Дело № 5-64/2010
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
ДД.ММ.ГГГГ г. Алатырь
Судья Алатырского районного суда Чувашской Республики Уряднов С.Н., рассмотрев дело об административном правонарушении по ст. 6.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении Муниципального общеобразовательного учреждения «Чуварлейская средняя общеобразовательная школа»,
у с т а н о в и л:
При проведении проверки соблюдения законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка в отношении Муниципального общеобразовательного учреждения «Чуварлейская средняя общеобразовательная школа», расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на <данные изъяты> часов <данные изъяты> минут ДД.ММ.ГГГГ установлены нарушения ч. 1 ст. 28 Федерального Закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.п. 5.1, 5.5, 5.6 СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья», п. 2.5, 3.2, 3.3, 4.6, 4.7, 4.12, 4.14, 5.4, 5.8, 6.4, 6.5, 8.7, 13.2, 14.2, 14.7 приложения 1 СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно - эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в образовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования», а именно, обнаружено, что над кухней и складским помещением МОУ «Чуварлейская средняя общеобразовательная школа» протекает кровля. На стене в горячем цехе имеются следы протекания влаги, черный грибковый налет, что может привести к загрязнению пищевых продуктов и готовых блюд. В складском помещении атмосферная влага попадает на подтоварник для хранения сыпучих продуктов и стену. Дощатый подтоварник влажный, доски частично прогнили. Стены в складском помещении оштукатурены и не покрашены влагостойкой краской, что делает невозможным их влажную уборку и дезинфекцию. Отсутствует двухгнездная моечная ванна для мытья кухонной посуды, умывальная раковина для мытья рук. Используются тазы с обитой эмалью, отсутствует металлический ящик-кассета для столовых приборов. Недостаточно стаканов для третьего блюда - в наличии 50 стаканов при 120 питающихся. Пищеблок работает на сырье при недостаточном наборе помещений и оборудования: не имеет в своем составе мясорыбного, холодного, овощного цехов, при работе нарушается поточность технологических процессов, образуются встречные потоки сырых пищевых продуктов и готовых блюд; отсутствует универсальный электропривод с насадками овощерезки, протирочной машины, картофелечистка, жарочный шкаф, изношено холодильное оборудование. Стеллаж для кухонной посуды деревянный, полки дощатые, что создает трудности при их уборке. Изношены разделочные доски, используются разделочные доски из ДСП. Складское помещение не оборудовано термометром для измерения температуры хранения пищевых продуктов. Не согласованно с Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора примерное десятидневное меню. Не организован осмотр работников пищеблока на гнойничковые заболевания медицинским работником. Пища готовится на привозной воде, которая доставляется в пластмассовых емкостях, качество привозной воды неизвестно, что создает действительную непосредственную угрозу жизни и здоровью людей.
В судебном заседании директор Муниципального общеобразовательного учреждения «Чуварлейская средняя общеобразовательная школа» ФИО1 вину учреждения в совершении административного правонарушения признал, пояснив, что в настоящее время они не имеют финансовой возможности устранить выявленные Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора нарушения санитарных норм и правил. Кроме того часть нарушений возможно устранить лишь в летний период.
Представитель территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике ФИО2, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №, пояснил, что в ходе плановой выездной проверки МОУ «Чуварлейская средняя общеобразовательная школа» выявлены существенные нарушения санитарных норм и правил, которые реально могут повлечь возникновение эпидемий, эпизоотии. Принимая во внимание, что административное наказание в виде административного штрафа не сможет обеспечить достижение цели - обеспечение безопасности учащихся школы и работающего там персонала в случае продолжения деятельности пищеблока, считают необходимым приостановить деятельность данного пищеблока МОУ «Чуварлейская средняя общеобразовательная школа».
Выслушав доводы участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством: контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В соответствии с разделом V Санитарно-эпидемиологических требований к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья СП 2.3.6. 1079-01, объемно-планировочные и конструкторские решения помещений должны предусматривать последовательность (поточность) технологических процессов, исключающих встречные потоки сырья, сырых полуфабрикатов и готовой продукции, использованной и чистой посуды, а также встречного движения посетителей и персонала. На доготовочных организациях, работающих на полуфабрикатах, работа на сырье не проводится (5.1); Стены производственных помещений на высоту не менее 1,7 м отделываются облицовочной плиткой или другими материалами, выдерживающими влажную уборку и дезинфекцию. Потолки оштукатуриваются и белятся или отделываются другими материалами. Полы выполняются из ударопрочных материалов, исключающих скольжение, и имеют уклоны к сливным трапам. Окраска потолков и стен производственных и вспомогательных помещений кондитерских цехов производится по мере необходимости, но не реже одного раза в год (5.5); Стены и потолки складских помещений оштукатуриваются и белятся. Стены на высоту не менее 1,7 м окрашиваются влагостойкими красками для внутренней отделки. Полы выполняются из влагостойких материалов повышенной механической прочности (ударопрочные) с заделкой сопряжений строительных конструкций мелкоячеистой металлической сеткой, стальным листом или цементно-песчаным раствором с длинной металлической стружкой. Полы по путям загрузки сырья и продуктов питания в складских и производственных помещениях не должны иметь порогов. Загрузочная оборудуется платформой, навесом (5.6).
В соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» СанПиН 2.4.52409-08 объемно-планировочные и конструктивные решения помещений для организаций общественного питания образовательных учреждений должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям, предъявляемым к организациям общественного питания, исключающим встречные потоки сырья, сырых полуфабрикатов и готовой продукции, использованной и чистой посуды, а также встречного движения посетителей и персонала (п. 2.5). Холодная и горячая вода, используемая в технологических процессах обработки пищевых продуктов и приготовления блюд, мытье столовой и кухонной посуды, оборудования, инвентаря, санитарной обработке помещений, соблюдении правил личной гигиены, должна отвечать требованиям, предъявляемым к питьевой воде (п. 3.2). Во всех производственных цехах устанавливают раковины, моечные ванны с подводкой холодной и горячей воды через смесители. Необходимо предусмотреть установку резервных источников горячего водоснабжения для бесперебойного обеспечения горячей водой производственных цехов и моечных отделений в периоды проведения профилактических и ремонтных работ в котельных, бойлерных и на водопроводных сетях горячего водоснабжения (п. 3.3). Стеллажи, подтоварники для хранения пищевых продуктов, посуды, инвентаря должны иметь высоту от пола не менее 15 см. Конструкция и размещение стеллажей и поддонов должны позволять проводить влажную уборку. На складах базовых организаций питания рекомендуется предусматривать многоярусные стеллажи и механические погрузчики (п. 4.6). Столовые общеобразовательных учреждений обеспечиваются достаточным количеством столовой посуды и приборами, из расчета не менее двух комплектов на одно посадочное место, в целях соблюдения правил мытья и дезинфекции в соответствии с требованиями настоящих санитарных правил, а также шкафами для ее хранения около раздаточной линии (п.4.7). Не допускается использование кухонной и столовой посуды деформированной, с отбитыми краями, трещинами, сколами, с поврежденной эмалью; столовые приборы из алюминия; разделочные доски из пластмассы и прессованной фанеры; разделочные доски и мелкий деревянный инвентарь с трещинами и механическими повреждениями (п. 4.12). Складские помещения для хранения продуктов оборудуют приборами для измерения относительной влажности и температуры воздуха, холодильное оборудование - контрольными термометрами. Использование ртутных термометров не допускается (п. 4.14). Мытье кухонной посуды должно быть предусмотрено отдельно от столовой посуды. В моечных помещениях вывешивают инструкцию о правилах мытья посуды и инвентаря с указанием концентрации и объемов применяемых моющих средств, согласно инструкции по применению этих средств, и температурных режимах воды в моечных ваннах (п. 5.4).
При мытье кухонной посуды в двухсекционных ваннах должен соблюдаться следующий порядок:
- механическое удаление остатков пищи;
- мытье щетками в воде при температуре не ниже 45 °C и с добавлением моющих средств;
- ополаскивание горячей проточной водой с температурой не ниже 65 °C;
- просушивание в опрокинутом виде на решетчатых полках и стеллажах (п. 5.8);
Для обеспечения здоровым питанием всех обучающихся образовательного учреждения необходимо составление примерного меню на период не менее двух недель (10 - 14 дней), в соответствии с рекомендуемой формой составления примерного меню (приложение 2 настоящих санитарных правил), а также меню-раскладок, содержащих количественные данные о рецептуре блюд (п. 6.4). Примерное меню разрабатывается юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, обеспечивающим питание в образовательном учреждении, и согласовывается руководителями образовательного учреждения и территориального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор (п. 6.5). Не используют для обработки сырой продукции (неочищенных овощей, мяса, рыбы и т.п.) и полуфабрикатов моечные ванны, предназначенные для мытья кухонной или столовой посуды, оборотной тары, раковины для мытья рук (п. 8.7). Для мытья рук во все производственные цеха должны быть установлены умывальные раковины с подводкой к ним горячей и холодной воды со смесителями, оборудованные устройством для размещения мыла и индивидуальных или одноразовых полотенец. Мыть руки в производственных ваннах не допускается (п. 13.2). Юридические лица, независимо от организационных правовых форм, и индивидуальные предприниматели, деятельность которых связана с организацией и (или) обеспечением горячего питания, с целью реализации профилактических мероприятий, направленных на охрану здоровья обучающихся, обеспечивают:
- наличие в каждой организации настоящих санитарных правил;
- выполнение требований санитарных правил всеми работниками предприятия;
- должное санитарное состояние нецентрализованных источников водоснабжения, при их наличии, и качество воды в них;
- организацию производственного контроля, включающего лабораторно-инструментальные исследования;
- необходимые условия для соблюдения санитарных норм и правил на всех этапах приготовления и реализации блюд и изделий, гарантирующих их качество и безопасность для здоровья потребителей;
- прием на работу лиц, имеющих допуск по состоянию здоровья, прошедших профессиональную, гигиеническую подготовку и аттестацию;
- наличие личных медицинских книжек на каждого работника;
- своевременное прохождение предварительных при поступлении и периодических медицинских обследований всеми работниками;
- организацию курсовой гигиенической подготовки и переподготовки персонала по программе гигиенического обучения не реже 1 раза в 2 года;
- выполнение постановлений, предписаний федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять надзор в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, и его территориальных органов;
- ежедневное ведение необходимой документации (бракеражные журналы, журналы осмотров персонала на гнойничковые и острые респираторные заболевания и другие документы в соответствии с настоящими санитарными правилами);
- условия труда работников в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, санитарными правилами, гигиеническими нормативами;
- организацию регулярной централизованной стирки и починки санитарной одежды;
- исправную работу технологического, холодильного и другого оборудования предприятия;
- наличие достаточного количества производственного инвентаря, посуды, моющих, дезинфицирующих средств и других предметов материально-технического оснащения;
- проведение мероприятий по дезинфекции, дезинсекции и дератизации;
- наличие аптечек для оказания первой медицинской помощи и их своевременное пополнение;
- организацию санитарно-просветительной работы с персоналом путем проведения семинаров, бесед, лекций (п. 14.2).
Ежедневно перед началом работы медицинским работником проводится осмотр работников организации общественного питания образовательного учреждения на наличие гнойничковых заболеваний кожи рук и открытых поверхностей тела, а также ангин, катаральных явлений верхних дыхательных путей.
Результаты осмотра ежедневно перед началом рабочей смены заносятся в "Журнал здоровья" в соответствии с рекомендуемой формой (форма 3 приложения 10 настоящих санитарных правил) (п. 14.7).
Актом по результатам мероприятий по контролю № от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что в МОУ «Чуварлейская средняя общеобразовательная школа» в момент проверки протекала кровля школы над кухней и складским помещением. На стене в горячем цехе имелись следы протекания влаги, черный грибковый налет, что может привести к загрязнению пищевых продуктов и готовых блюд. В складском помещении атмосферная влага попадает на подтоварник для хранения сыпучих продуктов, стену. Дощатый подтоварник влажный, доски частично прогнили. Это является нарушениям требований ч.1 ст. 28 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Стены в складском помещении оштукатурены и не покрашены влагостойкой краской, что делает невозможным их влажную уборку и дезинфекцию и является нарушением требований п.5.5., п. 5.6. СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья».
Отсутствует двухнездная моечная ванна для мытья кухонной посуды, умывальная раковина для мытья рук, что не соответствует требованиям п.п. 3.3., 5.4., 5.8., 8.7., 13.2. СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования».
Отсутствует гибкий шланг с душевой насадкой к третьей моечной ванне для ополаскивания посуды, что не соответствует требованиям п. 5.10. СанПиН 2.4.5.2409-08.
Используются тазы с обитой эмалью, отсутствует металлический ящик-кассета для столовых приборов, что является нарушением требований п.п.4.12., 5.13. СанПиН 2.4.5.2409-08.
Недостаточно стаканов для 3 блюда - в наличии 50 стаканов при 120 питающихся, что является нарушением требований п.4.7. СанПиН 2.4.5.2409-08.
Пищеблок работает на сырье при недостаточном наборе помещений и оборудования: не имеет в своем составе мясорыбного, холодного, овощного цехов, при работе нарушается проточность технологически процессов, образуются встречные потоки сырых пищевых продуктов и готовых блюд; отсутствует универсальный электропривод с насадками овощерезки, протирочной машины, картофелечистка, жарочный шкаф, холодильное оборудование изношено. Указанные факт свидетельствует о нарушениях требований п.п. 5.1., СП 2.3.6.1079-01, п.2.5. приложения 1 СанПиН 2.4.5.2409-08.
Стеллаж для кухонной посуды деревянный, полки дощатые, что создает трудности при их уборке и не соответствует требованиям п.4.6. СанПиН 2.4.5.2409-08.
Изношены разделочные доски, используются разделочные доски из ДСП, что не соответствует требованиям п.4.12. СанПиН 2.4.5.2409-08.
Складское помещение не оборудовано термометром для измерения температуры хранения пищевых продуктов, что противоречит требования п.4.14. СанПиН 2.4.5.2409-08.
Не согласовано с ТО Управления Роспотребнадзора примерное 10-ти дневное меню, что не соответствует требованиям п.6.4., 6.5. СанПиН 2.4.5.2409-08.
Не организован осмотр работников пищеблока на гнойничковые заболевания медицинским работником, что не соответствует требованиям п.14.7. СанПиН 2.4.5.2409-08.
Пища готовится на привозной воде, которая доставляется в пластмассовых емкостях, качество воды неизвестно, что не соответствует требованиям п.3.2. СанПиН 2.4.5.2409-08.
Согласно ст. 8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы, которые не оказывают вредного воздействия на человека.
Проведя анализ исследованных доказательств в совокупности, суд считает, доказанной вину Муниципального общеобразовательного учреждения «Чуварлейская средняя общеобразовательная школа», в нарушении санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения, в связи с чем квалифицирует его действия по ст. 6.6 КоАП РФ, как нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов.
Санкция данной статьи предусматривает административную ответственность юридических лиц в виде наложения административного штрафа в размере от двадцати тысяч рублей до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
При назначении наказания суд учитывает обстоятельства и характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица.
Принимая во внимание, что административное наказание в виде административного штрафа не устранит нарушение МОУ «Чуварлейская средняя общеобразовательная школа» действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, а только ухудшит его финансовое положение, суд считает целесообразным назначить наказание в виде административного приостановления деятельности.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
п о с т а н о в и л:
Привлечь Муниципальное общеобразовательное учреждение «Чуварлейская средняя общеобразовательная школа» к административной ответственности по ст. 6.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде административного приостановления деятельности пищеблока МОУ «Чуварлейская средняя общеобразовательная школа», расположенного по адресу: <адрес>, на срок девяноста суток.
Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики в течение 10 суток со дня оглашения, путем подачи жалобы через Алатырский районный суд Чувашской Республики.
Судья: