Дело №2-192/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г. Алатырь
Алатырский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Уряднова С.Н., с участием старшего помощника Алатырского межрайонного прокурора Филимоновой Е.В., при секретаре судебного заседания Новиковой Л.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Алатырского районного суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Алатырского межрайонного прокурора в интересах лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, - Ребус <данные изъяты> к администрации г. Алатыря Чувашской Республики о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, с участием третьих лиц - Министерства финансов Российской Федерации и Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики,
у с т а н о в и л:
Алатырский межрайонный прокурор мотивировал исковые требования тем, что Ребус <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку в возрасте до восемнадцати лет, осталась без попечения родителей. Её мать - ФИО1 лишена родительских прав решением Алатырского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ. Отца у Ребус Е.С. нет.
После лишения матери родительских прав Ребус Е.С. была передана в государственное учреждение, а затем под попечительство гражданину ФИО2 на основании постановления главы администрации г. Алатыря от ДД.ММ.ГГГГ №.
В настоящее время Ребус К.С. проживает на жилой площади бывшего попечителя, то есть реально нуждается в жилье.
Ребус К.С. состоит в очереди на внеочередное предоставление жилья как иные категории граждан в администрации г. Алатырь с ДД.ММ.ГГГГ и до настоящего времени ожидает предоставления благоустроенного жилого помещения, соответствующего социальным нормам.
Право на внеочередное предоставление жилья по договору социального найма детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей, а также лицам, из их числа закреплено в п. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» (с изменениями и дополнениями) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Данные требования закона администрацией г. Алатырь Чувашской Республики до настоящего времени не исполнены, чем нарушены жилищные права Ребус К.С., которая обратилась к прокурору за защитой своих прав.
Просил обязать администрацию г. Алатыря Чувашской Республики предоставить благоустроенное жилое помещение, соответствующее социальным нормам лицу, из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, - Ребус К.С., проживающей по адресу: <адрес>.
В судебном заседании прокурор Филимонова Е.В. и истица Ребус К.С. исковые требования поддержали по изложенным в иске основаниям.
Представитель администрации г. Алатырь Чувашской Республики ФИО3, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №, исковые требования не признала и пояснила, что не оспаривает нуждаемость в улучшении жилищных условий Ребус К.С., как лица, из числа детей- сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Истица поставлена на учет для предоставления жилья с ДД.ММ.ГГГГ. Финансирование расходов по обеспечению жильем данной категории граждан осуществляет Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики. Администрация г. Алатыря лишь приобретает жилье для этих лиц на выделенные средства. Финансирование осуществляется в недостаточном объеме. Так, в <данные изъяты> году г. Алатырю Чувашской Республики средства на приобретение жилья для лиц, из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не выделялись. Как только поступят денежные средства из республиканского бюджета, они обеспечат Ребус К.С. жильем. Свободного муниципального жилья администрация г. Алатыря Чувашской Республики не имеет.
Представители третьих лиц - Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики и Министерства финансов Чувашской Республики, будучи извещенными о дне слушания дела надлежащим образом, о чем свидетельствуют почтовые уведомления, в судебное заседание не явились.
От Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики поступил письменный отзыв на указанные исковые требования, в котором содержится позиция в их поддержку и ходатайство о рассмотрении дела без участия их представителя.
Суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей третьих лиц.
Выслушав доводы прокурора, истца, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Установлено, что в соответствии с постановлением главы администрации г. Алатыря Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ №, Ребус К.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающая по адресу: <адрес> принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, как иные категории граждан.
Согласно справке Управления образования и молодежной политики администрации Алатырского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ №, Ребус К.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, за ней закрепленного жилья не имеется.
Не оспаривая право на внеочередное получение жилого помещения Ребус К.С., представитель ответчика полагает, что в удовлетворении исковых требований следует отказать из-за недостаточности республиканского финансирования.
Данные доводы суд находит несостоятельными.
Исследованными материалами дела подтверждено, что Ребус К.С. относится к категории лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет закрепленного жилого помещения.
В соответствии с абз.2, 3 ч.1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ (с изменениями от 08 февраля 1998 года, 07 августа 2000 года, 08 апреля 2002 года, 10 января 2003 года, 22 августа 2004 года) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (поручительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к обязательствам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п.2 ч.1 ст. 11 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года №42 «О регулировании жилищных отношений» (с изменениями) к иным категориям граждан, определенным настоящим Законом в соответствии с ч.3 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации в целях предоставления по договорам социального найма помещений государственного жилищного фонда Чувашской Республики относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации или после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно ч.3 ст.11 указанного Закона полномочия по обеспечению жилыми помещениями этой категории граждан являются государственными полномочиями Чувашской Республики, и их реализация обеспечивается за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики.
Статьей 17 названного Закона Чувашской Республики определено, что органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Чувашской Республике наделяются государственными полномочиями Чувашской Республики по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда по договорам социального найма категорий граждан, указанных в пунктах 1-3 части 1 ст.11 настоящего Закона, в соответствии с Законом Чувашской Республики о наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями.
В соответствии с Законом Чувашской Республики «О республиканском бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов» главным распорядителем средств, направляемых из республиканского бюджета Чувашской Республики на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, является Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики (Минстрой Чувашии).
Вместе с тем, средства республиканского бюджета Чувашской Республики перечисляются с лицевого счета Минстроя Чувашии на лицевые счета бюджетов муниципальных образований и бюджетов городских округов, поскольку обязательство по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда по договорам социального найма состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях категорий граждан, указанных в пунктах 1-3 части 1 ст.11 Закона Чувашской Республики №42 от 17 октября 2005 года «О регулировании жилищных отношений», и в соответствии с Законом Чувашской Республики от 30 ноября 2006 года №55 «О наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями» лежит на органах местного самоуправления (ст.4 указанного Закона).
В представленном суду письменном отзыве Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики № от ДД.ММ.ГГГГ - третьего лица по данному делу и распорядителя средств республиканского бюджета, выделенных на эти цели, изложена позиция об обязанности органов местного самоуправления предоставления жилых помещений указанной категории граждан, не имеющих закрепленного жилья и нуждающихся в его предоставлении.
С учетом изложенного, исходя из положений ст.57 ЖК РФ и ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в их взаимосвязи, предусматривающих предоставление жилых помещений по договорам социального найма указанной категории граждан вне очереди, суд приходит к выводу о несостоятельности доводов представителя ответчика относительно необходимости отказа в иске из-за недостаточности финансирования, поскольку право этой категории граждан на внеочередное предоставление жилья не ставится законодателем в зависимость от каких-либо обстоятельств.
В соответствии с ч.5 ст. 57 Жилищного кодека РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Таким образом, исковые требования Алатырского межрайонного прокурора в интересах лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей - Ребус К.С., к администрации г. Алатыря Чувашской Республики о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, соответствующего социальным нормам, полежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Алатырского межрайонного прокурора Чувашской Республики в интересах лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, - Ребус <данные изъяты> к администрации г. Алатыря Чувашской Республики о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, удовлетворить.
Обязать администрацию г. Алатыря Чувашской Республики предоставить по договору социального найма лицу из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, - Ребус <данные изъяты> благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, соответствующее социальным нормам предоставления.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики в десятидневный срок со дня вынесения, с подачей жалобы через Алатырский районный суд Чувашской Республики.
Председательствующий: