Иск о признании права собственности на долю в жилом помещении в порядке приватизации



Дело № 2-193/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ г. Алатырь

Алатырский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Уряднова С.Н., при секретаре судебного заседания Новиковой Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Алатырского районного суда Чувашской Республики гражданское дело по иску

Буйволовой <данные изъяты>, действующей в своих интересах и интересах малолетней Буйволовой <данные изъяты>, к администрации г. Алатыря Чувашской Республики о признании права собственности в порядке приватизации на <данные изъяты> долю жилого помещения, с участием третьего лица - Скоробогатова <данные изъяты>,

у с т а н о в и л:

Истец Буйволова С.Н., действующая в своих интересах и интересах Буйволовой О.А., мотивировала исковые требования тем, что на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ ей на праве общей долевой собственности принадлежит <данные изъяты> доля жилого дома общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.

На основании постановления главы г. Алатырь от ДД.ММ.ГГГГ № её семья, состоящая из <данные изъяты> человек, признана малоимущей. Ей дополнительно выделена <данные изъяты> доля жилого помещения от общей площади <данные изъяты> кв.м. в том же доме <адрес> муниципального жилищного фонда.

ДД.ММ.ГГГГ она заключила договор социального найма жилого помещения за №, на основании которого её семье передано в бессрочное владение и пользование <данные изъяты> доля жилого помещения от общей площади <данные изъяты> кв.м. в доме <адрес>, находящееся в муниципальной собственности. После этого она снята с учета в качестве нуждающейся в жилых помещениях.

ДД.ММ.ГГГГ обратилась с заявлением о приватизации занимаемого её семьей жилого помещения к главе администрации г. Алатырь Чувашской Республики.

ДД.ММ.ГГГГ получен ответ заместителя главы администрации г. Алатырь, в соответствии с которым по результатам рассмотрения её заявления в передаче жилого помещения в долевую собственность в порядке приватизации отказано.

Отказ мотивирован тем, что в соответствии с Законом Российской Федерации от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», приватизации подлежат отдельные жилые помещения, а не доли в жилом помещении.

Отказ в заключении договора на передачу её семье <данные изъяты> доли жилого помещения от общей площади <данные изъяты> кв.м. в порядке приватизации считает незаконным.

Просила признать за ней - Буйволовой С.Н. и несовершеннолетней дочерью Буйволовой О.А. право собственности в порядке приватизации на <данные изъяты> долю (по <данные изъяты> доле в праве) на жилой дом <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м.

В судебном заседании Буйволова С.Н., действующая в своих интересах и в интересах малолетней дочери Буйволовой О.А., исковые требования поддержала, указав, что согласно ст. 2 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, на условиях социального найма, вправе приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных данным Законом.

В соответствии с положениями статьи 16 Жилищного кодекса РФ - к видам жилых помещений относится жилой дом, часть жилого дома, квартира, её часть, комната. В её случае <данные изъяты> доля жилого помещения от общей площади <данные изъяты> кв.м. является частью жилого дома, то есть, изолированным жилым помещением с отдельным входом и отдельными комнатами, которое находилось ранее в собственности другого человека, а с ДД.ММ.ГГГГ - в муниципальной собственности.

Считает, что обоснованным может быть признан лишь отказ в приватизации государственного и муниципального жилья по основаниям, перечисленным в ст. 4 Закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» - не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

В её случае отказ считает незаконным.

Представитель ответчика - администрации г. Алатыря Чувашской Республики ФИО1, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №, исковые требования признала и пояснила, что жилой дом <адрес> находится в общей долевой собственности Скоробогатова А.И., Буйволовой С.Н. и муниципального образования «г. Алатырь Чувашской Республики». Согласно имеющимся у них документам, Скоробогатову А.И. принадлежит <данные изъяты> доля в праве, истице Буйволовой С.Н. - <данные изъяты> доля в праве и муниципальному образованию «г. Алатырь Чувашской Республики» - <данные изъяты> доля в праве общей долевой собственности на дом. Несмотря на указание в постановлении главы г. Алатыря от ДД.ММ.ГГГГ № о предоставлении семье Буйволовой С.Н. квартиры №, раздел жилого дома <адрес> между участниками общей долевой собственности не производился, администрация г. Алатыря Чувашской Республики выдел своей доли из общего имущества до передачи Буйволовой С.Н. не осуществляла, статус квартир помещениям в доме не присваивался. Участники долевой собственности пользуются жилым домом, исходя из сложившегося порядка пользования. Право собственности на <данные изъяты> долю в праве общей долевой собственности на жилой дом муниципальному образованию «г. Алатырь Чувашской Республики» перешло как на безхозяйственное имущество после смерти ФИО2 Администрация г. Алатырь Чувашской Республики в настоящее время не намерена выделять свою долю из общего имущества.

Третье лицо Скоробогатов А.И. исковые требования Буйволовой С.Н., действующей в своих интересах и в интересах малолетней дочери Буйволовой О.А., не признал и пояснил, что он сам намерен претендовать на <данные изъяты> долю в праве общей долевой собственности на жилой дом, оставшуюся после смерти ФИО2 Он, так же как и Буйволова С.Н., имеет преимущественное право покупки данной доли в праве.

Выслушав доводы участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В ходе судебного разбирательства дела установлено и не оспаривается сторонами, что жилой дом <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м. находится в общей долевой собственности Скоробогатова А.И., Буйволовой С.Н. и муниципального образования «г. Алатырь Чувашской Республики», причем Скоробогатову А.И. принадлежит <данные изъяты> доля в праве, Буйволовой С.Н. - <данные изъяты> доля в праве, и муниципальному образованию «г. Алатырь Чувашской Республики» - <данные изъяты> доля в праве общей долевой собственности на дом.

Право собственности Скоробогатова А.И. подтверждается договором дарения от ДД.ММ.ГГГГ, право собственности Буйволовой С.Н. - свидетельством о государственной регистрации права серии <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ и право собственности муниципального образования «г. Алатырь Чувашской Республики» свидетельством о государственной регистрации права серии <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением главы г. Алатыря Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № семья Буйволовой С.Н., состоящая из двух человек и проживающая в квартире № общей площадью <данные изъяты> кв.м. в доме <адрес>, признана малоимущей.

Буйволовой С.Н. на состав семьи из <данные изъяты> человек выделена <данные изъяты> доля жилого помещения - квартира № от общей площади <данные изъяты> кв.м. в доме <адрес> муниципального жилищного фонда с заключением договора социального найма на вышеуказанное жилое помещение.

Из договора социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что наймодатель - администрация г. Алатыря Чувашской Республики передала нанимателю - Буйволовой С.Н. и членам её семьи в бессрочное владение и пользование <данные изъяты> долю жилого помещения от общей площади <данные изъяты> кв.м. в доме <адрес>, находящуюся в муниципальной собственности.

В соответствии со ст.60 Жилищного кодекса РФ предметом договора социального найма является жилое помещение.

Жилым помещением, согласно ст.15 Жилищного кодекса РФ, признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан.

В соответствии со ст.16 Жилищного кодекса РФ к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната.

Как следует из пояснений представителя ответчика - администрации г. Алатыря Чувашской Республики ФИО1, несмотря на указание в постановлении главы г. Алатыря от ДД.ММ.ГГГГ № о предоставлении семье Буйволовой С.Н. квартиры №, раздел жилого дома <адрес> между участниками общей долевой собственности не производился, администрация г. Алатыря Чувашской Республики выдел своей доли из общего имущества до передачи Буйволовой С.Н. не осуществляла, статус квартир помещениям в доме не присваивался.

Данное обстоятельство подтверждается также тем, что за участниками процесса зарегистрировано право именно общей долевой собственности на весь жилой дом, а не отдельные изолированные помещения.

Несмотря на то, что участники общей долевой собственности на жилой дом <адрес>, исходя из сложившегося порядка пользования, владели и пользовались определенными помещениями в данном доме, изолированными друг от друга, это не свидетельствует о принадлежности им данных помещений на праве собственности, - эти помещения не являются самостоятельными объектами недвижимости до раздела имущества, находящегося в общей долевой собственности, или выдела участником общей долевой собственности своей доли из общего имущества.

Из изложенного следует, что Буйволовой С.Н. администрацией г. Алатыря Чувашской Республики, в нарушение требований ст.60 Жилищного кодекса РФ, предоставлено не изолированное помещение, а доля в праве общей долевой собственности на весь жилой дом.

Согласно ст. 168 Гражданского кодекса РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актом, ничтожна.

В соответствии с Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 4 июля 1991 года N 1541-1 объектами приватизации являются занимаемые гражданами на условиях социального найма жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, т.е. изолированные помещения, являющиеся недвижимым имуществом и пригодные для постоянного проживания граждан.

Поскольку предметом спора по делу является не изолированное помещение, являющееся недвижимым имуществом и пригодное для постоянного проживания граждан, а <данные изъяты> доля в праве общей долевой собственности на недвижимое имущество, суд, руководствуясь ч.2 ст.39 ГПК РФ, не принимает признание иска представителем ответчика - администрации г. Алатыря, ввиду противоречия закону.

Учитывая вышеизложенное, в удовлетворении исковых требований Буйволовой С.Н., действующей в своих интересах и интересах малолетней Буйволовой О.А., к администрации г. Алатыря Чувашской Республики, следует отказать.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований Буйволовой <данные изъяты>, действующей в своих интересах и интересах малолетней Буйволовой <данные изъяты>, к администрации г. Алатыря Чувашской Республики о признании права собственности в порядке приватизации на <данные изъяты> долю в праве общей долевой собственности на жилой дом <адрес>, отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики в десятидневный срок, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, с подачей жалобы через Алатырский районный суд Чувашской Республики.

Председательствующий: