Иск о признании незаконным заключения межведомственной комиссии о признании жилого помещения пригодным для проживания и о понуждении администрации поселения поставить истца на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении



Дело № 2-486/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ                                                                                                        г. Алатырь

Алатырский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Уряднова С.Н., при секретаре судебного заседания Новиковой Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Алатырского районного суда Чувашской Республики гражданское дело по иску

Одинькиной <данные изъяты> к администрации Алатырского района Чувашской Республики и администрации Миренского сельского поселения Алатырского района Чувашской Республики о признании незаконными заключения межведомственной комиссии о признании жилого помещения пригодным для проживания, решения об отказе во включении в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, о признании нуждающейся в жилом помещении и имеющей право на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем и о понуждении администрации поселения поставить её на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, с участием в качестве третьих лиц - Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики, Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, Одинкина <данные изъяты>, Одинькина <данные изъяты>,

у с т а н о в и л:

Одинькина А.М. мотивировала исковые требования тем, что она является ветераном тыла и вдовой участника Великой Отечественной войны, проживает в доме, расположенном по адресу: <адрес>, который принадлежит ей на праве собственности. Дом, в котором она проживает, <данные изъяты> года постройки, не пригоден для проживания. Он стоит на бутовом фундаменте. Дверные полотна осели, имеют неплотный притвор по периметру коробки, оконные переплеты рассохлись, покоробились и расшатаны в углах, имеют щели в притворах; оконные косяки перекошены; полы просели, имеют щели; электрооборудование имеет повреждение в изоляции.

В соответствии с ч. 4 ст. 21 Федерального закона «О ветеранах» нетрудоспособные члены семьи погибших инвалидов войны, участников ВОВ, состоящих на его иждивении и получающих пенсию по случаю потери кормильца, имеют право на получение меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем, в случае нуждаемости в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.1 закона.

Имея намерение воспользоваться правом на получение жилья, как вдова участника ВОВ, она обратилась в администрацию Миренского сельского поселения Алатырского района Чувашской Республики с заявлением о признании её нуждающейся в улучшении жилищных условий. Однако в признании таковой ей отказано по тому основанию, что её дом межведомственной комиссией при администрации Алатырского района признан пригодным для проживания.

С принятым решением она не согласна, поскольку оно основано на неправильном заключении межведомственной комиссии, которая посчитала, что дом требует проведения лишь капитального ремонта.

В силу престарелого возраста и слабого здоровья - наличие ишемической болезни сердца, гипертонической болезни третьей степени, атеросклероза аорты, она произвести капитальный ремонт дома не в состоянии.

С учетом уточнений просила признать незаконными заключение межведомственной комиссии при администрации Алатырского района от ДД.ММ.ГГГГ о признании её жилого помещения пригодным для постоянного проживания, решение жилищной комиссии Миренского сельского поселения об отказе ей, как вдове участника Великой Отечественной войны, во включении в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, о признании её нуждающейся в жилом помещении и имеющей право на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», обязать администрацию Миренского сельского поселения Алатырского района Чувашской Республики поставить её на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

В судебном заседании истец Одинькина А.М. и её представители Рожкова М.М., допущенная к участию в деле по основаниям ч.6 ст.53 ГПК РФ, адвокат Славкина О.А., действующая на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ , в суде уточненные исковые требования поддержали по изложенным в заявлении основаниям.

Славкина О.А. суду пояснила, что её доверитель проживает в собственном доме <адрес> вместе с двумя сыновьями - третьими лицами по делу. Дом истца <данные изъяты> года постройки, но поскольку он был изготовлен из подсоченного дерева, то он пришел за это время в ветхое состояние. Это подтверждается заключением эксперта ФИО2 С заключением межведомственной комиссии при администрации Алатырского района, которым дом Одинькиной А.М. признан пригодным для проживания, они категорически не согласны. Из всего состава комиссии дом истца обследовать приезжало всего три человека, осмотрели дом лишь визуально, не проводя каких-либо исследований, к тому же к обследованию дома отнеслись не объективно. В частности в заключении указано, что при доме имеется шахтный колодец, хотя фактически никакого колодца у истца не было и нет. Несмотря на то, что общая площадь дома превышает учетную норму для постановки граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий исходя из количества проживающих в доме, однако дом является непригодным для проживания, что является самостоятельным основанием для постановки граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Просит удовлетворить заявленные исковые требования.

Третьи лица Одинкин И.М. и Одинькин Н.М. в суде исковые требования Одинькиной А.М. поддержали, по основаниям, изложенным представителем истца Славкиной О.А.

Представитель ответчика - администрации Алатырского района Чувашской Республики Бурмистров Д.С., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании исковые требования не признал, указав, что заключение межведомственной комиссии при администрации Алатырского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ о признании жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> жилым и пригодным для проживания, является законным и обоснованным. Между тем заключение судебного строительно-технического эксперта ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ о признании жилого дома Одинькиной А.М. непригодным для проживания оспаривать не намерены.

Представитель ответчика - администрации Миренского сельского поселения Алатырского района Чувашской Республики глава администрации Беленьков Г.И. исковые требования не признал, указав, что не оспаривает плохое техническое состояние дома истца из-за его нахождения на косогоре, - дом накренился. Между тем по данным технического паспорта его износ составляет всего <данные изъяты>% и по заключению межведомственной комиссии при администрации Алатырского района пригоден для проживания. При вынесении решения об отказе Одинькиной А.М. в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий они руководствовались именно данными техпаспорта на дом и заключением комиссии. Сам он участие в обследовании дома истца не принимал, хотя подписал заключение межведомственной комиссии, поскольку был включен в её состав.

Представители третьих лиц - Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики в судебное заседание не явились, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения дела своевременно и надлежащим образом, о чем свидетельствуют уведомления о вручении судебных повесток.

Выслушав доводы участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В ходе судебного разбирательства дела установлено, что истец Одинькина <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является вдовой участника Великой Отечественной войны ФИО1ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего ДД.ММ.ГГГГ, принимавшего участие в войне в составе действующей армии.

Данное обстоятельство установлено свидетельством о заключении брака между ФИО1 и <данные изъяты> (после заключения брака Одинькиной) А.М. серии <данные изъяты> , выданным повторно <данные изъяты> сельским советом ДД.ММ.ГГГГ, свидетельством о смерти ФИО1 серии <данные изъяты> , выданного <данные изъяты> сельским Советом <данные изъяты>, и справкой от ДД.ММ.ГГГГ , представленной Одинькиной А.М. начальником отдела военного комиссариата Чувашской Республики по г. Алатырь и Алатырскому району, согласно которой муж истца - ФИО1 принимал участие в войне в составе действующей армии в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года.

Из удостоверения серии <данные изъяты> , выданного ДД.ММ.ГГГГ Отделом социальной защиты населения <данные изъяты> следует, что Одинькина А.М. имеет право на льготы и преимущества, установленные для жен умерших военнослужащих, согласно ст. 21 Федерального закона «О ветеранах».

Указом Президента РФ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» от 7 мая 2008 года № 714 предусмотрена необходимость завершения обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», за счет средств федерального бюджета.

В соответствии с ч.4 ст.21 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» нетрудоспособные члены семьи погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, состоявших на его иждивении и получающих пенсию по случаю потери кормильца (имеющих право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации, имеют право на получение меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем, в случае нуждаемости в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.

В соответствии со ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.

В своём заявлении от ДД.ММ.ГГГГ года на имя главы администрации <данные изъяты> сельского поселения Одинькина А.М. просила принять её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма.

Решением жилищной комиссии при администрации <данные изъяты> сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ (протокол заседания ) Одинькиной А.М. в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий отказано в связи с наличием в собственности жилого помещения, признанного межведомственной комиссией ДД.ММ.ГГГГ пригодным для проживания, общей площадью превышающей учетную норму для постановки граждан на учет.

В соответствии со ст. 54 ЖК РФ основаниями для отказа в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях являются:

1) не представление предусмотренных Кодексом документов;

2) представление документов, не подтверждающих право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

3) не истечение предусмотренного статьей 53 настоящего Кодекса срока.

Основанием для отказа в принятии Одинькиной А.М. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении явилось представление документов, не подтверждающих её право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях.

В ходе судебного разбирательства дела установлено, что истец Одинькина А.М. является собственником жилого дома <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., в котором она проживает с двумя сыновьями: Одинкиным <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Данное обстоятельство подтверждается выпиской из похозяйственной книги по лицевому счету <данные изъяты> сельской администрации по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

Из технического паспорта на жилой дом, составленного по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ МУП «БТИ Алатырского района» следует, что жилой дом <адрес> бревенчатый. Его общая площадь составляет <данные изъяты> кв.м. Износ дома составил <данные изъяты> процентов.

Из заключения межведомственной комиссии о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания от ДД.ММ.ГГГГ следует, что комиссия на основании акта межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ , составленного по результатам натурного обследования несущих и ограждающих конструкций жилых помещений, выявив возникшие ухудшения в процессе эксплуатации, связанные с физическим износом, не приводящих к снижению прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований, ухудшению надежности здания, изменения параметров микроклимата жилого помещения и позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов приняла заключение о признании помещений жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, пригодными для проживания с необходимостью проведения капитального ремонта, с целью приведения в соответствие утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилых помещений. Процент износа жилого дома в данном заключении не указан.

Согласно акту обследования помещения, составленного межведомственной комиссией от ДД.ММ.ГГГГ, в ходе обследования дома <адрес>, принадлежащего Одинькиной А.М., выявлены следующие дефекты: <данные изъяты>.

В ходе обследования инструментальный контроль и другие виды контроля и исследования не проводились.

Одинькиной А.М. рекомендовано проведение капитального ремонта конструктивных элементов дома в соответствии со строительными нормами и правилами с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилых помещений.

Истец, обжалуя решение жилищной комиссии при администрации Миренского сельского поселения об отказе в постановке её на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, выразила несогласие с заключением о пригодности её жилого дома для проживания.

В соответствии с ведомственными строительными нормами «Правила оценки физического износа жилых зданий», утвержденными Приказом Государственного комитета по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР от 24 декабря 1986 г. № 446 под физическим износом конструкции, элемента, системы инженерного оборудования (далее - системы) и здания в целом следует понимать утрату ими первоначальных технико-эксплуатационных качеств (прочности, устойчивости, надежности и др.) в результате воздействия природно-климатических факторов и жизнедеятельности человека.

Физический износ на момент его оценки выражается соотношением стоимости объективно необходимых ремонтных мероприятий, устраняющих повреждения конструкции, элемента, системы или здания в целом, и их восстановительной стоимости.

Физический износ отдельных конструкций, элементов, систем или их участков следует оценивать путем сравнения признаков физического износа, выявленных в результате визуального и инструментального обследования.

В ходе судебного разбирательства дела установлено, что межведомственная комиссия при администрации Алатырского района Чувашской Республики обследование жилого дома истца Одинькиной А.М. произвела без применения инструментального контроля и других видов контроля и исследования, не в полном составе.

Согласно заключению эксперта от ДД.ММ.ГГГГ, изготовленного экспертом ФИО2, техническое состояние дома <адрес> и его строительных конструкций характеризуется ограниченным выполнением конструктивными элементами своих функций, снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при которых существует опасность для пребывания людей и сохранности инженерного оборудования. Численное значение износа жилого дома составляет <данные изъяты>%. По накопленным износам под воздействием внутренних (физических и функциональных) и внешних (экономических) факторов, по состоянию на момент обследования, жилой дом <адрес> эксплуатируется <данные изъяты> лет, исчерпал свой нормативный усредненный срок жизни <данные изъяты> лет по долговечности.

Примерная стоимость капитального ремонта физически и морально устаревших конструкций жилого дома, составляет от 93 до 120 % от восстановительной стоимости заменяемых конструктивных элементов.

Восстановление существующих физически и морально устаревших конструктивных элементов жилого дома экономически и технически не целесообразно.

По основаниям, изложенным в п.п.33,34 МДС 13-21.2007 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (с изменениями от 02 августа 2007 года), постановление Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47), по установленным исследованием накопленным невосстанавливаемым физическим износам основных конструктивных элементов, существующим установленным дефектам, состоянию деформированности, техническому состоянию, не отвечающему нормам и правилам действующих нормативных документов, установленных для жилых помещений и действующих на территории РФ, по установленному исследованием численному значению физического износа, составляющему 68% и установленному исследованием ветхому техническому состоянию, жилой дом <адрес>, для постоянного круглогодичного проживания граждан не пригоден.

Данное экспертное заключение представителями ответчиков не оспорено.

Согласно п.п. 2.1, 2.2 Положения по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания, утвержденного приказом Министра жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 5 ноября 1985 г. № 529, жилые дома независимо от группы их капитальности относятся к категории непригодных для постоянного проживания с учетом физического износа, повреждений несущих конструкций, недостатков планировки и уровня внутреннего благоустройства, а также санитарных требований.

К непригодным для постоянного проживания жилым домам относятся деревянные дома и дома со стенами из местных материалов, а также мансарды с физическим износом свыше 65%.

Согласно п.п. 33, 34 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящих к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.

Жилые помещения, расположенные в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В соответствии с ч.1 ст.12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Учитывая допущенные межведомственной комиссией при администрации Алатырского района нарушения при обследовании жилого дома истца без применения инструментального контроля и других видов контроля и исследования, а также не оспаривания представителем ответчика заключения эксперта от ДД.ММ.ГГГГ, суд, руководствуясь ст.56 ГПК РФ, считает установленным, что дом <адрес>, принадлежащий Одинькиной А.М., является непригодным для проживания.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.51 ЖК РФ проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, является основанием для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении.

При таких обстоятельствах Одинькину А.М. следует признать нуждающейся в жилом помещении, и как вдову ветерана Великой Отечественной войны, имеющей право на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем в соответствии со ст.21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах».

По этим же основаниям решение жилищной комиссии при администрации <данные изъяты> сельского поселения Алатырского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в постановке истца на учёт нуждающихся в жилых помещениях, и заключение межведомственной комиссии при администрации Алатырского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ о признании дома Одинькиной А.М., расположенного по адресу: <адрес>, жилым и пригодным для проживания граждан с необходимостью проведения капитального ремонта, следует признать незаконными.

Исковые требования Одинькиной А.М. подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

В связи с предъявлением иска по квитанциям от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Одинькиной А.М. уплачена государственная пошлина в сумме <данные изъяты> рублей.

Согласно квитанции к приходно-кассовому ордеру от ДД.ММ.ГГГГ, Одинькиной А.М. за проведение строительно-технической экспертизы судебному эксперту ФИО2 уплачено <данные изъяты> рублей.

В связи с удовлетворением исковых требований Одинькиной А.М. в полном объеме её расходы на оплату государственной пошлины и оплату экспертизы подлежат возмещению ответчиками в равных долях.

Согласно ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Одинькина А.М. обратилась в суд с заявлением о возмещении ей расходов на представителя в порядке ст.100 ГПК РФ. В подтверждение несения ею таких расходов представлена квитанция серии <данные изъяты> , в соответствии с которой Одинькиной А.М. адвокату Славкиной О.А. за представление её интересов в суде уплачено <данные изъяты> рублей.

С учетом сложности рассмотренного дела, занятости представителя истца всего в двух судебных заседаниях, суд считает разумным определить к возмещению расходы истца Одинькиной А.М. на представителя всего в размере <данные изъяты> рублей. Данные расходы подлежат возмещению ответчиками также в равных долях.

Всего с каждого из ответчиков подлежит взысканию в пользу истца Одинькиной А.М. в возмещение судебных расходов по <данные изъяты> рублей <данные изъяты>.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Одинькиной <данные изъяты> к администрации Миренского сельского поселения Алатырского района Чувашской Республики и администрации Алатырского района Чувашской Республики удовлетворить в полном объеме.

Признать решение жилищной комиссии Миренского сельского поселения Алатырского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в постановке Одинькиной <данные изъяты> на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, незаконным.

Признать заключение межведомственной комиссии при администрации Алатырского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ о признании дома Одинькиной <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, жилым и пригодным для проживания граждан с необходимостью проведения капитального ремонта, незаконным.

Признать Одинькину <данные изъяты>, нуждающейся в жилом помещении и имеющей право на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем в соответствии со ст.21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах».

Обязать администрацию Миренского сельского поселения Алатырского района Чувашской Республики поставить Одинькину <данные изъяты> на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с администрации Алатырского района Чувашской Республики в пользу Одинькиной <данные изъяты> в возмещение расходов на оплату государственной пошлины <данные изъяты> рублей, на оплату услуг эксперта <данные изъяты> рублей и <данные изъяты> рублей в возмещение расходов на оплату услуг представителя, всего <данные изъяты> (<данные изъяты>) рублей.

Взыскать с администрации Миренского сельского поселения Алатырского района Чувашской Республики в пользу Одинькиной <данные изъяты> в возмещение расходов на оплату государственной пошлины <данные изъяты> рублей, на оплату услуг эксперта <данные изъяты> рублей и <данные изъяты> рублей в возмещение расходов на оплату услуг представителя, всего <данные изъяты> (<данные изъяты>) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Чувашской Республики в месячный срок, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, с подачей жалобы через Алатырский районный суд.

Председательствующий: