Дело 12-53/2010
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
ДД.ММ.ГГГГ г. Алатырь
Судья Алатырского районного суда Чувашской Республики Шмелева Т.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Алатырского районного суда административное дело по жалобе на постановление государственного инспектора по Чувашской Республике по государственному контролю в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения (по охране природы) от ДД.ММ.ГГГГ в отношении
Нистратова А.В. -ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, гражданина РФ, зарегистрированного и проживающего в <адрес> Чувашской Республики, имеющего высшее образование, <данные изъяты>, работающего заместителем директора по охране природной среды и экологической безопасности ФГУ «ГПЗ «Присурский», ранее не привлекавшего к административной ответственности
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ государственного инспектора по Чувашской Республике по государственному контролю в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения (по охране природы), Нистратов А.В., как заместитель директора по охране природной среды и экологической безопасности ФГУ «ГПЗ «Присурский», привлечен к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.32 КоАП РФ, за нарушение правил пожарной безопасности в лесах, с наложением штрафа в размере 2000 руб. Из постановления следует, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства ФГУ «ГПЗ»Присурский», в ходе которой были выявлены грубые нарушения требований Правил пожарной безопасности в лесах (далее - Правил), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 г. № 417.
В соответствии с подпунктами «а» и «е» пункта 3 Правил, в целях пожарной безопасности в лесах осуществляется противопожарное обустройство лесов, в том числе строительство, реконструкция и содержание дорог противопожарного назначения, посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов, прокладка просек, противопожарных разрывов и иные меры пожарной безопасности, в том числе устройство минерализованных полос.
Пожароопасный период согласно п. 8 Правил наступает в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой погоды или образования снежного покрова в лесах.
В соответствии с Положением ФГУ «ГПЗ «Присурский», утвержденным руководителем Департамента охраны окружающей среды и экологической безопасности Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации 11 января 2001 г. (с изменениями, утвержденными приказами Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 17 марта 2005 г. № 66 и от 05 декабря 2006 г. № 276) (далее - Положение), ФГУ «ГПЗ «Присурский» является юридическим лицом, природоохранным, научно-исследовательским и эколого-просветительским учреждением федерального значения, имеющим целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растений и животных, типичных и уникальных экосистем Чувашии.
Основной задачей ФГУ ГПЗ «Присурский» является охрана природной территории в целях сохранения биологического разнообразия и поддержание в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов.
Согласно п. 12 Положения о ФГУ «ГПЗ «Присурский» на территории заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая его задачам и режиму особой охраны территории.
На территории ФГУ «ГПЗ «Присурский» в соответствии с п. 13 Положения разрешается обеспечение санитарной и противопожарной безопасности людей, животных, природных комплексов и объектов.
В соответствии с п. 11 Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ля 2007 г. № 181, леса подлежат охране от пожаров.
Согласно п. «б» ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ (ред. 27 декабря 2009 г.) «Об особо охраняемых природных территориях», на территориях заповедников допускаются мероприятия и деятельность, направленные на поддержание условий, обеспечивающих санитарную и противопожарную безопасность.
В соответствии с рекомендациями по противопожарной профилактике в лесах (утв. Федеральной службой лесного хозяйства России от 17 ноября 1997 г.), в лесах проводятся мероприятия по противопожарной профилактике, в том числе устройство минерализованных полос и лесных дорог противопожарного значения.
В соответствии с указанными рекомендациями профилактические противопожарные мероприятия подразделяются на: плановые, выполняемые по заранее разработанному проекту независимо от уровня текущей пожарной опасности (ПО) в лесу (противопожарная пропаганда, благоустройство лесной территории, устройство минерализованных полос, противопожарных дорог и водоемов), и регламентированные текущим уровнем ПО в лесах (дежурство пожарных команд, регулирование посещаемости лесов населением, патрулиро вание).
Предупреждение и ограничение распространения пожаров в лесах, достигается проведением мероприятий по повышению пожароустойчивости лесов: регулирование их состава, санитарные рубки, очистка от захламленности, создание на территории лесного фонда системы противопожарных барьеров, ограничивающих распространение возможных пожаров, устройство сети дорог и водоемов, позволяющих быстрее обеспечить локализацию пожаров.
Согласно п. 1 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации от 4 декабря 2006 г № 200-ФЗ (далее - Лесной кодекс РФ) основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка. В соответствии с п. 6 статьи 87 Лесного кодекса РФ лесохозяйственные регламенты обязательны для исполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка.
Установлено, что согласно п. 2.1.3 Лесохозяйственного регламента, утвержденного начальником Управления особо охраняемых территорий и правового обеспечения Росприроднадзора России от 22 января 2008 г., на территории Заповедника предусмотрена разрубка и расчистка противопожарных дорог (35,5 га), просек (79,0 га) и границ (6,2 га) - всего 301 км (при ширине 4 м), которая производится за 10 лет, из расчета 30 км. в год.
В соответствии с планом работ на 2009 г., утвержденным Директором департамента Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, Заповедником должны быть проведены следующие основные противопожарные мероприятия:
создание и ремонт минерализованных полос <данные изъяты> км;
создание и ремонт дорог противопожарного значения <данные изъяты> км;
создание и ремонт <данные изъяты> места забора воды;
противопожарных щитов <данные изъяты> шт.;
содержание пожарно-химических станций <данные изъяты> шт.;
создание новых аншлагов и информационных щитов <данные изъяты> шт.;
ремонт и обновление аншлагов и информационных щитов <данные изъяты> шт.;
режимное сенокошение.
Аналогичный план работы в таких же объемах (кроме аншлагов и информационных щитов) был составлен и утвержден на 2010 год.
Вместе с тем, ДД.ММ.ГГГГ в ходе осмотра квартальных просек и дорог противопожарного значения ФГУ «ГПЗ «Присурский» в кварталах №, расположенных в <адрес> Чувашской Республики, установлено, что дорога, проходящая через кварталы № полностью заросла растительностью, проезд автотранспортом затруднен, дороги вдоль и поперек завалены поломанными деревьями. Уборка деревьев с дороги, а также кошение травы не осуществляется. Мост через <адрес>, расположенный на границе № и № квартала находится в запущенном состоянии. Проезд пожарной техники, автотранспорта затруднен. Ремонт и строительство новых мостов не ведется. Вдоль асфальтированной дороги <адрес> с правой стороны в сторону <адрес> не созданы минерализованные полосы.
Согласно справке и объяснения заместителя директора Нистратова А.В. от ДД.ММ.ГГГГ, в 2009 г. из предусмотренных планами работ были выполнены следующие противопожарные мероприятия:
- произведен уход минерализованных полос - <данные изъяты> км;
- отремонтирован мост через <адрес>;
-заменены <данные изъяты> аншлагов.
Устройство минерализованных полос не производилось.
В 2010 г. противопожарные мероприятия проводились только в ходе локализации и тушения лесных пожаров, а именно:
- в кв. № ФГУ «ГПЗ «Присурский», расположенных в <адрес> Чувашской Республики, осуществлено устройство и уход минерализованных полос - <данные изъяты> км;
- в кв. № произведен ремонт <данные изъяты> км дороги;
- 1 подъезд к забору воды в кв. №;
- подготовлено <данные изъяты> аншлагов, которые на момент проверки не были установлены.
Выявлены нарушения в части создания систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров (пожарные техника и оборудование, пожарное снаряжение и другие), содержание этих систем, средств.
В целях обеспечения пожарной безопасности в лесах осуществляется, в том числе, создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров (пожарная техника и оборудование, пожарное снаряжение), содержание этих систем, средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности (п. 1 ст. 53 Лесного кодекса Российской Федерации).
Аналогичное положение закреплено в подпункте «б» п. 3 Правил пожарной езопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 г. № 417.
Согласно подпункту «в» пункта 13 названных Правил юридические лица и граждане, осуществляющие использование лесов, обязаны соблюдать нормы наличия средств пожаротушения в местах использования лесов, утвержденные Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, содержать средства пожаротушения в период пожароопасного сезона в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования.
В соответствии с пунктом 1 раздела VI Положения о пожарно-химическом станции (далее - Положение о ПХС) пожарно-химические станции (далее - ПХС) оснащаются техникой, оборудованием, инвентарем, средствами транспорта, структура и состав которых зависит от лесопирологических условий региона, количества лесных пожаров, возникающих на закрепленной территории.
Примерный перечень противопожарной техники, средств тушения, оборудования, инвентаря, других материалов для оснащения ПХС приведен в Приложении 2 к указанному Положению.
Положение о ПХС утверждено Федеральной службой лесного хозяйства России приказом от 19 декабря 1997 г. № 167 во исполнение Лесного кодекса Российской Федерации, Федерального закона «О пожарной безопасности», Правил пожарной безопасности в лесах Российской Федерации, а также в целях повышения эффективности охраны лесов от пожаров.
В соответствии с Положением о Федеральной службе лесного хозяйства России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05 июля 1994 № 808 (в редакции, действующей на момент издания Положения о ПХС) Федеральная служба лесного хозяйства России являлась федеральным органом исполнительной власти по управлению лесным хозяйством на территории Российской Федерации, осуществляющим государственное регулирование и государственный контроль в области использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов.
В ходе проверки установлено, что в ФГУ «ГПЗ «Присурский» имеется одна пожарно-химическая станция ПХС-1 (первого типа), расположенная в <адрес> Чувашской Республики, которая оснащена следующей противопожарной техникой и инвентарем:
трактор <данные изъяты> - <данные изъяты> ед. (<данные изъяты> г. выпуска);
пожарная машина на базе УАЗ - <данные изъяты> ед.;
пожарных ранцев - <данные изъяты> шт.;
бензопилы - <данные изъяты> шт.;
мотопомпы - <данные изъяты> шт.;
ведро пожарное - <данные изъяты> шт.;
багор пожарный - <данные изъяты> шт.;
мотопила - <данные изъяты> шт.
Таким образом, следуя требованиям приложения 2 указанного выше Положения, в ПХС-1 ФГУ «ГПЗ «Присурский» отсутствует следующая основная пожарная техника, оборудование, инвентарь, средства связи, оснастки и вспомогательные материалы:
- автомобиль бортовой повышенной проходимости грузоподъемностью до 6 т -
<данные изъяты> ед.;
- плуг тракторный лесной - <данные изъяты> ед.;
-радиостанция (стационарная, возимая, носимая) - <данные изъяты> шт.;
звуковещательное устройство- <данные изъяты> шт.;
зажигательные аппараты - <данные изъяты> шт.;
лесные ранцевые огнетушители - <данные изъяты> шт.;
напорные пожарные рукава - <данные изъяты> пог.м.;
стволы торфяные - <данные изъяты> шт.;
пожарный ствол - <данные изъяты> шт.;
головка соединительная - <данные изъяты> шт.
приспособление для переноски рукавов - <данные изъяты> шт.;
универсальный и корсетный зажим - <данные изъяты> шт.;
В результате ненадлежащей организации обеспечения пожарной безопасности наблюдался рост числа и площади пожаров на территории ФГУ «ГПЗ «Присурский».
В 2009 году на территории ФГУ «ГПЗ «Присурский» возникло <данные изъяты> лесных пожаров на площади <данные изъяты> га, а в 2010 г. возникло <данные изъяты> лесных пожара на площади <данные изъяты> га.
Несмотря на реальную возможность и существующую необходимость, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ профилактические противопожарные мероприятия на территории <адрес> Чувашской Республики ФГУ «ГПЗ «Присурский», а именно: прокладка просек, устройство минерализованных полос и уход за ними, в пoлном объеме не были выполнены.
В соответствии с приказом директора ФГУ «ГПЗ «Присурский» от ДД.ММ.ГГГГ № вся полнота ответственности за проведение заповедно-режимных мероприятий возложена на заместителя директора по охране окружающей природной среды и экологической безопасности Нистратова А.В..
Согласно должностной инструкции заместителя директора по охране окружающей природной среды и экологической безопасности ФГУ «ГПЗ «Присурский», утвержденной директором ФГУ «ГПЗ «Присурский» от ДД.ММ.ГГГГ, Нистратов А.В. обязан обеспечивать на заповедной территории соблюдение установленного режима и правил пожарной безопасности, охрану территории от пожаров и борьбу с ними. Являясь должностным лицом ФГУ «ГПЗ «Присурский» - заместителем директора по охране природной среды и экологической безопасности, Нистратовым А.В. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на территории ФГУ «ГПЗ «Присурский» не выполнялись требования ст. 53 Лесного кодекса РФ, п.п. «а», «б», «е» п. 3 и п.п. «в» п. 13 Правил пожарной безопасности в лесах.
Нистратов А.В. обжаловал это постановление в суд, полагая, что в его действиях, отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.32 КоАП РФ, то есть в нарушение правил пожарной безопасности в лесах. По следующим основаниям:
Административный орган пришел к выводу о том, что им за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не выполнены требования ст. 53 Лесного Кодекса РФ, п.п. «а», «б», «е» п.3, п.п. «в» п. 13 Правил пожарной безопасности в лесах (абз.4 стр.7 оспариваемого постановления). При этом административный орган исходил из того, что обязанность по соблюдению вышесказанных пунктов Правил и норм закона возложена на ФГУ «ГПЗ «Присурский», в котором именно он является должностным лицом, ответственным за проведение заповедно-режимных мероприятий.
Деятельность ФГУ «ГПЗ «Присурский» регламентируется Федеральным законом от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее - Закон №33-Ф3), Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон №7-ФЗ). Положением о государственных природных заповедниках в РСФСР, утв. Постановлением Правительства РСФСР от 18.12.1992г. № 48 (далее Положение о государственных природных заповедниках). Положением о Федеральном государственном учреждении «Государственный природный заповедник «Присурский», утв. Руководителем Департамента охраны окружающей среды и экологического безопасности MlIP России A.M. Амирхаповым 11.01.2001г., Положением об охранной зоне государственного природного заповедника «Присурский» утв. Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 20 мая 1998 г. № 163 (далее Положение об охранной зоне).
Ни одним из вышеуказанных нормативно-правовых актов не предусмотрена обязанность Заповедника по выполнению предусмотренных Правилами пожарной безопасности мер пожарной безопасности.
Согласно п.п «г» п. 4 Правил пожарной безопасности, указанные в пункте 3 меры пожарной безопасности в лесах (в сом числе вменяемое Заповеднику нарушение ни. «а», «б», «е» п.3),в отношении лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (административный орган, вынесший оспариваемое постановление). В силу Закона №33-Ф3 территория заповедника относится к особо охраняемым природным территориям.
Таким образом, в силу п.п. «г» п.4 Правил пожарной безопасности в лесах на Заповеднике не лежит обязанность по выполнению мер пожарной безопасности, предусмотренных п.п. «а», «б», «е» п.3 вышеуказанных правил. Указанная обязанность возложена на Федеральную службу по надзору в сфере природопользования.
Так как обязанность по выполнению мер пожарной безопасности, предусмотренных п.п. «а», «б», «е» не возложена на Заповедник, данная обязанность не может быть возложена и на него, как на должностное лицо Заповедника.
Согласно ст. 2.4. КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В виду отсутствия у Заповедника обязанности по выполнению мероприятий, предусмотренных п.п. «а», «б», «е» п.3 Правил пожарной безопасности в лесах в силу прямого указания вышеуказанных правил (п.п. «г» п.4), он как должностное лицо не может быть признан виновным в невыполнении указанных норм, а, следовательно, не может быть привлечен оспариваемым постановлением к административной ответственности, предусмотренной ст.8.32 КоАП РФ.
Как следует из оспариваемого постановления, ему также вменено невыполнение п.п. «в» п. 13 Правил пожарной безопасности.
Согласно вышеуказанного пункта, юридические лица и граждане, осуществляющие использование лесов, обязаны соблюдать нормы наличия средств пожаротушения в местах использования лесов, утвержденные Министерством природных ресурсов Российской Федерации, содержать средства пожаротушения в период пожароопасного сезона в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования.
Нормы наличия средств пожаротушения в местах использования лесов, утверждены приказом Минсельхоза РФ от 22 декабря 2008 г. N549 (далее - Нормы наличия средств пожаротушения). Указанным нормативным актом предусмотрены минимальные нормы наличия средств пожаротушения в местах использования лесов. Нормы различаются в зависимости от конкретного вида использования леса.
Согласно ст. 7 Закона ЖЗЗ-ФЗ на государственные природные заповедники возлагаются задачи осуществления охраныприродных территорий в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов, организации и проведении научных исследований, включая ведение Летописи природы, осуществление экологического мониторингав рамках общегоосударственной системы мониторинга окружающей среды, экологическое просвещение, участие в государственной экологической экспертизепроектов и схем размещения хозяйственных и иных объектов, содействие в подготовке научных кадров и специалистовв области охраны окружающей среды. Функции по использованию лесов, в целях, указанных в Нормах наличия средств пожаротушения, на государственные природные заповедники (в том числе на ФГУ «ГПЗ «Присурский») не возложены.
Таким образом. Заповедник, не являясь пользователем лесов, не подпадает под действие вышеуказанных норм. Данное обстоятельство подтверждается тем, что в оспариваемом Постановлении административным органом не указан конкретный пункт Норм (т.е. конкретный вид использования лесов), который был нарушен Заповедником. Следовательно, на него, как на должностное лицо, также не возложена обязанность по соблюдению вышеуказанных норм.
Приходя к выводу о невыполнении им п.п. «в» п. 13 Правил пожарной безопасности в лесах, административный орган исходил из несоответствия имеющийся у Заповедника пожарно-химической станции (ПХС)Положению о ПХС,утв. Постановлением правительства РФ от 05 июля 1994 г. № 808, Однако, п.п. «в» п. 13 Правил пожарной безопасности в лесах обязывает пользователейлесов соблюдать Нормы наличия средств пожаротушения, а не Положение о ПСХ.
Отмечает, что Заповедник, являясь бюджетным учреждением, в силу БК РФ финансируется из федерального бюджета Российской Федерации. В спорный период (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) бюджетные средства на проведение противопожарных мероприятий, кроме денежных средств на приобретение малого лесопатрульного комплекса на базе автомобиля УАЗ <данные изъяты>, не выделялись.
Однако, несмотря на отсутствие финансирования администрацией Заповедника в 2009-2010 г. выполнялись все необходимые противопожарные мероприятия.
Вывод административного органа о невыполнении Плана работ на 2009, 2010 гг., является необоснованным. В частности, как План на 2009г., так и План на 2010г. предусматривают годичный срок выполнения. Проверка природоохранной прокуратурой была проведена в ДД.ММ.ГГГГ 2010 г. В ДД.ММ.ГГГГ 2010г. сделать вывод о выполнении либо не выполнении плана за весь 2010 г. невозможно по причине неокончания календарного года, а следовательно, неокончания срока выполнения плана. Противопожарные мероприятия, предусмотренные Планом, выполнялись и выполняются сотрудниками Заповедника, как до проведенной проверки, так и в настоящее время. Более того, как План на 2009 г., так и на 2010г. не содержит конкретного перечня дорог, квартальных просек, в которых предполагается выполнение противопожарных мероприятий. Планом предусмотрен лишь общий объем противопожарных мероприятий. Конкретные места их выполнения определяются администрацией Заповедника исходя из сложившейся обстановки. Поэтому указание в оспариваемом Постановлении на конкретные места (дорога, проходящая через кварталы №,. асфальтированная дорога <адрес>), где не выполнены якобы определенные мероприятия, не свидетельствует о невыполнении Заповедником предусмотренных Планами противопожарных мероприятий. Противопожарные мероприятия выполнялись администрацией Заповедника в других кварталах, что, по мнению администрации, было целесообразнее. К выполнению противопожарных мероприятий в данных кварталах в ходе проверки у природоохранной прокуратуры вопросов не возникло.
Отсутствие минерализованных полос с правой стороны дороги <адрес> не может быть вменено должностным лицам Заповедника, так как обязанность по прокладке минерализованных полос вдоль автомобильных дорог возложена на организации, осуществляющие их эксплуатацию. Заповедник эксплуатацию дороги <адрес> не осуществляет.
Просит признать незаконным и отменить Постановление государственного инспектора по ЧР по государственному контролю в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий (по охране природы) Сергеева Ю.В. № от ДД.ММ.ГГГГ
Нистратов А.В. в судебное заседание не явился, просил его жалобу рассмотреть в его отсутствие, свои требования, изложенные в жалобе, поддержал.
Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чувашской Республике в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие, суду представил отзыв, просил жалобу Нистратова А.В. оставить без удовлетворения, постановление о назначении административного наказания без изменения.
В своем отзыве, указывают, что Нистратовым А.В. пропущен срок на подачу жалобы, поскольку копию постановления о назначении административного наказания получил ДД.ММ.ГГГГ, а жалоба подана ДД.ММ.ГГГГ, то есть за истечением срока, установленного ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ и в ней отсутствует ходатайство о восстановлении срока подачи жалобы.
Проверив материалы дела, усматриваю основания для отмены постановления по следующим основаниям.
Согласно ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска указанного срока по ходатайству лица, подающего жалобу, он может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочным рассматривать жалобу. Об отклонении ходатайства о восстановлении срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении выносится определение.
Как видно из материалов дела об административном правонарушении №, что постановление о привлечении Нистратова А.В к административной ответственности было получено заявителем ДД.ММ.ГГГГ. Жалоба в суд поступила ДД.ММ.ГГГГ, то есть в установленный законом десятидневный срок, поскольку ДД.ММ.ГГГГ выпадал на выходной, а по почтовому штемпелю на конверте жалоба была Нистратовым А.В. отправлена по почте ДД.ММ.ГГГГ. Поэтому довод Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чувашской Республике о нарушении п.2 ст.25.1 КоАП РФ, в части пропуска срока Нистратовым А.В. на подачу жалобы, признаю необоснованным.
Постановлением об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ государственного инспектора по Чувашской Республике по государственному контролю в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения (по охране природы), Нистратов А.В., как заместитель директора по охране природной среды и экологической безопасности ФГУ «ГПЗ «Присурский», привлечен к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.32 КоАП РФ - ответственности за нарушение правил пожарной безопасности в лесах, с наложением штрафа в размере 2000 руб.
Как следует из материалов административного дела и из постановлении от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении Нистратова А.В. к административной ответственности, в соответствии с приказом директора ФГУ «ГПЗ «Присурский» от ДД.ММ.ГГГГ № вся полнота ответственности за проведение заповедно-режимных мероприятий возложена на заместителя директора по охране окружающей природной среды и экологической безопасности Нистратова А.В..
Согласно должностной инструкции заместителя директора по охране окружающей природной среды и экологической безопасности ФГУ «ГПЗ «Присурский», утвержденной директором ФГУ «ГПЗ «Присурский» ДД.ММ.ГГГГ, Нистратов А.В. обязан обеспечивать на заповедной территории соблюдение установленного режима и правил пожарной безопасности, охрану территории от пожаров и борьбу с ними.
С учетом изложенного административный орган пришел к выводу, что должностное лицо ФГУ «ГПЗ «Присурский» - заместитель директора по охране окружающей природной среды и экологической безопасности Нистратов А. В. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на территории ФГУ «ГПЗ «Присурский» не выполнял требования ст. 53 Лесного кодекса 1 п.п. «а», «б», «е» п. 3 и п.п. «в» п. 13 Правил пожарной безопасности в лесах и тем самым совершил административное правонарушение, предусмотренное ст. 8.32 КоАП РФ, устанавливающей административную ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
На него наложен административный штраф в размере 2000 (две тысячи) рублей, который должен быть внесен на р/с <данные изъяты> в ГРКЦ HБ ЧР, <адрес>, ИНН <данные изъяты>, КПП <данные изъяты>, получатель УФК по Чувашской Республике (Управление Росприроднадзора по Чувашской Республике) КБК <данные изъяты> код ОКАТО <данные изъяты> муниципального образования не позднее 30 дней со дня вступления настоящего Постановления в законную силу.
Правила пожарной безопасности в лесах (Постановление Правительства РФ от 30.06.2007 N 417 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах") устанавливают единые требования к обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.
Правила пожарной безопасности в лесах для каждого лесного района устанавливаются Министерством природных ресурсов Российской Федерации.
В целях обеспечения пожарной безопасности в лесах осуществляются:
а) противопожарное обустройство лесов, в том числе строительство, реконструкция и содержание дорог противопожарного назначения, посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов, прокладка просек, противопожарных разрывов;
б) создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров, содержание этих систем и средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности;
в) мониторинг пожарной опасности в лесах;
г) разработка планов тушения лесных пожаров;
д) тушение лесных пожаров;
е) иные меры пожарной безопасности в лесах.
Меры пожарной безопасности в лесах, указанные в пункте 3 настоящих Правил, осуществляются:
а) органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления - в отношении лесов, расположенных на землях, находящихся соответственно в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований;
б) органами государственной власти субъектов Российской Федерации - в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по охране которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации;
в) Федеральным агентством лесного хозяйства - в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по охране которых не передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации;
г) Федеральной службой по надзору в сфере природопользования - в отношении лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения;
д) федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области обороны и безопасности, - в отношении лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, находящихся в федеральной собственности.
Меры пожарной безопасности в лесах, указанные в пункте 3 настоящих Правил, осуществляются в зависимости от целевого назначения лесов, показателей природной пожарной опасности лесов и показателей пожарной опасности в лесах по условиям погоды.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Статьей 8.32 КоАП Российской Федерации предусмотрена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Согласно подпунктам "б", "в" пункта 3 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417 (далее - Правила пожарной безопасности в лесах) в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах осуществляются: создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров, содержание этих систем и средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности; мониторинг пожарной опасности в лесах.
Упомянутыми Правилами определяется перечень мер пожарной безопасности, распределяется компетенция органов государственной власти субъектов РФ, федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных по осуществлению этих мер.
Упомянутые выше Правила, утвержденные Правительством РФ, определяют общие требования пожарной безопасности в лесах, требования при проведении рубок лесных насаждений, при переработке лесных ресурсов, заготовке живицы; при осуществлении рекреационной деятельности, при размещении и эксплуатации железных и автомобильных дорог, при добыче торфа, при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, связи, трубопроводов, а также требования к пребыванию граждан в лесах.
Статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрены виды использования лесов: заготовка древесины; заготовка живицы; заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов; заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений; ведение охотничьего хозяйства и осуществление охоты; ведение сельского хозяйства; осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности; осуществление рекреационной деятельности; создание лесных плантаций и их эксплуатация; выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений; выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых и другие.
Предполагается установление: классификации природной пожарной безопасности лесов, классификации пожарной безопасности в лесах по условиям погоды; требований к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения лесов, показателей природной опасности лесов и показателей опасности в лесах по условиям погоды, а также разработка правил пожарной безопасности в лесах для каждого региона.
Административный орган не представил доказательств того, что Нистратов А.В., как заместитель директора по охране окружающей природной среды и экологической безопасности ФГУ «ГПЗ «Присурский» осуществляет использование лесов, и, следовательно, на нем лежит обязанность по соблюдению требований, предусмотренных п. 13 Правил пожарной безопасности в лесах.
Привлекая Нистратова А.В. к административной ответственности за нарушение Правил пожарной безопасности в лесах, административный орган не разделил границы ответственности по неисполнению мероприятий пожарной безопасности между органом исполнительной власти и должностным лицом ФГУ «ГПЗ «Присурский» Нистратовым А.В.
В соответствии с пунктом 1 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения ( в том числе радиоактивными веществами) и иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.
В целях обеспечения пожарной безопасности в лесах осуществляется, в том числе, создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров ( пожарные техника и оборудование, пожарное снаряжение и другие), содержание этих систем, средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности ( пункт 1 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно Положению о Федеральной государственном учреждении «Государственный Природный заповедник «Присурский», утвержденному руководителем Департамента охраны окружающей среды и экологической безопасности от 11 января 2001 года, учреждение является некоммерческой организацией и финансируется за счет средств федерального бюджета и планы мероприятий по выполнению задач, стоящих перед заповедником, объем бюджетного финансирования утверждаются МПР России, созданной в целях осуществления охраны природной территории в целях сохранения биологического разнообразия и поддержание в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов Чувашии.
В ходе судебного разбирательства было также установлено, что постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ государственного инспектора по Чувашской Республике по государственному контролю в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения (по охране природы) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.32 КоАП РФ юридическое лицо - ФГУ «ГПЗ»Присурский» и на него наложен штраф в размере 25000 рублей.
Кроме того из обжалуемого постановления по делу об административном правонарушении не усматривается, какие меры пожарной безопасности и в какие сроки должны исполняться Нистратовым А.В.. Административным органом также не определена объективная сторона правонарушения с учетом перечня мероприятий по обеспечению охраны, защиты, воспроизводства лесов, основных направлений деятельности в области использования, охраны, защиты лесов, содержащихся в лесном плане ( статья 86 Лесного кодекса Российской Федерации), приложение № 15 к типовой форме лесного плана субъекта Российской Федерации «планируемые мероприятия по охране лесов от пожара»).
При рассмотрении дела делаю вывод о принятии Нистратовым А.В.- заместителем директора ФГУ «ГПЗ »Присурский», всех зависящих от него мер по соблюдению законодательства в области пожарной безопасности в лесах. В административном материале имеются планы работ по противопожарным мероприятия на 2009 -2010 годы, утвержденные директором Департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, которыми определены объем работ по ФГУ «ГПЗ «Присурский». Данные работы выполнялись. Устройство минерализованных полос и уход за ними производился. Из федерального бюджета выделялись денежные средства на приобретение ГСМ, спецодежды, грабли, черенки, ведра, запасные части в 2010 году. На балансе заповедника на ДД.ММ.ГГГГ имелся в наличии бензин А-80 - <данные изъяты> литров, бензин А-92- <данные изъяты> литров, бензопила, ботинки, <данные изъяты> ведра, <данные изъяты> вил, грабли, <данные изъяты> канистры, кепи, комплект, <данные изъяты> костюма, <данные изъяты> лопаты, нож, рукав, ствол пожарный, автомобиль УАЗ, <данные изъяты> багора, <данные изъяты> бензопилы «Тайга», <данные изъяты> ведра, мотопила, <данные изъяты> насоса, <данные изъяты> огнетушителей, трактор МТЗ-82.
Отсутствие основной пожарной техники:
- автомобиль бортовой повышенной проходимости грузоподъемностью до 6 т -
<данные изъяты> ед.;
- плуг тракторный лесной - <данные изъяты> ед.;
- радиостанция (стационарная, возимая, носимая) - <данные изъяты> шт.;
звуковещательное устройство- <данные изъяты> шт.;
зажигательные аппараты - <данные изъяты> шт.;
лесные ранцевые огнетушители - <данные изъяты> шт.;
напорные пожарные рукава - <данные изъяты> пог.м.;
стволы торфяные - <данные изъяты> шт.;
пожарный ствол - <данные изъяты> шт.;
головка соединительная - <данные изъяты> шт.
приспособление для переноски рукавов - <данные изъяты> шт.;
универсальный и корсетный зажим - <данные изъяты> шт.,
и не выполнение ряда противопожарных мероприятий, не является доказательством вины заместителя директора ФГУ «ГПЗ»Присурский» Нистратова А.В. в нарушении правил пожарной безопасности в лесах, поскольку выходит за рамки состава правонарушения, предусмотренного статьей 8.32 Кодекса.
Анализируя представленные доказательства в совокупности, прихожу к выводу, что привлекая заместителя директора по охране окружающей природной среды и экологической безопасности Федерального государственного учреждения «Государственный природный заповедник «Присурский» Нистратова А.В. к административной ответственности за нарушение Правил пожарной безопасности в лесах, административный орган, не разделил границы ответственности по неисполнению мероприятий пожарной безопасности между органом исполнительной власти и ним.
Из материалов дела также усматривается, что Нистратов А.В.. предпринял в рамках своих должностных обязанностей все меры по обеспечению на заповедной территории соблюдение установленного режима и правил пожарной безопасности, охрану территории от пожаров. Между тем, следует отметить, что Заповедник является бюджетным учреждением и финансируется из федерального бюджета Российской Федерации, что напрямую связано с отсутствием денег (финансирования), необходимых на устранение нарушений, выявленных Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чувашской Республике.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит привлечению к административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащем исполнением своих служебных обязанностей.
В соответствии со ст. 29.10. КоАП РФ в постановлении должны быть отражены все обстоятельства дела, установленные при его рассмотрении, должно содержаться мотивированное решение по делу.
Все это в обжалуемом постановлении отсутствует.
Указанные нарушения процессуального закона являются существенными и влекут за собой отмену постановления.
Административным органом не установлено фактов нарушения именно Нистратовым А.В. Правил пожарной безопасности в лесах, в представленном административном материале доказательств виновности Нистратова А.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.32 КоАП РФ, отсутствуют.
С учетом изложенного прихожу к выводу о недоказанности вины Нистратова А.В. в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.32 Кодекса
Согласно ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств, в частности отсутствия состава административного правонарушения.
С учетом изложенного, следует признать постановление не соответствующим закону и подлежащим отмене, а в связи с отсутствием состава административного правонарушения - в силу ст. ст. 24.5, 30.7 КоАП РФ- производство по делу об административном правонарушении подлежащим прекращению.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л :
Жалобу Нистратова А.В.. - удовлетворить, постановление № государственного инспектора по Чувашской Республике по государственному контролю в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения (по охране природы) от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении в отношении Нистратова А.В., за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.32 КоАП РФ отменить.
В связи с отсутствием состава административного правонарушения, дело об административном правонарушении в отношении Нистратова А.В. производством прекратить.
Копию решения направить в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чувашской Республике, Нистратову А.В.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Верховный суд Чувашской Республики, с момента его вручения или получения, с подачей жалобы через Алатырский районный суд.
Судья Т.А. Шмелева