о понуждении очистить территорию от несанкционированной свалки



Дело № 2-563/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 августа 2012 года                                                                                                    город Алатырь

Алатырский районный суд Чувашской Республики

в составе:

председательствующего судьи Борисова В.В.,

при секретаре судебного заседания Фадеевой Е.В.,

с участием старшего помощника Алатырского межрайпрокурора Чувашской Республики Бухаровой М.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алатырского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Новоайбесинского сельского поселения Алатырского района Чувашской Республики о понуждении очистить территорию от скопления несанкционированных бытовых и производственных отходов и мусора,

УСТАНОВИЛ:

Алатырский межрайонный прокурор обратился в Алатырский районный суд Чувашской Республики с иском в интересах неопределенного круга лиц, о понуждении очистить территорию Новоайбесинского сельского поселения Алатырского района Чувашской Республики от скопления несанкционированных бытовых и производственных отходов и мусора, мотивировав его тем, что Алатырской межрайонной прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка исполнения природоохранного законодательства, в ходе которой на территории села Новые Айбеси Алатырского района обнаружено несанкционированное скопление бытовых и промышленных отходов на территории овражного массива размерами 30/30 метров, расположенное в 20-30 метрах от дома <адрес> Алатырского района, сбор которых длительно не производится. Скопление такого рода отходов являются благоприятной средой для массового заселения и размножения различного рода возбудителей и разносчиков ряда заболеваний, эпидемий (грызунов, насекомых и т.д.). Отсутствие контроля над количеством и видами, порядком поступления и складирования отходов производства и потребления создает угрозу охраны окружающей природной среды, её безопасности обитания для человека.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», следует, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территории муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.

Невыполнение администрацией Новоайбесинского сельского поселения Алатырского района требований по уборке и очистке территорий от бытового и промышленного мусора и отходов, организации благоустройства территории поселения, ведет к загрязнению окружающей природной среды, тем самым нарушаются права граждан на благоприятную окружающую среду, нарушаются интересы Российской Федерации.

Просил обязать администрацию Новоайбесинского сельского поселения Алатырского района Чувашской Республики, в месячный срок очистить от скопления несанкционированных бытовых и производственных отходов и мусора, территорию овражного массива размерами 30/30 метров, расположенную в 20-30 метрах от дома № <адрес> Алатырского района.

В судебном заседании старший помощник Алатырского межрайонного прокурора Бухарова М.М. исковые требования в интересах неопределенного круга лиц, о понуждении администрации Новоайбесинского сельского поселения Алатырского района очистить территорию от скопления несанкционированных бытовых и производственных отходов и мусора, поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика администрации Новоайбесинского сельского поселения Алатырского района специалист Долгова В.А. в судебном заседании исковые требования прокурора в интересах неопределенного круга лиц, о понуждении очистить территорию от скопления несанкционированных бытовых и производственных отходов и мусора, не признала. Пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ администрация сельского поселения очистила территорию овражного массива размерами 30/30 метров, расположенную в 20-30 метрах от <адрес>, от скопления несанкционированных бытовых и производственных отходов и мусора. Твердые бытовые отходы в количестве 8 м3 собрало и вывезло ООО <данные изъяты>».

Выслушав доводы участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования Алатырского межрайпрокурора в интересах неопределенного круга лиц, о понуждении очистить территорию от несанкционированных бытовых и производственных отходов и мусора, удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

Согласно ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей природной среды», отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В нарушение требований п.п. 2,3 ст. 12 ФЗ «Об отходах производства и потребления», при определении места размещения отходов не были проведены специальные геологические, гидрологические и иные исследования, отсутствует положительное заключение экологической экспертизы, не проводится мониторинг состояния окружающей природной среды в порядке, установленном специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

В соответствии со ст. 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления», территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территории муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.

В соответствии с п. 1 ст. 8 ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 7 ФЗ «Об охране окружающей среды», к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Согласно ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях и т. д.

В соответствии с п.п.18 п.1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Из акта от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что территория овражного массива размерами 30/30 метров, расположенная в 20-30 метрах от <адрес> очищена от скопления несанкционированных бытовых и промышленных отходов ООО <данные изъяты>

Указанные обстоятельства подтверждаются представленными фотографиями местности, где ранее размещалась свалка.

Таким образом, ответчиком - администрацией Новоайбесинского сельского поселения Алатырского района Чувашской Республики в добровольно порядке устранено несанкционированное скопление бытовых и промышленных отходов.

На основании изложенного, суд признает исковые требования Алатырского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, о понуждении администрации Новоайбесинского сельского поселения Алатырского района очистить территорию от скопления несанкционированных бытовых и производственных отходов и мусора, удовлетворению не подлежщими, поскольку указанные в иске нарушения, устранены.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Алатырского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, о понуждении администрации Новоайбесинского сельского поселения Алатырского района очистить территорию от скопления несанкционированных бытовых и производственных отходов и мусора, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня вынесения в Верховный суд Чувашской Республики, с подачей апелляционной жалобы через Алатырский районный суд Чувашской Республики.

Председательствующий:                                                                                       В.В. Борисов