решение об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение сироте



Дело № 2-195/2011

Решение

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ г. Алатырь

Алатырский районный суд Чувашской Республики

в составе:

председательствующего судьи Шмелевой Т.А.,

при секретаре Загубиной Е.А.,

с участием помощника Алатырского межрайонного прокурора Нешиной Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Алатырского районного суда гражданское дело по иску Алатырского межрайонного прокурора в интересах лица из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей Тютюнькова Д.Е., к администрации города Алатыря Чувашской Республики об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение, соответствующее социальным нормам,-

установил:

Алатырский межрайонный прокурор Чувашской Республики в интересах лица из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей Тютюнькова Д.Е., обратился с иском к администрации города Алатыря Чувашской Республики об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение, соответствующее социальным нормам, обосновав свои требования следующим.

Тютюньков Д.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, поскольку находясь в возрасте до 18 лет, остался без попечения родителей.

Его мать ФИО1 решением районного суда № <адрес> ДД.ММ.ГГГГ была лишена родительских прав в отношении сына Тютюнькова Д.Е. Отец ФИО2. умер ДД.ММ.ГГГГ.

Несовершеннолетний Тютюньков Д.Е. был передан под попечительство своей бабушки ФИО3 В настоящее время Тютюньков Д.Е. проживает на жилой площади бывшего попечителя, то есть реально нуждается в жилье.

Тютюньков Д.Е. состоит в очереди на внеочередное предоставление жилья как иные категории граждан в администрации г. Алатырь с ДД.ММ.ГГГГ и до настоящего времени ожидает предоставления благоустроенного жилого помещения, соответствующего социальным нормам.

Право на внеочередное предоставление жилья по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам, из их числа закреплено в п. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» (с изменениями и дополнениями) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Данные требования закона администрацией г. Алатыря Чувашской Республики до настоящего времени не исполнены, чем нарушены жилищные права.

Тютюньков Д.Е., который обратился к прокурору за защитой своих прав.

Просит обязать администрацию г. Алатыря Чувашской Республики предоставить благоустроенное жилое помещение, соответствующее социальным нормам, лицу, из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей - Тютюнькову Д.Е., проживающему по адресу: <адрес>, в соответствии с очередностью.

В судебном заседании прокурор Нешина Т. В. исковые требования поддержала по изложенным в исковом заявлении основаниям.

Истец Тютюньков Д. Е. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель администрации г. Алатыря Чувашской Республики Шкаверо А.П., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №, исковые требования не признала. Пояснила, что предоставление по договорам социального найма помещений государственного жилищного фонда Чувашской Республики детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания являются государственными полномочиями Чувашской Республики,и их реализация обеспечивается за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики. Администрация города Алатыря не может быть ответчиком по данному делу. Надлежащим ответчиком по данному иску может быть лишь орган, наделенный отдельными государственными полномочиями - распорядитель денежных средств - Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики. Просила в удовлетворении иска отказать.

Представитель третьего лица Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики в судебное заседание не явился.

Министр градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики представил отзыв на исковое заявление, в котором ходатайствовал о рассмотрении дела без участия представителя министерства, указав, что органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Чувашской Республике наделяются государственными полномочиями Чувашской Республики по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда по договорам социального найма иных категорий граждан, к которым отнесены и дети-сироты, в соответствии с законом Чувашской Республики о наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями.

Представитель Министерства финансов Чувашской Республики в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно.

В соответствии с ч.3 и ч.5 ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело отсутствие представителей третьих лиц - Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики, Министерства финансов Чувашской Республики.

Выслушав участников судебного заседания, заключение прокурора, изучив письменные доказательства, суд считает, что исковые требования об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение, соответствующее социальным нормам, подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу п.1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии с п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Из копии свидетельства о рождении № № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Тютюньков Д.Е. родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>. Родители: отец ФИО2, мать ФИО1.

Согласно копии свидетельства о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения умер ДД.ММ.ГГГГ.

ФИО1 решением районного суда № <адрес> ДД.ММ.ГГГГ была лишена родительских прав в отношении несовершеннолетнего сына Тютюнькова Д.Е.

Решением главы <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 назначена опекуном над несовершеннолетним Тютюньковым Д.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Справкой администрации г. Алатырь Чувашской Республики установлено, что Тютюньков Д.Е. состоит в списке очередности на улучшение жилищных условий как иные категории граждан при администрации г. Алатырь с даты подачи заявления ДД.ММ.ГГГГ.

Из списка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения по г. Алатырь, состоящих на учете по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ следует, что Тютюньков Д.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит под номером №.

Справкой Управления образования и молодежной политики администрации г. Алатырь установлено, что Тютюньков Д.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, закрепленного жилья не имеет.

В судебном заседании установлено, что отец истца Тютюнькова Д.Е.. умер в ДД.ММ.ГГГГ, мать в ДД.ММ.ГГГГ решением районного суда № <адрес> ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав. Закрепленного жилья за истцом Тютюньковым Д.Е., не имеется, зарегистрирован и проживает в комнате бывшего опекуна ФИО3 С ДД.ММ.ГГГГ состоит в списке очередности на улучшение жилищных условий как дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения.

В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Тютюньков Д.Е., относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и имеет право на дополнительные гарантии на имущество и жилое помещение.

Довод ответчика о том, что финансирование расходов на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, осуществляется за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики и средств, поступающих из федерального бюджета в республиканский бюджет Чувашской Республики на указанные цели и указанная категория лиц должна обеспечиваться жильем органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления, но за счет средств субъекта РФ, является необоснованным.

В соответствии со ст. 17 Закона Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений» от 17 октября 2005 года № 42 органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Чувашской Республике наделяются государственными полномочиями Чувашской Республики по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда по договорам социального найма иных категорий граждан, имеющих право на получение жилых помещений по договорам социального найма.

Согласно ст.4 Закона ЧР от 30 ноября 2006 № 55 «О наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями» органы местного самоуправления поселений и городских округов наделяются на неограниченный срок государственными полномочиями Чувашской Республики по обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма иных категорий граждан, указанных в пунктах 1 - 3 части 1 статьи 11 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года № 42 «О регулировании жилищных отношений» и состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Предоставление жилого помещения является обязанностью муниципального образования и не противоречит положениям ст.ст.5 и 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» об отнесении расходов по предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, к расходным обязательствам субъекта РФ.

Исходя из буквального понимания требований ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусматривающих предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, разрешение требований о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом.

Обеспечение вне очереди жилым помещением лица из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей Тютюнькова Д.Е., не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, а вышеприведенные доводы ответчика Администрации г. Алатырь ЧР суд не признает уважительными.

Учитывая изложенное, суд считает исковые требования прокурора в интересах лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, Тютюньков Д.Е., о предоставлении жилого помещения по договору социального найма основаны на законе и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Алатырского межрайонного прокурора в интересах лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, Тютюнькова Д.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения к администрации г. Алатырь Чувашской Республики о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,- удовлетворить.

Обязать администрацию города Алатыря Чувашской Республики предоставить по договору социального найма Тютюнькову Д.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение, соответствующее социальным нормам предоставления, лицу, из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в порядке очередности.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики в течение 10 дней со дня вынесения, с подачей жалобы через Алатырский районный суд Чувашской Республики.

Стороны вправе ознакомиться с мотивированным решением с ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий: