РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ п. Кутулик «03» июня 2011 года Аларский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Шохоновой Н.В., при секретаре судебного заседания Желтухиной Е.Ю., с участием помощника прокурора Аларского района Николаевой А.П., представившей удостоверение <Цифры изъяты> и поручение прокурора, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-256/2011 по заявлению прокурора Аларского района в интересах <Данные изъяты> о признании незаконным бездействие администрации муниципального образования «Забитуй» в части неисполнения полномочий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности и по предупреждению чрезвычайных ситуаций в границах поселения, обязании администрации муниципального образования «Забитуй» устранить в полном объеме допущенные нарушения прав <Данные изъяты> в течение <Цифры изъяты> месяцев оборудовать на естественном водоисточнике - озере, расположенном на территории муниципального образования «Забитуй», между <Адрес изъят> и федеральной автодороги <Цифры изъяты> в <Адрес изъят> справа от плотины по пути следования от федеральной автодороги <Цифры изъяты> <Адрес изъят>, подъезд с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, УСТАНОВИЛ: Прокурор Аларского района обратился в Аларский районный суд с заявлением в интересах <Данные изъяты> о признании незаконным бездействие администрации муниципального образования «Забитуй» в части неисполнения полномочий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности и по предупреждению чрезвычайных ситуаций в границах поселения, обязании администрации муниципального образовании «Забитуй» устранить в полном объеме допущенные нарушения прав <Данные изъяты> в течение <Цифры изъяты> месяцев оборудовать на естественном водоисточнике - озере, расположенном на территории муниципального образования «Забитуй», между <Адрес изъят> и федеральной автодорогой <Цифры изъяты>, справа от плотины по пути следования от федеральной автодороги <Цифры изъяты> в <Адрес изъят>, подъезд с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. В обоснование заявленного требования указал на следующие обстоятельства. Прокуратурой района проведена проверка соблюдения противопожарного законодательства и законодательства в сфере лесопромышленного комплекса в МО «Забитуй» Аларского района, установлено следующее. На территории МО «Забитуй», между <Адрес изъят> и федеральной автодорогой <Цифры изъяты> справа от плотины по пути следования от федеральной автодороги <Цифры изъяты> в <Адрес изъят>, имеется естественный водоисточник - озеро. В силу п.п. 9 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселений относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. Согласно п.п. 8 п. 1 приведенной статьи вопросом местного значения поселений также является участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. Как предусмотрено ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности относится создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях. Одним из основных принципов лесного законодательства является обеспечение охраны и защиты лесов в соответствии с п. 6 ст. 1 Лесного кодекса РФ. В соответствии с п. 94 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 313 при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м.) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 * 12 м. для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. В абз. 2 приведенного пункта указано, что поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления). Как установлено п. 1 указанных Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, данные Правила устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. В нарушение вышеуказанных норм на естественном водоисточнике - озере, расположенном на территории МО «Забитуй», между <Адрес изъят> и федеральной автодорогой <Цифры изъяты> справа от плотины по пути следования от федеральной автодороги <Цифры изъяты> в <Адрес изъят>, отсутствует подъезд с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее 12 * 12 м. для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года (далее - пирс). Данное обстоятельство свидетельствует о неисполнении администрацией МО «Забитуй» своих обязанностей по обеспечению первичных мер пожарной безопасности и предупреждению чрезвычайных ситуаций в границах поселения. В соответствии с ч. 1 ст. 20 Конституции РФ каждый имеет право на жизнь. Здоровье граждан является одним из наиболее важных объектов охраны со стороны государства, что подтверждается положениями ч. 1 ст. 41 Конституции РФ. В силу ч. 2 ст. 8 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции РФ и ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». При таких обстоятельствах неисполнение администрацией МО «Забитуй» своих обязанностей по оборудованию пирса на озере расположенном вблизи <Адрес изъят>, нарушает права <Данные изъяты> на жизнь, охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, которые могут пострадать в результате пожара, своевременная ликвидация которого будет затруднена по причине отсутствия указанного пирса. Кроме того, указанным бездействием нарушены права и законные интересы Российской Федерации в связи с тем, что в результате несвоевременно ликвидированного пожара могут пострадать леса; между тем, в силу ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Статьей 12 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что защита гражданских прав осуществляется путем присуждения к исполнению обязанности в натуре. Статьей 46 Конституции РФ установлена возможность судебного обжалования действий (или бездействия) органов местного самоуправления. Согласно ст. 78 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке. Гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы (ст. 254 ГПК РФ). В силу ст. 4 ГПК РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, гражданское дело может быть возбуждено по заявлению лица, выступающего от своего имени в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица, неопределенного круга лиц или в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации (ст. 45 ГПК РФ). В соответствии с ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства. В судебном заседании помощник прокурора Николаева А.П. полностью поддержала заявленные требования и просила суд удовлетворить их в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении, считает требования прокурора законными и обоснованными, подтвержденными исследованными доказательствами. Представитель МО «Забитуй» Павленко С.П. извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, представил заявление, в котором просит рассмотреть гражданское дело по заявлению прокурора в их отсутствие, с заявленными требованиями согласен в полном объеме. Суд, заслушав помощника прокурора, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах гражданского дела, находит заявленные требования, подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям. В силу ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Согласно ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения первичных мер пожарной безопасности, в границах муниципальных образований определяются Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Федеральным законом от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Согласно ст. 1 ФЗ «О пожарной безопасности» под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров. В соответствии со ст. 19 ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, в том числе создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях. Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления. В соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. В силу ст. 2 данного Закона вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. Согласно требованиям ст. 14 данного Закона к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. Согласно ст. 6 п. 9 Устава МО «Забитуй» к вопросам местного значения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов Поселения. Из анализа вышеуказанных нормативно-правовых норм, суд приходит к выводу, что обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения относятся к вопросам местного значения, соответственно, являются обязательными к исполнению органами местного самоуправления за счет собственных средств местных бюджетов. В силу ст. 20 ФЗ «О пожарной безопасности» нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов по пожарной безопасности. Нормативное регулирование в области пожарной безопасности - установление уполномоченными государственными органами в нормативных документах обязательных для исполнения требований пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности. Требования по обеспечению первичных мер пожарной безопасности установлены в Правилах пожарной безопасности Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 г. (далее ППБ 01-03). В силу «Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868 - МЧС России в пределах своей компетенции издает нормативные правовые акты и иные документы по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, осуществляет контроль за их исполнением, а также принимает по указанным вопросам решения, обязательные для исполнения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями. Согласно п.1 ППБ 01-03 настоящие Правила пожарной безопасности в Российской Федерации устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее - граждане) в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. Пунктом 94 ППБ 01-03 установлено, что при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м.) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 * 12 м. для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. В абз. 2 приведенного пункта указано, что поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления). Судом установлено, что в нарушение пункта 94 ППБ 01-03 на естественном водоисточнике - озере, расположенном вблизи <Адрес изъят>, отсутствует подъезд с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее 12 * 12 м. для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, что подтверждается актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, составленным помощником прокурора Аларского района, с приложенной фототаблицей. Кроме того, указанные обстоятельства подтверждаются информацией заместителя начальника ОНД по У-ОБО об отсутствии подъездов с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее 12 * 12 м. для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года на территории МО «Забитуй». При таких обстоятельствах неисполнение администрацией муниципального образования «Забитуй» своих обязанностей по оборудованию пирса на озере вблизи <Адрес изъят> нарушает права неопределенного круга лиц на жизнь, охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, которые могут пострадать в результате пожара, своевременная ликвидация которого будет затруднена по причине отсутствия указанного пирса. Кроме того, указанным бездействием нарушены права <Данные изъяты> в связи с тем, что в результате несвоевременно ликвидированного пожара могут пострадать леса; между тем, в силу ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Таким образом, суд признает требования прокурора законными и обоснованными, прокурор правомерно просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Забитуй» в части неисполнения полномочий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности и по предупреждению чрезвычайных ситуаций в границах поселения, обязать администрацию муниципального образования «Забитуй» устранить в полном объеме допущенные нарушения прав <Данные изъяты> и указанные требования подлежат удовлетворению. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194- 199, 258 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Аларский районный суд в течение 10 суток со дня его вынесения в окончательной форме. Мотивированное решение в окончательной форме составлено <Цифры изъяты> Судья Аларского районного суда Н.В. Шохонова