включение в педагогический стаж период службы в армии



Дело № 2 - 888 - 2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ                                                                         г. Алатырь

Алатырский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Филатовой Л.Н., при секретаре судебного заседания Кравченко А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Махрова С.Н. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Алатырь и Алатырском районе Чувашской Республики - Чувашии о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной пенсии, включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, периода службы в Вооруженных Силах СССР, -

Установил:

Махров С.Н., обратившись в суд с иском, обосновал его тем, что в соответствии со ст. 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» и Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» ДД.ММ.ГГГГ обратился в Управление Пенсионного фонда РФ в г. Алатырь и Алатырском районе ЧР с заявлением на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность. Согласно решению ответчика от ДД.ММ.ГГГГ ему отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости из - за отсутствия требуемого специального стажа 25 лет. В специальный стаж работы не включены периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> в качестве лаборанта <данные изъяты> средней школы; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> - служба в рядах Советской Армии; со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> в качестве лаборанта <данные изъяты> средней школы. Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Алатырь и Алатырском районе сделало вывод, что в вышеназванном порядке в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, за периоды работы до ДД.ММ.ГГГГ включается работа в должностях и в учреждениях, предусмотренных Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением от 17 декабря 1959 года № 1397. Периоды иной деятельности, предусмотренные данным Положением, могут быть включены в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, при строго определенном условии: если на 1 октября 1993 года не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала право на пенсию за выслугу лет.

Просил признать недействительным решение комиссии от ДД.ММ.ГГГГ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Алатырь и Алатырском районе в части невключения в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов работы в должности лаборанта <данные изъяты> школы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> работы в должности лаборанта <данные изъяты> средней школы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> периода службы в Вооруженных Силах ССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> обязать ответчика назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения за её назначением, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании истец Махров С.Н. исковые требования уточнил, просил признать недействительным решение Управления Пенсионного фонда РФ в г. Алатырь и Алатырском районе ЧР от ДД.ММ.ГГГГ в части невключения в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода службы в Вооруженных Силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты> а также обязать ответчика включить названный период в специальный стаж в льготном исчислении - один день военной службы за два дня работы; обязать ответчика назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения за её назначением, то есть с ДД.ММ.ГГГГ. Первоначально заявленные требования о признании недействительным решения комиссии от ДД.ММ.ГГГГ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Алатырь и Алатырском районе в части невключения в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов работы в должности лаборанта <данные изъяты> школы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> работы в должности лаборанта <данные изъяты> средней школы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> не поддержал.

Представитель ответчика ГУ - Управление пенсионного фонда в г. Алатырь Алатырском районе ЧР Л.А.А., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал и пояснил, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Махров С.Н. служил в рядах Советской Армии, однако Списком от 29 октября 2002 года № 781 не предусмотрено включение службы в рядах Советской Армии в стаж педагогической деятельности. Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516 суммирование стажа работ по п.п. 19 п.1 ст. 27 службы в рядах Советской Армии не предусмотрено. Период службы в рядах Советской Армии Махрова С.Н. приходится на период действия Постановления от 17 декабря 1959 года № 1397, согласно которому служба в составе Вооруженных Сил СССР может быть включена в стаж работы, с учетом которого устанавливается досрочная трудовая пенсия по старости в связи с педагогической деятельностью, при условии, если выработано не менее 2/3 требуемого педагогического стажа до 1 октября 1993 года. На ДД.ММ.ГГГГ педагогический стаж Махрова С.Н. составляет <данные изъяты>

Выслушав доводы участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования Махрова С.Н. в понуждении пенсионного органа в назначении ему досрочной пенсии удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года, вступившего в силу 01 января 2002 года, трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с данным Законом. Изменение условий и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в данный Федеральный закон.

Пункт 3 ст. 1 Закона устанавливает, что в случаях, предусмотренных данным Федеральным законом, Правительство РФ определяет порядок реализации права граждан РФ на трудовые пенсии и условия установления указанных пенсий отдельным категориям граждан.

Согласно подпункту 19 п.1 ст. 27 Закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста мужчинами 60 лет и женщинами 55 лет, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Пунктом 2 ст. 27 Закона установлено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 утвержден список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, а также правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.

Как следует из решения об отказе в назначении пенсии от 7 сентября 2011 года в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии не включен период службы Махрова С.Н. в рядах Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>

Суд находит решение УПФ РФ в части отказа во включении в специальный стаж Махрова С.Н. периода службы в Советской Армии необоснованным, поскольку положения части 2 ст. 6, ч.4 ст. 15, ч.1 ст.17, ст.ст. 18, 19 и ч.1 ст. 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных переделах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Конституционным судом РФ в Постановлении от 29 января 2004 года № 2 - П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года № 8 - П и Определение от 5 ноября 2002 года № 320 - О указано, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действующего на момент приобретения права.

Согласно справке МО РФ отдела военного комиссариата ЧР по г. Алатырь и Алатырскому району за от ДД.ММ.ГГГГ Махров С.Н. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в Вооруженных Силах по призыву.

В указанный спорный период времени действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ № 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подпунктом «г» пункта 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.

Период службы Махрова С.Н. в Советской Армии относится к периодам деятельности до 1 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам.

Таким образом, вышеназванный период службы Махрова С.Н. подлежит включению в стаж работы по специальности в календарном исчислении при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права. При этом позиция пенсионного органа о зачете этого стажа при условии выработки не менее 2/3 требуемого педагогического стажа по состоянию до 1 октября 1993 года является необоснованной.

В соответствии с абз.1 п.3 ст. 10 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76 - ФЗ «О статусе военнослужащих» время нахождения граждан на военной службе по призыву засчитывалось в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за два дня работы.

Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516 суммирование стажа работ по пп.19 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года и службы в рядах Советской Армии не предусмотрено.

Согласно пп. «г» п.1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывалась служба в составе Вооруженных Сил СССР.

Однако, указанное Положение не содержит нормы, предусматривающей исчисление специального педагогического стажа за время прохождения службы в составе Вооруженных Сил СССР в льготном порядке как один день военной службы за два дня работы. Действующим в спорный период времени законодательством служба в составе Вооруженных Сил СССР засчитывалась в специальный педагогический стаж (выслугу лет) при назначении пенсии работникам просвещения только в календарном порядке.

Согласно абз.1 п.3 ст. 10 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76 - ФЗ «О статусе военнослужащих», время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общих трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы.

Абз.2 п.3 ст. 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих» № 76 - ФЗ от 27 мая 1998 года предусмотрено, что время прохождения военной службы военнослужащими на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет, если указанные должности включены в соответствующие перечни, утвержденные Правительством РФ.

Из анализа приведенной нормы права следует, что в льготном порядке как один день военной службы за два дня работы засчитывается время нахождения граждан на военной службе по призыву при исчислении общего трудового стажа, стажа государственной службы государственного служащего и специального стажа, но для иных целей, а не специального педагогического стажа для установления досрочной трудовой пенсии по старости, поскольку специально оговорено, что время прохождения военной службы военнослужащими включается в специальный стаж для назначения пенсии только военнослужащим на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, по соответствующему Перечню. В отношении Махрова С.Н. таких данных не имеется.

Кроме того, на момент принятия закона «О статусе военнослужащих» № 76 - ФЗ от 27 мая 1998 года, устанавливающего гарантии для военнослужащих, уволенных с военной службы, с 1 октября 1993 года утратило силу постановление № 1397 от 17 декабря 1959 года, с этого времени не имеется правовых оснований для включения в специальный стаж педагогической деятельности периода службы в Вооруженных Силах СССР лицам, проходившим её после указанной даты, не только в льготном, но и в календарном исчислении.

Таким образом, положения абз.1 п.3 ст. 10 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76 - ФЗ «О статусе военнослужащих» к спорным правоотношениям не применимы, поскольку не регулируют вопросы включения периодов военной службы в специальный педагогический стаж при установлении досрочной трудовой пенсии по старости, исковые требования Махрова С.Н. о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, периода службы в Вооруженных Силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении - один день военной службы за два дня работы удовлетворению не подлежат.

С учетом установленного решением Управления Пенсионного Фонда в г. Алатырь и Алатырском районе ЧР от ДД.ММ.ГГГГ специального стажа 21 год и включенного судебным решением периода службы в Вооруженных Силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в календарном исчислении (2 года 1 месяц 21 день), специальный стаж работы Махрова С.Н., дающий право на пенсию на льготных условиях, составляет <данные изъяты>, при требуемом 25 лет.

Согласно ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее возникновения права на неё.

Учитывая, что период службы в Вооруженных Силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты> не подлежит включению в льготном исчислении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, на момент обращения за назначением пенсии в УПФ РФ в г. Алатырь и Алатырском районе ДД.ММ.ГГГГ продолжительность специального стажа Махрова С.Н. составила 23 года 1 месяц 21 день, исковые требования о назначении ему досрочной трудовой пенсии с момента первоначального обращения за её назначением - ДД.ММ.ГГГГ - удовлетворению не подлежат.

Согласно ч.1 ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

В соответствии с банковской квитанцией от ДД.ММ.ГГГГ при подаче искового заявления Махровым С.Н. уплачена государственная пошлина в сумме <данные изъяты>

С учетом частичного удовлетворения исковых требований (50%) с ответчика - Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Алатырь и Алатырском районе Чувашской Республики - Чувашии в пользу Махрова С.Н. подлежит взысканию судебные издержки в сумме <данные изъяты>

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд -

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Махрова С.Н. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Алатырь и Алатырском районе Чувашской Республике о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, периода службы в Вооруженных Силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении - один день военной службы за два дня работы; обязывании ответчика назначить досрочную трудовую пенсию по старости с момента первоначального обращения за её назначением, то есть с ДД.ММ.ГГГГ - отказать.

Признать недействительным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Алатырь и Алатырском районе Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ в части невключения в специальный стаж Махрова С.Н. дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, периода службы в Вооруженных Силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> включив в стаж работы Махрова С.Н., дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, в связи с осуществлением педагогической деятельности указанный период службы в Вооруженных Силах СССР в календарном исчислении.

Взыскать с Управления Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в г. Алатырь и Алатырском районе Чувашской Республики - Чувашии в пользу Махрова С.Н. в возмещение судебных расходов <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд ЧР в течение 10 дней со дня вынесения в окончательной форме - ДД.ММ.ГГГГ, с подачей жалобы через Алатырский районный суд ЧР.

Председательствующий