Иск о признании незаконным бездействия администрации , выразившегося в непостановке на учет для получения жилого помещения



Дело № 2-716/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ                            г. Алатырь

Алатырский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Уряднова С.Н., при секретаре судебного заседания Новиковой Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Алатырского районного суда Чувашской Республики гражданское дело по иску

Веряскина <данные изъяты> к администрации г. Алатыря Чувашской Республики о признании незаконным бездействия, выразившегося в непостановке его на учет для получения жилого помещения для постоянного проживания как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и понуждении администрации г. Алатыря Чувашской Республики поставить его на учет и обеспечить вне очереди жилым помещением, площадью не менее установленных социальных норм, с участием третьих лиц - Органа опеки и попечительства администрации г. Алатыря Чувашской Республики, Министерства финансов Чувашской Республики и Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики,

у с т а н о в и л:

Веряскин С.А. мотивировал исковые требования тем, что по решению Алатырского районного суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ его мать - ФИО1, <данные изъяты> года рождения, лишена родительских прав в отношении него, он был передан на попечение органа опеки и попечительства отдела образования Алатырской городской администрации. В свидетельстве о рождении его отцом указан ФИО2, которого он никогда не видел, место его нахождения до настоящего времени ему неизвестно. Органами опеки и попечительства предпринимались меры по его розыску, которые результата не дали. Постановлением Главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ попечителем над ним назначена ФИО3, с которой он проживал по адресу: <адрес>, в родственной связи с ней не состоит.

ДД.ММ.ГГГГ ему исполнилось 18 лет, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу в рядах Вооруженных сил РФ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отбывал наказание в местах лишения свободы.

В настоящее время ни на праве собственности, ни по договору социального найма жилплощади не имеет, проживает у ФИО3 по указанному адресу.

О необходимости подачи заявления о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до достижения им возраста 23 лет он не знал. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился непосредственно под опекой органа опеки и попечительства администрации г. Алатыря, следовательно, в этот период органы опеки и попечительства в отношении него должны были исполнять обязанности попечителя. Затем его попечителем являлась Куприянова Л.Г. Ни его, ни его попечителя органы опеки и попечительства не проинформировали о необходимости встать на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

В силу абз. 3 ст. 1 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» под детьми, оставшимися без попечения родителей, понимаются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке. Из приведенной нормы права следует, что для признания ребенка оставшимся без попечения родителей необходимо полное отсутствие заботы родителей о детях, отсутствие защиты интересов последних, раздельное их проживание и нежелание родителей (родителя) воспитывать и содержать своих несовершеннолетних детей. Его родители - ФИО1 и ФИО2 полностью уклонились от воспитания и защиты его прав и интересов.

В соответствии со ст. 121 Семейного Кодекса РФ защита прав и интересов детей в случае длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов возлагается на органы опеки и попечительства.

Согласно ст. 122 СК РФ органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, и ведут их учет.

В соответствии со ст. 123 СК РФ органы опеки и попечительства осуществляют полномочия представителя в отношении детей, оставшихся без попечения родителей, - на период до устройства на воспитание в семью (усыновление, (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью, либо в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ, в патронатную семью), а при отсутствии такой возможности в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов.

Согласно ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»… дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончанию службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно ч. 1 ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.

В развитие названного конституционного положения п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей… при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии с Федеральным законом от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» одной из основных задач органов опеки и попечительства является защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством, то есть на органы опеки и попечительства по месту выявления и первичного устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, возлагается обязанность осуществлять меры по реализации права ребенка на жилое помещение.

В рассматриваемой ситуации бездействие органа опеки и попечительства администрации г. Алатыря, невыполнение указанным органом поставленной перед ним задачи по защите его прав, привело к нарушению его права на получение вне очереди жилого помещения.

Просил признать незаконным бездействие администрации г. Алатыря Чувашской Республики, выразившееся в непостановке его - Веряскина С.А. на учет для получения жилого помещения для постоянного проживания как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, обязав администрацию г. Алатыря поставить его на учет и обеспечить вне очереди жилым помещением, площадью не менее установленных социальных норм, а также взыскать в его пользу расходы по оплате услуг адвоката за составление искового заявления в сумме <данные изъяты> рублей и по оплате госпошлины в сумме <данные изъяты> рублей.

В судебном заседании истец Веряскин С.А. исковые требования поддержал в полном объеме, по мотивам, изложенным в исковом заявлении, дополнительно пояснив, что своего отца - ФИО2 он не знает. Его родители развелись, когда ему было <данные изъяты>. Вместе с тем отец до его совершеннолетия выплачивал алименты на его содержание. По сведениям он проживал в <данные изъяты> В <данные изъяты> года, когда ему было <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяцев, его мать ФИО1 лишили родительских прав. В то время он обучался в <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ его передали под попечительство <данные изъяты> - ФИО3 С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ служил в рядах Вооруженных Сил РФ. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отбывал наказание в местах лишения свободы. В настоящее время работает вахтовым методом в г. <данные изъяты>, где и преимущественно проживает. С заявлением о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрацию г. Алатыря он никогда не обращался, поскольку не знал о наличии у него права на получения жилья. О том, что он имел право на получения жилья во внеочередном порядке как лицо, оставшееся без попечения родителей, узнал лишь <данные изъяты> года. Считает, что орган опеки и попечительства - администрации г. Алатыря обязан был в период с ДД.ММ.ГГГГ и до передачи его под попечительство ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ поставить его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, однако этого не сделал. Администрация г. Алатыря незаконно бездействовала, из-за чего он лишился права на получение жилья во внеочередном порядке. Просит удовлетворить его исковые требования.

Представитель ответчика - администрации г. Алатыря Чувашской Республики Ковайкина Т.П., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ , исковые требования Веряскина С.А. не признала, заявила ходатайство о применении срока исковой давности к заявленным требованиям.

Представитель третьего лица - органа опеки и попечительства администрации г. Алатыря Чувашской Республики Кондакова С.А, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ , также просила отказать в удовлетворении исковых требований Веряскина С.А., указав, что ДД.ММ.ГГГГ решением Алатырского районного суда Чувашской Республики мать истца ФИО1 действительно была лишена родительских прав в отношении Веряскина С.А. Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ. До достижения совершеннолетия истца оставалось менее <данные изъяты>. В то время установить местонахождение родного отца Веряскина С.А. не удалось, хотя того никто родительских прав не лишал. ДД.ММ.ГГГГ администрацией было принято решение об установлении попечительства над истцом с передачей полномочий попечителя ФИО3 Это было сделано лишь для того, чтобы Веряскин С.А. мог получать денежные средства в период обучения в <данные изъяты>. Также просит применить сроки исковой давности по заявленным требованиям.

           Представители третьих лиц - Министерства финансов Чувашской Республики и Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, будучи извещенными о дне слушания дела надлежащим образом, о чем свидетельствуют почтовые уведомления, в судебное заседание не явились.

Суд посчитал возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав доводы участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Из свидетельства о рождении серии <данные изъяты> , выданного <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ следует, что истец Веряскин <данные изъяты> родился ДД.ММ.ГГГГ, о чем ДД.ММ.ГГГГ составлена запись акта о рождении . Родителями указаны - ФИО2 и ФИО1.

Решением Алатырского районного суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, мать истца - ФИО1 (<данные изъяты>) <данные изъяты> лишена родительских прав в отношении сына Веряскина С.А., который этим же решением передан на попечение органу опеки и попечительства отдела образования Алатырской городской администрации.

Из решения Алатырского районного суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ следует, что жилое помещение за истцом не закреплялось.

Сведений о лишении родительских прав Веряскина <данные изъяты> в отношении истца в деле не имеется.

Постановлением главы администрации г. Алатырь от ДД.ММ.ГГГГ попечителем над несовершеннолетним Веряскиным <данные изъяты> была назначена ФИО3.

В соответствии с абз. 4 ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» (с изменениями и дополнениями), лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Право на внеочередное предоставление жилья по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам, из их числа закреплено в п. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством) не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Как следует из преамбулы данного Закона, его положения в части обеспечения жильем распространяются на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа по достижении ими возраста 18 лет и до достижения 23 лет.

В данном случае достижение определенного возраста должно рассматриваться по аналогии с пресекательным сроком, по истечении которого утрачивается материальное право.

В судебном заседании установлено, что Веряскин С.А. являлся лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку в возрасте до 18 лет остался без попечения обоих родителей.

Свои исковые требования о признании незаконным бездействия администрации г. Алатыря Чувашской Республики Веряскин С.А. мотивирует невыполнением органом опеки и попечительства своих обязанностей по постановке его - несовершеннолетнего на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, что, по его мнению, и явилось причиной лишения его гарантированного права на жилище.

Данное обоснование исковых требований суд считает не основанным на законе.

Действительно в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Веряскин С.А. находился непосредственно под попечительством администрации г. Алатыря Чувашской Республики.

Между тем, суд считает, что несовершеннолетний Веряскин С.А. до достижения совершеннолетия не мог быть поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в виду отсутствия полной дееспособности.

Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» предписывает обеспечение их жильем во внеочередном порядке по достижении совершеннолетия - с 18 и до 23 лет.

В соответствии со ст. 255 ГПК РФ гражданин вправе оспорить бездействие органов местного самоуправления, муниципальных служащих в результате которого нарушены права и свободы гражданина.

Орган опеки и попечительства администрации г. Алатыря Чувашской Республики не допускало бездействия, нарушившего жилищные права несовершеннолетнего Веряскина С.А.

Между наступившими последствия в виде утраты Веряскиным С.А. по достижении им 23-летнего возраста права на получение по месту жительства вне очереди жилой площади не ниже установленных социальных норм и действиями (бездействиями) администрации г. Алатыря Чувашской Республики нет какой-либо причинно-следственной связи.

С 18 лет и до достижения 23 лет истец сам вправе был обратиться в администрацию г. Алатыря Чувашской Республики с заявлением о постановке его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Между тем как установлено в суде до настоящего времени истец Веряскин С.А. в администрацию г. Алатыря с заявлением о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, как того требует ч.3 ст.52 ЖК РФ, не обращался.

Требования о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе и обеспечение во внеочередном порядке жилыми помещениями носят заявительный характер.

Поскольку Веряскин С.А. в администрации г. Алатыря до достижения им 23 лет на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий не состоял, и он уже утратил статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, отсутствуют основания для удовлетворения его исковых требований.

Препятствий для обращения Веряскина С.А. в администрацию г. Алатыря с заявлением о поставке его на учет нуждающихся в жилом помещении в целях предоставления жилого помещения по договору социального найма по иным основаниям, не имеется.

В соответствии со ст.98 ГПК РФ судебные расходы истца Веряскина С.А. ответчиком возмещению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,

р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований Веряскина <данные изъяты> к администрации г. Алатыря Чувашской Республики о признании незаконным бездействия администрации г. Алатыря Чувашской Республики, выразившегося в непостановке его на учет для получения жилого помещения для постоянного проживания, как лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также о понуждении администрации г. Алатыря поставить его на учет и обеспечить вне очереди жилым помещением, площадью не менее установленных социальных норм, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики в месячный срок, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, с подачей жалобы через Алатырский районный суд Чувашской Республики.

Председательствующий: