Об обязании МО `Маниловск` обеспечить доступ к информации о деятельности, путем создания официального сайта в сети `Интернет`



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Кутулик                          03 июня 2011года

Аларский районный суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Шохоновой Н.В., при секретаре судебного заседания Желтухиной Е.Ю.,

с участием помощника прокурора Аларского района Николаевой А.П., действующей на основании удостоверения ТО <Цифры изъяты> и поручения прокурора, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-185/2011 по исковому заявлению прокурора Аларского района в интересах неопределенного круга лиц об обязании администрации муниципального образования «Маниловск» обеспечить доступ к информации о деятельности администрации МО «Маниловск» путем создания официального сайта в сети «Интернет», либо размещения информации о своей деятельности на официальном сайте Иркутской области или муниципального образования «Аларский район», в срок до ДД.ММ.ГГГГ,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Аларского района обратился в Аларский районный суд с иском об обязании администрации муниципального образования «Маниловск» обеспечить доступ к информации о деятельности администрации МО «Маниловск» путем создания официального сайта в сети «Интернет», либо размещения информации о своей деятельности на официальном сайте Иркутской области или муниципального образования «Аларский район», в срок до <Цифры изъяты>. В обоснование заявленного требования указал на следующие обстоятельства.

Прокуратурой Аларского района проведена проверка исполнения законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности администрации МО «Маниловск», в ходе которой были выявлены следующие нарушения.

Как установлено ст.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

В силу требований ст.8 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» граждане вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. Не может быть ограничен доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну). Органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», к информации о своей деятельности. Лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения.

В соответствии с п.2 ст.6 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее - Закон) доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления может обеспечиваться путем размещения органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети Интернет.

Согласно ч.1 ст. 10 Закона органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть Интернет, в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети Интернет, указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района.

Под информацией о деятельности органов местного самоуправления понимается информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий органами местного самоуправления или организациями, подведомственными органам местного самоуправления, либо поступившая в указанные органы и организации. К информации о деятельности органов местного самоуправления относятся также муниципальные правовые акты, устанавливающие структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности указанных органов и организаций, иная информация, касающаяся их деятельности. Официальный сайт органа местного самоуправления - сайт в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащий информацию о деятельности органа местного самоуправления, электронный адрес которого включает доменное имя, права на которое принадлежат органу местного самоуправления (ст. 1 Закона).

К числу основных принципов обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления ст.4 Закона относит открытость и доступность информации о деятельности органов местного самоуправления; достоверность информации о деятельности органов местного самоуправления и своевременность ее предоставления; свободу поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности органов местного самоуправления любым законным способом.

Вместе с тем, проверкой установлено, что администрацией МО «Маниловск» в нарушение вышеуказанных требований законодательства официальный сайт в сети «Интернет» не создан, информацию о своей деятельности на иных сайтах в сети «Интернет» данный орган местного самоуправления не размещает.

Несоблюдение администрацией МО «Маниловск» названных требований законодательства нарушает права граждан на доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления. Круг лиц, права которых нарушаются, определить точно невозможно, в связи, с чем прокурор обращается в защиту прав неопределенного круга лиц.

Частью 1 ст.23 Закона установлено, что решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления, нарушающие право на доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления, могут быть обжалованы в суд.

Согласно ч.3 ст.24 Закона надзор за исполнением органами местного самоуправления, их должностными лицами настоящего Федерального закона осуществляют органы прокуратуры Российской Федерации.

В соответствии со ст.2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ч. 4 ст.29 Конституции Российской Федерации).

Одним из способов защиты права является присуждение к исполнению обязанности в натуре (ст. 12 ГК РФ).

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу ст.ст.27, 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.

В судебном заседании помощник прокурора Николаева А.П. полностью поддержала заявленные исковые требования и просит суд удовлетворить их в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель МО «Маниловск» Караськова Р.Ф. извещенная надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, представила заявление, в котором просит рассмотреть гражданское дело по исковому заявлению прокурора в её отсутствие, с заявленными требованиями согласилась в полном объеме.

Суд, заслушав помощника прокурора, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах гражданского дела, находит заявленные исковые требования, подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

Согласно ст. 39 ГПК РФ, ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

Признание исковых требований ответчиком не противоречит закону, правам и охраняемым законом интересам других лиц, что является основанием для его принятия судом.

В соответствии с ч. 3 ст. 173 ГПК РФ признание иска ответчиком и принятие его судом, является основанием для принятия решения об удовлетворении заявленных истцом требований.

Согласно статье 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право свободно выражать свое мнение. Это право включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ.

Согласно ст.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ под информацией понимает сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.

Право на доступ к информации предполагает, что граждане и организации вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных данным Федеральным законом и другими федеральными законами. Не может быть ограничен доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну). Органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», к информации о своей деятельности.

С 1 января 2010 года вступил в силу Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", который в статье 8 предусматривает право пользователей информации получать достоверную информацию и не обосновывать необходимость получения запрашиваемой информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, доступ к которой не ограничен.

Информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления - это информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий государственными органами, их территориальными органами, органами местного самоуправления или организациями, подведомственными государственным органам, органам местного самоуправления либо поступившая в указанные органы и организации (статья 1).

Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения (часть 5 статьи 8).

Таким образом, законодательство Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации представляет пользователям информации право не обосновывать необходимость получения запрашиваемой информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, доступ к которой не ограничен.

Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ в статье 10, регулируя организацию доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещаемой в сети Интернет, предусматривает, что государственные органы, органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть Интернет, в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети Интернет, указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района.

В судебном заседании установлено, что администрацией МО «Маниловск» в нарушение вышеуказанных требований законодательства, официальный сайт в сети «Интернет» не создан, информацию о своей деятельности на иных сайтах в сети «Интернет» данный орган местного самоуправления не размещает, указанное подтверждается ответом на запрос главы администрации МО «Маниловск» от 28.04.2011 года.

Допущенные нарушения федерального законодательства нарушают права неопределенного круга лиц на доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

В соответствии со ст.ст. 1, 2, 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Способы защиты гражданских прав изложены в ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. В их число входит присуждение к исполнению обязанности в натуре.

Таким образом, суд признает требования прокурора законными и обоснованными, прокурор правомерно просит обязать администрацию муниципального образования «Маниловск» обеспечить доступ к информации о деятельности администрации МО «Маниловск» путем создания официального сайта в сети «Интернет», либо размещения информации о своей деятельности на официальном сайте Иркутской области или муниципального образования «Аларский район» и указанное требование подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

  1. Исковые требования прокурора Аларского района удовлетворить полностью.
  2. Обязать администрацию муниципального образования «Маниловск» обеспечить доступ к информации о деятельности администрации МО «Маниловск» путем создания официального сайта в сети «Интернет», либо размещения информации о своей деятельности на официальном сайте Иркутской области или муниципального образования «Аларский район», в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в течение 10 суток, со дня вынесения мотивированного решения в окончательной форме, в Иркутский областной суд через Аларский районный суд.

Судья

Аларского районного суда             Н.В. Шохонова