РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ п. Кутулик Дата обезличена года Аларский районный суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Шохоновой Н.В., при секретаре судебного заседания Раднаевой Н.С., с участием помощника прокурора Аларского района Дарханова В.С., представившего удостоверение Номер обезличен и поручение прокурора Аларского района, истца Юдиной Е.В., представителя администрации МО «Кутулик» Федотова В.Е., действующего на основании доверенности от Дата обезличена г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Аларского района в интересах Юдиной Елены Викторовны к администрации муниципального образования «Кутулик» о признании незаконным бездействие администрации МО «Кутулик» по не обеспечению жилой площадью Юдиной Е.В. и обязании администрации МО «Кутулик» обеспечить Юдину Елену Викторовну жилой площадью не менее 33 квадратных метров по месту постановки на учет в качестве нуждающейся в получении жилья в п. Кутулик Аларского района вне очереди, УСТАНОВИЛ: Прокурор Аларского района обратился в суд в защиту интересов Юдиной Елены Викторовны о признании незаконным бездействие администрации МО «Кутулик» по не обеспечению жилой площадью Юдиной Е.В. и обязании администрации МО «Кутулик» обеспечить Юдину Елену Викторовну жилой площадью не менее 33 квадратных метров по мету постановки на учет в качестве нуждающейся в получении жилья в п. Кутулик Аларского района вне очереди. В обоснование заявленных исковых требований прокурор указывает на следующие обстоятельства. Распоряжением главы муниципального образования «Кутулик» от Дата обезличена Номер обезличен Юдина Е.В. поставлена на очередь на льготное получение жилья. Из ответа на запрос главы муниципального образования «Кутулик» следует, что администрация муниципального образования не имеет возможности предоставить жилое помещение Юдиной Е.В., ранее мать Юдиной Е.В. жилья на территории муниципального образования не имела, в настоящее время Юдина Е.В. собственного жилья не имеет. В соответствии с постановлением главы администрации МО «Кутулик» от Дата обезличена года Номер обезличен «Об установлении размера учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения» минимальный размер площади жилого помещения, предоставляемой по договору социального найма для одного человека составляет 33 квадратных метра. Согласно ч.3 ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. В силу п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Таким образом, решение вопросов учета граждан, нуждающихся в получении жилых помещений, и предоставления жилых помещений действующим законодательством возложено на органы местного самоуправления. Действующим жилищным законодательством РФ, а также специальным законом, регулирующим спорные правоотношения, обязанность по предоставлению детям-сиротам и лицам, оставшимся без попечения родителей, помещений возложена на органы местного самоуправления по месту постоянного проживания гражданина и не противоречит положениям ст.ст. 5 и 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Кроме того, согласно ст. 40 ч.3 Конституции РФ малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Ч.1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью второй данной статьи случаев. Поскольку Юдина Е.В. принята администрацией МО «Кутулик» на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, окончила обучение в образовательном учреждении, то у органов местного самоуправления возникла обязанность предоставить ей жилое помещение по договору социального найма. В судебном заседании помощник прокурора Аларского района Дарханов В.С. полностью поддержал заявленные исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении прокурора, при этом пояснил, что в мае 2010 года исковые требования прокурора уточнены, и ответчиком по делу является только администрация МО «Кутулик». Определением Кировского районного суда г. Иркутска в части исковых требований к Правительству Иркутской области производство прекращено в связи с отказом от иска в этой части. В судебном заседании Юдина Е.В. исковые требования прокурора считала законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению. Представитель администрации МО «Кутулик» Федотов В.Е. в судебном заседании исковые требования прокурора признал в части. Считает, что за 4 года, как Юдиной исполнилось 18 лет, она обратилась к ним всего один раз. Её очередь, которая значилась под номером 6, потеряна. Мать Юдиной проживала на территории МО «Кутулик» без прописки. Муниципальное образование не имеет полномочий на выделение жилого помещения, в Уставе это не указано. Администрация муниципального образования не обязана выделять жильё, так как оно должно быть выделено по месту регистрации матери Юдиной, а это территория МО «Табарсук». На учет по льготному обеспечению жильем Юдина была поставлена ошибочно. Она проживала в СРЦН п. Забитуй, там она и должна была быть поставлена на учет. Согласно ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении, обеспечиваются жильем по месту жительства органами исполнительной власти. Дополнительные гарантии прав детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. МО «Кутулик» субъектом РФ не является. В п. Кутулик за Юдиной жилье закреплено не было, последнее место пребывания Юдиной Е.В. - СРЦН «Радуга» п. Забитуй. Отбирание детей происходило в 5 км от п. Кутулик, то есть на территории МО «Забитуй». Муниципальное образование никто не уполномочивал предоставлять жилье, это прерогатива субъекта РФ. Выслушав пояснения участников процесса, исследовав представленные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления прав на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. На момент рассмотрения данного гражданского дела спорные отношения регулируются Жилищным кодексом Российской Федерации (далее по тексту ЖК РФ), вступившим в силу с 1 марта 2005 г. и специальным законом - Федеральным законом РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ (далее по тексту ФЗ РФ № 159-ФЗ) в редакции ФЗ РФ от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ, вступившего в силу с 01.01.2005 г. В соответствии со ст. 5 ФЗ РФ от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ, ЖК РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом. В силу ст. 5 ЖК РФ, ст. 4 ФЗ от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» впредь до приведения в соответствие с ЖК РФ законов, действующих на территории РФ, законы применяются постольку, поскольку они не противоречат ЖК РФ и Федеральному закону от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ. В случае не соответствия норм жилищного законодательства, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ, законах и иных нормативных правовых актах субъектов РФ, нормативных правовых актах органов местного самоуправления, положениям ЖК РФ применяются положения ЖК РФ. В соответствии с п. 1 ст. 8 ФЗ РФ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ. Либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм Пунктом 1 ст.6 ФЗ РФ от 29.12.2004 г. №189-ФЗ «О введение в действие Жилищного кодекса РФ» установлено, что с 01.03.2005 г. принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ. Из п. 2 указанной статьи следует, что граждане, принятые на учет до 01.03.2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ, с учетом положений настоящей части. Согласно п.п. 2 п. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании из пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), в также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно ч. 5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма составляет -33 кв.м. на одного человека согласно постановлению главы администрации МО «Кутулик» от 31.03.2010 г. № 44 «Об установлении размера учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения». На основании п. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. Представленные суду документы подтверждают статус Юдиной Е.В. в качестве лица, оставшегося без попечения родителей, в качестве каковой истица поставлена на учет лиц, нуждающихся в получении жилого помещения по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. И в силу приведенных выше норм закона, приобрела право на внеочередное получение жилого помещения. Данные обстоятельства подтверждены относимыми и допустимыми доказательствами, не доверять которым, у суда оснований нет. Доводы ответчика о том, что Юдина Е.В. не проживала в п. Кутулик Аларского района, ошибочно поставлена на льготную очередь на получение жилья опровергаются: распоряжением главы администрации МО «Кутулик» от Дата обезличена г. Номер обезличен, согласно которому Юдина Е.В. поставлена на очередь на получения жилья не территории Кутуликской поселковой администрации с выделением участка по достижении восемнадцатилетнего возраста л.д. 25); распоряжением главы администрации МО «Кутулик» от Дата обезличена г. « 150 «О постановке на очередь на получение жилья», согласно которому Юдина Е.В., 1988 г.р., поставлена на льготную очередь за Номер обезличен на получение жилья на территории муниципального образования «Кутулик» л.д. 13). Данные распоряжения не отменены, не признаны незаконным, что также подтверждается справкой от Дата обезличена г. Номер обезличен, подписанной главой МО «Кутулик», о том, что действительно Юдина Е.В., 1988 г.р., состоит на учете в администрации МО «Кутулик» в качестве нуждающейся в жилом помещении, в льготной очереди. В связи с отсутствием свободного жилья администрация МО «Кутулик» не имеет возможности предоставить жилье Юдиной Е.В.. В бюджете муниципального образования средства на приобретение жилья отсутствуют л.д. 23), а также показаниями свидетелей ФИО1, которая показала, что семью ФИО2 она знает с 1983 года. ФИО3 умер. В Кутулике они жили долго по ..., номер доме не помнит. Потом дом развалился, жить стало невозможно. Дом ФИО2 продала на стайку. Ранее она этот дом купила у ФИО4, которой сейчас нет. Свидетель ФИО5 подтвердила, что семья ФИО2 проживала на ..., в п. Кутулик. Дом находился в ветхом состоянии. Позже она была включена в состав комиссии по делам несовершеннолетних и в ходе работы выезжала в лес, где в шалаше проживала ФИО2 с детьми. Дети были направлены в больницу и в последующем определены в СРЦН .... С учетом изложенных положений ФЗ РФ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ и ЖК РФ Юдина Е.В. как лицо, относящееся к категории детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на внеочередное получение от органа местного самоуправления по договору социального найма жилого помещения площадью не ниже установленных норм. Судом установлено, что Юдина Елена Викторовна родилась Дата обезличена года в с. ... Аларского района Иркутской области, о чем в книге регистрации записей актов гражданского состояния о рождении произведена запись за Номер обезличен. В качестве родителей указаны: отец - ФИО6, мать - ФИО2, что подтверждается свидетельством о рождении V-CT Номер обезличен, выданным Дата обезличена ... сельским советом Аларского района Иркутской области л.д. 17). Из акта обследования условий жизни несовершеннолетнего от Дата обезличена г. следует, что несовершеннолетние Юдина Е.В., Дата обезличена г.р., ФИО6, Дата обезличена г.р., проживали в лесном шалаше в 5 км от п. Кутулик. Мать ФИО2 не работает, без определенного места жительства. Дети простужены, необходимо медицинское обследование и устройство детей в детское учреждение л.д. 15). Согласно акту от Дата обезличена г. несовершеннолетние Юдина Е.В., Дата обезличена г.р., ФИО6, Дата обезличена г.р., на основании ст. 77 СК РФ и акта обследования условий проживаний несовершеннолетних немедленно отобраны у ФИО2 и помещены в Нельхайскую участковую больницу для медицинского обследования на срок до Дата обезличена года л.д. 14). Решением Аларского районного суда Усть-Ордынского Бурятского автономного округа от Дата обезличена г., вступившего в законную силу Дата обезличена г., ФИО2 лишена родительских прав в отношении несовершеннолетних детей: ФИО6, Дата обезличена г.р., и Юдиной Е.В., Дата обезличена г.р. л.д. 11-12). Судом установлено, что Юдина Е.В. была помещена в Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних ..., а затем обучалась и находилась на полном государственном обеспечении в ОГОУ НПО ПУ Номер обезличен ..., что подтверждается постановлением Номер обезличен комиссии по делам несовершеннолетних при Аларской администрации от Дата обезличена г. и свидетельством об окончании указанного образовательного учреждения от Дата обезличена г. Номер обезличен ...6 л.д. 9-10). Из представленного ответа на запрос суда из Черемховского отдела УФРС по Иркутской области от Дата обезличена г. сведений о принадлежности недвижимого имущества у Юдиной Е.В., Дата обезличена г.р., не имеется л.д. 52). Судом установлено, что Юдина Е.В. на основании ст. 8 ФЗ РФ от 21.12.1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» распоряжением главы МО «Кутулик» от Дата обезличена г. Номер обезличен поставлена на льготную очередь за Номер обезличен на получение жилья на территории МО «Кутулик». При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что Юдина Е.В. имеет бесспорное право на внеочередное получение от органа местного самоуправления жилого помещения по установленным социальным нормам. Правовой статус Правительства Иркутской области устанавливает Федеральный закон от 06.10.1999 г. « 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Уставом Иркутской области. Согласно п. 4 ст. 1 Федерального закона № 184-ФЗ полномочия органов государственной власти субъекта РФ устанавливаются Конституцией РФ, вышеуказанным Федеральным законом. Другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта РФ и могут быть изменены только путем внесения соответствующих поправок в Конституцию РФ и (или) пересмотра её положений, путем внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в указанные действующие акты. В силу ст. 64 Устава Иркутской области - Правительство Иркутской области является постоянно действующим высшим исполнительным органом коллегиальных и единоличных формах. В состав Правительства Иркутской области по должности входят: Губернатор Иркутской области, первые заместителя Председателя Правительства Иркутской области, заместители Губернатора Иркутской области, заместители Председателя Правительства Иркутской области, министры Иркутской области. Из указанного выше следует, что полномочий Правительства Иркутской области в части предоставления жилых помещений детям-сиротам, а также детям, оставшимся без попечения родителей и заключения с ними договора социального найма жилого помещения нет. Согласно ч. 3 ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договору социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решение вопроса учета граждан, нуждающихся в получении жилых помещений, и предоставлении жилых помещений действующим законодательством возложено на органы местного самоуправления. Действующим жилищным законодательством РФ, а также специальным законом, регулирующим спорные правоотношения, обязанность по предоставлению детям-сиротам и лицам, оставшимся без попечения родителей, жилых помещений возложена на органы местного самоуправления по месту постоянного проживания гражданина и не противоречит положениям ст.ст. 5 и 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Не может являться основанием для отказа в иске прокурора Аларского района в интересах Юдиной Е.В. - отсутствие финансирования муниципального образования «Кутулик» средствами из федерального бюджета для реализации соответствующих положений закона. Разрешение требования о предоставлении жилой площади указанными выше нормативными актами не ставится в зависимость от наличия или отсутствия бюджетного финансирования, а также в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и времени постановки их на указанный учет. В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Эта норма является нормой прямого действия на всей территории РФ, и реализация ее не может быть поставлена в зависимость от каких-либо других условий. Приведенная выше норма специального закона не связывает ее применение ни с наличием финансирования, ни с правами других лиц на получение жилых помещений, ни с очередностью на получение жилого помещения. Таким образом, в результате бездействии администрации муниципального образований «Кутулик» по не обеспечению жилой площадью Юдиной Е.В. нарушено её конституционное право на жилище. В силу ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: - нарушены права и свободы гражданина; - созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; - на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечён к ответственности. Бездействие администрации муниципального образований «Кутулик», выразившееся в не обеспечении жилой площадью Юдиной Е.В., оставшейся без попечения родителей, стало причиной наступившего юридического последствия - нарушения её права на жилище, закрепленного в Конституции РФ. Учитывая вышеизложенное, оценив в совокупности все собранные по делу доказательства, суд находит исковые требования прокурора Аларского района в интересах Юдиной Е.В. направленные к администрации МО «Кутулик», подлежащими удовлетворению в полном объеме. На основании изложенного и руководствуясь, ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковое заявление прокурора Аларского района в интересах Юдиной Елены Викторовны удовлетворить в полном объеме. Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Кутулик» по не обеспечению жилой площадью Юдиной Елены Викторовны. Обязать администрацию муниципального образования «Кутулик» обеспечить Юдину Елену Викторовну жилой площадью не менее 33 квадратных метров по месту постановки на учет в качестве нуждающейся в получении жилья в п. Кутулик Аларского района вне очереди. Настоящее решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Аларский районный суд в течение 10 суток со дня составления мотивированного решения в окончательной форме. Мотивированное решение в окончательной форме составлено Дата обезличена года. Судья Аларского районного суда Шохонова Н.В.