Об обязании включить в реестр муниципальной собственности автомобильные дороги общего и необщего пользования в черте границ поселения.



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Кутулик                         «03» августа 2011 года

Аларский районный суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Шохоновой Н.В., при секретаре судебного заседания Желтухиной Е.Ю.,

с участием помощника прокурора Аларского района Дарханова В.С., действующего на основании удостоверения ТО <Цифры изъяты>,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело <Цифры изъяты> по исковому заявлению прокурора Аларского района в интересах неопределенного круга лиц об обязании администрации муниципального образования «Могоенок» в срок до ДД.ММ.ГГГГ включить в реестр муниципальной собственности автомобильные дороги общего и необщего пользования в черте границ поселения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Аларского района, с учетом заявленных уточнений, обратился в Аларский районный суд с иском в интересах неопределенного круга лиц об обязании администрации муниципального образования «Могоенок» в срок до ДД.ММ.ГГГГ включить в реестр муниципальной собственности автомобильные дороги общего и необщего пользования в черте границ поселения.

В обоснование заявленного требования указал на следующие обстоятельства.

Прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законодательства о местном самоуправлении в части решения вопросов по содержанию и строительству автомобильных дорог общего и необщего пользования в черте границ поселений.

В ходе проверки установлено, что имеющиеся автомобильные дороги общего и необщего пользования в черте границ МО «Могоенок» юридически в качестве муниципальной собственности не оформлены, в реестр муниципальной собственности не включены. Таким образом, подтвердить право собственности субъектов права муниципальной собственности на автомобильные дороги общего и необщего пользования в черте границ поселения администрация МО «Могоенок» не может. В соответствии с ч. 5 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 131-ФЗ) органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. В реестре муниципального имущества МО «Могоенок» сведения об автомобильных дорогах отсутствуют.

В соответствии с п.5 ч.1 ст. 14 ФЗ № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п.2 ч.2 ст. 50 ФЗ № 131-ФЗ в собственности поселений могут находиться автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся:

1) осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения;

2) разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения;

3) принятие решений об использовании на платной основе автомобильных дорог общего пользования местного значения и о прекращении такого использования;

4) определение методики расчета и максимального размера платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования местного значения;

5) утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения;

6) осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения;

7) определение размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования местного значения;

8) установление стоимости и перечня услуг по присоединению объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования местного значения;

9) использование автомобильных дорог при организации и проведении мероприятий по гражданской обороне, мобилизационной подготовке в соответствии с законодательством Российской Федерации, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций на автомобильных дорогах в соответствии с законодательством Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

10) информационное обеспечение пользователей автомобильными дорогами общего пользования местного значения;

11) утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели;

12) осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.

Отсутствие правового основания на право собственности не позволяет органу местного самоуправления принимать меры по самостоятельному решению вопросов обеспечения безопасности дорожного движения и надлежащего содержания, автомобильных дорог общего и не общего пользования в границах поселения, а также принимать участие в реализации федеральных целевых программ, в т.ч. путем получения средств федерального бюджета на осуществление строительства и реконструкции объектов, находящихся в муниципальной собственности.

В настоящее время на территории Российской Федерации действует Федеральная целевая программа «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)», утвержденная Постановлением Правительства РФ от 05.12.2001 № 848.

Отсутствие закрепленного права собственности на автомобильные дороги нарушает права неопределенного круга граждан на безопасность дорожного движения, так как автомобильные дороги, не имеющие собственника, могут оставаться без надлежащего обслуживания и ремонта.         

Количество граждан, права которых нарушены, не является постоянным и в силу различных причин меняется, в связи, с чем конкретные лица не могут определены. Кроме того, настоящее заявление прокурора направлено не только на устранение нарушений закона в области безопасности дорожного движения, но также и на защиту интересов лиц, права которых могут быть нарушены в будущем, круг таких лиц не может быть определен точно.

Согласно ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.

В силу ч. 1 ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора за исполнением законов являются соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, органами местного самоуправления, их должностными лицами.

В соответствии с ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Согласно ч. 2 ст. 4 ГПК РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, гражданское дело может быть возбуждено по заявлению лица, выступающего от своего имени в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица, неопределенного круга лиц или в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Статьей 45 ГПК РФ закреплено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц.

В судебном заседании помощник прокурора Дарханов В.С. полностью поддержал заявленные требования и просил суд удовлетворить их в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель ответчика - администрации муниципального образования «Могоенок» в судебное заседание не явился, направил в адрес суда заявление о рассмотрении дела в его отсутствие и о признании искового требования прокурора Аларского района.

Суд, заслушав помощника прокурора, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах гражданского дела, находит заявленные требования, подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

Согласно ст. 39 ГПК РФ, ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

Признание исковых требований ответчиком не противоречит закону, правам и охраняемым законом интересам других лиц, что является основанием для его принятия судом.

В соответствии с ч. 3 ст. 173 ГПК РФ признание иска ответчиком и принятие его судом, является основанием для принятия решения об удовлетворении заявленных истцом требований.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии со ст. 12 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 131-ФЗ) к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Аналогичное положение закреплено в п. 5 ч. 1 ст. 6 Устава муниципального образования «Могоенок».

В силу ст. 13 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" N 257-ФЗ от 8 ноября 2007 года к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе, осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог не общего пользования местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели; осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, закона субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.

Пунктом 2 ч. 2 ст. 50 Федерального Закона N 131-ФЗ предусмотрено, что в собственности поселений могут находиться автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог.

Согласно ст. 34 ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ" дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях. Формирование расходов местного бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения осуществляется в соответствии с правилами расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели на основании нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения с учетом необходимости приведения транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог местного значения в соответствие с требованиями технических регламентов. Нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения и правила расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели утверждаются органом местного самоуправления.

Для реализации этих полномочий органы местного самоуправления могут создавать специализированные муниципальные предприятия, а также на договорной основе привлекать иные предприятия и учреждения. В местных бюджетах предусматриваются денежные средства, необходимые для решения этих вопросов.

Из анализа вышеуказанных нормативно-правовых норм, суд приходит к выводу, что организация дорожной деятельности в границах муниципального поселения относится к вопросам местного значения, соответственно, является обязательным для исполнения органами местного самоуправления.

Федеральный закон РФ от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации. Задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

В соответствии со ст. 3 указанного Федерального закона основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

Статьей 12 ФЗ N 196-ФЗ предусмотрено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В соответствии с ч. 5 ст. 51 ФЗ № 131-ФЗ органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Таким образом, администрация МО «Могоенок» во исполнение возложенных на нее законом и Уставом МО «Могоенок» полномочий должна была выполнить определенные действия по оформлению автомобильных дорог общего и необщего пользования в границах МО «Могоенок».

Судом установлено, что в нарушение указанных требований имеющиеся автомобильные дороги общего и необщего пользования в черте границ МО «Могоенок» юридически в качестве муниципальной собственности не оформлены, в реестр муниципальной собственности не включены. Таким образом, подтвердить право собственности субъектов права муниципальной собственности на автомобильные дороги общего и необщего пользования в черте границ поселения администрация МО «Могоенок» не может.

Указанные обстоятельства не оспариваются представителем ответчика, кроме того, подтверждаются информацией главы МО «Могоенок» от ДД.ММ.ГГГГ о том, что дороги местного значения не включены в реестр муниципального имущества.

Суд приходит к выводу, что прокурор Аларского района имеет право обратиться в суд с данным иском в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, так как в данном случае нарушаются права граждан на безопасность дорожного движения. Определить и индивидуализировать круг лиц, права и интересы которых нарушаются, невозможно, так как имеет место нарушение прав и интересов неопределенного круга лиц посещающих муниципальное образование «Могоенок».

В соответствии со ст.ст. 1, 2, 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Способы защиты гражданских прав изложены в ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. В их число входит присуждение к исполнению обязанности в натуре.

Таким образом, суд признает требования прокурора законными и обоснованными, прокурор правомерно просит обязать администрацию муниципального образования «Могоенок» включить в реестр муниципальной собственности автомобильные дороги общего и необщего пользования в черте границ поселения, и указанное требование подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Аларского района удовлетворить полностью.

Обязать администрацию муниципального образования «Могоенок» в срок до ДД.ММ.ГГГГ включить в реестр муниципальной собственности автомобильные дороги общего и необщего пользования в черте границ поселения.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Аларский районный суд в течение 10 суток со дня его вынесения в окончательной форме.

Мотивированное решение в окончательной форме составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья

Аларского районного суда                             Н.В. Шохонова