Иск о признании нуждающейся в жилом помещении как вдовы участника Великой Отечественной войны



Дело № 2-85/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ                                                                                               г. Алатырь

Алатырский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Уряднова С.Н., при секретаре судебного заседания Ефремовой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Алатырского районного суда Чувашской Республики гражданское дело по иску

Выгодиной <данные изъяты> к администрации Кирского сельского поселения Алатырского района Чувашской Республики и администрации Алатырского района Чувашской Республики о признании нуждающейся в жилом помещении и имеющей право на получение мер социальной поддержки виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем в соответствии с Федеральным законом № 5-ФЗ от 12 января 1995 года «О ветеранах», признании незаконным заключения межведомственной комиссии при администрации Алатырского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ о признании помещений жилого дома жилыми и пригодными для проживания граждан, признании незаконным решения комиссии по жилищным вопросам сельского поселения об отказе во включении в список граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении и понуждении администрации Кирского сельского поселения Алатырского района принять на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, с участием третьих лиц - Отдела социальной защиты населения администрации Алатырского района Чувашской Республики, Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики и Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики,

у с т а н о в и л:

Выгодина З.А. мотивировала свои исковые требования тем, что между ней и ФИО1 был зарегистрирован брак ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1, умерший ДД.ММ.ГГГГ, являлся участником Великой Отечественной войны, что подтверждается справкой, выданной Отделом военного комиссариата Чувашской Республики по г. Алатырь и Алатырскому району за от ДД.ММ.ГГГГ.

В период совместной жизни ими был построен деревянный жилой дом <адрес>. Дом в настоящее время принадлежит ей на праве собственности. Он не имеет системы водоснабжения и водоотведения, системы центрального отопления, требует проведения существенного капитального ремонта с целью приведения утраченных в процессе его эксплуатации характеристик.

В соответствии с п.п. 4 п. 1 ст. 21 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», нетрудоспособные члены семьи участников Великой Отечественной войны, состоящие на его иждивении, имеют право на получение меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем, в случае нуждаемости в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 настоящего Федерального закона.

В целях решения жилищного вопроса она обратилась в администрацию Кирского сельского поселения Алатырского района Чувашской Республики, которая, согласно уведомлению без номера от ДД.ММ.ГГГГ, приняла решение об отказе в постановке её на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Отказ мотивирован тем, что общая площадь её дома превышает учетную норму, принятую в поселении. Однако фактическое состояние дома, требующее принятия неотлагательных мер по его капитальному ремонту, ответчиком не учтено.

В соответствии со ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Считает, что помещение, в котором она проживает, не отвечает требованиям, установленным для жилых помещений, в связи с чем отказ в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, является необоснованным.

Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 52 ЖК РФ, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случаях, если:

1) не представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

3) не истек, предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.

Ни одно из указанных условий ею не нарушено, что также свидетельствует о необоснованности отказа в постановке на учет.

ДД.ММ.ГГГГ, межведомственной комиссией, проведено обследование состояния дома, в котором она проживает.

В ходе обследования дома, межведомственной комиссией выявлены такие несоответствия установленным требованиям, как наличие трещин в «русской» печи, наличие гниения нижних окладов венцов, растрескивание древесины, наличие просветов в местах выхода дымоходов от печей, оседание дверей, коробление оконных проемов, истирание досок в ходовых местах, и их просадка.

Основываясь на указанных фактических данных, полученных при обследовании дома, комиссия пришла к выводу о необходимости проведения капитального ремонта, при этом полагая, что выявленные дефекты не приводят к снижению прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.

Между тем акт межведомственной комиссии не приводит данных инвентаризации технического учета её дома, в частности процента износа несущих конструкций дома, но в то же время полагает, что в процессе эксплуатации дома не утратились соответствующие характеристики прочности и устойчивости строительных конструкций дома.

Положением о признании жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47, устанавливается порядок и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания.

Пункт 10 названного Положения определяет, что основания и несущие конструкции жилого дома, не должны иметь разрушений и повреждений, приводящих к их деформации или образованию трещин, снижающих их несущую способность и ухудшающих эксплуатационные свойства конструкций или жилого дома в целом.

Согласно п. 33 названного положения, основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания, является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан, в частности, ухудшения, в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями, эксплуатационных характеристик, приводящих к снижению, до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.

При этом в п. 34 Положения установлено, что жилые помещения расположенные в деревянных домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания и подлежащими сносу или реконструкции.

Не приведя соответствующих обоснований в своем акте выявленным дефектам конструкций дома (также и степени биологического повреждения элементов деревянных конструкций) относительно их допустимого наличия, комиссия также не стала оценивать дефекты на предмет того, позволяют ли они обеспечить безопасность её жизни и здоровью при дальнейшей эксплуатации дома.

Полагает, что при фактических данных, свидетельствующих о значительной степени износа всех основных конструкций её дома, которые не позволяют обеспечить безопасность в процессе эксплуатации её дома, есть основания для признания дома непригодным для проживания.

Просила признать её - Выгодину З.А. нуждающейся в жилом помещении и имеющей право на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем, в соответствии с Федеральный законом № 5-ФЗ от 12 января 1995 года «О ветеранах»; признать незаконным заключение межведомственной комиссии при администрации Алатырского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ о признании помещений жилого дома жилыми и пригодными для проживания граждан; признать решение администрации Кирского сельского поселения Алатырского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ей, как вдове участника Великой Отечественной войны, во включении в списки граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку на строительство (приобретение) жилых помещений незаконным; обязать администрацию Кирского сельского поселения Алатырского района Чувашской Республики принять её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

В судебном заседании истец Выгодина З.А. и её представитель Выгодин А.А., допущенный к участию в деле в качестве представителя истца по основаниям установленным ч. 6 ст. 53 ГПК РФ, исковые требования поддержали по вышеизложенным основаниям.

Представитель ответчика - глава администрации Кирского сельского поселения Алатырского района Чувашской Республики Гордеев А.Н. исковое требование не признал и пояснил, что жилищная комиссия Кирского сельского поселения отказала Выгодиной З.А. в постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с тем, что она имеет в собственности дом, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., в том числе жилой - <данные изъяты> кв.м., что составляет более учетной нормы жилья - <данные изъяты> кв.м. на одного человека в <данные изъяты>. Указанный жилой дом межведомственной комиссией при администрации Алатырского района Чувашской Республики непригодным для проживания не признан. Отсутствие в одноэтажном жилом доме водопровода и канализации не является основанием для признания такого дома непригодным для проживания. При постановке Выгодиной З.А. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий они руководствовались техническим паспортом её домовладения, согласно которому износ дома истицы составляет всего 64%. В связи с этим дом не мог быть признан непригодным для проживания. Заключение ЗАО <данные изъяты> о признании жилого дома Выгодиной З.А. непригодным для проживания не оспаривает.

Представитель ответчика - администрации Алатырского района Чувашской Республики Адушкин Д.М., действующий на основании генеральной доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования не признал, указав, что заключение межведомственной комиссии при администрации Алатырского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ о признании жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> жилым и пригодным для проживания, является законным и обоснованным. Между тем заключение ЗАО <данные изъяты> о признании жилого дома Выгодиной З.А. непригодным для проживания оспаривать не намерены.

Представитель третьего лица - Отдела социальной защиты населения Алатырского района Чувашской Республики в судебное заседание не явился. За подписью начальника Отдела Потаповой Н.Б. в суд поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие их представителя.

Представители третьих лиц - Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики и Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики в судебное заседание не явились, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения дела своевременно и надлежащим образом.

Выслушав доводы участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В ходе судебного разбирательства дела установлено, что истец Выгодина <данные изъяты>, <данные изъяты> года рождения, является вдовой участника Великой Отечественной войны ФИО1, <данные изъяты> года рождения, умершего ДД.ММ.ГГГГ, принимавшего участие в войне в составе действующей армии.

Данное обстоятельство установлено свидетельством о заключении брака между ФИО1 и <данные изъяты> (после заключения брака Выгодиной) З.А. серии <данные изъяты>, выданным <данные изъяты> поселковым сельским советом <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ и справкой от ДД.ММ.ГГГГ , представленной Выгодиной З.А. начальником отдела военного комиссариата Чувашской Республики по г. Алатырь и Алатырскому району, согласно которой муж истца - ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ принимал участие в войне в составе действующей армии.

Указом Президента РФ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» от 7 мая 2008 года № 714 предусмотрена необходимость завершения обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», за счет средств федерального бюджета.

В соответствии с ч.4 ст.21 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» нетрудоспособные члены семьи погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, состоявших на его иждивении и получающих пенсию по случаю потери кормильца (имеющих право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации, имеют право на получение меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем, в случае нуждаемости в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.

В соответствии со ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.

В своём заявлении от ДД.ММ.ГГГГ на имя главы Кирской поселковой администрации Выгодина З.А. просила принять её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма.

Согласно сообщению администрации Кирского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ в адрес Выгодиной З.А., последней жилищная комиссия Кирского сельского поселения отказала в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании решения от ДД.ММ.ГГГГ в связи с тем, что она проживает в доме пригодном для проживания, общей площадью <данные изъяты> кв.м., превышающей учетную норму, принятую в Кирском сельском поселении.

В соответствии со ст. 54 ЖК РФ основаниями для отказа в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях являются:

1) не представление предусмотренных Кодексом документов;

2) представление документов, не подтверждающих право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

3) не истечение предусмотренного статьей 53 настоящего Кодекса срока.

Основанием для отказа в принятии Выгодиной З.А. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении явилось представление документов, не подтверждающих её право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях.

В ходе судебного разбирательства дела установлено, что истец Выгодина З.А. является собственником жилого дома <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., в котором и проживает.

Из технического паспорта на жилой дом, составленного по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ МУП «БТИ Алатырского района» следует, что жилой дом <адрес> бревенчатый. Его общая площадь составляет <данные изъяты> кв.м. Износ дома составил <данные изъяты> процента.

Из заключения межведомственной комиссии о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания от ДД.ММ.ГГГГ следует, что комиссия на основании акта межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ , составленного по результатам натурного обследования несущих и ограждающих конструкций жилых помещений, выявив возникшие ухудшения в процессе эксплуатации, связанные с физическим износом, не приводящих к снижению прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований, ухудшению надежности здания, изменения параметров микроклимата жилого помещения и позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов приняла заключение о признании помещений жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, пригодными для проживания с необходимостью проведения капитального ремонта. Процент износа жилого дома в данном заключении не указан.

Согласно акту обследования помещения, составленного межведомственной комиссией от ДД.ММ.ГГГГ, в ходе обследования дома <адрес>, принадлежащего Выгодиной З.А., выявлены следующие дефекты: <данные изъяты>.

В ходе обследования инструментальный контроль и другие виды контроля и исследования не проводились.

Выгодиной З.А. рекомендовано проведение капитального ремонта конструктивных элементов дома с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилых помещений.

Истец, обжалуя решение жилищной комиссии при администрации Кирского сельского поселения об отказе в постановке её на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, выразила несогласие с оценкой пригодности её жилого дома для проживания.

В соответствии с ведомственными строительными нормами «Правила оценки физического износа жилых зданий», утвержденными Приказом Государственного комитета по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР от 24 декабря 1986 г. № 446 под физическим износом конструкции, элемента, системы инженерного оборудования (далее - системы) и здания в целом следует понимать утрату ими первоначальных технико-эксплуатационных качеств (прочности, устойчивости, надежности и др.) в результате воздействия природно-климатических факторов и жизнедеятельности человека.

Физический износ на момент его оценки выражается соотношением стоимости объективно необходимых ремонтных мероприятий, устраняющих повреждения конструкции, элемента, системы или здания в целом, и их восстановительной стоимости.

Физический износ отдельных конструкций, элементов, систем или их участков следует оценивать путем сравнения признаков физического износа, выявленных в результате визуального и инструментального обследования.

В ходе судебного разбирательства дела установлено, что межведомственная комиссия при администрации Алатырского района Чувашской Республики обследование жилого дома истца Выгодиной З.А. произвела без применения инструментального контроля и других видов контроля и исследования.

Согласно заключению эксперта от ДД.ММ.ГГГГ, изготовленного ЗАО <данные изъяты> техническое состояние дома <адрес> и его строительных конструкций характеризуется ограниченным выполнением конструктивными элементами своих функций, снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при которых существует опасность для пребывания людей и сохранности инженерного оборудования. Требуемые затраты по проведению ремонта превышают экономическую целесообразность его проведения. Проведение восстановительных работ экономически нецелесообразно, так как требуются значительные затраты на восстановление и приведение в соответствии со строительными нормами, предъявляемыми к жилым помещениям. Ограниченное выполнение конструктивными элементами своих функций возможно лишь по проведении охранных мероприятий или полной смены конструктивных элементов, стоимость капитального ремонта в процентах от восстановительной стоимости составляет от 90-120%.

Жилой дом <адрес> не отвечает установленным для жилых помещений требованиям (требованиям пожарной безопасности, требованиям санитарно-эпидемиологической безопасности, градостроительным нормам и правилам, требованиям иных норм, установленных для жилых помещений и действующих на территории РФ).

Жилой дом не пригоден для безопасного проживания граждан. Его износ составляет 66,1 %.

Данное экспертное заключение представителями ответчиков не оспорено.

Согласно п.п. 2.1, 2.2 Положения по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания, утвержденного приказом Министра жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 5 ноября 1985 г. № 529, жилые дома независимо от группы их капитальности относятся к категории непригодных для постоянного проживания с учетом физического износа, повреждений несущих конструкций, недостатков планировки и уровня внутреннего благоустройства, а также санитарных требований.

К непригодным для постоянного проживания жилым домам относятся деревянные дома и дома со стенами из местных материалов, а также мансарды с физическим износом свыше 65%.

Согласно п.п. 33, 34 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящих к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.

Жилые помещения, расположенные в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В соответствии с ч.1 ст.12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Учитывая допущенные межведомственной комиссией при администрации Алатырского района нарушения при обследовании жилого дома истца без применения инструментального контроля и других видов контроля и исследования, а также не оспаривания представителем ответчика заключения эксперта от ДД.ММ.ГГГГ, суд, руководствуясь ст.56 ГПК РФ, считает установленным, что дом <адрес>, принадлежащий Выгодиной З.А., является непригодным для проживания.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.51 ЖК РФ проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, является основанием для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении.

При таких обстоятельствах Выгодину З.А. следует признать нуждающейся в жилом помещении, и как вдову ветерана Великой Отечественной войны, имеющей право на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем в соответствии со ст.21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах».

По этим же основаниям решение жилищной комиссии Кирского сельского поселения Алатырского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в постановке истца на учёт нуждающихся в жилых помещениях, и заключение межведомственной комиссии при администрации Алатырского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ о признании дома Выгодиной З.А., расположенного по адресу: <адрес>, жилым и пригодным для проживания граждан с необходимостью проведения капитального ремонта, следует признать незаконными.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Выгодиной <данные изъяты> к администрации Кирского сельского поселения Алатырского района Чувашской Республики и администрации Алатырского района Чувашской Республики удовлетворить в полном объеме.

Признать решение жилищной комиссии Кирского сельского поселения Алатырского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в постановке Выгодиной <данные изъяты> на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, незаконным.

Признать заключение межведомственной комиссии при администрации Алатырского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ о признании дома Выгодиной <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, жилым и пригодным для проживания граждан с необходимостью проведения капитального ремонта, незаконным.

Признать Выгодину <данные изъяты>, нуждающейся в жилом помещении и имеющей право на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем в соответствии со ст.21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах».

Обязать администрацию Кирского сельского поселения Алатырского района Чувашской Республики поставить Выгодину <данные изъяты> на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Чувашской Республики в месячный срок со дня вынесения, с подачей жалобы через Алатырский районный суд.

Председательствующий: