судом по её ходатайству был выдан дубликат исполнительного листа, однако он ко взысканию ею предъявлялся по просьбе самого должника, его матери и детей. С <данные изъяты> года Гибулин СВ. вновь начал работать на <данные изъяты>. На её неоднократные просьбы высылать алименты на детей ей, должник отвечал отказом. Гибулин СВ. открыл универсальные счета на детей и стал перечислять деньги лично им. Их дочери деньги со счетов снимали и распоряжались ими сами, ей лишь изредка давали небольшие суммы, поскольку считали, что это их деньги. Тратили деньги на одежду, <данные изъяты>. Ей же одной приходилось содержать детей, кормить, оплачивать коммунальные услуги за квартиру, в которой проживают. В этом ей помогали её родители. В <данные изъяты> году <данные изъяты> ФИО2 делали операцию в <данные изъяты>. Расходы на её лечение несла полностью она. Она не отрицает, что Гибулин СВ. делал подарки дочерям, покупал телефоны, фотоаппарат. В <данные изъяты> года она все же предъявила исполнительный лист ко взысканию. После месячного удержания алиментов, Гибулин СВ. сразу же уволился с работы. Она и не стала бы просить пересчитать расчет задолженности должника за три года, если бы не узнала, что размер его среднемесячной заработной платы на <данные изъяты> составлял около <данные изъяты> рублей, она же практически одна содержала детей, ей стало обидно. Перечисления Гибулина СВ. на счета детей считает подарками детям, а не алиментами, поскольку она была лишена возможности распоряжаться ими. Решения суда о перечислении Гибулиным СВ. сумм алиментов, подлежащих выплате ей, на счета, открытые на имя детей в банках, не было.

<данные изъяты>

Свидетели ФИО3, ФИО4 и ФИО5 показали, что Гибулин СВ. полностью содержал своих детей, перечислял им деньги, делал дорогие подарки. Скоробогатова О.В. сама виновата, что не предъявляла исполнительный лист ко взысканию с заработной платы должника.

Выслушав доводы участников процесса, показания свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 80 Семейного кодекса РФ родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. Порядок и форма предоставления содержания несовершеннолетним детям определяется родителями самостоятельно. В случае, если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним детям, средства на их содержание (алименты) взыскиваются с родителей в судебном порядке.

Судебным приказом Алатырского районного суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ с Гибулина <данные изъяты> взысканы в пользу <данные изъяты> (Скоробогатовой) <данные изъяты> алименты на содержание <данные изъяты> ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в размере 1/3 части всех видов его дохода ежемесячно, начиная с ДД.ММ.ГГГГ до их совершеннолетия.

Данное обстоятельство подтверждается дубликатом исполнительного листа, выданным Алатырским районным судом Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из пояснений взыскателя Скоробогатовой О.В. и должника Гибулина СВ. после утери подлинника исполнительного документа в <данные изъяты> году исполнительный лист о взыскании алиментов взыскателем Скоробогатовой О.В. для принудительного взыскания алиментов с должника Гибулина СВ. не предъявлялся до ДД.ММ.ГГГГ.

Из заявления Скоробогатовой О.В. в адрес начальника Алатырского РОСП от ДД.ММ.ГГГГ следует, что она просит принять к исполнению исполнительный лист Алатырского районного суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с Гибулина СВ., работающего в ООО «<данные изъяты>» алименты на содержание ФИО1 ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с просьбой рассчитать задолженность с ДД.ММ.ГГГГ.

В этот же день - ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Алатырского РОСП возбуждено исполнительное производство .

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Алатырского РОСП ФИО6 вынесено постановление об обращении взыскания на заработную плату должника.

ДД.ММ.ГГГГ Скоробогатова О.В. обратилась с заявлением на имя начальника Алатырского РОСП о расчете задолженности по алиментам на содержание ФИО1 и ФИО2 за три года, предшествующие предъявлению исполнительного листа, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст. 113 Семейного кодекса РФ взыскание алиментов за прошедший период на основании соглашения об уплате алиментов или на основании исполнительного листа производится в пределах трехлетнего срока, предшествовавшего предъявлению исполнительного листа или нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов к взысканию.

Размер задолженности определяется судебным исполнителем исходя из размера алиментов, определенного решением суда или соглашением об уплате алиментов.

Размер задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей в соответствии со статьей 81 настоящего Кодекса, определяется исходя из заработка и иного дохода лица, обязанного уплачивать алименты, за период, в течение которого взыскание алиментов не производилось. В случаях, если лицо, обязанное уплачивать алименты, в этот период не работало или если не будут представлены документы, подтверждающие его заработок и (или) иной доход, задолженность по алиментам определяется исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности.

Постановлением судебного пристава-исполнителя Алатырского РОСП от ДД.ММ.ГГГГ года определена задолженность по алиментам должника Гибулина СВ. в пользу Скоробогатовой О.В. за период с ДД.ММ.ГГГГ и по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек.

Как следует из данного постановления судебного пристава-исполнителя ФИО6, расчёт задолженности по алиментам Гибулина СВ. произведен за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ исходя из заработной платы должника в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки. С суммы, из которой возможно производить удержания -<данные изъяты> рубля <данные изъяты> копейки (без подоходного налога), и 1/3 части заработка, подлежащих уплате в качестве алиментов. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, исходя из заработной платы должника в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек. С суммы, из которой возможно производить удержания - <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек (без подоходного налога) и 1/4 части заработка, подлежащих уплате в качестве алиментов. За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ исходя из того, что должник о месте работы не сообщил, документы, подтверждающие свой заработок не представил, расчет задолженности произведен в соответствии со ст. 113 Семейного кодекса РФ, исходя из среднемесячной заработной платы в Российской Федерации, составляющей <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек, и 1/4 части заработка, подлежащих уплате в качестве алиментов.

При определении расчета задолженности по алиментам учтено, что из заработной платы должника в ДД.ММ.ГГГГ года удержано алиментов в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек.

Факты получения Гибулиным СВ. заработка во время работы в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года в размере <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек с учетом подоходного налога и удержания алиментов из заработка в ДД.ММ.ГГГГ года в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек, подтверждаются справкой от ДД.ММ.ГГГГ, представленной руководителем и главным бухгалтером предприятия.

В соответствии со ст. 60 Семейного кодекса РФ суммы, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, поступают в распоряжение родителей (лиц, их заменяющих) и расходуются ими на содержание, воспитание и образование ребенка.

Суд по требованию родителя, обязанного уплачивать алименты на несовершеннолетних детей, вправе вынести решение о перечислении не более пятидесяти процентов сумм алиментов, подлежащих выплате, на счета, открытые на имя несовершеннолетних детей в банках.

Выражая свое несогласие с произведенным расчетом задолженности по алиментам, истец Гибулин СВ. ссылается на перечисления им денежных средств в качестве алиментов на счета несовершеннолетних детей, а также дарение им, - детям подарков, фактически оспаривая размер задолженности по алиментам, определенный судебным приставом-исполнителем.

В подтверждение этого истцом представлены платежные поручения и сберегательные книжки, открытые на имя ФИО1 и ФИО2.

Так, из указанных документов следует, что истцом на универсальный счет ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ и до достижения ею совершеннолетия ДД.ММ.ГГГГ денежных переводов не осуществлялось, на универсальный счет ФИО2 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ осуществлено переводов: ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> рублей; ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> рублей; ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> рублей, ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> рублей; ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> рублей, ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> рублей, всего на сумму <данные изъяты> рублей, что чуть более половины одного среднемесячного заработка истца в спорный период.

Между тем как, следует из показаний свидетеля ФИО1, данными средствами распоряжались они <данные изъяты> сами.

По решению же суда о взыскании алиментов на содержание несовершеннолетних детей у истца Гибулина СВ. с ДД.ММ.ГГГГ возникла обязанность ежемесячно передавать денежные средства в размере 1/3 части заработка Скоробогатовой (<данные изъяты>) О.В., осуществляющей воспитание и уход за несовершеннолетними детьми, а не самим детям, и уже Скоробогатова О.В. вправе была самостоятельно определять порядок и форму предоставления содержания несовершеннолетним детям.

Решения суда о перечислении Гибулиным СВ. сумм алиментов, подлежащих выплате, на счета, открытые на имя несовершеннолетних детей в банках, не имеется.

При таких обстоятельствах денежные переводы истца на счета своих детей, так же как и сделанные им подарки, не могут расцениваться в качестве алиментов.

То обстоятельство, что Скоробогатова О.В. не предъявляла исполнительный лист ко взысканию в период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ не может служить основанием для освобождения Гибулина СВ. от обязанности содержать своих детей, т.е. от уплаты алиментов.

Доказательств перечисления Гибулиным СВ. алиментов в пользу Скоробогатовой О.В. в спорный период истцом суду не представлено. Правильность произведенного судебным приставом-исполнителем расчета задолженности Гибулиным СВ. и его представителем не оспорена. При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения его исковых требований не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований Гибулина <данные изъяты> о признании действий судебного пристава-исполнителя Алатырского РОСП Управления ФССП по Чувашской Республике по определению задолженности по алиментам в пользу Скоробогатовой <данные изъяты> на содержание несовершеннолетних детей в размере <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек и отмене постановления судебного пристава-исполнителя Алатырского РОСП о расчете задолженности по алиментам по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики в течение 10 дней, начиная, с ДД.ММ.ГГГГ, с подачей жалобы через Алатырский районный суд ЧР. Председательтсвующий: