РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ п. Кутулик «09» апреля 2010 года Аларский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Шохоновой Н.В., при секретаре судебного заседания Раднаевой Н.С., с участием помощника прокурора Аларского района Садритдиновой В.Р., представителя администрации муниципального образования «Аларский район» Остриковой Т.В., действующей на основании доверенности от Дата обезличена года, представителя Районного отдела образования администрации муниципального образования «Аларский район» Марценюк М.А., действующей на основании доверенности от Дата обезличена года, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-137-2010 по заявлению прокурора Аларского района о признании незаконным бездействия администрации МО «Аларский район» по организации предоставления общедоступного дошкольного образования на территории МО «Нельхай» Аларского района, обязании администрации МО «Аларский район» устранить допущенные нарушения прав детей дошкольного возраста, путем принятия мер к созданию дошкольного муниципального образовательного учреждения, УСТАНОВИЛ: Прокурор Аларского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в Аларский районный суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации МО «Аларский район» по организации предоставления общедоступного дошкольного образования на территории МО «Нельхай» Аларского района Иркутской области, обязании администрации МО «Аларский район» устранить допущенные нарушения прав детей дошкольного возраста, путем принятия мер к созданию дошкольного муниципального образовательного учреждения. В обоснование заявленного требования указал на следующие обстоятельства. В ходе осуществления надзора в сфере соблюдения прав несовершеннолетних и молодежи установлено, что администрацией МО «Аларский район» не приняты меры к реализации всеми детьми, проживающими на территории МО «Нельхай», права на получение доступного бесплатного дошкольного образования. Согласно ч. 3 ст. 5 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (далее Закон) государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований и устанавливаемых в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона образовательных стандартов и требований, если образование данного уровня гражданин получает впервые, в порядке, предусмотренном настоящим Законом. Требования ч. 3 ст. 18 Закона устанавливают, что для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 31 Закона к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в сфере образования относятся организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования. Согласно п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10,2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения муниципального района относится организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района. В нарушение указанных требований законодательства об образовании администрацией МО «Аларский район» не предпринимаются меры по созданию и открытию муниципального дошкольного образовательного учреждения на территории МО «Нельхай». В соответствии с информацией главы на территории МО «Нельхай» проживает 95 детей дошкольного возраста. Дошкольный образовательных учреждений, функционирующих на территории МО «Нельхай» не имеется. Таким образом, как минимум, 95 детей, проживающих на территории данного МО, не посещают дошкольные образовательные учреждения. В соответствии со ст. 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Статьей 2 Конституции РФ установлено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека являются обязанностью государства. В результате бездействия администрации МО «Аларский район» нарушаются права несовершеннолетних детей, проживающих на территории данного МО, на получение дошкольного образования. Количестве несовершеннолетних, права которых нарушены в результате бездействия администрации МО «Аларский район», выразившегося в непринятии мер к созданию и открытию детского сада на территории МО «Нельхай», не является постоянным и в силу различных причин меняется в период незаконных действий администрации МО «Аларский район», в связи с чем конкретные лица не могут быть определены. Кроме того, настоящее заявление прокурора направлено не только на устранение уже допущенных нарушений закона, но также и на защиту интересов лиц, права которых могут быть нарушены в будущем, круг таких лиц точно определен быть не может. Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. В судебном заседании помощник прокурора Садритдинова В.Р. полностью поддержала заявленные исковые требования и просит суд удовлетворить их в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении и просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Аларский район» по организации предоставления общедоступного дошкольного образования на территории МО «Нельхай» Аларского района Иркутской области и обязать администрацию муниципального образования «Аларский район» устранить допущенные нарушения прав детей дошкольного возраста путем создания на территории МО «Нельхай» Аларского района Иркутской области дошкольного муниципального образовательного учреждения. Представитель МО «Аларский район» Острикова Т.В. в судебном заседании требования прокурора в части признания незаконным бездействия администрации МО «Аларский район» не признала, просила отказать в их удовлетворении и пояснила, что в настоящее время по образовательным учреждениям проводится работа по лицензированию и аккредитации, большая работа проведена в части финансирования указанных мероприятий. Администрация МО «Аларский район» не бездействует и не нарушает права детей дошкольного возраста, т.к. не принятие мер по созданию дошкольного учреждения на территории МО «Нельхай» объясняется дефицитом бюджета. Представитель Аларского РОО Марценюк М.А. с требованиями прокурора в части бездействия администрации не согласилась, просила в их удовлетворении отказать. Суд, заслушав помощника прокурора, представителя МО «Аларский район», представителя Аларского РОО, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах гражданского дела, находит заявленные требования, подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям. В силу ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Согласно ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Общие правовые вопросы регулирования организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования определяются Законом РФ от 10.07.1992 года №3266-1 «Об образовании» и Федеральным Законом от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». В силу требований Закона РФ от 10.07.1992 года №3266-1 «Об образовании», далее Закона, право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Согласно ст. 2 Закона одним из принципов государственной политики в области образования является общедоступность образования. В силу ч.3 ст. 5 Закона государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного образования. В соответствии со ст. 11 Закона учредителем образовательного учреждения могут быть, в том числе и органы местного самоуправления. Требования ст. 18 Закона устанавливают, что для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений. Согласно ст. 12 Закона к образовательным учреждениям относятся также дошкольные учреждения, в силу требований Положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденном постановлением Правительства РФ №666 от 12 сентября 2008 года дошкольное образовательное учреждение - тип образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Дошкольное образовательное учреждение создается учредителем и регистрируется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Учредителем муниципального дошкольного образовательного учреждения являются органы местного самоуправления. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», далее Федеральный закон, местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. В силу ст. 2 данного Закона вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; В соответствии со ст. 15 Закона к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования; создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений. Из анализа вышеуказанных нормативно-правовых норм суд приходит к выводу, что обеспечение предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования в границах муниципального района относится к вопросам местного значения, соответственно, являются обязательными для исполнения органами местного самоуправления. В соответствии с информацией районного отдела образования на территории МО «Нельхай» проживает 31 ребенок в возрасте от 3 до 7 лет. Согласно справке, представленной главой администрации МО «Нельхай» на территории муниципального образования проживают 95 детей в возрасте до 7 лет. Согласно ст. 7 Устава МО «Аларский район», к вопросам местного значения Аларского муниципального района в том числе относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района. Согласно ст.8 Устава МО «Аларский район», в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления Аларского района обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений. Оценив в совокупности указанные обстоятельства, суд приходит к убеждению, что подлинность указанных документов не вызывает у суда сомнений и таким образом установлено, что на территории МО «Нельхай», имеются существенные нарушения требований законодательства РФ по обеспечению общедоступного и бесплатного дошкольного образования, в связи с чем, нарушаются права неопределенного круга лиц, установленные ст. 43 Конституции РФ, согласно которой каждый имеет право на образование. Как было установлено в судебном заседании ответственность по обеспечению общедоступного и бесплатного дошкольного образования в границах муниципального района несет орган местного самоуправления, а именно администрация муниципальное образования «Аларский район», вследствие чего, суд считает, что причиной выявленных нарушений требований законодательства РФ явилось бездействие администрации МО «Аларский район» в части непринятия мер по обеспечению общедоступного и бесплатного дошкольного образования. Доводы представителя муниципального образования «Аларский район» о том, что не принятие мер по созданию дошкольного муниципального образовательного учреждения на территории МО «Нельхай» связано с дефицитом бюджета, а не бездействием администрации, суд не может признать обоснованными. Согласно ст. 52 ч. 3 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно. В силу указанной нормы, по мнению суда, в обязанности администрации муниципального образования входит включение в расходную часть бюджета района средств по организации предоставления общедоступного дошкольного образования. Таким образом, суд признает требования прокурора законными и обоснованными, прокурор правомерно просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Аларский район» по организации предоставления общедоступного дошкольного образования на территории МО «Нельхай» Аларского района Иркутской области, обязать администрацию муниципального образования «Аларский район» устранить допущенные нарушения прав детей дошкольного возраста путем создания на территории МО «Нельхай» дошкольного муниципального образовательного учреждения. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 258, 194 - 199 ГПК РФ суд, РЕШИЛ: Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Аларский районный суд в течение 10 суток со дня его вынесения. Судья Аларского районного суда Н.В. Шохонова