Дело № 2-1036/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ город Алатырь Алатырский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Филатовой Л.Н., при секретаре судебного заседания Кравченко А.В., с участием помощника Алатырского межрайонного прокурора ЧР Нешиной Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алатырского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц - инвалидов, к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 15 «Малыш» (МБДОУ «Детский сад № 15 «Малыш») об обязывании создать условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры,- УСТАНОВИЛ: Алатырский межрайонный прокурор обратился в Алатырский районный суд Чувашской Республики с иском в интересах неопределенного круга лиц - инвалидов к МБДОУ «Детский сад № 15 «Малыш» об обязании создать условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры, обосновав свои требования тем, что Алатырской межрайонной прокуратурой ЧР проведена проверка соблюдения требований законодательства о социальной защите инвалидов в части создания условий инвалидам и другим маломобильным группам населения для беспрепятственного доступа в дошкольные образовательные учреждения. Проверкой установлено, что условия для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения в здание МБДОУ «Детский сад № 15 «Мылыш», расположенное по адресу: <адрес> и имеющего один центральный вход, не созданы, а именно не установлены пандусы для беспрепятственного доступа инвалидов, использующих кресла - коляски, на уровень первого этажа здания. В нарушение требований Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24 ноября 1995 года № 181 - ФЗ, СНиП 35 - 01 - 2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» здание МБДОУ «Детский сад № 15 «Малыш» не приспособлено для доступности маломобильных групп населения, центральный вход в здание детского сада не оборудован пандусами и поручнями для перемещения инвалидов. Согласно п.1.1 Положения отдела имущественных и земельных отношений администрации г. Алатырь ЧР, утвержденного Постановлением главы г. Алатырь от 19 февраля 2010 года № 155, отдел имущественных и земельных отношений администрации г. Алатырь ЧР является исполнительным органом администрации г. Алатырь, осуществляющим права собственника в отношении имущества и земли, находящихся в муниципальной собственности г. Алатырь. Также согласно п.1.2. указанного Положения отдел имущественных и земельных отношений администрации г. Алатырь является правопреемником Алатырского комитета имущественных и земельных отношений. В силу договора о передаче муниципального имущества на праве оперативного управления от ДД.ММ.ГГГГ Алатырский городской комитет имущественных и земельных отношений передал в оперативное управление МДОУ «Детский сад № 15 «Мылыш» имущество, в том числе здание общей площадью <данные изъяты>, расположенное в Чувашской Республике, <адрес>. Таким образом, обязанность по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения в помещение детского сада «Малыш» путем оборудования входа в него пандусами и поручнями лежит на указанном дошкольном учреждении. Алатырский межрайонный прокурор просит обязать МБДОУ «детский сад № 15 «Малыш» создать условия инвалидам и гражданам других маломобильных групп населения для беспрепятственного доступа в здание детского сада №15, расположенного по адресу: <адрес> путем оборудования центрального входа в него пандусами и поручнями для перемещения инвалидов, согласно требованиям п. 3.29 - 3.33 СНиП 35 - 01 - 2001. В судебном заседании прокурор Нешина Т.В., исковые требования уточнила, просила обязать МБДОУ «Детский сад № 15 «Малыш» создать условия инвалидам и гражданам других маломобильных групп населения для беспрепятственного доступа в здание детского сада № 15, расположенного в <адрес>. Исковые требования в части оборудования центрального входа в здание МБДОУ «Детский сад № 15 «Малыш» пандусами и поручнями для перемещения инвалидов, согласно требованиям п.3.29 - 3.33 СНиП 35 - 01 - 2001, учитывая наличие дополнительных входов, не поддержала. Представитель ответчика заведующая МДОУ «Детский сад № 15 «Малыш» С.О.А. в судебном заседании исковые требования признала частично, пояснила, что действительно центральный вход в помещения детского сада «Малыш» имеет несколько ступеней, не оборудован пандусами, что затрудняет доступ в детское учреждение инвалидов и граждан других маломобильных групп, но в здании детского сада кроме центрального входа имеется административный вход, не оборудованный ступенями. Считает, что для создания условий инвалидам и гражданам других маломобильных групп населения более подходящим является не центральный, а административный вход, следует именно его обозначить как вход для граждан маломобильных групп, выровнять перед этим входом асфальтовую поверхность. Представитель третьего лица отдела имущественных и земельных отношений администрации г. Алатыря в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Разрешение данного вопроса оставил на усмотрение суда. Выслушав доводы прокурора, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Алатырской межрайонной прокуратурой Чувашской Республики проведена проверка соблюдения требований законодательства о социальной защите инвалидов в части создания условий инвалидам и другим маломобильным группам населения для беспрепятственного доступа в дошкольные образовательные учреждения. Проверкой установлено, что центральный вход в МБДОУ «Детский сад № 15 «Малыш», расположенный в <адрес>, для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения не оборудован, а именно на центральном входе не установлены пандусы для беспрепятственного доступа инвалидов, использующих кресла-коляски на уровень первого этажа здания. В судебном заседании также установлено, что в здании МБДОУ «Детский сад №15 «Малыш» имеется административных вход, не оборудованный ступенями, доступный для инвалидов, использующих кресла-коляски. Данный вход позволяет указанной категории лиц попасть в администрацию данного дошкольного учреждения, в медпункт, в детские группы. Целью государственной политики в области социальной защиты инвалидов и других маломобильных групп населения в Российской Федерации является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. Одним из принципов законодательства о градостроительной деятельности в силу п. 3 ст. 2 Градостроительного кодекса РФ является обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения. Установление таких принципов в полной мере вытекает из закрепленного в ст.7 Конституции Российской Федерации положения о том, что Российская Федерация является социальным государством. Согласно п. 6 ст. 5 Закона РФ № 3266-1 от 10.07.1992 г. «Об образовании» (с изменениями и дополнениями), государство создает гражданам с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющим недостатки в физическом и (или) психическом развитии (далее - с ограниченными возможностями здоровья), условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов. Согласно п. 3 ст. 5 данного Закона, государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования. В соответствии со ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11. 1995 г. № 181-ФЗ органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, в том числе к образовательным учреждениям. Данный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в РФ, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ. В соответствии с положениями ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. В настоящее время инвалиды, в том числе и несовершеннолетние, относятся к наименее социально защищенным слоям населения, особенно страдающие заболеванием опорно-двигательного аппарата. Постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 г. № 73 приняты Строительные нормы и правила СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (далее - СНиП 35-01-2001), которыми определены требования к проектированию, строительству, реконструкции задний и сооружений, доступных всем маломобильным группам населения. В соответствии с п. 1. 1 Свода правил по проектированию и строительству «Общественные здания, сооружения, доступные маломобильным посетителям» (СП 35-103-2001) архитектурные решения общественных зданий и сооружений рекомендуется ориентировать одновременно на компенсацию нарушений здоровья в области опорно-двигательного аппарата, слуха, зрения, сердечно-сосудистой системы, психики. Из п. 5.1 Свода правил по проектированию и строительству «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей» (СП 31-102-99) от 29.11.1999 г. следует, что проектные решения общественных зданий и сооружений должны соответствовать возможностям всех категорий населения. Под этим подразумевается повышение качества архитектурной среды по критериям доступности, безопасности, удобства и информативности для нужд инвалидов и других маломобильных групп населения без ущемления соответствующих возможностей остальных граждан. Согласно п. 1.1 Положения отдела имущественных и земельных отношений администрации г. Алатырь ЧР, утвержденного Постановлением главы г. Алатырь от 19.02.2010 года №155, отдел имущественных и земельных отношений администрации г. Алатырь ЧР является исполнительным органом Администрации г. Алатырь, осуществляющим права собственника в отношении имущества и земли, находящихся в муниципальной собственности г. Алатырь. А также, согласно п. 1.2. указанного Положения отдел имущественных и земельных отношений администрации г. Алатырь является правопреемником Алатырского комитета имущественных и земельных отношений. В силу договора о передаче муниципального имущества на праве оперативного управления от ДД.ММ.ГГГГ Алатырский городской комитет имущественных и земельных отношений передал МДОУ «Детский сад № 15 «Малыш» в оперативное управление имущество, в том числе здание общей площадью <данные изъяты> расположенное по адресу: Чувашская Республика, <адрес>. Таким образом, обязанность по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения в помещение МБДОУ «Детский сад № 15 «Малыш» лежит на указанном дошкольном учреждении. В соответствии со статьей 103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований (ч.1). При подаче искового заявления в интересах неопределенного круга лиц, Алатырский межрайонный прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины. В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 333.19 НК РФ, с ответчика МБДОУ «Детский сад № 15 «Малыш» подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере <данные изъяты>. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 173, 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Алатырского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц - инвалидов, к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 15 «Малыш» об обязывании создать условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры - удовлетворить. Обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 15 «Малыш» создать условия инвалидам и гражданам других маломобильных групп населения для беспрепятственного доступа в здание Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 15 «Малыш», расположенного в <адрес> Взыскать с Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 15 «Малыш» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты>, перечислив указанную сумму на расчетный счет - <данные изъяты> Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение десяти дней со дня вынесения, с подачей жалобы через Алатырский районный суд Чувашской Республики. Председательствующий