Заявление о признании незаконным решения Межрайонной инспекции ФНС № 1 по Чувашской Республике о привлечении к налоговой ответственности



Дело №2-555/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ                               г. Алатырь

Алатырский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Уряднова С.Н., при секретаре судебного заседания Новиковой Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Алатырского районного суда Чувашской Республики гражданское дело по заявлению

Зотовой <данные изъяты> о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Чувашской Республике о привлечении к налоговой ответственности,

у с т а н о в и л:

Зотова Л.А. мотивировала своё заявление тем, что ДД.ММ.ГГГГ главным госналогинспектором отдела камеральных проверок Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике ФИО4 в отношении неё, как нотариуса, занимающегося частной практикой в Алатырском нотариальном округе Чувашской Республики, проведена камеральная проверка уточненной налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФ) за <данные изъяты> год, представленной ею в налоговый орган ДД.ММ.ГГГГ. По результатам проверки предлагалось взыскать с неё, Зотовой Л.А., сумму неуплаченных налогов в размере <данные изъяты> рублей и пени по ним.

Решением Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Чувашской Республике от ДД.ММ.ГГГГ она привлечена к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ за совершение налогового правонарушения, с назначением наказания в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей. Этим же решением ей предложено уплатить сумму неуплаченного налога на доходы физических лиц за <данные изъяты> год в размере <данные изъяты> рублей и соответствующие пени по налогу в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек.

Основанием для привлечения её к налоговой ответственности явилось, по мнению налогового органа, необоснованное применение социального вычета в размере <данные изъяты> рублей на дорогостоящее лечение - как указано в акте камеральной проверки, поскольку ею, в нарушение ст. 219 НК РФ, не представлены документы, подтверждающие фактические расходы на лечение, приобретение медикаментов.

С такими выводами Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Чувашской Республике она не согласна.

При применении вышеуказанного социального вычета она руководствовалась совместным приказом Минздрава России и МНС России от 25 июля 2011 года № 289/БГ-3-04/256 «О реализации постановления Правительства РФ от 19 марта 2001 года № 201 «Об утверждении перечней медицинских услуг и дорогостоящих видов лечения в медицинских учреждениях Российской Федерации, лекарственных средств, суммы оплаты которых за счет собственных средств налогоплательщика учитываются при определении суммы социального налогового вычета», которым установлены формы документов, подтверждающих фактические расходы налогоплательщика на лечение и приобретение медикаментов и соответственно принимаемых налоговыми органами для представления социального налогового вычета и предъявила в МИ ФНС РФ № 1 по Чувашской Республике копию лицензии медицинского учреждения на осуществление медицинской деятельности и справку, выданную медицинским учреждением по форме, утвержденной вышеуказанным приказом и Инструкцией по учету, хранению и заполнению справки об оплате медицинских услуг для представления в налоговые органы Российской Федерации, утвержденной приказом Минздрава России и МНС России от 25 июля 2001 года № 289/БГ-3-04/256, приложение № 2, для представления в налоговые органы РФ, которая относится к документам, подтверждающим фактические расходы на лечение.

В соответствии с данной Инструкцией, справка удостоверяет факт получения медицинской услуги и её оплату через кассу учреждения здравоохранения за счет средств налогоплательщика и выдается только после оплаты медицинской услуги и при наличии документов, подтверждающих произведенные расходы, по требованию налогоплательщика, производившего оплату медицинских услуг.

В справке на основании кассового чека (приходного ордера или иного документа, подтверждающего внесение денежных средств) указывается стоимость медицинской услуги или дорогостоящего лечения.

Данная справка была выдана ей медицинским учреждением после оплаты ею лечения и предъявления учреждению всех платежных документов (чеков, квитанций).

Просила решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Чувашской Республике от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении её к ответственности за совершение налогового правонарушения признать незаконным.

В судебное заседание заявитель Зотова Л.А. не явилась, будучи извещенной о времени и месте рассмотрения дела своевременно и надлежащим образом.

Представитель заявителя Гиль Т.Ю., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, доводы жалобы своего доверителя поддержала по вышеизложенным основаниям, дополнительно указав, что решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Чувашской Республике от ДД.ММ.ГГГГ было обжаловано Зотовой Л.А. в вышестоящий налоговый орган, однако оно было оставлено в силе. В связи с этим её доверитель вынуждена обратиться в суд. Насколько ей известно, санаторно-курортную путевку стоимостью <данные изъяты> рублей, приобретенную на имя Зотовой <данные изъяты>, её доверитель не приобретала. В г. <данные изъяты> Зотова Л.А. была на семинаре, организованном нотариальной палатой. Зотова Л.А. оплатила лишь медицинские услуги, оказанные ей в санатории «<данные изъяты>» на сумму <данные изъяты> рублей, а саму путевку приобретала палата.

Представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике Куделькина Е.Н., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ , в суде требование заявителя Зотовой Л.А. не признала, и пояснила, что в ходе камеральной налоговой проверки нотариуса Зотовой Л.А., их налоговым органом был направлен запрос в санаторий «<данные изъяты>», находящийся в <адрес>, где заявителю якобы были оказаны платные медицинские услуги на сумму <данные изъяты> рублей, как указано в представленной Зотовой Л.А. справке об оплате медицинских услуг. На их запрос за подписью вице-президента ОАО «<данные изъяты>», директора-главного врача санатория «<данные изъяты>» <данные изъяты> филиала ОАО «<данные изъяты>» ФИО1, главного бухгалтера санатория ФИО2 и юрисконсульта санатория ФИО3 поступило ряд документов, среди которых товарная накладная от ДД.ММ.ГГГГ о приобретении Зотовой Л.А. санаторно-курортной путевки <данные изъяты> стоимостью именно <данные изъяты> рублей. Также им был представлен договор на оказание платных медицинских услуг от ДД.ММ.ГГГГ (код медицинской услуги <данные изъяты>) на сумму <данные изъяты> рублей, не содержащий расшифровку из чего состоят представленные Зотовой Л.А. медицинские услуги и какова стоимость этих услуг. Поскольку нахождение в санатории в соответствии с санаторно-курортной путевкой предполагает проживание, питание в санатории, и стоимость этой путевки полностью совпадает со стоимостью оказанных Зотовой Л.А. медицинских услуг, а проживание и питание не являются медицинскими услугами, ими принято решение о незаконности включения нотариусом в налоговый вычет стоимости санаторно-курортной путевки и соответственно уменьшения налогооблагаемой базы. Кроме того, Зотовой Л.А. не представлены первичные документы, подтверждающие оплату ею платных медицинских услуг.

Суд, выслушав доводы сторон и исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

Как следует из решения Межрайонной инспекции ФНС России № 1 по Чувашской Республике от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, при определении размера налоговой базы по налогу на доходы физических лиц за <данные изъяты> год налогоплательщик Зотова Л.А. в соответствии с пунктом 3 статьи 220 НК РФ включила социальный вычет - расходы на дорогостоящее лечение в сумме <данные изъяты> рублей, однако, в нарушение ст.219 НК РФ документов, подтверждающих несение фактических расходов (квитанции об оплате, платежные документы и т.д.) не представила.

Налоговый орган посчитал необоснованным получение социального вычета налогоплательщиком Зотовой Л.А. на дорогостоящее лечение и соответственно занижение налоговой базы на <данные изъяты> рублей.

По мнению МИ ФНС № 1 по ЧР Зотовой Л.А. недоначислен налог на доходы физических лиц за <данные изъяты> год в сумме <данные изъяты> рублей (<данные изъяты> х 13%).

За неполную уплату налога на доходы физических лиц за <данные изъяты> год по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ Зотова Л.А. привлечена к налоговой ответственности по п.1 ст.122 НК РФ - за неполную уплату налогоплательщиком суммы налога в результате занижения налоговой базы, с назначением штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога, что составляет - <данные изъяты> рублей (<данные изъяты> х 20%).

На сумму неуплаченного налога налоговым органом начислены пени по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек.

Решением налогового органа Зотовой Л.А. предложено также уплатить недоимку по налогу на доходы физических лиц по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> рублей.

Заявитель Зотова Л.А. не согласилась с принятым в отношении неё МИ ФНС РФ № 1 по ЧР решением, обжаловала его в суд, указывая, что социальный вычет на дорогостоящее лечение в сумме <данные изъяты> рублей она получила обосновано, в подтверждение несения фактических расходов на лечение представила справку медучреждения установленной формы.

Согласно п.3 ст. 210 НК РФ для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса (в размере 13 процентов), налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 - 221 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, установленных настоящей главой.

В соответствии с п. 3 ст. 219 НК РФ при определении размера налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 настоящего Кодекса налогоплательщик имеет право на получение социального налогового вычета в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за услуги по лечению, предоставленные ему медицинскими учреждениями Российской Федерации в медицинских учреждениях Российской Федерации (в соответствии с перечнем медицинских услуг, утверждаемым Правительством Российской Федерации), а также в размере стоимости медикаментов (в соответствии с перечнем лекарственных средств, утверждаемым Правительством Российской Федерации), назначенных ему лечащим врачом, приобретаемых налогоплательщиками за счет собственных средств.

Вычет сумм оплаты стоимости лечения предоставляется налогоплательщику, если лечение производится в медицинских учреждениях, имеющих соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности, а также при предоставлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы на лечение, приобретение медикаментов.

Указанный социальный вычет предоставляется налогоплательщику, если оплата лечения и приобретение медикаментов не были произведены организацией за счет средств работодателей.

Для социальных вычетов на лечение (за исключением расходов на дорогостоящее лечение), на образование (за исключением расходов на обучение детей), на негосударственное пенсионное обеспечение и добровольное пенсионное страхование установлен общий предельный размер не более 120 тыс. руб. в налоговом периоде (календарный год). По дорогостоящим видам лечения сумма налогового вычета не ограничивается.

Социальные налоговые вычеты предоставляются при подаче налоговой декларации по форме 3-НДФЛ в налоговый орган налогоплательщиком по окончании налогового периода при условии документального подтверждения расходов.

При определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц за <данные изъяты> год налогоплательщиком Зотовой Л.А. включены в социальный налоговый вычет услуги по диагностике, профилактике, лечению и медицинской реабилитации при оказании населению медицинской помощи в санаторно-курортных учреждениях.

Услуги по диагностике, профилактике, лечению и медицинской реабилитации при оказании населению медицинской помощи в санаторно-курортных учреждениях, входят в Перечень медицинских услуг в медицинских учреждениях Российской Федерации, представленных налогоплательщику, его супруге (супругу), его родителям и (или) его детям в возрасте до 18 лет, суммы оплаты которых за счет собственных средств налогоплательщика учитываются при определении суммы социального налогового вычета, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 года № 201.

25 июля 2001 года издан приказ Министерства здравоохранения России № 289 и Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № БГ-3-04/256, зарегистрированный в Минюсте РФ 13 августа 2001 года № 2874 « О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 года № 201 «Об утверждении перечней медицинских услуг и дорогостоящих видов лечения в медицинских учреждениях Российской Федерации, лекарственных средств, суммы оплаты которых за счет собственных средств налогоплательщика учитываются при определении суммы социального налогового вычета», которым в целях реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. № 201 утверждены:

форма "Справка об оплате медицинских услуг для представления в налоговые органы Российской Федерации" (приложение N 1);

Инструкция по учету, хранению и заполнению справки об оплате медицинских услуг для представления в налоговые органы Российской Федерации (приложение N 2);

Порядок выписки лекарственных средств, назначенных лечащим врачом налогоплательщику и приобретенных им за счет собственных средств, размер стоимости которых учитывается при определении суммы социального налогового вычета (приложение N 3).

В соответствии с Инструкцией по учету, хранению и заполнению справки об оплате медицинских услуг для представления в налоговые органы Российской Федерации - приложение № 2 к приказу Минздрава России и МНС России от 25 июля 2001 г. N 289/БГ-3-04/256 справка об оплате медицинских услуг для представления в налоговые органы Российской Федерации удостоверяет факт получения медицинской услуги и ее оплаты через кассу учреждения здравоохранения за счет средств налогоплательщика.

Справка выдается после оплаты медицинской услуги и при наличии документов, подтверждающих произведенные расходы, по требованию налогоплательщика, производившего оплату медицинских услуг, оказанных ему лично, его супруге (супругу), его родителям, его детям в возрасте до 18 лет.

В подтверждение несения фактических расходов на лечение Зотовой Л.А. в налоговый орган представлены лицензия, выданная Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития открытому акционерному обществу «Центральный совет по туризму и отдыху на осуществление медицинской деятельности от ДД.ММ.ГГГГ и справка ОАО «<данные изъяты>», <данные изъяты> филиал - санаторий «<данные изъяты>» об оплате медицинских услуг для предоставления в налоговые органы Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельствующая о том, что Зотова Л.А. оплатила медицинские услуги стоимостью <данные изъяты> рублей ДД.ММ.ГГГГ.

В ходе камеральной налоговой проверки по запросу налогового органа ОАО «<данные изъяты>» представлены также договор на оказание платных медицинских услуг , заключенный ДД.ММ.ГГГГ между Зотовой Л.А. и санаторием «<данные изъяты>» - <данные изъяты> филиал ОАО «<данные изъяты>» на сумму <данные изъяты> рублей, а также товарная накладная от ДД.ММ.ГГГГ на приобретение Зотовой Л.А. санаторно-курортной путевки стоимостью <данные изъяты> рублей.

МИ ФНС РФ № 1 по ЧР представленные документы посчитала недостаточными для получения Зотовой Л.А. социального налогового вычета в связи с лечением.

Суд считает данный вывод налогового органа необоснованным.

Статья 219 НК РФ предусматривает необходимость представления налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы на лечение, не раскрывая перечня этих документов.

Представленная заявителем Зотовой Л.А. справка об оплате медицинских услуг для представления в налоговые органы Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ года по форме соответствует предусмотренной Приказом Министерства здравоохранения России № 289 и Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № БГ-3-04/256 от 25 июля 2001 года.

Как следует из определения Конституционного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2004 г. N 447-О «По жалобе гражданина Кокорина Олега Валерьевича на нарушение его конституционных прав положениями подпункта 3 пункта 1 ст.219 НК РФ» в подтверждение произведенных расходов налогоплательщик обязан представить в налоговые органы документы, свидетельствующие о целевом расходовании средств и о сумме произведенных выплат, исходя из величины которых ему может быть предоставлен социальный налоговый вычет. К их числу наряду с платежными документами, отражающими факт уплаты налогоплательщиком денежных средств за оказанные медицинские услуги, относится справка об оплате медицинских услуг для представления в налоговые органы Российской Федерации.

В соответствии с утвержденной совместным Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 25 июля 2001 года о реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 года N 201 инструкцией данная справка заполняется всеми учреждениями здравоохранения, имеющими лицензию на осуществление медицинской деятельности, независимо от ведомственной подчиненности и формы собственности, и удостоверяет факт получения медицинской услуги и ее оплаты через кассу учреждения здравоохранения за счет средств налогоплательщика.

Таким образом, требовать с налогоплательщика, кроме справки об оплате медицинских услуг для представления в налоговые органы Российской Федерации, иные платежные документы незаконно.

Опрошенная в порядке судебного поручения представитель санатория «<данные изъяты>» <данные изъяты> филиала ОАО «<данные изъяты>» ФИО3, действующая на основании доверенности , пояснила, что платные медицинские услуги Зотовой Л.А. санаторием представлялись и оплачивались ею самой, о чем свидетельствует ранее представленный договор на оказание платных медицинских услуг от ДД.ММ.ГГГГ на суму <данные изъяты> рублей. Санаторно-курортную путевку лично Зотова Л.А. у них не приобретала. Оплату путевок по договору произвел <данные изъяты> центр развития карьеры перечислением по платежному поручению от ДД.ММ.ГГГГ общей суммой <данные изъяты> рублей.

Учитывая изложенное, суд делает вывод об обоснованности включения Зотовой Л.А. в социальный налоговый вычет расходов на лечение в сумме <данные изъяты> рублей и соответственно снижение налоговой базы по налогу на доходы физических лиц за <данные изъяты> год на эту сумму.

В связи с этим решение МИ ФНС РФ № 1 по ЧР о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от ДД.ММ.ГГГГ, которым нотариус Зотова Л.А. привлечена к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п.1 ст.122 НК РФ - неполную уплату налогов в результате занижения налоговой базы или иного неправильного исчисления налогов в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей, ей начислены пени по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек, а также предложено Зотовой Л.А. уплатить недоимку по налогу на доходы физических лиц по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> рублей, является незаконным.

Заявленное Зотовой Л.А. требование подлежит удовлетворению.

В соответствии со ст.198 ГПК РФ с МИ ФНС РФ № 1 по ЧР в пользу Зотовой Л.А. в возмещение расходов на оплату государственной пошлины подлежит взысканию <данные изъяты> рублей, уплаченные ею по квитанции от ДД.ММ.ГГГГ.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 199-194, 258 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Заявленное требование нотариуса Алатырского нотариального округа Зотовой <данные изъяты> удовлетворить.

Признать решение Межрайонной инспекции ФНС России № 1 по Чувашской Республике от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым: нотариус Зотова <данные изъяты> привлечена к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п.1 ст.122 НК РФ - за неполную уплату налогов в результате занижения налоговой базы или иного неправильного исчисления налогов в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей; Зотовой <данные изъяты> начислены пени на сумму неуплаченного налога по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек, а также предложено ей уплатить недоимку по налогу на доходы физических лиц по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> рублей, незаконным.

Обязать Межрайонную инспекцию ФНС России № 1 по Чувашской Республике включить в социальный налоговый вычет по налогу на доходы физических лиц за <данные изъяты> год расходы нотариуса Алатырского нотариального округа Зотовой <данные изъяты> на лечение в сумме <данные изъяты> рублей.

Взыскать с Межрайонной инспекции ФНС России № 1 по Чувашской Республике в возмещение расходов на оплату государственной пошлины <данные изъяты> рублей

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики в месячный срок со дня вынесения, с подачей жалобы через Алатырский районный суд Чувашской Республики.

Председательствующий: