РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ п. Кутулик «25» октября 2010 года Аларский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Шохоновой Н.В., при секретаре Раднаевой Н.С., с участием помощника прокурора Аларского района Хандархаевой О.М., действующей на основании удостоверения ТО Номер обезличен и поручение прокурора Аларского района, ответчика - индивидуального предпринимателя Дидигуровой А.К., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-298/2010 по исковому заявлению прокурора Аларского района в интересах неопределенного круга лиц к ИП Дидигурова А.К., об обязании индивидуального предпринимателя Дидигуровой А.К. установить при входе в магазин «...», расположенный по адресу ..., ..., пандус для беспрепятственного доступа инвалидов, УСТАНОВИЛ: Прокурор Аларского района обратился в Аларский районный суд с иском об обязании индивидуального предпринимателя Дидигуровой А.К. установить при входе в магазин «...», расположенный по адресу ..., ..., пандус для беспрепятственного доступа инвалидов. В обоснование заявленного требования указал на следующие обстоятельства. Прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в части создания условий инвалидам для беспрепятственного доступа к магазину «...», расположенный по адресу ..., .... В ходе проверки установлено, что при входе в магазин «...» отсутствуют пандусы для беспрепятственного доступа инвалидов. Здание магазина «...», расположенного по адресу: ..., ..., ..., находится в собственности Дидигуровой А.К., однако свидетельство о государственной регистрации права собственности в установленном порядке не получено. Согласно Конвенции о правах инвалидов в целях наделения инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места. Как установлено ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Согласно ст. 2 Градостроительного кодекса РФ одним из принципов градостроительной деятельности является обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения. В соответствии со ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). Согласно ст. 1 Градостроительного кодекса РФ под инженерной, транспортной и социальной инфраструктурами понимается комплекс сооружений и коммуникаций транспорта, связи, инженерного оборудования, а также объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения, обеспечивающий устойчивое развитие и функционирование поселений и межселенных территорий. Допущенные нарушения федерального законодательства нарушают права неопределенного круга инвалидов на беспрепятственный доступ в магазин «...», на обеспечение равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских прав, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. Количество инвалидов, права которых нарушены отсутствием пандуса в магазине «...», не является постоянным и в силу различных причин меняется в период незаконных действий ИП Дидигуровой А.К., в связи, с чем конкретные лица не могут быть определены. Кроме того, настоящее заявление прокурора направлено не только на устранение нарушений закона, уже допущенных данными субъектами предпринимательской деятельности, но также и на защиту интересов лиц, права которых могут быть нарушены в будущем, круг таких лиц точно определен быть не может. Одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (ст. 12 Гражданского кодекса РФ). В соответствии со ст. 32 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» споры по вопросам установления инвалидности, реализации индивидуальных программ реабилитации инвалидов, предоставления конкретных мер социальной защиты, а также споры, касающиеся иных прав и свобод инвалидов, рассматриваются в судебном порядке. В силу ч.1 ст.21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора за исполнением законов являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, органами местного самоуправления, их должностными лицами; соответствие законам издаваемых ими правовых актов. В соответствии с ч.3 ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства. Согласно ч. 2 ст. 4 ГПК РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, гражданское дело может быть возбуждено по заявлению лица, выступающего от своего имени в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица, неопределенного круга лиц или в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Статьей 45 ГПК РФ закреплено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц, при этом данная статья не содержит условий для прокурора при обращении в суд в защиту неопределенного круга лиц. Согласно ч. ч. 1 и 3 ст. 22 ГПК РФ судам общей юрисдикции подведомственны исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов. Ст. 52 АПК РФ содержит исчерпывающий перечень категорий споров, за разрешением которых прокурор может обратиться в арбитражный суд, при этом дела по заявлениям прокурора в интересах неопределенного круга лиц, в том числе возникающие из отношений о социальной защите инвалидов, в этом перечне не указаны. В связи с указанным, иски прокурора в интересах неопределенного круга лиц подлежат рассмотрению судами общей юрисдикции. В судебном заседании помощник прокурора Хандархаева О.М. полностью поддержала заявленные исковые требования и просит суд удовлетворить их в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Ответчик Дидигурова А.К. в судебном заседании исковые требования истца признала и показала суду, что в настоящее время ею принимаются меры к устранению нарушения закона. Суд, заслушав помощника прокурора, ответчика, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах гражданского дела, находит заявленные исковые требования, подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям. В силу ст. 39 ГПК РФ, ответчик вправе признать иск. Суд считает, что в данном случае следует принять признание иска ответчиком, т.к., это не противоречит закону и не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц. В соответствии со ст. 2 Градостроительного Кодекса РФ основным принципом градостроительной деятельности является обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения. Согласно ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). Согласно Строительным нормам и правилам 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 года №73 при новом проектировании и реконструкции общественных, жилых и промышленных зданий следует, как правило, предусматривать для инвалидов и граждан других маломобильных групп населения условия жизнедеятельности, равные с остальными категориями населения. Согласно п. 3.9, указанных СНиП лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема. В судебном заседании установлено, что в здании магазина «...», принадлежащего ИП Дидигуровой А.К. отсутствует пандус, указанное подтверждается актом проверки от 01.09.2010 года, в связи с чем, нарушаются права неопределенного круга инвалидов, закрепленные в законодательстве Российской Федерации на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры. Таким образом, суд признает требования прокурора законными и обоснованными, прокурор правомерно просит обязать ИП Дидигурова А.К. установить пандус для беспрепятственного доступа инвалидов и указанное требование подлежит удовлетворению. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Решение может быть обжаловано в течение 10 суток со дня составления мотивированного решения в окончательной форме в Иркутский областной суд через Аларский районный суд. Судья Аларского районного суда Н.В. Шохонова