Иск о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий



Дело №2-461/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ                                      г. Алатырь

Алатырский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Уряднова С.Н., с участием помощника Алатырского межрайонного прокурора Югиной Т.В., при секретаре судебного заседания Новиковой Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Алатырского районного суда Чувашской Республики гражданское дело по иску

Алатырского межрайонного прокурора в интересах лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, - Третьякова <данные изъяты>, к администрации г. Алатыря Чувашской Республики о признании незаконными ненормативных правовых актов главы администрации города, о признании сделок недействительными и о понуждении предоставить жилое помещение на условиях договора социального найма во внеочередном порядке, с участием третьего лица - Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики,

у с т а н о в и л:

Алатырский межрайонный прокурор мотивировал исковые требования тем, что на основании постановления главы г. Алатырь от ДД.ММ.ГГГГ Третьяков В.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, - лицо из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как иные категории граждан.

На основании постановления главы г. Алатырь от ДД.ММ.ГГГГ Третьякову В.С. предоставлено жилое помещение муниципального жилищного фонда по договору социального найма - комната <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м.

В соответствии с постановлением главы г. Алатырь от ДД.ММ.ГГГГ Третьяков В.С. снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, как получивший в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетные средства на строительство или приобретение жилого помещения.

В соответствии с п.2 ч.1 ст.57 ЖК РФ, абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» (с изменениями и дополнениями) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно п.2 ч.1 ст.11 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года № 42 «О регулировании жилищных отношений» к иным категориям граждан, определенным в соответствии с ч.3 ст.49 ЖК РФ, в целях предоставления по договорам социального найма жилых помещений государственного жилищного фонда Чувашской Республики, относятся в том числе, и дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства).

Согласно абз. 4 ч.4 ст.12 указанного Закона Чувашской Республики норма предоставления жилого помещения по договору социального найма иным категориям граждан составляет 33 кв.м. общей площади жилого помещения для вышеуказанных категорий граждан.

Указанная норма вступила в действие с 01 января 2009 года.

Таким образом, жилищные права Третьякова В.С. в части предоставления ему жилого помещения по договору социального найма площадью ниже нормы предоставления нарушены, оснований для снятия его с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении как иные категории граждан не имелось, поскольку свое право на жилье он не реализовал. Размер его жилой площади составляет даже ниже учетной нормы жилья в г. Алатырь, которая в г. Алатырь составляет <данные изъяты> кв.м.

Указанные нарушения жилищного законодательства при предоставлении лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения по договору социального найма являются недопустимыми.

Нарушения закона до настоящего времени не устранены.

Просил признать Третьякова В.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, нуждающимся в улучшении жилищных условий, обязать администрацию г. Алатырь Чувашской Республики поставить Третьякова В.С. на учет, как иные категории граждан, на внеочередное предоставление благоустроенного жилого помещения, соответствующего социальным нормам, как лицо из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.

В ходе судебного разбирательства дела прокурор исковые требования уточнил, просил: признать постановление главы г. Алатырь от ДД.ММ.ГГГГ в части предоставления жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма Третьякову В.С. - комнаты <адрес> незаконным; признать договор социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ , заключенный между Третьяковым В.С. и администрацией г. Алатырь, ничтожной сделкой и применить последствия недействительности ничтожной сделки; признать постановление главы города Алатырь от ДД.ММ.ГГГГ в части снятия с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении Третьякова В.С. незаконным; признать договор передачи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между Третьяковым В.С. и администрацией г. Алатыря, ничтожной сделкой и применить последствия недействительности ничтожной сделки; прекратить запись о праве собственности Третьякова В.С. на жилое помещение - комнату <адрес>, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; обязать администрацию г. Алатырь Чувашской Республики предоставить Третьякову В.С. благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее <данные изъяты> кв.м., как лицу из числа детей- сирот, детей, оставшихся без попечения родителей во внеочередном порядке.

В судебном заседании помощник Алатырского межрайпрокурора Югина Т.В. и истец Третьяков В.С. уточненные исковые требования поддержали по изложенным в иске основаниям.

Представитель ответчика - администрации г. Алатырь Чувашской Республики Владимирова Н.Н., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ , в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в её отсутствие, в котором указала также, что поддерживает ранее изложенную ею в суде позицию.

Ранее в суде из уточненных исковых требований Алатырского межрайпрокурора Владимирова Н.Н. признала исковые требования: о признании постановления главы г. Алатырь от ДД.ММ.ГГГГ в части предоставления жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма Третьякову В.С. - комнаты , общей площадью <данные изъяты> кв.м., в <адрес> незаконным; признании договора социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ , заключенного между Третьяковым В.С. и администрацией г. Алатырь, ничтожной сделкой и применении последствий недействительности ничтожной сделки; признании постановления главы города Алатырь от ДД.ММ.ГГГГ в части снятия с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении Третьякова В.С. незаконным; признании договора передачи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Третьяковым В.С. и администрацией г. Алатыря, ничтожной сделкой и применении последствий недействительности ничтожной сделки; о прекращении записи о праве собственности Третьякова В.С. на жилое помещение - комнату , общей площадью <данные изъяты> кв.м., в <адрес>, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представляла заявление о признании иска в этой части. Исковое требование о понуждении администрации г. Алатыря Чувашской Республики предоставить Третьякову В.С. благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее <данные изъяты> кв.м., как лицу из числа детей- сирот, детей, оставшихся без попечения родителей во внеочередном порядке не признавала, указывая, что само право Третьякова В.С. на получение жилья во внеочередном порядке не оспаривают, однако свободного муниципального жилья администрация г. Алатыря Чувашской Республики для предоставления истцу, не имеет. Финансирование расходов по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляет Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики. Администрация г. Алатыря лишь приобретает жилье для этих лиц на выделенные средства. Как только поступят денежные средства из республиканского бюджета, они обеспечат Третьякова В.С. жильем.

           Представители третьих лиц - Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике в судебное заседание не явились.

За подписью заместителя министра градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики ФИО1 в суд поступило заявление о рассмотрении дела без участия их представителя.

В отзыве на исковое заявление заместитель руководителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике ФИО2также просила рассмотреть дело без участия их регистрирующего органа в связи с отсутствием заинтересованности в разрешении спора о праве.

Выслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Истец Третьяков <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относился к категории детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, поскольку его отец ФИО3 умер ДД.ММ.ГГГГ, а мать ФИО4 решением районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ лишена в отношении сына родительских прав.

На основании постановления главы г. Алатыря Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ Третьяков В.С. с ДД.ММ.ГГГГ был поставлен на учет в качестве нуждающегося в получении жилых помещений по договору социального найма, как иные категории граждан, поскольку остался без попечения родителей.

Законность постановки Третьякова В.С. на учет в качестве нуждающегося в получении жилых помещений по договору социального найма с ДД.ММ.ГГГГ сторонами не оспаривается.

В соответствии с абз.2, 3 ч.1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ (с изменениями от 08 февраля 1998 года, 07 августа 2000 года, 08 апреля 2002 года, 10 января 2003 года, 22 августа 2004 года) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (поручительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к обязательствам субъектов Российской Федерации.

Согласно п.2 ч.1 ст. 11 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года №42 «О регулировании жилищных отношений» (с изменениями) к иным категориям граждан, определенным настоящим Законом в соответствии с ч.3 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации в целях предоставления по договорам социального найма помещений государственного жилищного фонда Чувашской Республики относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации или после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии с ч.3 ст.11 указанного Закона полномочия по обеспечению жилыми помещениями этой категории граждан являются государственными полномочиями Чувашской Республики, и их реализация обеспечивается за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики.

Статьей 17 названного Закона Чувашской Республики определено, что органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Чувашской Республике наделяются государственными полномочиями Чувашской Республики по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда по договорам социального найма категорий граждан, указанных в пунктах 1-3 части 1 ст.11 настоящего Закона, в соответствии с Законом Чувашской Республики о наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями.

Согласно абз. 4 ч.4 ст.12 Закона Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений» норма предоставления жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составляет 33 кв.м. общей площади жилого помещения.

Указанная норма вступила в действие с 01 января 2009 года.

Вместе с тем при наличии данной нормы права постановлением главы г. Алатыря от ДД.ММ.ГГГГ истцу Третьякову В.С. предоставлено жилое помещение по договору социального найма - комната , общей площадью <данные изъяты> кв.м. в доме <адрес>.

Данное постановление в части предоставления жилья Третьякову В.С. незаконно, поскольку противоречит абз. 4 ч.4 ст.12 Закона Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений», - им нарушено право истца на получение жилого помещения общей площадью не менее 33 кв.м.

Во исполнение данного постановления главы г. Алатырь ДД.ММ.ГГГГ между администрацией г. Алатыря и Третьяковым В.С. заключен договор социального найма жилого помещения - комнаты , общей площадью <данные изъяты> кв.м. в доме <адрес>.

Согласно ч.5 ст.57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства общей площадью на одного человека не менее нормы представления.

Договор найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ противоречит данной норме жилищного законодательства.

Постановлением главы г. Алатыря Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ , Третьяков В.С. снят с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях в связи с обеспечением жилым помещением.

Поскольку Третьякову В.С. предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью менее нормы предоставления, постановление главы г. Алатыря Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ о снятии его с учёта в качестве нуждающегося в жилых помещениях является также незаконным.

По договору передачи, заключенному ДД.ММ.ГГГГ между администрацией г. Алатыря и Третьяковым В.С., администрация г. Алатыря передала в собственность Третьякову В.С. занимаемую им по договору социального найма комнату , общей площадью <данные изъяты> кв.м. в доме <адрес>.

Поскольку данный договор передачи вытекает из незаконных ненормативных правовых актов главы администрации г. Алатыря и договора социального найма жилого помещения, противоречащего закону, договор передачи, заключенный ДД.ММ.ГГГГ между администрацией г. Алатыря и Третьяковым В.С., является также незаконным.

В соответствии со ст.168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна.

Согласно ст.167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий. За исключением тех, которые связаны с её недействительностью, и недействительна с момента её совершения.

При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке.

При таких обстоятельствах исковые требования Алатырского межрайпрокурора о признании: постановления главы г. Алатырь от ДД.ММ.ГГГГ в части предоставления жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма Третьякову В.С. - комнаты , общей площадью <данные изъяты> кв.м., в доме <адрес> незаконным; договора социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ , заключенного между Третьяковым В.С. и администрацией г. Алатырь, ничтожной сделкой и применить последствия недействительности ничтожной сделки; постановления главы города Алатырь от ДД.ММ.ГГГГ в части снятия с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении Третьякова В.С. незаконным; договора передачи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Третьяковым В.С. и администрацией г. Алатыря, ничтожной сделкой и применении последствия недействительности ничтожной сделки; подлежат удовлетворению.

Применение последствий недействительности ничтожных сделок, возможно путем признания за муниципальным образованием «г. Алатырь Чувашской Республики» права собственности на комнату , общей площадью <данные изъяты> кв.м., в доме <адрес> и прекращения в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи регистрации права собственности Третьякова В.С. на указанную комнату.

Исходя из положений ст.57 ЖК РФ и ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в их взаимосвязи, предусматривающих предоставление жилых помещений по договорам социального найма указанной категории граждан вне очереди, суд приходит к выводу о несостоятельности доводов представителя ответчика относительно необходимости отказа в иске прокурора из-за недостаточности финансирования, поскольку право этой категории граждан на внеочередное предоставление жилья не ставится законодателем в зависимость от каких-либо обстоятельств.

Таким образом, исковые требования Алатырского межрайонного прокурора в интересах лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей - Третьякова В.С. к администрации г. Алатыря Чувашской Республики о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке также подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Алатырского межрайонного прокурора в интересах лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, - Третьякова <данные изъяты>, к администрации г. Алатыря Чувашской Республики удовлетворить.

Признать постановление главы г. Алатырь от ДД.ММ.ГГГГ в части предоставления жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма Третьякову <данные изъяты> - комнаты , общей площадью <данные изъяты> кв.м., в доме <адрес> незаконным.

Признать договор социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ , заключенный между Третьяковым <данные изъяты> и администрацией г. Алатыря, ничтожной сделкой.

Признать постановление главы города Алатырь от ДД.ММ.ГГГГ в части снятия с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении Третьякова <данные изъяты> незаконным.

Признать договор передачи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между Третьяковым <данные изъяты> и администрацией г. Алатыря, ничтожной сделкой.

Применить последствия недействительности ничтожных сделок, признав за муниципальным образованием «г. Алатырь Чувашской Республики» право собственности на комнату , общей площадью <данные изъяты> кв.м., в доме <адрес>.

Прекратить в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ Третьякова <данные изъяты> на комнату , общей площадью <данные изъяты> кв.м., в доме <адрес>.

Обязать администрацию г. Алатыря Чувашской Республики предоставить по договору социального найма лицу из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, - Третьякову <данные изъяты> благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, соответствующее социальным нормам предоставления.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики в месячный срок со дня вынесения, с подачей жалобы через Алатырский районный суд Чувашской Республики.

Председательствующий: