РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ п. Кутулик «19» октября 2010 года Аларский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Шапхаевой Н.Ю., с участием помощника прокурора Аларского района Хандархаевой О.М., действующей на основании удостоверения ТО Номер обезличен, секретаря судебного заседания Раднаевой Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Аларского района в интересах неопределенного круга лиц об обязании администрации муниципального образования «Аларь» обеспечить с. Аларь прицепной пожарной мотопомпой, УСТАНОВИЛ: Прокурор Аларского района обратился в Аларский районный суд с иском в интересах неопределенного круга лиц об обязании администрации муниципального образования «Аларь» обеспечить с. Аларь прицепной пожарной мотопомпой. В обоснование заявленного требования прокурор указал на следующие обстоятельства. Статьей 2 Конституции РФ установлено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека являются обязанностью государства. Граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара (ст. 34 Федерального закона «О пожарной безопасности»). В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О пожарной безопасности» пожарной безопасностью является состояние защищенности личности, имущества и государства от пожаров. Требованиями пожарной безопасности являются условия технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами. Нарушением требований пожарной безопасности является невыполнение требований пожарной безопасности. Пунктом 31 Приказа МЧС РФ от 18.06.2003 № 313 «Об утверждении правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ-01-03)» (далее - ППБ -01-03) установлено, что сельские населенные пункты, садоводческие товарищества и дачно-строительные кооперативы с количеством усадеб (участков) не более 300 для целей пожаротушения должны иметь переносную пожарную мотопомпу, с количеством усадеб (участков) от 300 до 1000 - прицепную пожарную мотопомпу, а с количеством усадеб (участков) свыше 1000 - не менее двух прицепных пожарных мотопомп. Согласно информации ОГПН Аларского района в муниципальном образовании «Аларь» с количеством усадеб (участков) свыше 300 в нарушение п. 31 ППБ-01-03 отсутствуют прицепные пожарные мотопомпы. Нарушение вышеуказанных требований пожарной безопасности создает угрозу жизни для неопределенного круга лиц при возникновении чрезвычайных ситуаций - пожаров в населенных пунктах муниципального образования, а также их распространения. Согласно п.9 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к вопросам местного значения населения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. В соответствии со ст. 38 Федерального закона «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут руководители органов местного самоуправления. В соответствии со ст. 36 и 37 Федерального закона от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" высшим должностным лицом муниципального образования, наделенным уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, является глава муниципального образования. Кроме того, в муниципальных образованиях действует местная администрация как орган муниципального образования, наделенная уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ. Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия. Таким образом, обязанность соблюдения требований пожарной безопасности, в том числе по обеспечению населенных пунктов с количеством усадеб (участков) не более 300 переносной пожарной мотопомпой, должна быть исполнена администрацией муниципального образования «Аларь». Гражданским законодательством установлено, что одним из способов защиты является присуждение к исполнению обязанности (ст. 12 ГК РФ). Согласно ч. 2 ст. 45 ГПК РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, гражданское дело может быть возбуждено по заявлению лица, выступающего от своего имени в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица, неопределенного круга лиц или в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, муниципальных образований. В силу п.4 ст.27, п.3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства. В судебном заседании помощник прокурора Хандархаева О.М. полностью поддержала заявленные требования и просит суд удовлетворить их в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении. Представитель муниципального образования «Аларь», извещенная надлежащим образом о месте, времени и дате судебного заседания, в судебное заседание не явилась, представила заявление, в котором просит рассмотреть данное гражданское дело в их отсутствие, с требованиями прокурора Аларского района согласна в полном объеме. Суд, заслушав помощника прокурора, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах гражданского дела, находит заявленные требования, подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям. В силу ст. 39 ГПК РФ, ответчик вправе признать иск. Суд считает, что в данном случае следует принять признание иска ответчиком, т.к., это не противоречит закону и не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц. Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения первичных мер пожарной безопасности, в границах муниципальных образований определяются Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Федеральным законом от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Согласно ст. 1 ФЗ «О пожарной безопасности» под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров. В соответствии со ст. 19 ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления. В соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. В силу ст. 2 данного Закона вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. Согласно требованиям ст. 14 данного Закона к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. Из анализа вышеуказанных нормативно-правовых норм, суд приходит к выводу, что обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения относятся к вопросам местного значения, соответственно, являются обязательными к исполнению органами местного самоуправления за счет собственных средств местных бюджетов. В силу ст. 20 ФЗ «О пожарной безопасности» нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов по пожарной безопасности. Нормативное регулирование в области пожарной безопасности - установление уполномоченными государственными органами в нормативных документах обязательных для исполнения требований пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности. Требования по обеспечению первичных мер пожарной безопасности установлены в Правилах пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 г. В силу «Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868 - МЧС России в пределах своей компетенции издает нормативные правовые акты и иные документы по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, осуществляет контроль за их исполнением, а также принимает по указанным вопросам решения, обязательные для исполнения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями. Согласно п.1 Правил пожарной безопасности в РФ, утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 года №313 настоящие Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (далее - ППБ-01-03) устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее - граждане) в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. Пунктом 31 Приказа МЧС РФ от 18.06.2003 № 313 «Об утверждении правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ-01-03)» (далее - ППБ -01-03) установлено, что сельские населенные пункты, садоводческие товарищества и дачно-строительные кооперативы с количеством усадеб (участков) не более 300 для целей пожаротушения должны иметь переносную пожарную мотопомпу, с количеством усадеб (участков) от 300 до 1000 - прицепную пожарную мотопомпу, а с количеством усадеб (участков) свыше 1000 - не менее двух прицепных пожарных мотопомп. Согласно информации ОГПН Аларского района в муниципальном образовании «Аларь» с количеством усадеб (участков) свыше 300 в нарушение п. 31 ППБ-01-03 отсутствуют прицепные пожарные мотопомпы. Нарушение вышеуказанных требований пожарной безопасности создает угрозу жизни для неопределенного круга лиц при возникновении чрезвычайных ситуаций - пожаров в населенных пунктах муниципального образования, а также их распространения. Таким образом, суд признает требования прокурора законными и обоснованными, прокурор правомерно просит обязать администрацию муниципального образования «Аларь» обеспечить с. Аларь прицепной пожарной мотопомпой и указанное требование подлежит удовлетворению. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение 10 дней со дня его оглашения через Аларский районный суд. Судья Аларского районного суда Н.Ю. Шапхаева