Дело № 2- 138/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г. Алатырь
Алатырский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Уряднова С.Н., при секретаре судебного заседания Новиковой Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Алатырского районного суда Чувашской Республики гражданское дело по иску
Инчиной <данные изъяты> к администрации г. Алатыря Чувашской Республики о признании решения комиссии по жилищным вопросам при администрации г. Алатыря Чувашской Республики об отказе во включении в список граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях незаконным, о признании её нуждающейся в улучшении жилищных условий и о понуждении администрации г. Алатыря Чувашской Республики поставить её на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, с участием третьих лиц - Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики и Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики,
у с т а н о в и л:
Инчина М.Д. мотивировала свои исковые требования тем, что она является вдовой участника Великой Отечественной войны. Проживает по адресу: <адрес> со своей семьей из <данные изъяты> человек: дочерью ФИО1, внуком ФИО2 и сыном ФИО3, который вселился и проживает в доме в качестве члена семьи с <данные изъяты> года. Указанное домовладение принадлежит на праве собственности ФИО1 на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ. Общая площадь дома составляет <данные изъяты> кв.м.
Имея намерения воспользоваться правом на получение жилья как вдова участника Великой Отечественной войны, она обратилась в администрацию г. Алатырь Чувашской Республики с заявлением о признании её нуждающейся в улучшении жилищных условий. Однако в признании её таковой решением комиссии по жилищным вопросам администрации г. Алатырь отказано, по тем основаниям, что в <данные изъяты> году она подарила свой дом, чем намеренно ухудшила свои жилищные условия.
С решением комиссии она не согласна, поскольку никаких действий, свидетельствующих о намеренном ухудшении жилищных условий она не совершала. В силу престарелого возраста и слабого здоровья она не могла содержать дом в надлежащем состоянии и произвела отчуждение дома в пользу дочери.
По смыслу ст. 53 ЖК РФ ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. Намеренное ухудшение своих жилищных условий будет оценено негативно только, если целью такого ухудшения была постановка на жилищный учет. В момент и после совершения сделки по отчуждению имущества она не намеревалась встать на жилищный учет. О том, что у неё возникнет право на получение жилья на момент совершения сделки ей не было известно, поскольку изменения в законодательстве, дающие ей право на меры социальной поддержки были приняты позднее.
Кроме того, к моменту оформления ею договора дарения дома дочери, она уже нуждалась в улучшении жилищных условий, поскольку в доме общей площадью <данные изъяты> кв. м. проживает одна семья из <данные изъяты> человек и на каждого проживающего приходится <данные изъяты> кв.м., - менее установленной нормы жилой площади на человека - 16 кв.м.
С учетом уточнений просила суд признать её нуждающейся в жилом помещении и имеющей право на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», признать решение комиссии по жилищным вопросам администрации г. Алатыря Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе ей, как вдове участника Великой Отечественной войны, во включении в списки граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку на строительство (приобретение) жилых помещений незаконным и обязать администрацию г. Алатыря Чувашской Республики принять её на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В судебное заседание истец Инчина М.Д. не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в её отсутствие.
Представитель истца - адвокат Патраева Е.А., действующая на основании удостоверения № и ордера № от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования своего доверителя поддержала по вышеизложенным основаниям.
Представитель ответчика - администрации г. Алатыря Чувашской Республики ФИО4, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №, исковые требования Инчиной М.Д. не признала и пояснила, что комиссия по жилищным вопросам администрации г. Алатыря Чувашской Республики отказала во включении истицы, как вдовы участника Великой Отечественной войны, в списки граждан нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку на строительство (приобретение) жилых помещений согласно постановлению Кабинета Министров Чувашской Республики от 12 января 2006 года № 2, в связи с тем, что та ДД.ММ.ГГГГ подарила принадлежащее ей домовладение №, расположенное <адрес> своей дочери ФИО1, тем самым совершила действия по ухудшению своих жилищных условий. С даты отчуждения своей жилой площади не истек пятилетний срок, установленный п.п.3 п.1 ст.53 ЖК РФ.
Представители третьих лиц - Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики и Министерства градостроительства и общественной инфраструктуры Чувашской Республики в судебное заседание не явились, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения дела своевременно и надлежащим образом.
От представителя Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики ФИО8, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №, поступило заявления о рассмотрении иска без её участия в связи с отсутствием заинтересованности в исходе дела.
Допрошенная в качестве свидетеля ФИО1 суду показала, что она постоянно проживает в доме <адрес> вместе с матерью Инчиной М.Д., сыном ФИО2 и своим родным братом ФИО3. Брат с ними постоянно проживает с <данные изъяты> года. Вся их семья ведет общее хозяйство. Брат и её сын ФИО2 злоупотребляют спиртными напитками. Действительно их дом ранее принадлежал матери Инчиной М.Д. Мать данный дом в <данные изъяты> году подарила ей, чтобы он не достался по наследству и брату. Кроме их дома, ни у неё, ни у матери, ни у сына, ни у брата прав пользования иным жильем не имеется.
Свидетель ФИО3 показал, что действительно ранее проживал в квартире по адресу: <адрес>, которая в настоящее время принадлежит на праве собственности его бывшей супруге. Так как совместная жизнь с супругой не сложилась, в <данные изъяты> году он переехал на постоянное место жительства к своей матери - Инчиной М.Д. В <данные изъяты> году брак с женой расторг официально. Из квартиры выписался лишь в <данные изъяты> году. На праве собственности жилья не имеет. Живет на пенсию матери.
Свидетель ФИО5 показала, что является председателем уличного комитета № г. Алатыря Чувашской Республики. Семью истицы знает около <данные изъяты> лет, часто посещает её. Инчина М.Д. проживает со своей дочерью ФИО1, сыном ФИО3 и внуком ФИО2 ФИО3 ранее жил со своей семьей в <адрес>, но в связи с тем, что злоупотреблял спиртными напитками, жена выгнала его. С <данные изъяты> года ФИО3 проживает у матери.
Свидетель ФИО6 показала, что истица приходится ей соседкой. В доме <адрес> Инчина М.Д. проживает со своей дочерью ФИО1, сыном ФИО3 и внуком ФИО2 ФИО3 ранее проживал со своей семьей в <адрес>, но в связи с тем, что тот злоупотреблял спиртными напитками, жена его выгнала. Все они являются одной семьей.
Выслушав участников процесса, показания свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В ходе судебного разбирательства дела установлено, что истица Инчина <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является вдовой участника Великой Отечественной войны ФИО7, <данные изъяты> года рождения, принимавшего участие в войне в составе действующей армии с <данные изъяты> года по <данные изъяты> года.
Данные обстоятельства подтверждаются паспортом истицы Инчиной М.Д., серии <данные изъяты> №, выданным <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ, свидетельством о браке, заключенном между ФИО7 и Инчиной М.Д., с присвоением супруге фамилии Инчина, серии <данные изъяты> №, выданным ДД.ММ.ГГГГ исполкомом <данные изъяты> сельского совета <данные изъяты> Чувашской Республики, свидетельством о смерти ФИО7 серии <данные изъяты> №, выданным ОЗАГС администрации г. Алатыря Чувашской Республики и справкой начальника отдела военного комиссариата Чувашской Республики по г. Алатырь и Алатырскому району от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которой ФИО7 с <данные изъяты> по <данные изъяты> года принимал участие в Великой Отечественной войне в составе действующей армии.
Из удостоверения серии <данные изъяты> №, выданного ДД.ММ.ГГГГ Отделом социальной защиты населения г. Алатырь, следует, что Инчина <данные изъяты> имеет право на льготы и преимущества, установленные для жен умерших военнослужащих ст.21 Федерального закона «О ветеранах».
В соответствии с ч.4 ст.21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах» нетрудоспособные члены семьи погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, состоявших на его иждивении и получающих пенсию по случаю потери кормильца (имеющих право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации, имеют право на получение меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем, в случае нуждаемости в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.
Указом Президента РФ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» от 7 мая 2008 года № 714 предусмотрена необходимость завершения обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", за счет средств федерального бюджета.
В соответствии со ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
В своем заявлении от ДД.ММ.ГГГГ на имя главы г. Алатыря Чувашской Республики Инчина М.Б. просила принять ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма и имеющей право на государственную поддержку в соответствии со ст.21 Федерального закона «О ветеранах».
На обращение Инчиной М.Б. от ДД.ММ.ГГГГ о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, администрация г. Алатыря письмом от ДД.ММ.ГГГГ № сообщила, что комиссией по жилищным вопросам администрации г. Алатыря принято решение об отказе в принятии её на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании п.п.3 п.1 ст.53 Жилищного кодекса РФ, - в связи с тем, что не истек пятилетний срок отчуждения её собственного домовладения № по <адрес>.
В соответствии со ст. 54 ЖК РФ основаниями для отказа в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях являются:
1) не представление предусмотренных Кодексом документов;
2) представление документов, не подтверждающих право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
3) не истечение предусмотренного статьей 53 настоящего Кодекса срока.
В суде установлено, что основанием для отказа в принятии Инчиной М.Б. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении явилось не истечение срока, предусмотренного ст.53 ЖК РФ.
Согласно ст.53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В ходе судебного разбирательства дела бесспорно установлено, что истице Инчиной М.Б. до ДД.ММ.ГГГГ принадлежал на праве собственности жилой дом № общей площадью <данные изъяты> кв.м. по <адрес>, который та в указанный день подарила своей дочери ФИО1
Данное обстоятельство подтверждается договором дарения жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ.
Между тем судом установлено также, что истица Инчина М.Б. постоянно проживает в указанном жилом доме совместно с дочерью - одаряемой ФИО1, внуком ФИО2 и сыном ФИО3
Согласно домовой книге для прописки граждан в доме <адрес>, по указанному адресу значатся зарегистрированными до ДД.ММ.ГГГГ кроме самой истицы Инчиной М.Д., её дочь ФИО1, с ДД.ММ.ГГГГ внук ФИО2 и с ДД.ММ.ГГГГ сын ФИО3
Из показаний свидетелей ФИО1, ФИО3, ФИО5 и ФИО6 следует, что фактически ФИО3 по указанному адресу постоянно проживает с <данные изъяты> года.
Согласно справке, выданной председателем уличного комитета № г. Алатыря Чувашской Республики ДД.ММ.ГГГГ, в состав семьи ФИО1, проживающей по адресу: <адрес>, входят сын ФИО2, мать Инчина <данные изъяты> и брат ФИО3.
В соответствии с ч.1 ст. 31 Жилищного кодекса РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.
Для признания названных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется установление лишь одного факта - совместного проживания с собственником. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Семейным кодексом РФ в качестве членов семьи признаются супруги, родители и дети.
Учитывая сложившиеся близкие родственные отношения, проживающих в доме <адрес>, следует признать их членами одной семьи. ФИО3 и ФИО1 были вселены в дом своей матерью Инчиной М.Б., являвшейся на тот момент собственником жилого помещения, в связи с чем бесспорно являлись членами семьи истицы в силу закона. ФИО2 также бесспорно является членом семьи ФИО1 в силу закона.
При таких обстоятельствах Инчина М.Б., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, независимо от отчуждения ею права собственности на жилой дом <адрес> своей дочери ФИО1, даритель и одаряемая являлись и являются членами одной семьи.
Само по себе действие Инчиной М.Б. по отчуждению своего права собственности на жилой дом члену её же семьи не может расцениваться как намеренное ухудшение ею своих жилищных условий, поскольку эти действия не влекут изменения жилищных условий этой семьи.
Кроме того, норма Федерального закона «О ветеранах» о предоставлении вдовам участников Великой Отечественной войны мер социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем, вставшим на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий вне зависимости от времени постановки их на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, при полном их соответствии критериям, установленным статьей 21 Федерального закона "О ветеранах" стала действовать после внесения изменений Федеральным законом от 21 декабря 2009 г. N 327-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах".
О принятии данного федерального закона 21 декабря 2009 года истица Инчина М.Б. при осуществлении дарения своего дома ДД.ММ.ГГГГ своей дочери знать не могла.
С заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях истица обратилась лишь ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с этим связывать дарение Инчиной М.Б. ДД.ММ.ГГГГ своего жилого дома именно с её намерением приобрести право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях необоснованно.
В соответствии с постановлением главы администрации г. Алатыря Чувашской Республики от 03 мая 2005 года № 424 учетная норма в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях на территории г. Алатыря равна 16 кв.м. на человека.
Исходя из количества постоянно проживающих в доме <адрес> <данные изъяты> человек учетная норма на каждого проживающего составляет менее 16 кв.м. (<данные изъяты> : <данные изъяты> = <данные изъяты> кв.м). В связи с этим Инчина М.Б. в соответствии с п.2 ст.51 ЖК РФ является нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Из справок, представленных МУП «БТИ г. Алатырь» и Управлением Федеральной регистрационной службы по Чувашской Республики, следует, что на праве собственности за Инчиной М.Б., ФИО3 и ФИО2 жилых помещений не зарегистрировано, а за ФИО1 зарегистрировано право собственности лишь на жилой дом <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м.
В связи с этим Инчина М.Б., в соответствии с п.2 ст.51 ЖК РФ, нуждается в улучшении жилищных условий, как лицо, являющееся членом семьи собственника жилого помещения, обеспеченное площадью жилого помещения менее учетной нормы.
При изложенных обстоятельствах решение комиссии по жилищным вопросам администрации г. Алатыря Чувашской Республики по отказу в постановке истца на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении нельзя признать законным, исковые требования Инчиной <данные изъяты> подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Инчиной <данные изъяты> к администрации г. Алатыря Чувашской Республики удовлетворить.
Признать Инчину <данные изъяты> нуждающейся в жилом помещении и имеющей право на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем в соответствии Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах».
Признать решение комиссии по жилищным вопросам при администрации г. Алатырь Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Инчиной <данные изъяты>, как вдове участника Великой Отечественной войны, во включении в списки граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку на строительство (приобретение) жилых помещений незаконным.
Обязать администрацию г. Алатыря Чувашской Республики принять Инчину <данные изъяты> на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный суд Чувашской Республики в течение 10 дней, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, с подачей жалобы через Алатырский районный суд.
Председательствующий: