Дело № 2-85/2012 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ г. Алатырь Алатырский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Уряднова С.Н., при секретаре судебного заседания Ефремовой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Алатырского районного суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Выгодиной <данные изъяты> к администрации Кирского сельского поселения Алатырского района Чувашской Республики и администрации Алатырского района Чувашской Республики о признании нуждающейся в жилом помещении и имеющей право на получение мер социальной поддержки виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем в соответствии с Федеральным законом № 5-ФЗ от 12 января 1995 года «О ветеранах», признании незаконным заключения межведомственной комиссии при администрации Алатырского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ о признании помещений жилого дома жилыми и пригодными для проживания граждан, признании незаконным решения комиссии по жилищным вопросам сельского поселения об отказе во включении в список граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении и понуждении администрации Кирского сельского поселения Алатырского района принять на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, с участием третьих лиц - Отдела социальной защиты населения администрации Алатырского района Чувашской Республики, Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики и Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, у с т а н о в и л: Выгодина З.А. мотивировала свои исковые требования тем, что между ней и ФИО1 был зарегистрирован брак ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1, умерший ДД.ММ.ГГГГ, являлся участником Великой Отечественной войны, что подтверждается справкой, выданной Отделом военного комиссариата Чувашской Республики по г. Алатырь и Алатырскому району за № от ДД.ММ.ГГГГ. В период совместной жизни ими был построен деревянный жилой дом <адрес>. Дом в настоящее время принадлежит ей на праве собственности. Он не имеет системы водоснабжения и водоотведения, системы центрального отопления, требует проведения существенного капитального ремонта с целью приведения утраченных в процессе его эксплуатации характеристик. В соответствии с п.п. 4 п. 1 ст. 21 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», нетрудоспособные члены семьи участников Великой Отечественной войны, состоящие на его иждивении, имеют право на получение меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем, в случае нуждаемости в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 настоящего Федерального закона. В целях решения жилищного вопроса она обратилась в администрацию Кирского сельского поселения Алатырского района Чувашской Республики, которая, согласно уведомлению без номера от ДД.ММ.ГГГГ, приняла решение об отказе в постановке её на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Отказ мотивирован тем, что общая площадь её дома превышает учетную норму, принятую в поселении. Однако фактическое состояние дома, требующее принятия неотлагательных мер по его капитальному ремонту, ответчиком не учтено. В соответствии со ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. Считает, что помещение, в котором она проживает, не отвечает требованиям, установленным для жилых помещений, в связи с чем отказ в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, является необоснованным. Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 52 ЖК РФ, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случаях, если: 1) не представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; 2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; 3) не истек, предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок. Ни одно из указанных условий ею не нарушено, что также свидетельствует о необоснованности отказа в постановке на учет. ДД.ММ.ГГГГ, межведомственной комиссией, проведено обследование состояния дома, в котором она проживает. В ходе обследования дома, межведомственной комиссией выявлены такие несоответствия установленным требованиям, как наличие трещин в «русской» печи, наличие гниения нижних окладов венцов, растрескивание древесины, наличие просветов в местах выхода дымоходов от печей, оседание дверей, коробление оконных проемов, истирание досок в ходовых местах, и их просадка. Основываясь на указанных фактических данных, полученных при обследовании дома, комиссия пришла к выводу о необходимости проведения капитального ремонта, при этом полагая, что выявленные дефекты не приводят к снижению прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований. Между тем акт межведомственной комиссии не приводит данных инвентаризации технического учета её дома, в частности процента износа несущих конструкций дома, но в то же время полагает, что в процессе эксплуатации дома не утратились соответствующие характеристики прочности и устойчивости строительных конструкций дома. Положением о признании жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47, устанавливается порядок и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания. Пункт 10 названного Положения определяет, что основания и несущие конструкции жилого дома, не должны иметь разрушений и повреждений, приводящих к их деформации или образованию трещин, снижающих их несущую способность и ухудшающих эксплуатационные свойства конструкций или жилого дома в целом. Согласно п. 33 названного положения, основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания, является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан, в частности, ухудшения, в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями, эксплуатационных характеристик, приводящих к снижению, до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований. При этом в п. 34 Положения установлено, что жилые помещения расположенные в деревянных домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания и подлежащими сносу или реконструкции. Не приведя соответствующих обоснований в своем акте выявленным дефектам конструкций дома (также и степени биологического повреждения элементов деревянных конструкций) относительно их допустимого наличия, комиссия также не стала оценивать дефекты на предмет того, позволяют ли они обеспечить безопасность её жизни и здоровью при дальнейшей эксплуатации дома. Полагает, что при фактических данных, свидетельствующих о значительной степени износа всех основных конструкций её дома, которые не позволяют обеспечить безопасность в процессе эксплуатации её дома, есть основания для признания дома непригодным для проживания. Просила признать её - Выгодину З.А. нуждающейся в жилом помещении и имеющей право на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем, в соответствии с Федеральный законом № 5-ФЗ от 12 января 1995 года «О ветеранах»; признать незаконным заключение межведомственной комиссии при администрации Алатырского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ о признании помещений жилого дома жилыми и пригодными для проживания граждан; признать решение администрации Кирского сельского поселения Алатырского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ей, как вдове участника Великой Отечественной войны, во включении в списки граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку на строительство (приобретение) жилых помещений незаконным; обязать администрацию Кирского сельского поселения Алатырского района Чувашской Республики принять её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. В судебном заседании истец Выгодина З.А. и её представитель Выгодин А.А., допущенный к участию в деле в качестве представителя истца по основаниям установленным ч. 6 ст. 53 ГПК РФ, исковые требования поддержали по вышеизложенным основаниям. Представитель ответчика - глава администрации Кирского сельского поселения Алатырского района Чувашской Республики Гордеев А.Н. исковое требование не признал и пояснил, что жилищная комиссия Кирского сельского поселения отказала Выгодиной З.А. в постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с тем, что она имеет в собственности дом, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., в том числе жилой - <данные изъяты> кв.м., что составляет более учетной нормы жилья - <данные изъяты> кв.м. на одного человека в <данные изъяты>. Указанный жилой дом межведомственной комиссией при администрации Алатырского района Чувашской Республики непригодным для проживания не признан. Отсутствие в одноэтажном жилом доме водопровода и канализации не является основанием для признания такого дома непригодным для проживания. При постановке Выгодиной З.А. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий они руководствовались техническим паспортом её домовладения, согласно которому износ дома истицы составляет всего 64%. В связи с этим дом не мог быть признан непригодным для проживания. Заключение ЗАО <данные изъяты> № о признании жилого дома Выгодиной З.А. непригодным для проживания не оспаривает. Представитель ответчика - администрации Алатырского района Чувашской Республики Адушкин Д.М., действующий на основании генеральной доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования не признал, указав, что заключение межведомственной комиссии при администрации Алатырского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ о признании жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> жилым и пригодным для проживания, является законным и обоснованным. Между тем заключение ЗАО <данные изъяты> № о признании жилого дома Выгодиной З.А. непригодным для проживания оспаривать не намерены. Представитель третьего лица - Отдела социальной защиты населения Алатырского района Чувашской Республики в судебное заседание не явился. За подписью начальника Отдела Потаповой Н.Б. в суд поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие их представителя. Представители третьих лиц - Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики и Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики в судебное заседание не явились, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения дела своевременно и надлежащим образом. Выслушав доводы участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. В ходе судебного разбирательства дела установлено, что истец Выгодина <данные изъяты>, <данные изъяты> года рождения, является вдовой участника Великой Отечественной войны ФИО1, <данные изъяты> года рождения, умершего ДД.ММ.ГГГГ, принимавшего участие в войне в составе действующей армии. Данное обстоятельство установлено свидетельством о заключении брака между ФИО1 и <данные изъяты> (после заключения брака Выгодиной) З.А. серии <данные изъяты>, выданным <данные изъяты> поселковым сельским советом <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ и справкой от ДД.ММ.ГГГГ №, представленной Выгодиной З.А. начальником отдела военного комиссариата Чувашской Республики по г. Алатырь и Алатырскому району, согласно которой муж истца - ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ принимал участие в войне в составе действующей армии. Указом Президента РФ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» от 7 мая 2008 года № 714 предусмотрена необходимость завершения обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», за счет средств федерального бюджета. В соответствии с ч.4 ст.21 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» нетрудоспособные члены семьи погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, состоявших на его иждивении и получающих пенсию по случаю потери кормильца (имеющих право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации, имеют право на получение меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем, в случае нуждаемости в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. В соответствии со ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. В своём заявлении от ДД.ММ.ГГГГ на имя главы Кирской поселковой администрации Выгодина З.А. просила принять её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма. Согласно сообщению администрации Кирского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ в адрес Выгодиной З.А., последней жилищная комиссия Кирского сельского поселения отказала в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании решения от ДД.ММ.ГГГГ № в связи с тем, что она проживает в доме пригодном для проживания, общей площадью <данные изъяты> кв.м., превышающей учетную норму, принятую в Кирском сельском поселении. В соответствии со ст. 54 ЖК РФ основаниями для отказа в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях являются: 1) не представление предусмотренных Кодексом документов; 2) представление документов, не подтверждающих право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; 3) не истечение предусмотренного статьей 53 настоящего Кодекса срока. Основанием для отказа в принятии Выгодиной З.А. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении явилось представление документов, не подтверждающих её право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях. В ходе судебного разбирательства дела установлено, что истец Выгодина З.А. является собственником жилого дома <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., в котором и проживает. Из технического паспорта на жилой дом, составленного по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ МУП «БТИ Алатырского района» следует, что жилой дом <адрес> бревенчатый. Его общая площадь составляет <данные изъяты> кв.м. Износ дома составил <данные изъяты> процента. Из заключения межведомственной комиссии о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что комиссия на основании акта межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ №, составленного по результатам натурного обследования несущих и ограждающих конструкций жилых помещений, выявив возникшие ухудшения в процессе эксплуатации, связанные с физическим износом, не приводящих к снижению прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований, ухудшению надежности здания, изменения параметров микроклимата жилого помещения и позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов приняла заключение о признании помещений жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, пригодными для проживания с необходимостью проведения капитального ремонта. Процент износа жилого дома в данном заключении не указан. Согласно акту обследования помещения, составленного межведомственной комиссией от ДД.ММ.ГГГГ, в ходе обследования дома <адрес>, принадлежащего Выгодиной З.А., выявлены следующие дефекты: <данные изъяты>. В ходе обследования инструментальный контроль и другие виды контроля и исследования не проводились. Выгодиной З.А. рекомендовано проведение капитального ремонта конструктивных элементов дома с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилых помещений. Истец, обжалуя решение жилищной комиссии при администрации Кирского сельского поселения об отказе в постановке её на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, выразила несогласие с оценкой пригодности её жилого дома для проживания. В соответствии с ведомственными строительными нормами «Правила оценки физического износа жилых зданий», утвержденными Приказом Государственного комитета по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР от 24 декабря 1986 г. № 446 под физическим износом конструкции, элемента, системы инженерного оборудования (далее - системы) и здания в целом следует понимать утрату ими первоначальных технико-эксплуатационных качеств (прочности, устойчивости, надежности и др.) в результате воздействия природно-климатических факторов и жизнедеятельности человека. Физический износ на момент его оценки выражается соотношением стоимости объективно необходимых ремонтных мероприятий, устраняющих повреждения конструкции, элемента, системы или здания в целом, и их восстановительной стоимости. Физический износ отдельных конструкций, элементов, систем или их участков следует оценивать путем сравнения признаков физического износа, выявленных в результате визуального и инструментального обследования. В ходе судебного разбирательства дела установлено, что межведомственная комиссия при администрации Алатырского района Чувашской Республики обследование жилого дома истца Выгодиной З.А. произвела без применения инструментального контроля и других видов контроля и исследования. Согласно заключению эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ, изготовленного ЗАО <данные изъяты> техническое состояние дома <адрес> и его строительных конструкций характеризуется ограниченным выполнением конструктивными элементами своих функций, снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при которых существует опасность для пребывания людей и сохранности инженерного оборудования. Требуемые затраты по проведению ремонта превышают экономическую целесообразность его проведения. Проведение восстановительных работ экономически нецелесообразно, так как требуются значительные затраты на восстановление и приведение в соответствии со строительными нормами, предъявляемыми к жилым помещениям. Ограниченное выполнение конструктивными элементами своих функций возможно лишь по проведении охранных мероприятий или полной смены конструктивных элементов, стоимость капитального ремонта в процентах от восстановительной стоимости составляет от 90-120%. Жилой дом <адрес> не отвечает установленным для жилых помещений требованиям (требованиям пожарной безопасности, требованиям санитарно-эпидемиологической безопасности, градостроительным нормам и правилам, требованиям иных норм, установленных для жилых помещений и действующих на территории РФ). Жилой дом не пригоден для безопасного проживания граждан. Его износ составляет 66,1 %. Данное экспертное заключение представителями ответчиков не оспорено. Согласно п.п. 2.1, 2.2 Положения по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания, утвержденного приказом Министра жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 5 ноября 1985 г. № 529, жилые дома независимо от группы их капитальности относятся к категории непригодных для постоянного проживания с учетом физического износа, повреждений несущих конструкций, недостатков планировки и уровня внутреннего благоустройства, а также санитарных требований. К непригодным для постоянного проживания жилым домам относятся деревянные дома и дома со стенами из местных материалов, а также мансарды с физическим износом свыше 65%. Согласно п.п. 33, 34 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящих к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований. Жилые помещения, расположенные в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. В соответствии с ч.1 ст.12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Учитывая допущенные межведомственной комиссией при администрации Алатырского района нарушения при обследовании жилого дома истца без применения инструментального контроля и других видов контроля и исследования, а также не оспаривания представителем ответчика заключения эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ, суд, руководствуясь ст.56 ГПК РФ, считает установленным, что дом <адрес>, принадлежащий Выгодиной З.А., является непригодным для проживания. В соответствии с п.3 ч.1 ст.51 ЖК РФ проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, является основанием для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении. При таких обстоятельствах Выгодину З.А. следует признать нуждающейся в жилом помещении, и как вдову ветерана Великой Отечественной войны, имеющей право на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем в соответствии со ст.21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах». По этим же основаниям решение жилищной комиссии Кирского сельского поселения Алатырского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в постановке истца на учёт нуждающихся в жилых помещениях, и заключение межведомственной комиссии при администрации Алатырского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № о признании дома Выгодиной З.А., расположенного по адресу: <адрес>, жилым и пригодным для проживания граждан с необходимостью проведения капитального ремонта, следует признать незаконными. Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд р е ш и л: Исковые требования Выгодиной <данные изъяты> к администрации Кирского сельского поселения Алатырского района Чувашской Республики и администрации Алатырского района Чувашской Республики удовлетворить в полном объеме. Признать решение жилищной комиссии Кирского сельского поселения Алатырского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в постановке Выгодиной <данные изъяты> на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, незаконным. Признать заключение межведомственной комиссии при администрации Алатырского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № о признании дома Выгодиной <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, жилым и пригодным для проживания граждан с необходимостью проведения капитального ремонта, незаконным. Признать Выгодину <данные изъяты>, нуждающейся в жилом помещении и имеющей право на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем в соответствии со ст.21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах». Обязать администрацию Кирского сельского поселения Алатырского района Чувашской Республики поставить Выгодину <данные изъяты> на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ года. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Чувашской Республики в месячный срок со дня вынесения, с подачей жалобы через Алатырский районный суд. Председательствующий: