невыполнение норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций



Дело № 5-11/2011

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

25 марта 2011 года г. Алатырь

Судья Алатырского районного суда Чувашской Республики Борисов В. В.,

рассмотрев дело об административном правонарушении по части 1 статье 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Петрова А.Л., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающего по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, работающего директором МОУ «Средняя общеобразовательная школа №»,

у с т а н о в и л:

Из протокола об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 15 часов 00 минут должностным лицом органа государственного надзора - отдела надзорной деятельности <адрес> и <адрес> УНД Главного управления МЧС России по Чувашской Республике, при проверке МОУ «Средняя общеобразовательная школа №» (далее «СОШ №»), расположенной по <адрес> Республики установлено невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, выразившееся в нарушении:

- раздела 2 абз.4 Положения, утвержденного приказом МЧС России от 21 декабря 2005 года № 993 «Об утверждении положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты» - не обеспечил персонал средствами индивидуальной защиты;

- п.п.5-6 «б», «в» Положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденный постановлением Правительства РФ от 04.09.2003 г. № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» - не организовал повышение квалификации в Государственном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) «Учебно-методический центр гражданской защиты» ГК ЧС Чувашии руководящего состава МОУ «СОШ №»;

- ст. 14 п. «в» Федерального закона от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п.19 приказа МЧС России от 23.12.2005 г. № 999 «Об утверждении порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований» - не организовал подготовку командно-начальствующего состава нештатных аварийно-спасательных формирований на курсах ГО г. Чебоксары;

- ст.14 п. «ж» Федерального закона от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п. 45 приказа МЧС России от 28.02.2003 г. № 105 «Об утверждении Требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения, п. 6, п.20 постановления Правительства РФ от 30.12.2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» - не создал резерв финансовых и материальных средств.

В судебном заседании представитель ОНД г. Алатырь и Алатырского района УНД ГУ МЧС России по ЧР Флусов А.В., действующий на основании доверенности, подтвердил факт невыполнения директором МОУ «Средняя общеобразовательная школа №» Петровым А.Л. предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Заведующий сектором по делам ГО и ЧС администрации г. Алатырь Чувашской Республики Шепелев М.В. в судебном заседании показал, что МОУ «СОШ « 2» является объектом, который осуществляет защиту населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В соответствии с паспортом безопасности МОУ «СОШ №» и должностными обязанностями Петров А.Л. как руководитель объекта обязан обеспечивать выполнение всех мероприятий по защите обучающихся детей и территории школы от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Ежегодно формируется план комплектования слушателями ГОУ ДПО (повышение квалификации) «Учебно-методический центр гражданской защиты» ГК ЧС Чувашии. В срок до ДД.ММ.ГГГГ Петрову А.Л. необходимо было направить заявки на подготовку, переподготовку, повышение квалификации должностных лиц, исполняющих функции руководителя гражданской обороны, нештатного аварийно-спасательного формирования. Однако этого не было сделано.

Директор МОУ «Средняя общеобразовательная школа №» Петров А.Л. в судебном заседании вину в совершении административного правонарушения признал. Пояснил, что как руководитель учебного заведения и председатель комиссии по ЧС, не обеспечил персонал средствами индивидуальной защиты из-за отсутствия денежных средств. В отдел образования и молодежной политики он за выделением денежных средств не обращался. Согласно плану комплектования им не были направлены заявки на подготовку командно-начальствующего состава нештатных аварийно-спасательных формирований.

Выслушав доводы участников судебного заседания, изучив письменные материалы административного дела, нахожу, что вина директора МОУ «СОШ №» Петрова А.Л. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, установлена совокупностью письменных доказательств.

Из протокола об административном правонарушении и акта проверки органом государственного надзора юридического лица от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в ходе проведения проверки в отношении МОУ «СОШ №» выявлены нарушения установленных требований в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций:

- не разработана документация объектового звена;

-не разработан план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и приложения к нему;

- не разработан план основных мероприятий в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности на ДД.ММ.ГГГГ год;

- не создан координационный орган - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности;

- не организована работа комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности;

- не создан постоянно действующий орган управления - уполномоченный на решение задач в области ГО, ЧС и ОПБ - не назначен;

- не создан орган повседневно управления объекта - дежурно-диспетчерская служба;

- не созданы нештатные аварийно-спасательные формирования;

- нештатные аварийно-спасательные формирования не оснащены специальной техникой, инструментами, оборудованием, снаряжением и материалами;

- не приняты меры по обеспечению средствами индивидуальной защиты, медицинской защиты;

- не приняты меры по содержанию средств индивидуальной защиты;

- не организована подготовка руководящего состава в ГОУ ДПО (повышение квалификации) «Учебно-методический центр гражданской защиты» ГКЧС Чувашии;

- не организована подготовка руководителей нештатных аварийно-спасательных формирований на курсах ГО;

- не запланировано и не организовано проведение учений и тренировок в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

-не организована подготовка личного состава НАСФ в области защиты от чрезвычайных ситуаций;

- не организована подготовка персонала способами защиты и действиями в чрезвычайных ситуациях;

- не создан резерв финансовых ресурсов для ликвидации ЧС;

- не создан резерв финансовых ресурсов для ликвидации ЧС.

Согласно ст. 14 Федерального закона № 68-ФЗ от 21 декабря 1994 года «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» организации обязаны:

в) обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях в составе невоенизированных формирований;

ж) создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

Согласно разделу II Положения, утвержденного приказом МЧС России от 21 декабря 2005 года № 993 «Об утверждении положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты» обеспечение населения средствами индивидуальной защиты осуществляется организациями - работников этих организаций и подведомственных им объектов производственного и социального назначения.

Согласно Положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 2003 года № 547 для лиц, впервые назначенных на должность, связанную с выполнением обязанностей в области защиты от чрезвычайных ситуаций, переподготовка или повышение квалификации в течение первого года работы является обязательной. Повышение квалификации может осуществляться по очной и очно-заочной формам обучения, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий (п.5).

Повышение квалификации в области защиты от чрезвычайных ситуаций проходят:

б) руководители и председатели комиссий по чрезвычайным ситуациям органов местного самоуправления и организаций - в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации;

в) уполномоченные работники - в учебных заведениях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и организаций, учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований.

Повышение квалификации преподавателей дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" и преподавателей - организаторов курса "Основы безопасности жизнедеятельности" по вопросам защиты в чрезвычайных ситуациях осуществляется в учебных заведениях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждениях повышения квалификации Министерства образования и науки Российской Федерации и других федеральных органов исполнительной власти, являющихся учредителями образовательных учреждений, учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации (п.6).

Из п. 45 приложения к Приказу МЧС РФ от 28.02.2003 года № 105 «Об утверждении Требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения», следует, что к основным требованиям по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения относятся:

разработка распорядительных и организационных документов по вопросам предупреждения чрезвычайных ситуаций;

разработка и реализация объектовых планов мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций;

прогнозирование чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, определение и периодическое уточнение показателей риска чрезвычайных ситуаций для производственного персонала и населения на прилегающей территории;

обеспечение готовности объектовых органов управления, сил и средств к действиям по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

подготовка персонала к действиям при чрезвычайных ситуациях;

сбор, обработка и выдача информации в области предупреждения чрезвычайных ситуаций, защиты населения и территорий от их опасных воздействий;

декларирование безопасности, лицензирование и страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта и гидротехнического сооружения;

создание объектовых резервов материальных и финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Из Положения «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 года № 794, следует, что на каждом уровне единой системы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения (п.6).

Для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются и используются:

запасы материальных ценностей для обеспечения неотложных работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, находящиеся в составе государственного материального резерва;

резервы финансовых и материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти;

резервы финансовых и материальных ресурсов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.

Порядок создания, использования и восполнения резервов финансовых и материальных ресурсов определяется законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и организациями.

Номенклатура и объем резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также контроль за их созданием, хранением, использованием и восполнением устанавливаются создающим их органом (п.20).

Согласно выписке из Плана комплектования слушателями ГОУ ДПО (повышение квалификации) «Учебно-методический центр гражданской защиты» ГК ЧС Чувашии на 2011 год и представления его на утверждение Председателю Кабинета Министров Чувашской Республики руководителям предприятий, организаций, учреждений <адрес> Республики в срок до ДД.ММ.ГГГГ необходимо направить в сектор по делам ГО и ЧС администрации <адрес> заявки на подготовку, переподготовку, повышение квалификации должностных лиц, которые в соответствии с действующим законодательством исполняют функции руководителя гражданской обороны, председателя КЧС и ОПБ, руководителя территориального нештатного аварийно-спасательного формирования и спасательной службы, руководителя эвакуационного органа, председателя комиссии по повышению устойчивости функционирования, руководителя структурного подразделения, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций в организации, а также преподавателей-организаторов курса «Основы безопасности жизнедеятельности» и преподавателей учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» образовательных учреждений общего и профессионального, образования.

Одновременно принимаются заявки от руководителей организаций на обучение работающего персонала способам защиты от опасностей, возникающих во время военных действий и чрезвычайных ситуаций. Обучение в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций для руководителей, других должностных лиц и специалистов организаций является обязательным, должно осуществляться сразу же после назначения их на должность или в течение первого года исполнения ими своих обязанностей.

Согласно паспорта безопасности МОУ «СОШ №» <адрес> ЧР, утвержденный руководителем объекта А.Л. Петровым в ДД.ММ.ГГГГ, председателем комиссии по ЧС является Петров А.Л.

Из должностных обязанностей директора МОУ «Средняя общеобразовательная школа №», утвержденных начальником отдела образования и молодежной политики администрации <адрес> ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ следует, что Петров А.Л. обязан: осуществлять руководство образовательным учреждением в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, уставом образовательного учреждения. Обеспечивает системную образовательную (учебно-воспитательную) и административно-хозяйственную (производственную) работу образовательного учреждения. Формирует контингенты обучающихся (воспитанников, детей), обеспечивает охрану их жизни и здоровья во время образовательного процесса. Создает условия для непрерывного повышения квалификации работников. Принимает меры по обеспечению безопасности и условий труда, соответствующих требованиям охраны труда. Обеспечивает эффективное взаимодействие и сотрудничество с органами государственной власти, местного самоуправления, предприятиями, организациями, общественностью, родителями (лицами, их заменяющими), гражданами. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

Таким образом, Петров А.Л. в силу должностных обязанностей как руководитель МОУ «СОШ №» и как председатель комиссии по ЧС обязан был: обеспечить персонал средствами индивидуальной защиты, организовать повышение квалификации в Государственном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) «Учебно-методический центр гражданской защиты» ГК ЧС Чувашии руководящего состава МОУ «СОШ №», организовать подготовку командно-начальствующего состава нештатных аварийно-спасательных формирований на курсах ГО г. Чебоксары.

Суд приходит к выводу о том, что должностное лицо - директор МОУ «Средняя общеобразовательная школа №» Петров А.Л. совершил административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст. 20.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, как невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения.

Указание в протоколе об административном правонарушении на нарушение Петровым А.Л. ст.14 п. «ж» Федерального закона от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п. 45 приказа МЧС России от 28.02.2003 г. № 105 «Об утверждении Требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения, п. 6, п. 20 постановления Правительства РФ от 30.12.2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», выразившиеся в том, что он не создал резерв финансовых и материальных средств, суд считает вмененным необоснованно.

Порядок создания, использования и восполнения резервов финансовых и материальных ресурсов определяется законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и организациями.

Следовательно, создание резервов финансовых и материальных ресурсов является обязанностью муниципального органа, в состав которого входит МОУ «СОШ №» и требование выполнения указанных условий от руководителя школы Петрова А.Л. является не обоснованным.

Какие-либо нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, при возбуждении настоящего административного дела допущены не были.

Протокол по делу об административном правонарушении в отношении директора МОУ «Средняя общеобразовательная школа №» Петрова А.Л. составлен в соответствии с требованиями ст. 28.2, 28.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Санкция части 1 статьи 20.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность должностных лиц в виде наложения административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.

Учитывая данные обстоятельства, судья считает возможным назначить Петрову А.Л. административное наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

п о с т а н о в и л:

Привлечь Петрова А.Л., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> Республики, к административной ответственности по части 1 статьи 20.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей, с перечислением административного штрафа на расчетный счет: УФК Чувашской Республики (Главное управление МЧС России по Чувашской Республике), ИНН 2128056868, КПП 212801001, Банк получателя ГРКЦ НБ ЧР Банка Росси, БИК 049706001, счет №40101810900000010005, код бюджетной классификации 17711609000010000140 - денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства Российской Федерации о военном и чрезвычайном положении, об обороне и безопасности государства, о военной службе, ОКАТО 97404000000.

Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Неуплата штрафа в 30-тидневный срок со дня вступления постановления в законную силу влечет административную ответственность в соответствии с ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, предусматривающей наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления, путем подачи жалобы через Алатырский районный суд Чувашской Республики.

Судья В.В. Борисов