Об обязании произвести расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Кутулик 31 августа 2010 год

Аларский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Шохоновой Н.В., при секретаре судебного заседания Раднаевой Н.С., с участием помощника прокурора Аларского района Хандархаевой О.М.., действующей на основании поручения прокурора Аларского района, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-227-2010 по исковому заявлению прокурора Аларского района в интересах Российской Федерации, Иркутской области, муниципального образования «Аларский район» и неопределенного круга лиц к МДОУ Ангарский детский сад об обязании муниципального дошкольного образовательного учреждения Ангарский детский сад произвести расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду в виде выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух угольной котельной, оснащенной 2 котлами, расположенной в с. Ангарский Аларского района Иркутской области, и размещения отходов за период с 01.07.2007 г. по 01.07.2010 г. по форме утвержденной Приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 №204 «Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и предоставления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду» и предоставления данного расчета в Иркутское межрегиональное управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора в срок до 20.10.2010 года,

УСТАНОВИЛ :

Прокурор Аларского района в интересах Российской Федерации, Иркутской области, муниципального образования «Аларский район» и неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к МДОУ Ангарский детский сад об обязании муниципального дошкольного образовательного учреждения Ангарский детский сад произвести расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду в виде выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух угольной котельной, оснащенной 2 котлами, расположенной в с. Ангарский Аларского района Иркутской области, и размещения отходов за период с 01.07.2007 г. по 01.07.2010 г. по форме утвержденной Приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 №204 «Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и предоставления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду» и предоставления данного расчета в Иркутское межрегиональное управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора в срок до 20.10.2010 года.

В обоснование заявленного требования прокурор Аларского района указал на следующие обстоятельства.

Проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что МДОУ Ангарский д/с осуществляется выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух угольной котельной, оснащенной 2 котлами, расположенной в с. Ангарский Аларского района, Иркутской области.

Факт эксплуатации МДОУ Ангарский д/с данного объекта, являющегося источником выбросов вредных веществ в атмосферу, подтверждается материалами проверки, а именно информацией Прибайкальского управления Ростехнадзора от 14.04.2010, справкой о котельных, находящихся в Аларском районе от 08.07.2010, справкой о результатах проверки загрязнения атмосферного воздуха организациями на территории Аларского района.

Выбросы в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ, размещение отходов производства и потребления, в соответствии с ч. 2 ст.16 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон «Об охране окружающей среды»), относятся к видам негативного воздействия на окружающую среду.

Согласно ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным.

В силу ст. 28 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», ст. 23 Федерального закона от 24.06.98 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» за загрязнение окружающей природной среды выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и другие виды воздействия на него, за размещение отходов с юридических лиц взимается плата в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Письмом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор) от 12.02.2007 № 04-09/170 плательщики по окончании каждого отчетного периода (квартала) обязаны представлять в территориальные органы Ростехнадзора расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду по форме и в порядке, установленном действующим законодательством.

Из содержания Приказа Ростехнадзора от 05.04.2007 № 204 «Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду» следует, что расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду заполняется организациями, осуществляющими любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, осуществляющими на территории Российской Федерации выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, размещение отходов производства и потребления, облагаемые платой за негативное воздействие на окружающую среду. Плательщик производит исчисление и уплату платы отдельно по месту нахождения каждого стационарного объекта негативного воздействия, каждого объекта размещения отходов.

В соответствии с Приказом Ростехнадзора от 08.06.2006 № 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду» срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода устанавливается не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, которым признается календарный квартал.

В соответствии с п. 1 Методических рекомендаций по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов в атмосферный воздух, утвержденных приказом Ростехнадзора от 12.09.2007 № 626 (далее - Методические рекомендации), функции администраторов платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также установления порядка проверки представляемых плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух расчетов платы, применения единого порядка определения и внесения платы, а также правильности оформления и представления отчетности по плате, выполняют территориальные органы Ростехнадзора.

Из информации, представленной Иркутским межрегиональным управлением по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора 14.04.2010 № 22-2205, следует, что МДОУ Ангарский д/с не осуществляет плату за негативное воздействие на окружающую среду.

В соответствии с письмом Ростехнадзора от 04.09.2007 № 04-09/1239 «О расчете платы за размещение» плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется за весь объем фактически хранящихся на конец отчетного периода отходов, в том числе и за отходы, находящиеся на временном хранении, по которым не представлены документы, подтверждающие использование в течение трех лет, а также за количество отходов, захороненных на объекте размещения отходов в отчетном периоде.

Исходя из положений главы II Методических рекомендаций, плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду являются в том числе юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Обязанность по уплате платы за негативное воздействие на окружающую среду возникает независимо от видов осуществляемой деятельности (производственная, непроизводственная или иная сфера) в случае оказания негативного воздействия на окружающую среду в виде выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. В случае заключения договора аренды источника (объекта) негативного воздействия, плательщиком платы является лицо, фактически эксплуатирующее такой источник (объект) и оказывающее, тем самым, негативное воздействие на окружающую среду.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду - это индивидуально-возмездный платеж, взимаемый с юридических лиц во исполнение их обязательства (обязанности) по компенсации негативного воздействия на окружающую среду, производимого в результате хозяйственной или иной деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.

В соответствии с требованиями ст.ст. 51, 57, 62 Бюджетного кодекса Российской Федерации плата за негативное воздействие подлежит зачислению в федеральный бюджет по нормативу 20 процентов; в бюджет Иркутской области по нормативу 40 процентов; в бюджет МО «Аларский район» по нормативу 40 процентов.

Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» атмосферный воздух является объектом охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности. К основным принципам охраны окружающей среды, в соответствии со ст. 3 указанного Федерального закона, в частности, относятся: платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду.

Поскольку плата за негативное воздействие на окружающую среду должна быть внесена после произведенного МДОУ Ангарский д/с расчета такой платы и его представления в Иркутское межрегиональное управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора, своим бездействием, выразившемся в том, что МДОУ Ангарский д/с» не произвело расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду, нарушены интересы Российской Федерации, Иркутской области, МО «Аларский район». Данное нарушение заключается в том, что бюджеты Российской Федерации, Иркутской области и МО «Аларский район» не дополучают суммы, являющиеся статьей формирования соответствующих бюджетов. В связи с чем, Российская Федерация, Иркутская область и МО «Аларский район» не имеют возможности направлять данные денежные средства, носящие компенсационный характер, на восстановление окружающей среды, выполнение природоохранных мероприятий. Кроме того, бездействие по расчету платы за негативное воздействие на окружающую среду и, как следствие, ее невнесение является также нарушением требований федерального законодательства, предписывающего обязательность внесения данной платы.

Исковое заявление подано также в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, которые заключаются в следующем.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде. Осуществляя выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, размещение отходов, МДОУ Ангарский д/с оказывает негативное воздействие на окружающую среду. Не производя расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду и не внося такую плату, ответчик препятствует реализации таких принципов охраны окружающей среды, как обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности, чем нарушает вышеуказанные права граждан.

В силу ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанностей в натуре.

Согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В соответствии со ст. 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из экологических правоотношений, подведомственны судам общей юрисдикции.

В своем отзыве на исковое заявление прокурора Аларского района третье лицо на стороне истца - представитель Прибайкальского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО1 полностью поддержала исковые требования прокурора Аларского района и просила обязать муниципальное дошкольное образовательное учреждение Ангарский детский сад произвести расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду в виде выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух угольной котельной, оснащенной 2 котлами, расположенной в с. Ангарский Аларского района Иркутской области, и размещения отходов за период с 01.07.2007 г. по 01.07.2010 г. по форме утвержденной Приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 №204 «Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и предоставления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду» и предоставить данный расчет в Иркутское межрегиональное управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора в срок до 20.10.2010 года.

В судебном заседании помощник прокурора Аларского района Хандархаева О.М. полностью поддержала заявленное требование и просила суд удовлетворить его по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель третьего лица на стороне истца- Прибайкальского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в судебное заседание не явилась, направила в адрес суда заявление о рассмотрении дела в её отсутствие.

Ответчик - заведующая МДОУ Ангарский детский сад Сахаровская Л.Н., в судебное заседание не явилась, также направила в адрес суда заявление о рассмотрении дела в её отсутствие, и признании исковых требований прокурора в полном объеме.

Суд, заслушав помощника прокурора, исследовав в судебном заседании письменные материалы дела, находит исковые требования подлежащими полному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

Признание исковых требований прокурора Аларского района ответчиком - заведующей МДОУ Ангарский детский сад Сахаровской Л.Н. не противоречит закону, правам и охраняемым законом интересам других лиц, что является основанием для его принятия судом.

В соответствии с ч. 3 ст. 173 ГПК РФ признание иска ответчиком и принятие его судом, является основанием для принятия решения об удовлетворении заявленных истцом требований.

Доводы исковых требований подтверждаются показаниями помощника прокурора Хандархаевой О.М., а также исследованными в судебном заседании представленными суду письменными доказательствами.

Представленные суду письменные доказательства суд находит допустимыми и не вызывающими сомнений в своей достоверности.

В связи с чем, суд находит исковые требования прокурора Аларского района законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению по вышеизложенным основаниям.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

  1. Исковое заявление прокурора Аларского района прокурора Аларского района в интересах Российской Федерации, Иркутской области, муниципального образования «Аларский район» и неопределенного круга лиц к МДОУ Ангарский детский сад удовлетворить полностью.

2. Обязать муниципальное дошкольное образовательное учреждение Ангарский детский сад произвести расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду в виде выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух угольной котельной, оснащенной 2 котлами, расположенной в с. Ангарский Аларского района Иркутской области, и размещения отходов за период с 01.07.2007 г. по 01.07.2010 г. по форме утвержденной Приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 №204 «Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и предоставления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду» и предоставить данный расчет в Иркутское межрегиональное управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора в срок до 20.10.2010 года.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Аларский районный суд в течение 10 суток со дня вынесения.

Судья

Аларского районного суда Н.В. Шохонова