Об обязании установить при входе в здание МОУ ДОД РДМШ пандус для беспрепятственного доступа инвалидов



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Кутулик «23» ноября 2011 года

Аларский районный суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Шапхаевой Н.Ю., при секретаре судебного заседания Раднаевой Н.С.,

с участием помощника прокурора Аларского района Хандархаевой О.М., действующей на основании удостоверения ТО <Цифры изъяты>,

представителя ответчика – Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей Районная детская музыкальная школа им. А.Ф. Зонхоева (далее МОУ ДОД РДМШ им. А.Ф. Зонхоева) – ФИО6,

представителя администрации муниципального образования «Аларский район» ФИО7, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-441/2011 по исковому заявлению прокурора Аларского района об обязании администрации муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей Районная детская музыкальная школа имени А.Ф. Зонхоева установить при входе в здание музыкальной школы, расположенной по адресу: <Адрес изъят>, пе<Адрес изъят>, <Адрес изъят> <Адрес изъят>, пандус для беспрепятственного доступа инвалидов, в срок до 01.06.2012 года,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Аларского района обратился в Аларский районный суд с иском об обязании администрации муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей Районная детская музыкальная школа имени А.Ф. Зонхоева установить при входе в здание музыкальной школы, расположенной по адресу: <Адрес изъят>, пе<Адрес изъят>, <Адрес изъят>, <Адрес изъят>, пандус для беспрепятственного доступа инвалидов, в срок до 01.06.2012 года. В обоснование заявленного требования указал на следующие обстоятельства.

Прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в части создания условий инвалидам для беспрепятственного доступа к МОУ ДОД РДМШ им. А.Ф. Зонхоева, расположенному по адресу <Адрес изъят>, пе<Адрес изъят>, <Адрес изъят>.

В ходе проверки установлено, что при входе в МОУ ДОД РДМШ им. А.Ф. Зонхоева отсутствуют пандусы для беспрепятственного доступа инвалидов.

Согласно Конвенции о правах инвалидов в целях наделения инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места.

Как установлено ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Согласно ст. 2 Градостроительного кодекса РФ одним из принципов градостроительной деятельности является обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

Согласно ст. 1 Градостроительного кодекса РФ под инженерной, транспортной и социальной инфраструктурами понимается комплекс сооружений и коммуникаций транспорта, связи, инженерного оборудования, а также объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения, обеспечивающий устойчивое развитие и функционирование поселений и межселенных территорий.

Допущенные нарушения федерального законодательства нарушают права неопределенного круга инвалидов на беспрепятственный доступ в МОУ ДОД РДМШ им. А.Ф. Зонхоева, на обеспечение равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских прав, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Количество инвалидов, права которых нарушены отсутствием пандуса в МОУ ДОД РДМШ им. А.Ф. Зонхоева, не является постоянным и в силу различных причин меняется в период незаконных действий, в связи, с чем конкретные лица не могут быть определены. Кроме того, настоящее заявление прокурора направлено не только на устранение уже допущенных нарушений закона, но также и на защиту интересов лиц, права которых могут быть нарушены в будущем, круг таких лиц точно определен быть не может.

Одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (ст. 12 Гражданского кодекса РФ).

В соответствии со ст. 32 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» споры по вопросам установления инвалидности, реализации индивидуальных программ реабилитации инвалидов, предоставления конкретных мер социальной защиты, а также споры, касающиеся иных прав и свобод инвалидов, рассматриваются в судебном порядке.

В силу ч.1 ст.21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора за исполнением законов являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, органами местного самоуправления, их должностными лицами; соответствие законам издаваемых ими правовых актов.

В соответствии с ч.3 ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Согласно ч. 2 ст. 4 ГПК РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, гражданское дело может быть возбуждено по заявлению лица, выступающего от своего имени в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица, неопределенного круга лиц или в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Статьей 45 ГПК РФ закреплено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц, при этом данная статья не содержит условий для прокурора при обращении в суд в защиту неопределенного круга лиц.

Согласно ч. ч. 1 и 3 ст. 22 ГПК РФ судам общей юрисдикции подведомственны исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления, о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов.

В судебном заседании помощник прокурора Хандархаева О.М. полностью поддержала заявленные исковые требования и просила суд удовлетворить их в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ФИО6 в судебном заседании исковые требования прокурора признала частично, пояснила, что признает требования прокурора в той части, что пандус должен быть установлен, но не согласна со сроком установления пандуса, поскольку установка пандуса требует конструктивного изменения веранды, выполнить требования прокурора в указанный срок невозможно, в связи с тем, что до 01 июня идет образовательный процесс, прервать который они не могут. Приступить к установке пандуса смогут только после 01 июня 2012 года.

Представитель администрации муниципального образования «Аларский район» ФИО7 исковые требования прокурора не признала полностью, считает установку пандуса в даном учреждении нецелесообразным, учитывая, что МОУ ДОД РДМШ им. А.Ф. Зонхоева не территории района осуществляет свою деятельность давно, потребностей у людей с ограниченными возможностями в посещении данного учреждения до настоящего времени не возникало.

Суд, заслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах гражданского дела, находит заявленные исковые требования, подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

Согласно ст. 7 Конституции РФ - Российская Федерация социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В соответствии со ст. 2 Градостроительного Кодекса РФ основным принципом градостроительной деятельности является обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.

Согласно ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

Согласно Строительным нормам и правилам 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 года №73 при новом проектировании и реконструкции общественных, жилых и промышленных зданий следует, как правило, предусматривать для инвалидов и граждан других маломобильных групп населения условия жизнедеятельности, равные с остальными категориями населения. Согласно п. 3.9, указанных СНиП лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости – другими средствами подъема. Согласно п. 3.13, в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для МГН, с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного перехода, соединенного с этим зданием. В силу п. 3.14 наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261.

В соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 13 мая 2010г. N689-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы муниципального образования - городского округа "Город Зеленогорск" Красноярского края на нарушение конституционных прав и свобод положениями статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" одним из средств конкретизации оспариваемого положения части первой статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" является нормативное закрепление требования доступности зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, в том числе заключающееся в оборудовании в указанных зданиях и сооружениях пандусов. Необходимость установления такого требования вытекает из Градостроительного кодекса Российской Федерации (статьи 2, 24 и 48) и Федерального закона от 30 декабря 2009года N384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", вступающего в силу в полном объеме с 1 июля 2010года (статьи 3, 8, 12, 15, 30). Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах (например, СНиП35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения").

Вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений.

В судебном заседании установлено, что в здании МОУ ДОД РДМШ им. А.Ф. Зонхоева отсутствует пандус, это подтверждается актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, составленного помощником прокурора Аларского района, техническим паспортом здания МОУ ДОД РДМШ им. А.Ф. Зонхоева и не оспаривается представителем ответчика.

Допущенные нарушения федерального законодательства нарушают права неопределенного круга инвалидов на беспрепятственный доступ в МОУ ДОД РДМШ им. А.Ф. Зонхоева, на обеспечение равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских прав, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. Количество инвалидов, права которых нарушены отсутствием пандуса в МОУ ДОД РДМШ им. А.Ф. Зонхоева, не является постоянным и в силу различных причин меняется, в связи, с чем конкретные лица не могут быть определены. Кроме того, настоящее заявление прокурора направлено не только на устранение уже допущенных нарушений закона, но также и на защиту интересов лиц, права которых могут быть нарушены в будущем, круг таких лиц точно определен быть не может. В связи, с чем доводы представителя администрации МО «Аларский район», представителя ответчика суд признает неубедительными.

В соответствии со ст.ст.1, 2, 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Способы защиты гражданских прав изложены в ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации. В их число входит присуждение к исполнению обязанности в натуре.

Таким образом, суд признает требования прокурора законными и обоснованными, прокурор правомерно просит обязать МОУ ДОД РДМШ им. А.Ф. Зонхоева установить пандус для беспрепятственного доступа инвалидов и указанное требование подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

1.         Исковые требования прокурора Аларского района удовлетворить полностью.

2.         Обязать администрацию муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей Районная детская музыкальная школа имени А.Ф. Зонхоева установить при входе в здание музыкальной школы, расположенной по адресу: <Адрес изъят>, пе<Адрес изъят>, <Адрес изъят> <Адрес изъят>, пандус для беспрепятственного доступа инвалидов, в срок до 01.06.2012 года.

Решение может быть обжаловано в течение 10 суток со дня составления мотивированного решения в окончательной форме в Иркутский областной суд через Аларский районный суд.

Судья

Аларского районного суда Н.Ю. Шапхаева