РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ п. Кутулик 13 января 2011 года Аларский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Шохоновой Н.В., при секретаре судебного заседания Васиченко О.П.,с участием помощника прокурора Аларского района Дарханова С.В., представившего удостоверение <Цифры изъяты> и поручение прокурора Аларского района, представителя ответчика - администрации МО «Аларский район» Остриковой Т.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-87/2011 по исковому заявлению прокурора Аларского района в интересах в интересах неопределённого круга лиц к администрации муниципального образования «Аларский район», Министерству образования Иркутской области, Министерству финансов Иркутской области об обязании организовать подвоз детей, проживающих в д. Шастино, д. Бурятский, д. Вершина Аларского района, к месту обучения - МОУ Зонская средняя общеобразовательная школа с использованием транспортных средств, отвечающих требованиям государственного стандарта РФ ГОСТ Р 51160-98 «Автобусы для перевозки детей. Технически требования», введенного в действие Постановление Госстандарта РФ от 1 апреля 1998 г. № 101 в срок до 25 августа 2011 года, УСТАНОВИЛ: Прокурор Аларского района обратился в суд в защиту интересов неопределённого круга лиц к администрации МО «Аларский район» об обязании администрации муниципального образования «Аларский район» организовать подвоз детей, проживающих в д. Шастино, д. Бурятский, д. Вершина Аларского района, к месту обучения - МОУ Зонская СОШ с использованием транспортных средств, отвечающих требованиям государственного стандарта РФ ГОСТ Р 51160-98 «Автобусы для перевозки детей. Технически требования», введенного в действие Постановление Госстандарта РФ от 1 апреля 1998 г. № 101. В обоснование заявленных исковых требований прокурор указывает на следующие обстоятельства. Прокуратурой района проведена проверка соблюдения градостроительного законодательства администрацией МО «Аларский район» и установлено следующее. Прокуратурой Аларского района в ходе проведения проверки исполнения законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних при осуществлении подвоза детей в МОУ Зонская СОШ в целях реализации ими права на получение доступного бесплатного образования установлено, что перевозки детей осуществляются на автомобильном транспорте, не оборудованном в соответствии с требованиями действующего законодательства. Статьей 43 Конституции РФ установлено, что каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. В соответствии с п.3 ст.2 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (далее - Закон) к принципам государственной политики в области образования относится общедоступность образования. В целях реализации права детей на получение общедоступного и бесплатного общего образования на территории МО «Аларский район» организован их подвоз к образовательным учреждениям, в виду принятия решения администрацией МО «Аларский район» о реорганизации МОУ Волынская ООШ и отсутствия средних общеобразовательных учреждений на территории д.Шастино, д.Бурятский и д.Вершина Аларского района. Конституцией РФ установлено, что каждый имеет право на охрану жизни и здоровья. В нарушение требований действующего законодательства автомобильный транспорт, используемый для подвоза детей в МОУ Зонская СОШ, не отвечает требованиям безопасности при их перевозке, установленных действующим законодательством. Из объяснения директора МОУ Зонская СОШ следует, что в данном образовательном учреждении обучается 19 человек, проживающие на территории д.Шастино, д.Бурятский, д.Вершина Аларского района. В МОУ Зонская СОШ имеется автобус марки КАВЗ - 397620, на котором осуществляется подвоз детей из данных населенных пунктов к месту обучения - МОУ Зонская СОШ. В ходе проверки данного транспортного средства, установлено, что автобус требованиям ГОСТа не соответствует. Так, в нарушение п.4.5.15 ГОСТа в каждом поперечном ряду сидений отсутствуют сигнальные кнопки «просьба об остановке», п.4.5.17 - рабочее место водителя не оборудовано внутренней и наружной автомобильной громкоговорящей установкой, п.4.5.19 - сзади автобуса отсутствует знак «Перевозка детей», п.4.5.20 - на наружных боковых сторонах кузова отсутствуют контрастные надписи «Дети», п.4.5.24 - кузов автобуса окрашен в белый цвет. В результате использования транспортного средства, не отвечающего требованиям ГОСТа, нарушаются права несовершеннолетних детей на охрану их жизни и здоровья, создается угроза причинения вреда их жизни и здоровью. Количество несовершеннолетних, права которых нарушены в результате использования транспортного средства, не отвечающего требованиям ГОСТа, не является постоянным и в силу различных причин меняется, в связи с чем конкретные лица не могут быть определены. Кроме того, настоящее заявление прокурора направлено не только на устранение уже допущенных нарушений закона, но также и на защиту интересов лиц, права которых могут быть нарушены в будущем, круг таких лиц точно определен быть не может. Прокурор Аларского района уточнил исковые требования и указал, что согласно п. 6.1 ст.29 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», п. 13 ч.2 ст.26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования относится обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 31 Закона к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в сфере образования относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам. Согласно п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения муниципального района относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам. Таким образом, полномочиями по обеспечению конституционного права граждан на получение бесплатного и общедоступного образования и организации его предоставления обладают как органы власти субъекта, так и местного самоуправления уровня муниципального района. Прокурор просит обязать администрацию МО «Аларский район», Министерство образования Иркутской области, Министерство финансов Иркутской области организовать подвоз детей к МОУ Зонская СОШ с использованием транспортных средств, отвечающих требованиям государственного стандарта РФ ГОСТ Р 51160-98 «Автобусы для перевозки детей. Технически требования», введенного в действие Постановление Госстандарта РФ от 1 апреля 1998 г. № 101 в срок до 25 августа 2011 года. В возражении на исковое заявление прокурора представитель ответчика, администрации МО «Аларский район» - Острикова Т.А. указала, что администрация МО «Аларский район» не может согласиться с доводами истца по следующим основаниям: 1) Вопросы образования на федеральном уровне урегулированы Законом Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 года N 3266-1, пунктом 3 статьи 5 которого установлено, что государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые. В соответствии со ст. 65 Бюджетного Кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального Закона от 20.08.2004 N 120-ФЗ) формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашением должно происходить в очередном финансовом году за счет средств соответствующих бюджетов. 2) пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона РФ "Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в области образования отнесена организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Согласно пункту 6.1 статьи 29 Закона Российской Федерации N 3266-1 "Об образовании" (в редакции Федерального Закона от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ), пунктам 13, 13.1, 14, 14.1 части 2 статьи 26.3 Федерального Закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции Федерального Закона от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ) в ведении субъектов Российской Федерации в области образования находятся: - обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными Законами субъекта Российской Федерации; 3) Общие вопросы образования в соответствии с подпунктом "е" статьи 72 Конституции Российской Федерации находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Исходя из этого на основании письма Министерства образовании и науки РФ от 21 марта 2006 г. №АФ-56/03 «О заключении соглашения по взаимодействию с субъектами Российской Федерации по реализации приоритетного национального проекта «Образование» были заключены соглашения между РФ и субъектами РФ. В частности, данные соглашения были заключены между Иркутской области и Министерством образования и науки РФ на 2006-2008 годы. А на 2009 -2010 годы в областном бюджете были предусмотрены бюджетные ассигнования на приобретение автобусов для государственных и муниципальных школ в сельской местности. 4) Транспортное средство - автобус КАВЗ -397620, действующий в МОУ Зонская СОШ, на котором осуществляют доставку учащихся, оборудован в соответствии с требованиями Госта и предназначением для перевозки людей. На тот период не предъявлялись требования ГОСТА по перевозки учащихся. Лишь Приказом Министерства образования и науки РФ от 5 июля 2006 года №183 «О реализации приоритетного национального проекта «Образование» по направлениям «Централизованная закупка автобусов для общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности» в 2006 году» были утверждены технические требования к закупаемым автобусам для перевозки учащихся. В результате этого только после этого стали приобретаться РФ и субъектами РФ автобусы, соответствующие требованиям Госта. 5). Переоборудование автобуса в целях подвоза учащихся в соответствии с Постановлением Госстандартом РФ от 1 апреля 1998 г. №101, требует финансовых вложений со стороны учредителя, что является нецелевым расходованием средств из местного бюджета, так как это не относится к содержанию зданий и коммунальных расходов, и, кроме этого, необходимо получить разрешение на переоборудование со стороны органов ГИБДД. Из содержания приведенных выше правовых норм следует, что федеральным законом разделены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по финансовому обеспечению образования. Так, на органы государственной власти субъектов Российской Федерации возложено финансовое обеспечение образовательного процесса, на органы местного самоуправления только финансирование расходов на содержание зданий и коммунальных расходов. А обязанность по организации подвоза детей с использованием транспортных средств, отвечающих требованиям государственного стандарта РФ ГОСТ Р51160-98 «Автобусы для перевозки детей. Технические требования», введенного в действие Постановлением Госстандарта РФ от 1 апреля 1998 г №101, связано с финансовым обеспечением образовательного и учебного процесса. Данные выводы подтверждаются отчетом о ходе реализации в 2006 году Программы социально-экономического развития Иркутской области на 2006-2010 годы, утвержденной Постановлением Законодательного собрания Иркутской области от 19 сентября 2007 г. №34/44-ЗС (далее Программа). Из данного отчета следует, что одной из основных задач в области образования, реализованной в 2006 году по данной Программе, является приобретение автотранспорта в рамках реализации проекта «Школьный автобус». Таким образом, анализ всех вышеизложенных правовых норм позволяет сделать вывод, что обязанности по финансовому обеспечению образовательного процесса, связанного с организацией общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования возлагаются на субъект РФ, на специально уполномоченный орган в сфере образования. Представитель ответчика, администрации МО «Аларский район» просит отказать в удовлетворении исковых требования прокурора в полном объеме. В судебном заседании помощник прокурора Аларского района Дарханов В.С. полностью поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении прокурора, и просил удовлетворить их. В дополнение пояснил, что транспортные расходы не входят в перечень объекта финансирования в порядке, предусмотренном ст. 29 ФЗ от 10.07.1992 г. «Об образовании», ст. 26.3 ФЗ от 06.10.1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Данный факт также находит свое отражение в Методических рекомендациях, разработанных Министерством финансов РФ, Министерством образования РФ, согласно которым транспортные услуги не включены в расходы на реализацию государственного стандарта общего образования. Представитель ответчика, администрации МО «Аларский район» - Острикова Т.В. в судебном заседании исковые требования прокурора не признала полностью и в дополнении к возражению от 12.10.2010 года пояснила суду, что исковые требования прокурора не подлежат удовлетворению по следующим основаниям. 1) Вопросы образования на федеральном уровне урегулированы Законом Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 года N 3266-1, пунктом 3 статьи 5 которого установлено, что государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые. В соответствии со ст. 65 Бюджетного Кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального Закона от 20.08.2004 N 120-ФЗ) формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашением должно происходить в очередном финансовом году за счет средств соответствующих бюджетов. 2)пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона РФ "Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в области образования отнесена организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным Согласно пункту 6.1 статьи 29 Закона Российской Федерации N 3266-1 "Об образовании" (в редакции Федерального Закона от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ), пунктам 13, 13.1, 14, 14.1 части 2 статьи 26.3 Федерального Закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции Федерального Закона от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ) в ведении субъектов Российской Федерации в области образования находятся: - обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации 3)Общие вопросы образования в соответствии с подпунктам "е" (общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта) статьи 72 Конституции Российской Федерации находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Исходя из этого на основании письма Министерства образовании и науки РФ от 21 марта 2006 г. №АФ-56/03 « О заключении соглашения по взаимодействию с - 2008 годы. А на 2009 -2010 годы в областном бюджете были предусмотрены бюджетные ассигнования на приобретение автобусов для государственных и муниципальных школ в сельской местности. 4) Транспортное средство - автобус КАВЗ -397620, действующий в МОУ Зонская СОШ, на котором осуществляют доставку учащихся, оборудован в соответствии с требованиями Госта и предназначением для перевозки людей. На тот период не предъявлялись требования ГОСТА по перевозки учащихся. Лишь Приказом Министерства образования и науки РФ от 5 июля 2006 года №183 «О реализации приоритетного национального проекта «Образование» по направлениям «Централизованная закупка автобусов для общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности» в 2006 году» были утверждены технические требования к закупаемым автобусам для перевозки учащихся. В результате только после этого стали приобретаться РФ и субъектами РФ автобусы, соответствующие требованиям Госта. 5) Переоборудование автобуса в целях подвоза учащихся в соответствии с Постановлением Госстандартом РФ от 1 апреля 1998 г. №101, требует финансовых вложений со стороны учредителя, что является нецелевым расходованием средств из местного бюджета, так как это не относится к содержанию зданий и коммунальных расходов, и, кроме этого, необходимо получить разрешение на переоборудование со стороны органов ГИБДД. Из содержания приведенных выше правовых норм следует, что федеральным законом разделены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по финансовому обеспечению образования. Так, на органы государственной власти субъектов Российской Федерации возложено финансовое обеспечение образовательного процесса, на органы местного самоуправления только финансирование расходов на содержание зданий и коммунальных расходов. А обязанность по организации подвоза детей с использованием транспортных средств, отвечающих требованиям государственного стандарта РФ ГОСТ Р51160-98 «Автобусы для перевозки детей. Технические требования», введенного в действие Постановлением Госстандарта РФ от 1 апреля 1998 г №101, связано с финансовым обеспечением образовательного и учебного процесса. Данные выводы подтверждаются отчетом о ходе реализации в 2006 году Программы социально-экономического развития Иркутской области на 2006-2010 годы, утвержденной Постановлением Законодательного собрания Иркутской области от 19 сентября 2007 г. №34/44-ЗС (далее Программа). Из данного отчета следует, что одной из основных задач в области образования, реализованной в 2006 году по данной Программе, является приобретение автотранспорта в рамках реализации проекта «Школьный автобус». Таким образом, анализ всех вышеизложенных правовых норм позволяет сделать вывод, что обязанности по финансовому обеспечению образовательного процесса, связанного с организацией общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования возлагаются на субъект РФ, на специально уполномоченный орган в сфере образования. Что касается закона Иркутской области от 17 октября 2007 года № 91-оз «О расчете нормативов финансирования муниципальных образовательных учреждений в Иркутской области» где не обозначены транспортные расходы приобретение автобусов для сельских образовательных учреждений только как напротив говорит о том, что финансовое обеспечение этих обязательств может осуществляться самостоятельно вне расходных обязательств, предусмотренных, например Законом Иркутской области о бюджете как начиная с 2009- 2010 годов. Что касается методических рекомендаций, разработанных Министерством финансов РФ, Министерством образования РФ от 07 октября 2003 года № 10-02-08, от 18 сентября 2003 года № 20-51-2839/20-01, согласно которым транспортные услуги не включены в расходы на реализацию государственного стандарта общего образования. Эти рекомендации являются всего лишь ориентиром для органов государственной власти субъекта РФ при предоставлении субвенций местным бюджетам на финансирование общеобразовательных учреждений в части реализации ими государственного стандарта общего образования. Денежные средства, закладываемые в бюджет Иркутской области по расходам для приобретения автобусов для государственных и муниципальных школ в сельских местностях лишний раз подтверждают, что в нашей области четко распределены полномочия органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по финансовому обеспечению образования. Исполнение требований прокурора заключаются в приобретении автобусов, которые должны соответствовать требованиям Госта или на крайний случай в переоборудовании имеющихся автобусов. В ходе судебного разбирательства было установлено, что даже переоборудование в настоящий момент невозможно, так как в Иркутской области нет специализированных органов, которые имеют лицензии для переоборудования данных транспортных средств. Из допроса свидетеля госинспектора ГИБДД Шиповалова было установлено, что в настоящее время выявленные нарушения на данном автобусе ни в коем случае не влияют на безопасность перевозки несовершеннолетних ( а именно кнопки, громкоговоритель, цвет, надпись «Зонская СОШ». Со стороны прокурора Аларского района не было предоставлено ни одного доказательства, о том, что финансирование рассматриваемых вопросов должно осуществляться с бюджета Аларского района. Из анализа судебной практики других субъектов РФ, например Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 19 апреля 2006 года № 64-Г06-6 и законодательство РФ следует, что оснований для удовлетворения заявленных требований прокурора Аларского района нет, администрация МО «Аларский район» является ненадлежам ответчиком. Ими представлены следующие нормативные правовые акты, которые подтверждают их доводы: Закон РФ «Об образовании», Конституция РФ, Бюджетный кодекс, Федеральный Закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" Законы Иркутской области от 17 декабря 2008 г. № 132-ОЗ, от 18 декабря 2009 г. 100/66-ОЗ, «Об областном бюджете на 2009 и 2010 года. Договор купли-продажи автомобиля от 30 декабря 2003 года между ООО Байкал Транс Сервис» и Управлением образования Усть-Ордынского Бурятского автономного округа Распоряжение главы администрации Усть-ордынского Бурятского автономного округа «О передаче автобусов» Письмо Министерства образовании и науки РФ от 21 марта 2006 г. №АФ-56/03 « О заключении соглашения по взаимодействию с субъектами Российской Федерации по реализации приоритетного национального проекта «Образование» были заключены соглашения между РФ и субъектами РФ. В частности, данные соглашения были заключены между Иркутской области и Министерством образования и науки РФ на 2006 - 2008 годы. Что касается отзывов Министерства финансов Иркутской области и Министерства образования Иркутской области - эти органы неправильно толкуют исковые требования прокурора Аларского района. Действительно, сам процесс организации подвоза детей к учебным заведениям ложится на плечи органов местного самоуправления, но приобретение автобусов, отвечающих требованиям ГОСТа, являются полномочиями органов государственной власти субъекта РФ в сфере образования, поэтому приобретение этих автобусов должно финансироваться с бюджета Иркутской области. Все это свидетельствует о том, что эти полномочия возложены на субъект РФ и исполняются ими. Саму организацию подвоза администрация МО «Аларский район» выполняет в полном объеме, т.е. предоставляет транспорт, приобретает ГСМ. Права несовершеннолетних на получение образования, ни каким образом не нарушены. Что касается приобретения транспортного средства или как минимум его переоборудования в соответствии с ГОСтом, то это полномочия Иркутской области. Представитель ответчика, администрации МО «Аларский район» считает, что доводы прокурора являются необоснованными, не соответствуют требованиям федерального и регионального законодательства, в связи с этим просила отказать в удовлетворении исковых требований прокурора в полном объеме. Представитель ответчика, Министерства образования Иркутской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в их отсутствие. В отзыве на исковое заявление прокурора Аларского района заместитель министра образования Иркутской области указал, что согласно пункту 6.1 статьи 29 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании», пункту 13 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в ведении субъектов Российской Федерации в области образования находится обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации. В соответствии с Законом Иркутской области от 11 октября 2007 года № 91-оз «О расчете нормативов финансирования муниципальных образовательных учреждений в Иркутской области» в составе расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды учитываются расходы: на приобретение учебников в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе; на приобретение учебно-наглядных пособий; на приобретение и обслуживание технических средств обучения, экранно-звуковых пособий, классных интерактивных досок, компьютерного и мультимедийного оборудования, используемых в образовательном процессе; на приобретение расходных материалов (дискеты, картриджи, аудио- и видеокассеты и т.д.), используемых в образовательном процессе; на текущие хозяйственные расходы, связанные с организацией и проведением учебного процесса (приобретение мела, маркеров, протирочного материала для классной доски, канцелярских чертежных и письменных принадлежностей, бумаги для ксероксов, принтеров, классных журналов, бланков учетной и отчетной документации, тонеров, кинопленки, грамот, похвальных листов); на расходы, связанные с проведением мероприятий с учащимися (олимпиады, интеллектуальные и творческие конкурсы, научно практические конференции школьников, смотры, выставки, спортивные соревнования, военно-полевые сборы). Кроме этого, согласно методическим рекомендациям, разработанным Министерством финансов Российской Федерации, Министерством образования Российской Федерации от "" октября 2003 года № 10-02-08, от 18 сентября 2003 № 20-51-2839/20-01, и направленным для использования органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при формировании проектов бюджетов субъектов Российской Федерации в части, касающейся предоставления субвенций местным бюджетам для финансового обеспечения расходов местных бюджетов на реализацию государственного стандарта общего образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях, транспортные услуги в расходы на реализацию государственного стандарта общего образования не включаются, В то же время пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона Российской Федерации «Об образовании» организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, отнесена к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в области образования. Таким образом, организация подвоза учащихся к образовательному учреждению является полномочием органов местного самоуправления муниципальных образований. Финансовое обеспечение транспортных услуг по доставке учащихся в муниципальные образовательные учреждения за счет средств областного бюджета может осуществляться вне расходных обязательств, предусмотренных Законом Иркутской области от 17 октября 2007 года № 91-оз «О расчете нормативов финансирования муниципальных образовательных учреждений в Иркутской области». Представитель Министерства образования Иркутской области считает необходимым организацию подвоза детей к месту обучения осуществлять за счет средств бюджета муниципального образования «Аларский район». Представитель ответчика, Министерства финансов Иркутской области - ФИО1 действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, просил рассмотреть дело без его участия, направив в адрес суда отзыв, в котором указал, что Министерство финансов Иркутской области не признает исковые требования в полном объеме. 1. Применение гражданско-правовой ответственности возможно при наличии условий, предусмотренных в законе. Министерство финансов Иркутской области не является участником в отношениях по организации подвоза детей к месту обучения, следовательно Министерство финансов Иркутской области не имеет каких-либо обязательств по соответствию транспортных средств требованиям государственного стандарта. Для наступления ответственности вследствие причинения вреда (деликтной ответственности) необходимо наличие состава правонарушения, включающего в себя следующие элементы: -наступление вреда; -противоправность поведения причинителя вреда; -причинная связь между противоправным поведением и возникшим вредом; -вина причинителя вреда. Материалами дела не доказано в чем заключается противоправное поведение Министерства финансов Иркутской области, причинная связь между противоправным поведением и причиненным вредом, а также не доказана вина Министерства финансов Иркутской области. 3. Согласно пункту 6.1 статьи 29 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании», пункту 13 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям субъектов Российской Федерации относится обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднею (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации. Представитель Министерства финансов Иркутской области также ссылается на Закон Иркутской области от 17 октября 2007 года № 91-оз «О расчете нормативов финансирования муниципальных образовательных учреждений в Иркутской области» и на методические рекомендации, разработанные Министерством финансов РФ и Министерством образования РФ от 07.10.2003 г. № 10-02-08, от 18.09.2003 г. № 20-51-2839/20-01 по предоставлению субвенций местным бюджетам для финансирования муниципальных общеобразовательных учреждений, в соответствии с которыми в расходы на реализацию государственного стандарта общего образования не включаются расходы на оплату транспортных услуг. Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона Российской Федерации «Об образовании» организация предоставления общедоступного и бесплатною начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, отнесена к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов. В то же время пунктом 11 статьи 15 и пунктом 13 статьи 16 Закона Российской Федерации от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, отнесена к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов. Таким образом, организация подвоза детей к месту обучения является полномочием органов местного самоуправления муниципальных образований и должна производиться за счет средств бюджета МО «Аларский район». Представитель ответчика просил отказать в удовлетворении исковых требований прокурора к Министерству финансов Иркутской области. Представитель Аларского районного отдела образования ФИО6, директор МОУ Зонская СОШ с исковыми требованиями прокурора к МО « Аларский район» не согласились, просили рассмотреть гражданское дело в их отсутствие. Выслушав доводы сторон, показания свидетеля, исследовав представленные по делу доказательства, суд приходит к следующему. В силу ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Статьей 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее Федеральный закон) установлены основные принципы обеспечения безопасности дорожного движения, включающие в себя приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности. В соответствии со ст.24 Федерального закона права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. В соответствии с п.22.9 Правил дорожного движения РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 г. №1090, перевозка детей допускается при условии обеспечения их безопасности с учетом особенностей конструкции транспортного средства. Организованная перевозка группы детей должна осуществляться в соответствии со специальными правилами в имеющих опознавательные знаки «Перевозка детей» автобусе или грузовом автомобиле с кузовом-фургоном, предназначенным для перевозки людей. Постановлением Госстандарта РФ от 1 апреля 1998г. №101 введен в действие государственный стандарт РФ ГОСТ Р51160-98 «Автобусы для перевозки детей. Технические требования» (далее - ГОСТ). Требования п.4.5.15 ГОСТа устанавливают, что в каждом поперечном ряду сидений должна быть предусмотрена сигнальная кнопка "Просьба об остановке", п.4.5.17 установлено, что рабочее место водителя должно быть оборудовано внутренней и наружной автомобильной громкоговорящей установкой, п.4.5.19 установлено, что спереди и сзади автобуса должен быть установлен знак «Перевозка детей», п.4.5.20 установлено, что на наружных боковых сторонах кузова должны быть нанесены контрастные надписи «Дети», п.4.5.24 установлено, что кузов автобуса должен иметь окраску желтого цвета. Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 28.11.2002 №44 введены в действие санитарно эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.4.2.1178-02 Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях (далее- Правила). Согласно п. 2.1.8. Правил транспортному обслуживанию подлежат обучающиеся сельских общеобразовательных учреждений, проживающие на расстоянии свыше 1 км от учреждения. Подвоз обучающихся осуществляется транспортом, предназначенным для перевозки детей. В судебном заседании установлено, что в нарушение требований действующего законодательства автомобильный транспорт, используемый для подвоза детей, проживающих на территории д. Шастино, д. Бурятский, д. Вершина Аларского района, к месту обучения - в МОУ Зонская средняя общеобразовательная школа, не соответствует требованиям безопасности при их перевозке. Так, в автобусе марки КАВЗ-397620, собственником которого является МОУ Зонская средняя общеобразовательная школа, на котором осуществляется подвоз детей к месту обучения, в нарушение п.4.5.15 ГОСТа в каждом поперечном ряду сидений отсутствуют сигнальные кнопки «Просьба об остановке», п.4.5.17 - рабочее место водителя не оборудовано внутренней и наружной автомобильной громкоговорящей установкой, п.4.5.19 - сзади автобуса отсутствует знак «Перевозка детей», п.4.5.20 - на наружных боковых сторонах кузова отсутствуют контрастные надписи «Дети», п.4.5.24 - кузов автобуса окрашен в белый цвет. Данные установленные обстоятельства подтверждаются актом проверки и осмотра транспортного средства от ДД.ММ.ГГГГ, произведенного помощником прокурора Аларского района ФИО2, инспектором ОГИБДД ОВД по Аларскому району ФИО4, водителем ТС ФИО5 (л.д. 6); письменным объяснением от ДД.ММ.ГГГГ директора МОУ Зонская СОШ ФИО3; свидетельством о регистрации ТС <Адрес изъят>, согласно которому собственником автобуса <Данные изъяты> является Зонская средняя школа (л.д. 8); Кроме того, директор МОУ Зонская СОШ ФИО3 в судебном заседании показала, что автобус <Данные изъяты>, принадлежащий школе, может перевозить детей, так как они самостоятельно установили ремни безопасности. На автобусе со всех сторон написано «Дети». У автобуса нет только кнопок оповещения, сигнализации и цвет автобуса не соответствует ГОСТу. Автобус перевозит 19 детей из д. Шастино, д. Бурятский, д. Вершина. Расстояние до школы - 32 км в одну сторону. Оплату за ГСМ осуществляют следующим образом: 50% возмещает администрация МО «Аларский район», 50% - возмещают родители. Свидетель ФИО4 показал, что автобус КАВЗ, принадлежащий МОУ Зонская СОШ, соответствует техническим требованиям. Считает, что выявленные недочеты не влияют на безопасность детей при их перевозке. Доводы представителя ответчика, администрации МО «Аларский район» о том, что переоборудование автобуса в соответствии с Постановлением Госстандарта от 01.04.1998 г. № 101 является нецелевым расходованием средств из местного бюджета, так как это не относится к содержанию зданий и коммунальных расходов, не основаны на законе. Так, согласно ч. 3 ст. 5 Закона РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (далее - Закон об образовании) (с изменениями от 29.12.2010 г.) государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований и устанавливаемых в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона образовательных стандартов и требований, если образование данного уровня гражданин получает впервые, в порядке, предусмотренном указанным Законом. Требования ч. 3 ст. 19 Закона устанавливают, что общее образование является обязательным. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 31 Закона к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в сфере образования относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам. Аналогичная норма содержится в п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Согласно пункту 6.1 статьи 29 Закона об образовании», пункту 13 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (с изменениями от 28.12.2010 г.) к полномочиям субъектов Российской Федерации относится обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднею (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации. Во исполнение указанных законов 17 октября 2007 г. был принят Закон Иркутской области № 91-оз "О расчете нормативов финансирования муниципальных образовательных учреждений в Иркутской области" (с изменениями от 19 июля 2010 г.), согласно которому в составе расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды учитываются расходы: - на приобретение учебников в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе; - на приобретение учебно-наглядных пособий; - на приобретение и обслуживание технических средств обучения, экранно-звуковых пособий, классных интерактивных досок, компьютерного и мультимедийного оборудования, используемых в образовательном процессе; - на приобретение расходных материалов (дискеты, картриджи, аудио- и видеокассеты и т.д.), используемых в образовательном процессе; - на текущие хозяйственные расходы - связанные с организацией и проведением учебного процесса (приобретение мела, маркеров, протирочного материала для классной доски, канцелярских чертежных и письменных принадлежностей, бумаги для ксероксов, принтеров, классных журналов, бланков учетной и отчетной документации, тонеров, кинопленки, грамот, похвальных листов); - на расходы, связанные с проведением мероприятий с учащимися (олимпиады, интеллектуальные и творческие конкурсы, научно-практические конференции школьников, смотры, выставки, спортивные соревнования, военно-полевые сборы) (п. 3 Приложения). В соответствии с методическими рекомендациями, разработанными Министерством финансов РФ и Министерством образования РФ от 07.10.2003 г. № 10-02-08, от 18.09.2003 г. № 20-51-2839/20-01 по предоставлению субвенций местным бюджетам для финансирования общеобразовательных учреждений в части реализации ими государственного стандарта общего образования, в расходы на реализацию государственного стандарта общего образования не включаются расходы на оплату транспортных услуг (п. 4). Кроме того, п. 11 ст. 15 и п. 13 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (с изменениями от 29.12.2010 г.) организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, относится к вопросам местного значения муниципального района. В понятие «финансовое обеспечение образовательного процесса», возложенного на органы власти субъектов Российской Федерации, не включаются расходы на переоборудование автобуса в соответствии с требованиями ГОСТа. Расходы на переоборудование автобуса относится к понятию «организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам», отнесенного законом к вопросам местного значения муниципального района. Соответственно суд соглашается с доводами представителей Министерства образования Иркутской области, Министерства финансов Иркутской области о том, что иск прокурора, направленный к ним, не подлежит удовлетворению. Доводы представителя ответчика, администрации МО «Аларский район» о том, что Иркутская область, приобретая автобусы для сельских школ, должна нести расходы по его переоборудованию, также не основаны на законе, так как в судебном заседании установлено, и ответчик не оспаривает этого факта, что Усть-Ордынским Бурятским автономным округом закупленный автобус передан в собственность МОУ Зонская СОШ. Соответственно, бремя содержания имущества должен нести собственник имущества, а не Министерство образования Иркутской области или Министерство финансов Иркутской области. Автобус, предназначенный для перевозки детей, является источником повышенной опасности. В совокупности со своим предназначением - перевозка детей, степень опасности указанного транспортного средства и, соответственно, степень ответственности, повышаются многократно. При наличии вышеуказанных нарушений, эксплуатация автобуса КАВЗ может повлечь за собой неблагоприятные последствия, как в целом, так и в отношении несовершеннолетних граждан. В силу ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Эта норма является нормой прямого действия на всей территории РФ, и реализация ее не может быть поставлена в зависимость от каких-либо других условий. В силу ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Аларского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Аларский район», Министерству образования Иркутской области, Министерству финансов Иркутской области удовлетворить частично. Обязать администрацию муниципального образования «Аларский район» организовать подвоз детей, проживающих в д. Шастино, д. Бурятский, д. Вершина Аларского района, к месту обучения - МОУ Зонская средняя общеобразовательная школа с использованием транспортных средств, отвечающих требованиям государственного стандарта РФ ГОСТ Р 51160-98 «Автобусы для перевозки детей. Технически требования», введенного в действие Постановление Госстандарта РФ от 1 апреля 1998 г. № 101 в срок до 25 августа 2011 года. В исковых требованиях прокурора Аларского района к Министерству образования Иркутской области, Министерству финансов Иркутской области об обязании организовать подвоз детей, проживающих в д. Шастино, д. Бурятский, д. Вершина Аларского района, к месту обучения - МОУ Зонская средняя общеобразовательная школа с использованием транспортных средств, отвечающих требованиям государственного стандарта РФ ГОСТ Р 51160-98 «Автобусы для перевозки детей. Технически требования», введенного в действие Постановление Госстандарта РФ от 1 апреля 1998 г. № 101 в срок до 25 августа 2011 года отказать полностью. Настоящее решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Аларский районный суд в течение 10 суток со дня составления мотивированного решения в окончательной форме. Мотивированное решение в окончательной форме составлено ДД.ММ.ГГГГ. Председательствующий
программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению
образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в
соответствии с нормативами, установленными Законами субъекта Российской Федерации;
субъектами Российской Федерации по реализации приоритетного национального проекта «Образование» были заключены соглашения между РФ и субъектами РФ. В частности, данные соглашения были заключены между Иркутской области и Министерством образования и науки РФ на 2006