Дело № 2-46/2012 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ г. Алатырь Алатырский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Уряднова С.Н., при секретаре судебного заседания Новиковой Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Алатырского районного суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Элюкова Г.Н., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей Элюков В.Р., Элюков С.Р., Элюков Р.Р., Элюков М.Р., Элюкова Е.Р., Элюкова Д.Р., Элюкова У.Р., Элюкова Е.Р., Элюкова М.Р., Элюков Р.Р., Элюкова Г.Р., к администрации Алатырского района Чувашской Республики и администрации Первомайского сельского поселения Алатырского района Чувашской Республики о признании недействительным заключения межведомственной комиссии при администрации Алатырского района о признании жилого помещения пригодным для постоянного проживания, признании недействительным договора социального найма жилого помещения, признании недействительными решений жилищной комиссии при администрации Первомайского сельского поселения и постановлений главы Первомайского сельского поселения о предоставлении жилья и снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, о понуждении администрации Первомайского сельского поселения предоставить жилое помещение по договору социального найма вне очереди, и о компенсации морального вреда, с участием третьих лиц - Элюков Р.Ш., Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики и филиала ОАО «МРСК Волги» - «Чувашэнерго», у с т а н о в и л: Элюкова Г.Н. обратилась в суд ДД.ММ.ГГГГ с иском к администрации Алатырского района Чувашской Республики и администрации Первомайского сельского поселения Алатырского района Чувашской Республики о признании недействительным заключения межведомственной комиссии при администрации Алатырского района о признании жилого помещения пригодным для постоянного проживания, расторжении договора социального найма жилого помещения и о понуждении администрации сельского поселения предоставить жилое помещение по договору социального найма вне очереди, мотивируя исковые требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ она заключила договор социального найма жилого помещения с администрацией Первомайского сельского поселения Алатырского района Чувашской Республики. Согласно указанному договору, ей и её семье в составе <данные изъяты> человек для проживания предоставлено помещение (<данные изъяты>), расположенное по адресу: <адрес>. До настоящего времени её семья не вселилась в указанный дом, поскольку он является непригодным для проживания, по причине нахождения в непосредственной близости от высоковольтной линии электропередач. Согласно заключению межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, назначенной распоряжением главы администрации Алатырского района № от ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан жилым и пригодным для проживания граждан. С заключением о пригодности вышеуказанного помещения для проживания граждан она не согласна. По вопросу пригодности для проживания данного помещения обращалась в Государственную жилищную инспекцию Чувашской Республики. Согласно сообщению главного государственного жилищного инспектора Чувашской Республики ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ Госжилинспекцией Чувашии администрации Алатырского района выдано предписание на предмет решения вопроса совместно с Алатырским ПО ОАО «МРСК Волги» - «Чувашэнерго» о переносе линии электропередачи на расстояние, обеспечивающее безопасные условия проживания в доме. Согласно сообщению Алатырского филиала ОАО «Чувашская энергосбытовая компания» ВЛ<данные изъяты> инв. № введена в эксплуатацию в <данные изъяты> году. Протяженность линии электропередач составляет <данные изъяты> км. Указанная линия проходит по территории <данные изъяты> дома <данные изъяты> по адресу: <адрес> и находится на балансе Алатырского ПО филиала ОАО «МРСК Волги» - «Чувашэнерго». Линия имеет охранную зону 10 м. по обе стороны от проекции на землю крайних проводов. Согласно Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, юридическим и физическим лицам запрещается строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий и сооружений, без письменного решения о согласовании с сетевой организацией. Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47 утверждено «Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. В силу п. 37 названного Положения, одним из оснований для признания жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, непригодными для проживания следует признавать жилые помещения, расположенные на территориях, прилегающих к воздушной линии электропередачи переменного тока и другим объектам, создающим на высоте 1,8 м. от поверхности земли напряженность электрического поля промышленной частоты 50 Гц более 1 кВ/м и индукцию магнитного поля промышленной частоты 50 Гц более 50 мкТл. В силу п. 50 Положения в случае признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу договоры найма и аренды жилых помещений расторгаются в соответствии с законодательством. Договоры на жилые помещения, признанные непригодными для проживания, могут быть расторгнуты по требованию любой из сторон договора в судебном порядке в соответствии с законодательством. В силу п. 52 Положения, решение соответствующего федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления о признании жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции может быть обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке. В силу ч. 2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: в частности, гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ, действующим жилищным законодательством вопросы обеспечения граждан жилыми помещениями относятся к компетенции органов местного самоуправления, поэтому обязанность по предоставлению жилья её семье должна быть возложена на ответчика - администрацию Первомайского сельского поселения Алатырского района Чувашской Республики. Просила: признать заключение межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ о признании жилым и пригодным для проживания граждан жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, недействительным; расторгнуть договор социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между ней и администрацией Первомайского сельского поселения Алатырского района Чувашской Республики о передаче в бессрочное владение и пользование изолированного жилого помещения, общей площадью <данные изъяты> кв.м., в том числе жилой - <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <данные изъяты>; обязать ответчика - администрацию Первомайского сельского поселения Алатырского района Чувашской Республики предоставить ей - Элюковой Г.Н. с семьей в составе: мужа Элюкова Р.Ш., сыновей - Элюкова В.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения; Элюкова С.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Элюкова Р.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Элюкова М.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения; дочерей - Элюковой Е.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Элюковой Д.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Элюковой У.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Элюковой Е.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Элюковой М.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения; Элюковой Р.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Элюковой Г.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение по договору социального найма вне очереди. ДД.ММ.ГГГГ, Элюкова Г.Н. исковые требования уточнила и увеличила. Наряду с требованием о признании заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ о признании жилым и пригодным для проживания граждан жилого дома недействительным, просила: признать договор социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между ней и администрацией Первомайского сельского поселения Алатырского района Чувашской Республики недействительным; признать недействительным решение жилищной комиссии при администрации Первомайского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ «О снятии с учета граждан, состоящих в очереди на улучшение жилищных условий» в части снятия её, Элюковой Г.Н., с семьей в составе из <данные изъяты> человек, с учёта, оформленное протоколом №; признать недействительным постановление главы Первомайского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № «О снятии с учета граждан, состоящих в очереди на улучшение жилищных условий» в части снятия её, Элюковой Г.Н., с семьей в составе из <данные изъяты> человек, с учета; обязать администрацию Первомайского сельского поселения Алатырского района Чувашской Республики предоставить ей, Элюковой Г.Н., с семьей в составе: мужа Элюкова Р.Ш., сыновей - Элюкова В.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Элюкова С.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Элюкова Р.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Элюкова М.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочерей - Элюковой Е.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Элюковой Д.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Элюковой У.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Элюковой Е.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Элюковой М.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Элюковой Р.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Элюковой Г.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по договору социального найма вне очереди в пос. <данные изъяты> <данные изъяты> района Чувашской Республики жилое помещение, пригодное для постоянного проживания (отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства), соответствующее социальным нормам предоставления. ДД.ММ.ГГГГ Элюкова Г.Н. исковые требования вновь увеличила, наряду с ранее заявленными исковыми требованиями, просила: признать недействительным решение жилищной комиссии при администрации Первомайского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении жилого помещения - дома <адрес> на условиях договора социального найма ей, Элюковой Г.Н., оформленное протоколом №; признать недействительным постановление главы Первомайского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении жилого помещения по договору социального найма» на основании которого, ей, Элюковой Г.Н., на условиях социального найма предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>; взыскать с администрации Первомайского сельского поселения Алатырского района Чувашской Республики в пользу её несовершеннолетних детей Элюкова В.Р., Элюкова С.Р., Элюкова Р.Р., Элюкова М.Р., Элюковой Е.Р., Элюковой Д.Р., Элюковой У.Р., Элюковой Е.Р., Элюковой М.Р., Элюковой Р.Р., Элюковой Г.Р., компенсацию морального вреда в размере по <данные изъяты> рублей на каждого ребенка. Дополнительное требование о компенсации морального вреда Элюковой Г.Н. мотивировано тем, что её семья по вине чиновников вынуждена проживать в невыносимых условиях в бараке, непригодном для проживания, который может в любой момент обрушиться. В зимний период времени дети испытывают дискомфорт, связанный с холодом, хотя она предпринимает все меры по отоплению аварийного барака, однако печи его не отапливают дом до нужной температуры. В момент таяния снега в весенние периоды на протяжении всех лет с момента признания непригодным барака для проживания, дети испытывают дискомфорт, связанный с подходом в подпол воды от таящего снега до такого уровня, что в некоторых местах вода выходит на поверхность полов в бараке. В летний период при поднятии температуры до плюсовой отметки происходит испарение от этой воды, также исходят невыносимые зловонные запахи от гниющей древесины, на что ей неоднократно слезно жаловались дети. В осенний период в связи с приходом сезона дождей, вновь местами начинает проступать вода. В судебном заседании истец Элюкова Г.Н. вышеуказанные исковые требования поддержала в полном объеме по вышеизложенным основаниям, дополнительно указав, что её многодетная семья состояла в очереди на получения жилья в администрации Первомайского сельского поселения Алатырского района Чувашской Республики. В настоящее время они проживают в квартире № <данные изъяты> дома № барачного типа по <адрес>, предоставленного им как временное жилье после пожара в их квартире также в доме барачного типа. Дом <адрес> непригоден для проживания, о чем имеется соответствующий акт. В двух других квартирах этого дома никто не проживает. Иного жилья они не имеют. Её семье из <данные изъяты> человек на приобретение жилья из республиканского бюджета Чувашской Республики через администрацию Алатырского района были выделены денежные средства. К данным деньгам они доступа не имели. Выделенные средства администрацией пос. Первомайский были потрачены для приобретения для их семьи <данные изъяты> дома <данные изъяты> <данные изъяты>, заведомо не пригодного для проживания. Этот дом находится в охранной зоне высоковольтной линии электропередачи, был изготовлен из сруба бывшей школы, в которой училась она сама. С ней был заключен договор социального найма этого жилого дома. В связи с предоставлением ей с семьей дома, она была снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий. По её обращению с заявлением об обследовании предоставленного ей жилого помещения на предмет пригодности для проживания, администрация Алатырского района обследовала дом и признала его пригодным для проживания, хотя очевидно, что дом таковым не является. Просит удовлетворить заявленные ею требования. Третье лицо на стороне истца Элюковой Г.И. - её супруг Элюков Р.Ш. исковые требования также поддержал, указав, что его супругу администрация сельского поселения обманным путем заставила подписать договор социального найма жилого помещения - дома <адрес>, пообещав отремонтировать его. Ремонт в доме провели поверхностно, но дом остался непригодным для проживания. Когда межведомственной комиссией проводилось обследование дома на предмет пригодности или непригодности для проживания работники санэпидемстанции не были приглашены. Рядом с домом проходит высоковольтная линия электропередачи и из-за этого в доме проживать невозможно. В доме проживали <данные изъяты>, которых расселили, а их многодетную семью хотят вселить в этот дом. Представитель ответчика - глава администрации Первомайского сельского поселения Алатырского района Алеев Р.А. исковые требования не признал и пояснил, что дом <адрес> предоставлен для проживания семье Элюковых на условиях договора социального найма как многодетной семье. Этот дом построен в <данные изъяты> году, - до вступления в силу постановления Правительства РФ от 24 февраля 2009 года № 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» и поэтому правила, утвержденные этим постановлением, не распространяются на предоставленный семье Элюковых дом. В связи с этим доводы истца Элюковой Г.И. о непригодности дома для проживания по основанию размещения в охранной зоне линии электропередачи неверен. Считает, что дом пригоден для проживания, в нем ООО «<данные изъяты>» произведен капитальный ремонт. Другого жилья в пос. <данные изъяты>, которое подошло бы по площади многодетной семье Элюковых, просто не имеется. Денежных средств для строительства нового дома также нет. Норма предоставления жилья в пос. <данные изъяты> составляет <данные изъяты> кв.м. на человека. Требование о компенсации морального вреда не признает, поскольку такой вред администрация поселения несовершеннолетним членами семьи Элюковых не причиняла. Весь поселок находится в низменной местности и практически все дома затапливаются паводковыми водами. Представитель ответчика - администрации Алатырского района Чувашской Республики Адушкин Д.М., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №, исковые требования не признал, и пояснил, что дом <адрес> межведомственной комиссией при администрации района признан жилым и пригодным для проживания. Оснований для признания этого заключения недействительным не имеется. Ранее другой представитель ответчика - администрации Алатырского района Чувашской Республики Еремкина Е.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования также не признавала и поясняла, что семья Элюковых состояла на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации Первомайского сельского поселения Алатырского района как многодетная семья. В администрацию Алатырского района было предоставлено постановление главы администрации Первомайского сельского поселения о постановке семьи Элюковых на учет. О наличии этой многодетной семьи они довели до сведения Министерства строительства Чувашской Республики. Оттуда были выделены денежные средства на приобретение жилого помещения конкретно для семьи Элюковых, которое должно было быть передано истцу по договору социального найма. Денежные средства были перечислены на счет администрации района, а затем на счет администрации Первомайского сельского поселения. В пос. Первомайский был найден лишь один дом, который подошел по площади для семье Элюковых, исходя из количества членов этой семьи и норм предоставления. Это было здание <данные изъяты>, принадлежащее ООО «<данные изъяты>». От Элюковой Г.Н. на имя главы администрации Алатырского района ФИО2 поступило заявление о том, что она согласна заселиться в этот дом после его капитального ремонта. В данном доме ООО «<данные изъяты>» был сделан капитальный ремонт. В настоящее время в доме требуется лишь косметический ремонт, но дом в целом пригоден для проживания, о чем имеется акт межведомственной комиссии администрации Алатырского района. Представитель третьего лица - Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики в судебное заседание не явился, будучи извещенным о времени и месте рассмотрения дела своевременно и надлежащим образом. За подписью руководителя инспекции ФИО1 в суд поступило заявление о рассмотрении дела без участия их представителя. К заявлению приложен акт проверки государственной жилищной инспекцией юридического лица от ДД.ММ.ГГГГ №, из которого следует, что жилой дом <адрес>, находящийся в муниципальной собственности Первомайского сельского поселения Алатырского района предоставлен Элюковой Г.Н. на условиях договора социального найма от ДД.ММ.ГГГГ. В нарушение п.37 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47, жилые помещения предоставленного Элюковой Г.Н. дома прилегают к воздушной линии электропередачи переменного тока <данные изъяты> инв. №, находящейся на балансе Алатырского ПО филиала ОАО «МРСК Волги» - «Чувашэнерго». Данная электролиния имеет охранную зону 10 м по обе стороны от проекции на землю крайних проводов. Жилые помещения подпадают в охранную зону. Администрации Алатырского района совместно с Первомайским сельским поселением предложено решить вопрос о переносе части электролинии для минимизирования критериев риска до допустимого уровня. Представитель третьего лица - ОАО «МРСК Волги» в лице филиала ОАО «МПСК Волги» - «Чувашэнерго» Петров Е.М., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание не явился, представил отзыв на исковое заявление, из которого следует, что высоковольтная линия электропередачи <данные изъяты> введена в эксплуатацию в <данные изъяты> году. Строительство дома, предоставленного Элюковой Г.Н. (<данные изъяты>), было осуществлено в <данные изъяты> году, с нарушением требований п.7 Правил охраны высоковольтных электрических сетей, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 30 ноября 1953 года № 2866, предусматривающих запрет на строительство в пределах охранных зон зданий и сооружений без письменного разрешения организации эксплуатирующей линию электропередачи. Для обеспечения защиты населения от воздействия электрического поля, создаваемого воздушными линиями электропередачи переменного тока промышленной частоты и по размещению этих высоковольтных линий вблизи населенных пунктов специально разработаны Санитарные нормы и правила защиты населения от воздействия электрического поля, создаваемого воздушными линиями электропередачи переменного тока промышленной частоты, утвержденные зам. Главного Государственного санитарного врача СССР от 28 февраля 1984 года № 2971-84. Согласно п.1.1. данного нормативного акта защита населения от воздействия электрического поля воздушных линий электропередачи напряжением 220 кВ и ниже не требуется. Другим нормативным актом, а именно СанПин 2.2.1/2.1.1 1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденным постановлением Главного Государственного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007 года № 74 предусмотрено, что в целях защиты населения от воздействия электрического поля, создаваемого воздушными линиями электропередачи устанавливаются санитарные разрывы лишь только вдоль трассы высоковольтной линии напряжением 330 кВ. Наличие высоковольтной линии <данные изъяты> в непосредственной близости от предоставленного Элюковой Г.Н. на условиях договора социального найма жилого помещения не является нарушением действующих нормативов, установленных в целях защиты населения от воздействия электрического тока, и не может являться критерием для признания жилья непригодным для проживания. Выслушав доводы сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. В ходе судебного разбирательства дела установлено и не оспаривается сторонами, что семья истца Элюковой Г.И., состоящая из <данные изъяты> человек, в том числе <данные изъяты> несовершеннолетних детей, в настоящее время проживает в двухкомнатной квартире №, общей площадью <данные изъяты> кв.м. в доме барачного типа, <данные изъяты> года постройки, под № по ул. <данные изъяты> в пос. <данные изъяты>, являющемся аварийным, принадлежащем на праве собственности администрации Первомайского сельского поселения. Это обстоятельство подтверждается актом обследования жилищных условий Элюковой Г.Н. от ДД.ММ.ГГГГ, составленным комиссией в составе главы администрации Первомайского сельского поселения ФИО3, специалиста сельского поселения ФИО4 и депутата ФИО5, справкой о составе семьи Элюковой Г.Н. от ДД.ММ.ГГГГ №, представленной главой администрации Первомайского сельского поселения Алатырского района Чувашской Республики. Из справок, представленных МУП «БТИ г. Алатырь» и Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике, следует, что ни истец Элюкова Г.Н., ни члены её семьи, другого жилья не имеют. Согласно ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Таким образом, семья Элюковой Г.Н. является нуждающейся в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным п.п. 2 и 3 ст.51 ЖК РФ. ДД.ММ.ГГГГ истец Элюкова Г.И. обратилась к главе администрации сельского поселения с заявлением о принятии её с составом семьи из <данные изъяты> человек на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и имеющей право на государственную поддержку на основании постановления Кабинета Министров Чувашской Республики. Постановлением главы администрации Первомайского сельского поселения Алатырского района от ДД.ММ.ГГГГ № «О постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий» Элюкова Г.Н. с семьей из <данные изъяты> человек признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. Согласно ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. В соответствии с п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. Непригодность жилого дома <адрес> для проживания сторонами не оспаривается, соответственно истец Элюкова Г.Н. с семьей подлежала обеспечению жилым помещением во внеочередном порядке. Жилищной комиссией при администрации Первомайского сельского поселения ДД.ММ.ГГГГ принято решение о предоставлении Элюковой Г.Н. по договору социального найма жилого дома <адрес> (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ). В этот же день главой Первомайского сельского поселения издано постановление № о предоставлении Элюковой Г.Н. на условиях социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Первомайского сельского поселения и истцом Элюковой Г.Н. заключен договор социального найма жилого помещения, по условиям которого администрация Первомайского сельского поселения предоставила семье Элюковой Г.Н., состоящей <данные изъяты> человек, в бессрочное владение и пользование жилой дом, общей площадью <данные изъяты> кв.м., в том числе жилой <данные изъяты> кв.м., соответствующий нормам представления, под № по ул. <данные изъяты> в пос. <данные изъяты>. Элюкова Г.Н. дала согласие на заселение в указанный дом после его капитального ремонта. Жилищной комиссией при администрации Первомайского сельского поселения ДД.ММ.ГГГГ принято решение о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий Элюковой Г.Н. с семьей из <данные изъяты> человек (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ). Постановлением главы Первомайского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № «О снятии с учета граждан, состоящих в очереди на улучшение жилищных условий» Элюкова Г.Н. с семьей из <данные изъяты> человек снята с учета по основанию, предусмотренному п.4 ст.56 ЖК РФ - получением в установленном порядке от органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения. В соответствии со ст.15 Жилищного кодекса РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, установлены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47. В силу вышеуказанного Положения, орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. Комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа, уполномоченного на проведение государственного контроля и надзора в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения. В ходе проверки комиссия вправе назначить дополнительное обследование и испытания, результаты которых приобщаются к документам, ранее представленным на рассмотрение комиссии. В соответствии с пунктом 47 Положения, по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: - о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; - о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; - о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; - о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; - о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции. Согласно заключению о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания от ДД.ММ.ГГГГ № межведомственной комиссии, назначенной распоряжением главы администрации Алатырского района от ДД.ММ.ГГГГ №, дом <адрес>, является жилым и пригодным для проживания граждан. При этом согласно акту обследования вышеуказанного жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ, составленному межведомственной комиссией по запросу Алатырского межрайпрокурора, дом <адрес> не расположен на территории производственных зон, зон инженерной и транспортной инфраструктур, санитарно-защитных зон, в зонах оползней и зонах ежегодно затапливаемых паводковыми водами. Содержание потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, ухудшение качества атмосферного воздуха, параметров микроклимата помещения, наличие уровня радиационного фона и физические факторы (источники шума, вибрации, наличие электромагнитных полей) не установлено. Заключения соответствующих органов государственного контроля, надзора и специализированных организаций о эпидемиологических требованиях и гигиенических нормах, подтверждающих наличие факторов влияющих на жизнь и здоровье человека, комиссии в ходе обследования представлено не было. С данным заключением межведомственной комиссии истец Элюкова Г.Н. не согласилась, указывая, что предоставленный её семье жилой дом является непригодным для проживания даже исходя лишь из самого факта его нахождения в зоне прохождения высоковольтной линии электропередачи. Из акта обследования помещения, составленного ДД.ММ.ГГГГ ведущим специалистом-экспертом Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике в г. Шумерля ФИО6 при участии председателя межведомственной комиссии, заместителя главы - начальника отдела по строительству, развитию общественной инфраструктуры и ЖКХ администрации Алатырского района ФИО7 и членов комиссии: заместителя главы - начальника отдела по сельскому, лесному хозяйству, экономики и управления имуществом администрации Алатырского района ФИО8, главы администрации Первомайского сельского поселения Алеева Р.А., главного специалиста эксперта отдела по строительству, развитию общественной инфраструктуры и ЖКХ ФИО9 с целью рассмотрения вопроса о признании помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания, следует, что год ввода в эксплуатацию здания жилого дома <адрес>, принадлежащего Первомайскому сельскому поселению, неизвестен. Здание в начале эксплуатировалось как школа, затем было приспособлено для временного проживания <данные изъяты>. Дом расположен на окраине поселка <данные изъяты>, вдали от производственных и сельскохозяйственных предприятий. Здание <данные изъяты>, <данные изъяты>. Фундамент <данные изъяты>. Инструментальные и лабораторные исследования параметров микроклимата и других физических факторов, а также веществ, загрязняющих воздушную среду жилых помещений здания не проводилось, что не соответствует требованиям разделов 1 и 2 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47, и СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» (с изменениями и дополнениями № 1 СанПиН 2.1.2.2801-10). Ведущим специалистом-экспертом Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике в г. Шумерля рекомендовано: провести независимую техническую экспертизу здания на предмет физического износа в процессе его эксплуатации, в том числе прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований в соответствии с требованиями п. 33 Положения; произвести замеры параметров микроклимата жилых помещений в холодный период года, напряженность электрического поля на территории здания и в жилых помещениях в соответствии с требованиями п.п.33,35 и 37 Положения, п.4.1, 6.4.2 СанПиН 2.1.2.2645-10. Из заключения эксперта от ДД.ММ.ГГГГ №, составленного судебным строительно-техническим экспертом - индивидуальным предпринимателем ФИО10, имеющим сертификат, выданный Министерством юстиции РФ, удостоверяющий факт того, что он является компетентным и соответствует требованиям системы сертификации для экспертов судебной экспертизы в области «Исследование строительных объектов и территорий, функционально связанной с ними, в том числе с целью проведения их оценки», следует, что сложившаяся селитебная территория поселка <данные изъяты>, застроенного при развитии села, на которой находится исследуемый жилой дом <адрес>, в части планировки и благоустройства территории улицы <данные изъяты>, не отвечает действующим требованиям п.п.2.1, 2.9 главы 7 СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений». <данные изъяты>. В жилом доме не обеспечено выполнение требования п.4.1 СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений»: возможности эвакуации людей независимо от их возраста и физического состояния в наружу на прилегающую территорию до наступления угрозы их жизни и здоровью в следствие воздействия опасных факторов пожара; возможности спасения людей; возможности доступа личного состава пожарных подразделений и подачи средств пожаротушения к очагу пожара, а также проведению мероприятий по спасению людей и материальных ценностей. Существующее техническое состояние <данные изъяты> не обеспечивают выполнение п.6.12 СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений». Через территорию домовладения № проходит линия электропередачи <данные изъяты>, проложенная на железобетонных опорах <данные изъяты>, установленных на территории землепользования домовладения. При территориальном размещении жилого дома № не обеспечено выполнение пункта «а» требования к границам установленных охранных зон электросетевого хозяйства (Постановление Правительства РФ от 24 февраля 2009 года № 160) и пункту 10 ПЭУ. Согласно п. «а» Требований к границам установления охранных зон, приложения к Правилам установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, для класса напряжением 1-20 кВ - расстояние охранной зоны 10 метров. Объекты домовладения №: - основное здание жилого дома; кирпичная пристройка (котельная); дощатый навес; земельный участок, отведенный для размещения жилого здания; приусадебный земельный участок, находятся внутри предела расстояния 10 метров, объекта электросетевого хозяйства, в границах охранной зоны электросетевого хозяйства, непосредственно в охранной зоне действующей линии электропередачи ВЛ-10кВ. Наличие линии электропередачи Вл<данные изъяты>, проходящей через территорию домовладения №, не только потенциально опасно для человека от воздействия физических факторов электромагнитного поля, но не исключает возможности поражения электрическим током людей, выполняющих полевые работы в охранной зоне. Территориальное расположение жилого дома, в связи с расположением домовладения в охранной зоне действующей линии электропередачи ВЛ<данные изъяты>, не соответствует требованиям действующих нормативных документов. Показатели территориального расположения жилого дома в связи с наличием проходящей через территорию домовладения действующей линии электропередачи <данные изъяты>, не обеспечивают выполнение требований п.30, главы П, МДС 13-21.2007, установленных для жилых помещений для безопасного постоянного пребывания и круглогодичного проживания людей в исследуемом жилом доме <адрес> и в соответствии с п.33 главы МДС 13-21.2007 является основанием для признания жилого помещения не пригодным для проживания. Жилой дом: в части централизованного обеспечения хозяйственно-питьевым водоснабжением и горячим водоснабжением не соответствует требованиям п.2.7 СанПиН 2.1.2.2645-10; в части обеспечения проезжей дороги и пешеходных дорожек с твердым покрытием, организационного стока талых и ливневых вод не соответствует требованиям п.2.9.9 СанПиН 2.1.2.2645-10; в части обеспечения хозяйственно-питьевым водоснабжением, горячим водоснабжением и теплым не канализированным уборным помещением в пределах отапливаемой части здания, не соответствует требованиям п.8.1.1 СНиП 31-02-2001. По существующим объемно-конструктивным, планировочным решениям и составу помещений, в связи с отсутствием в составе помещений жилого дома ванной или душевой комнаты и теплой уборной, жилой дом не соответствует требованиям п.4.3. и п.4.4 СНиП 31-02-2001; в части обеспечения водоснабжением от централизованной сети водоснабжения и централизованной системой канализации (удаление сточных вод) не соответствует требованиям п.п.8.11 и 8.12 действующих СНиП 31-02-2001. На момент проведения экспертного осмотра физический износ жилого дома <адрес> в поселке <данные изъяты> составляет <данные изъяты>%. По основаниям, изложенным в п.п. 33, 34, 35 МДС 13-21.2007 «Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», постановления Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47, жилой дом <адрес>, для безопасного и круглогодичного проживания не пригоден. В соответствии с ч.1 ст.12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Заключение эксперта от ДД.ММ.ГГГГ № представителями ответчиков не оспорено. Согласно п.п. 33, 34, 35 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований. Жилые помещения, расположенные в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Жилые помещения, находящиеся в жилых домах, расположенных на территориях, на которых превышены показатели санитарно-эпидемиологической безопасности в части физических факторов (шум, вибрация, электромагнитное и ионизирующее излучение), концентрации химических и биологических веществ в атмосферном воздухе и почве, установленные в разделе II настоящего Положения, а также в жилых домах, расположенных в производственных зонах, зонах инженерной и транспортной инфраструктур и в санитарно-защитных зонах, следует признавать непригодными для проживания в случаях, когда инженерными и проектными решениями невозможно минимизировать критерии риска до допустимого уровня. В ходе судебного разбирательства дела установлено, что жилой дом <адрес> бесспорно находится в охранной зоне действующей линии электропередачи <данные изъяты> от <данные изъяты> инв. №, находящейся на балансе Алатырского ПО филиала ОАО «МРСК Волги» - «Чувашэнерго». Согласно ст. ст. 87, 89 Земельного кодекса РФ землями энергетики признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов энергетики и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным данным Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В целях обеспечения деятельности организаций и объектов энергетики могут предоставляться земельные участки, в том числе, и для размещения объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики (пп. 2 в ред. Федерального закона от 04.12.2006 № 204-ФЗ). Для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категории земель, в состав которых входят эти земельные участки. Порядок установления таких охранных зон и использования соответствующих земельных участков определяется Правительством Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 04.12.2006 № 204-ФЗ). Правила определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 г. № 160 утверждены Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон. С изданием данных правил утратили силу правила охраны электрических сетей свыше 1000 В, утвержденные Постановлением Совмина СССР от 26.03.1984 г. N 255. В п. 2 Постановления Правительства РФ № 160 указано, что Правила, утвержденные данным Постановлением, не распространяются на объекты, размещенные в границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства до даты вступления в силу Постановления. Из материалов дела видно, что строительство жилого дома <адрес> осуществлена до даты издания правил № 160. Согласно п.2 Правил № 255, действовавших в период строительства дома <адрес>, для обеспечения сохранности, создания нормальных условий эксплуатации электрических сетей и предотвращения несчастных случаев отводятся земельные участки, устанавливаются охранные зоны, минимально допустимые расстояния от электрических сетей до зданий, сооружений, земной и водной поверхностей, прокладываются просеки в лесных массивах и зеленых насаждениях. В п.п. 4, 8 Правил № 255, в корреспонденции с гл. 2.5 Правил устройства электроустановок, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 20 мая 2003 г. № 187 было определено, что охранные зоны электрических сетей ВЛ до 20 кВ устанавливаются вдоль линий электропередачи в виде земельного участка, ограниченного вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линий от крайних проводов при неотклоненном их положении на расстоянии 10 м. Расстояния по горизонтали от крайних проводов вновь сооружаемых высоковольтных линий при неотклоненном их положении до границ земельных участков жилых и общественных зданий, до детских игровых площадок, площадок отдыха и занятий физкультурой, хозяйственных площадок или до ближайших выступающих частей жилых и общественных зданий при отсутствии земельных участков со стороны прохождения высоковольтных линий, а также до границ приусадебных земельных участков индивидуальных домов и коллективных садовых участков должны быть не менее расстояний для охранных зон высоковольтных линий соответствующих напряжений. Допускается принимать для ВЛ до 20 кВ расстояние по горизонтали от крайних проводов ВЛ при наибольшем их отклонении до границ приусадебных земельных участков индивидуальных домов и коллективных садовых участков не менее 2 м. В охранных зонах электрических сетей без письменного согласия предприятий (организаций), в ведении которых находятся эти сети, запрещается: а) производить строительство, капитальный ремонт, реконструкцию или снос любых зданий и сооружений; д) производить земляные работы на глубине более 0,3 м, на вспахиваемых землях - на глубине более 0,45 м, а также планировку грунта (в охранных зонах подземных кабельных линий электропередачи) - п. 11 Правил. В п. 13 Правил № 255 было указано: запрещается производить какие-либо действия, которые могут нарушить нормальную работу электрических сетей, привести к их повреждению или к несчастным случаям. Таким образом, установление охранной зоны электрических сетей обуславливается нахождением линий электропередачи в указанных зонах с целью обеспечения сохранности, создания нормальных условий эксплуатации электрических сетей и предотвращения несчастных случаев. Эксплуатация здания жилого дома <адрес>, расположенного на расстоянии менее 10 м от линии высоковольтной линии электропередачи, создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью и нарушает требования ст. 89 Земельного кодекса РФ. Исходя из общих начал, определенных как Жилищным кодексом РФ, так и Конституцией РФ, жилищное законодательство основывается на принципах, в том числе, и безопасности жилища. Между тем межведомственная комиссия, зная о наличии действующей линии электропередачи <данные изъяты>, проходящей по территории домовладения <адрес>, не решив вопрос о минимизировании критерия риска до допустимого уровня, путем переноса линии Вл-10кВ за территорию земельного участка, приняла заключение о пригодности указанного жилого дома для проживания, что является незаконным. При таких обстоятельствах исковое требование Элюковой Г.Н. о признании заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ о признании жилым и пригодным для проживания граждан жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, недействительным, следует удовлетворить. Предметом договора социального найма, согласно ч.1 ст.62 ЖК РФ, должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры), которое в свою очередь должно отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. В ходе судебного разбирательства установлено, что предоставленный истцу Элюковой Г.Н. жилой дом <адрес> не соответствует требованиям СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений», Правилам установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования участков, расположенных в границах таких зон, утвержденным постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2009 года № 160, СанПиН 2.1.2.2645-10 в части обеспечения хозяйственно-питьевым водоснабжением, СНиП 31-02-2001 в части обеспечения водоснабжением от централизованной сети водоснабжения и централизованной системой канализации (удаление сточных вод), соответственно данный жилой дом не мог быть предметом договора социального найма жилого помещения. Согласно ст.13 ГК РФ ненормативный акт органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые интересы гражданина, может быть признан судом недействительным. В соответствии со ст.168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона, или иных правовых актов, ничтожна. В этой связи, в виду несоответствия закону, решение жилищной комиссии при администрации Первомайского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении жилого помещения - дома <адрес> на условиях договора социального найма Элюковой Г.Н., оформленное протоколом №, постановление главы Первомайского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении жилого помещения по договору социального найма», на основании которого Элюковой Г.Н. на условиях социального найма предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> и договор социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между Элюковой <данные изъяты> и администрацией Первомайского сельского поселения Алатырского района Чувашской Республики о передаче в бессрочное владение и пользование изолированного жилого помещения, общей площадью <данные изъяты> кв.м., в том числе жилой - <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, следует признать недействительными. Поскольку жилищные права истца Элюковой Г.Н. и членов её семьи администрацией Первомайского сельского поселения до настоящего времени не восстановлены, снятие Элюковой Г.Н. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий является незаконным. При таких обстоятельствах решение жилищной комиссии при администрации Первомайского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ «О снятии с учета граждан, состоящих в очереди на улучшение жилищных условий» в части снятия с учета Элюковой Г.Н. с семьей в составе из <данные изъяты> человек, оформленное протоколом №, и постановление главы Первомайского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № «О снятии с учета граждан, состоящих в очереди на улучшение жилищных условий» в части снятия с учета Элюкова Г.Н. с семьей в составе из <данные изъяты> человек, также следует признать недействительными. По основаниям ч.2 ст.57 ЖК РФ Элюкова Г.Н. с семьей в составе: мужа Элюкова Р.Ш., сыновей - Элюкова В.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения; Элюкова С.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Элюкова Р.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Элюкова М.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения; дочерей - Элюковой Е.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Элюковой Д.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Элюковой У.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Элюковой Е.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Элюковой М.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения; Элюковой Р.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Элюковой Г.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, подлежит обеспечению жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке. Согласно ч.5 ст.56 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы представления. С учетом изложенного исковое требование Элюковой Г.Н. о понуждении администрации Первомайского сельского поселения Алатырского района Чувашской Республики предоставить ей с семьей жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке подлежит удовлетворению. Элюковой Г.Н. к администрации Первомайского сельского поселения Алатырского района Чувашской Республики в интересах своих несовершеннолетних детей Элюкова В.Р, Элюкова С.Р., Элюкова Р.Р., Элюкова М.Р., Элюковой Е.Р., Элюковой Д.Р., Элюковой У.Р., Элюковой Е.Р., Элюковой М.Р., Элюковой Р.Р., Элюковой Г.Р., также предъявлено исковое требование о компенсации морального вреда в размере по <данные изъяты> рублей в пользу каждого из детей, мотивированное несением нравственных страданий в связи с проживанием в аварийной квартире, принадлежащей ответчику. Согласно ч.1 ст.150 ГК РФ к нематериальным благам относятся жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом. В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические и нравственные страдания), суд может возложить на причинителя морального вреда денежную компенсацию. Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. В ходе судебного разбирательства дела истцом Элюковой Г.Н. доказательств причинения морального вреда её несовершеннолетним детям по вине администрации Первомайского сельского поселения Алатырского района Чувашской Республики суду не представлено. При таких обстоятельствах исковые требования Элюковой Г.Н. в интересах своих несовершеннолетних детей о компенсации морального вреда удовлетворению не подлежат. В соответствии со ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. По квитанции от ДД.ММ.ГГГГ Элюковой Г.Н. уплачена государственная пошлина в размере <данные изъяты> рублей. По квитанциям серии <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ и серии <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ Элюковой Г.Н. за составление искового заявления в суд и дополнений к исковому заявлению, адвокату ФИО11 уплачено <данные изъяты> рублей. На основании счет-фактуры № от ДД.ММ.ГГГГ и по квитанции к приходному кассовому ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ Элюковой Г.Н. за проведение строительно-технической экспертизы по делу индивидуальному предпринимателю ФИО10 уплачено <данные изъяты> рублей. Принимая во внимание, что исковое требование Элюковой Г.Н. в части признания недействительным заключения межведомственной комиссии при администрации Алатырского района в связи с оспариванием которого и назначалась по делу строительно-техническая экспертиза удовлетворена, судебные расходы истца на оплату услуг эксперта в полном объеме, на оплату госпошлины в размере <данные изъяты> рублей (по этому исковому требованию) и на оплату услуг адвоката по составлению искового заявления в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек (соразмерно количеству удовлетворенных исковых требований предъявленных к администрации Алатырского района и администрации Первомайского сельского поселения Алатырского района Чувашской Республики), следует взыскать с администрации Алатырского района Чувашской Республики, остальные судебные расходы Элюковой Г.Н. подлежат возмещению истцу администрацией Первомайского сельского поселения Алатырского района Чувашской Республики. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, р е ш и л: Исковые требования Элюкова Г.Н., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей Элюков В.Р., Элюков С.Р., Элюков Р.Р., Элюков М.Р., Элюкова Е.Р., Элюкова Д.Р., Элюкова У.Р., Элюкова Е.Р., Элюкова М.Р., Элюков Р.Р., Элюкова Г.Р., к администрации Алатырского района Чувашской Республики и администрации Первомайского сельского поселения Алатырского района Чувашской Республики о признании недействительным заключения межведомственной комиссии при администрации Алатырского района о признании жилого помещения пригодным для постоянного проживания, признании недействительным договора социального найма жилого помещения, признании недействительными решений жилищной комиссии при администрации Первомайского сельского поселения и постановлений главы Первомайского сельского поселения о предоставлении жилья и снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, о понуждении администрации Первомайского сельского поселения предоставить жилое помещение по договору социального найма вне очереди, и о компенсации морального вреда, удовлетворить частично. Признать заключение межведомственной комиссии при администрации Алатырского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № о признании жилым и пригодным для проживания граждан жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, недействительным. Признать недействительным решение жилищной комиссии при администрации Первомайского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении жилого помещения - дома <адрес> на условиях договора социального найма Элюковой <данные изъяты>, оформленное протоколом №. Признать недействительным постановление главы Первомайского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении жилого помещения по договору социального найма» на основании которого Элюковой <данные изъяты> на условиях социального найма предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. Признать недействительным договор социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между Элюковой <данные изъяты> и администрацией Первомайского сельского поселения Алатырского района Чувашской Республики о передаче в бессрочное владение и пользование изолированного жилого помещения, общей площадью <данные изъяты> кв.м., в том числе жилой - <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. Признать недействительным решение жилищной комиссии при администрации Первомайского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ «О снятии с учета граждан, состоящих в очереди на улучшение жилищных условий» в части снятия с учета Элюковой <данные изъяты> с семьей в составе <данные изъяты> человек, оформленное протоколом №. Признать недействительным постановление главы Первомайского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № «О снятии с учета граждан, состоящих в очереди на улучшение жилищных условий» в части снятия с учета Элюковой <данные изъяты> с семьей в составе <данные изъяты> человек. Обязать администрацию Первомайского сельского поселения Алатырского района Чувашской Республики предоставить Элюкова Г.Н. с семьей в составе: мужа Элюков Р.Ш., сыновей - Элюков В.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Элюков С.Р., ДД.ММ.ГГГГ рода рождения, Элюков Р.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Элюков М.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочерей: Элюкова Е.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Элюкова Д.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Элюкова У.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Элюкова Е.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Элюкова М.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Элюков Р.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Элюкова Г.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по договору социального найма вне очереди в <адрес> жилое помещение, пригодное для постоянного проживания (отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства), соответствующее социальным нормам предоставления. В удовлетворении исковых требований Элюкова Г.Н. в интересах несовершеннолетних детей Элюков В.Р., Элюков С.Р., Элюков Р.Р., Элюков М.Р., Элюкова Е.Р., Элюкова Д.Р., Элюкова У.Р., Элюкова Е.Р., Элюкова М.Р., Элюков Р.Р., Элюкова Г.Р., к администрации Первомайского сельского поселения Алатырского района Чувашской Республики о компенсации морального вреда, отказать. Взыскать с администрации Алатырского района Чувашской Республики в пользу Элюковой <данные изъяты> в возмещение расходов на оплату услуг эксперта <данные изъяты> рублей, в возмещение расходов на оплату государственной пошлины <данные изъяты> рублей, и в возмещение расходов на оплату услуг адвоката по составлению искового заявления <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек, всего <данные изъяты> рублей (<данные изъяты>) рублей <данные изъяты> копеек. Взыскать с администрации Первомайского сельского поселения Чувашской Республики в пользу Элюковой <данные изъяты> в возмещение расходов на оплату государственной пошлины <данные изъяты> рублей и в возмещение расходов на оплату услуг адвоката по составлению искового заявления <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копейки, всего <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копейки. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики в месячный срок, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, с подачей жалобы через Алатырский районный суд. Председательствующий: