РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ п. Кутулик «24» февраля 2012 года Аларский районный суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Шапхаевой Н.Ю., при секретаре судебного заседания Раднаевой Н.С., с участием помощника прокурора Аларского района Николаевой А.П., действующей на основании удостоверения ТО <Цифры изъяты> и поручения прокурора Аларского района, представителя администрации муниципального образования «Кутулик» ФИО5, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-30/2012 по исковому заявлению прокурора Аларского района об обязании администрации муниципального образования «Кутулик» в срок до 01.01.2013 года, создать специализированную службу по вопросам похоронного дела, УСТАНОВИЛ: Прокурор Аларского района обратился в Аларский районный суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц, об обязании администрации муниципального образования «Кутулик» в срок до 01.01.2013 года, создать специализированную службу по вопросам похоронного дела. В обоснование заявленного требования указал на следующие обстоятельства. В соответствии с п. 22 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. Согласно ч.1 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Закон) на территории Российской Федерации каждому человеку после его смерти гарантируются погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с данным Федеральным законом. В соответствии с ч.1 ст. 9 Закона супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению: оформление документов, необходимых для погребения; предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом). Часть 2 ст. 9 Закона предусматривает, что услуги по погребению, указанные в ч.1 ст. 9 Закона, оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела. В соответствии с ч. 2 ст. 25 Закона организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления. Согласно ч.1 ст. 29 Закона органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с данным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. В соответствии с п. 1 Указа Президента РФ от 29.06.1996 № 1001 «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших» (далее - Указ) специализированные службы по вопросам похоронного дела оказывают на безвозмездной основе услуги по погребению, гарантированные статьей 9 Закона, по первому требованию супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего. Отказ специализированных служб по вопросам похоронного дела в оказании указанных услуг в связи с отсутствием у них необходимых средств, а также по другим основаниям, считается недопустимым. Согласно п. 2 Указа органам местного самоуправления необходимо выделять специализированным службам по вопросам похоронного дела необходимые средства для оказания услуг, предусмотренных пунктом 1 Указа. В ходе проверки установлено, что администрацией МО «Кутулик» специализированная служба по вопросам похоронного дела не создана. Отсутствие на территории МО «Кутулик» специализированной службы по вопросам похоронного дела нарушает права граждан на погребение после смерти, права родственников и близких умершего на получение услуг по погребению. Количество граждан, права которых нарушены, не является постоянным и в силу различных причин меняется, в связи, с чем конкретные лица не могут определены. Кроме того, настоящее заявление прокурора направлено не только на устранение нарушений закона в области погребения и похоронного дела, но также и на защиту интересов лиц, права которых могут быть нарушены в будущем, круг таких лиц не может быть определен точно. Согласно ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем присуждения к исполнению обязанности в натуре. В силу ч. 1 ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора за исполнением законов являются соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, органами местного самоуправления, их должностными лицами. В соответствии с ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства. Согласно ч. 2 ст. 4 ГПК РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, гражданское дело может быть возбуждено по заявлению лица, выступающего от своего имени в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица, неопределенного круга лиц или в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор имеет право обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. В судебном заседании помощник прокурора Николаева А.П. полностью поддержала заявленные требования и просила суд удовлетворить их в полном объеме, кроме того, пояснила, что основанием для предъявления искового заявления послужил факт неисполнения ответчиком обязанностей предусмотренных п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона « Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и Федерального закона «О погребении и похоронном деле» в части непринятии мер для создания специализированной службы по вопросам похоронного дела. В судебном заседании исследованы документы, приложенные к исковому заявлению, а именно ответ администрации МО «Кутулик» на запрос прокурора согласно которому, специализированна служба по вопросам похоронного дела не создана, однако полномочия данной службы администрацией МО «Кутулик» осуществляются через ИП ФИО2 В ходе рассмотрения дела ответчиком был представлен договор с ИП ФИО2 на оказание услуг по содержанию кладбищ поселка Кутулик, вместе с тем полномочия, закрепленные в указанном договоре, не свидетельствуют об исполнения администрацией МО «Кутулик» своих обязанностей. Согласно ч. 2 ст. 25 Закона «О погребении и похоронном деле» организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления. В устных возражениях ответчиком указано, на то, что законодателем на органы местного самоуправления возложено не оказание ритуальных услуг, а организация оказания таковых и заключение договора вышеуказанного со сторонним лицом является исполнением возложенных полномочий. Однако в законодательстве прямо указано, создание специализированной организации, а ИП ФИО2 не является организацией, которая подведомственна и учреждена муниципальным образованием. Действительно, законодатель не дает понятие «специализированная служба по вопросам похоронного дела», однако исходя из смысла закона, указанная служба создается муниципальным образованием. Представитель администрации муниципального образования «Кутулик» ФИО5 в судебном заседании требования прокурора не признал полностью, пояснил, что они не оспаривают то, что организация ритуальных услуг в соответствии с законом отнесена к вопросам местного значения, однако полагает, что администрация МО «Кутулик» свои обязанности в этой части исполняет. Принят ряд нормативно-правовых актов, это постановление «Об утверждении стоимости услуг по погребению» с приложением, договор на оказание услуг по содержанию кладбищ поселка Кутулик, также с приложением, решением Думы МО «Кутулик» утверждено Положение об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения на территории МО «Кутулик». В исковом заявлении прокурор ссылается на Федеральный Закон № 8-ФЗ, такие функции как предоставление мест под захоронение, регистрация захоронений, по своей природе не являются полномочиями органов местного самоуправления и поэтому могут закрепляться за специализированными организациями. Однако Федеральный Закон не дает законодательного определения понятия «специализированная служба по вопросам похоронного дела» и не устанавливает её организационно-правовую форму. В Федеральном Законе № 131 ФЗ термин «служба» также отсутствует, не используется подобное понятие и в гражданском законодательстве. В связи с этим специализированная служба – это не вид организации, не определенная организационно-правовая форма юридического лица, а статус присваиваемый субъекту в связи с выполнением функций по оказанию гражданам гарантированных законом ритуальных услуг. Далее по терминологии гражданского законодательства создание специализированной службы не означает обязательно учреждение какой-либо муниципальной организации (предприятия или учреждения). Согласно Федеральному Закону № 131-ФЗ на органы местного самоуправления возложено не оказание ритуальных услуг, а организация оказания таковых. Последнее же не подразумевает обязанности по созданию в этих целях каких-либо органов местного самоуправления (их структурных подразделений) организаций, а также по финансированию оказания услуг, создание условий, при которых гражданам обеспечивается предоставление этих услуг, а это возможно как силами специально учреждаемых муниципальных организаций, так и путем привлечения и стимулирования хозяйствующих субъектов немуниципальной формы собственности. На территории <Адрес изъят> имеются три ритуальных магазина, администрацией МО «Кутулик» заключен договор с ИП ФИО2 который наделен специализированными полномочиями в связи, с чем ими обязанности исполняются. Суд, заслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах гражданского дела, находит заявленные требования, подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям. В соответствии с п. 22 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. В силу ст. 2 данного Закона вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. Из анализа вышеуказанных нормативно-правовых норм, суд приходит к выводу, что организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения в границах муниципального образования относится к вопросам местного значения, соответственно, является обязательным для исполнения органами местного самоуправления. Согласно ч.1 ст. 7 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» №8 от 12 января 1996 г. (далее ФЗ №8 от 12 января 1996 г.) на территории Российской Федерации каждому человеку после его смерти гарантируются погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с данным Федеральным законом. Часть 2 ст. 9 ФЗ №8 от 12 января 1996 г. предусматривает, что услуги по погребению, указанные в ч.1 ст. 9 Закона, оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела. В соответствии с ч.1 ст.25 ФЗ №8 от 12 января 1996 г. гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с настоящим Законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности. Согласно ч.2 этой же статьи организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляется специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления. Согласно ч.1 ст.29 ФЗ №8 от 12 января 1996 г. органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления районов, поселений и городских округов. Из исследованного судом Устава МО «Кутулик», усматривается, что согласно п. 23 ст.6 данного Устава к вопросам местного значения муниципального образования относятся организация ритуальных услуг и содержание мест захоронений. В соответствии с п.3 ст.7 данного Устава в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления Поселения самостоятельно осуществляют полномочия по созданию муниципальных предприятий и учреждений. Согласно письменному уведомлению главы администрации МО «Кутулик» от 22.12.2011 года специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории МО «Кутулик» не имеется. Свидетель ФИО2 суду пояснил, что согласно договору, заключенному с администрацией МО «Кутулик», по обращению граждан они копают могилы, производят уборку кладбищ, грейдерование дорог в зимнее время, когда обращаются люди, отводит землю, земля предоставляется на бесплатной основе, по перечню гарантированных услуг обращений не поступало. Услуги оказывают платно, по поводу захоронения бесхозных неопознанных трупов обращений не поступало. Таким образом, в судебном заседании установлено, и не оспаривалось сторонами, что специализированная служба по вопросам похоронного дела администрацией МО «Кутулик» не создавалась. В соответствии со ст.ст.1, 2, 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Способы защиты гражданских прав изложены в ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации. В их число входит присуждение к исполнению обязанности в натуре. В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. На территории Российской Федерации каждому человеку после его смерти гарантируются погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела. Отсутствие специализированной службы по вопросам похоронного дела затрагивает права всех без исключения граждан, проживающих на территории муниципального образования «Кутулик», поскольку в правоотношениях по поводу смерти человека, его погребения участвует неограниченное число субъектов: супруг, близкие родственники, иные родственники, иные лица, взявшие на себя обязательства по погребению. Таким образом, бездействие администрации МО «Кутулик», выразившееся в неисполнении положений ФЗ №8 от 12 января 1996 г. по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела, нарушает права и законные интересы граждан, проживающих на территории данного муниципального образования. Доводы представителя муниципального образования «Кутулик» о том, что администрация МО «Кутулик» организовала оказание ритуальных услуг посредством принятия ряда нормативно-правовых актов, это постановление «Об утверждении стоимости услуг по погребению» с приложением, Положения об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения на территории МО «Кутулик», заключило договор с ИП ФИО2 на оказание услуг по содержанию кладбищ поселка Кутулик, суд не может признать обоснованными. В обоснование своих доводов представителем администрации МО «Кутулик» представлены постановление главы МО «Кутулик» <Цифры изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении стоимости услуг по погребению», Положение об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения на территории муниципального образования «Кутулик», утвержденное Решением Думы МО «Кутулик» <Цифры изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, Договор на оказание услуг по содержанию кладбища поселка <Адрес изъят> от ДД.ММ.ГГГГ заключенного с ИП ФИО2, однако, по мнению суда, указанные обстоятельства не могут, безусловно, свидетельствовать о принятии администрацией МО «Кутулик» мер по организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения. Из анализа вышеприведенных нормативно-правовых норм, суд приходит к выводу о том, что на орган местного самоуправления законодательно возложена обязанность по созданию специализированной службы, которая действует в случае отсутствия супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение. Из указанных норм следует, что орган местного самоуправления обязан создать специализированную службу по вопросам похоронного дела, которая в свою очередь обязана организовать решение вопросов по осуществлению погребения умерших в указанных случаях. Решение вопросов похоронного дела органом местного самоуправления подразумевает как обладание властно-распорядительными функциями, состоящими в видении учета, выделения мест захоронений, бюджетного финансирования, контроля, так и непосредственных функциях организации захоронения, состоящего в перемещении тел, копка могил, формирования места захоронения, ритуала захоронения, установки памятных знаков и т.п. При этом, как понимает суд, данная служба, обладает властно-распорядительными функциями при реализации полномочий муниципального образования при организации похоронного дела, направленными на создание равных условий для коммерческих организаций, осуществляющих деятельность в данной сфере. В силу указанного, функции специализированной службы не могут быть переданы какому-либо субъекту осуществляющему деятельность в данной сфере, поскольку закон запрещает передачу властно-распорядительных функций органов государственной власти и органов муниципального образования отдельным хозяйственным субъектам. Между тем, наделение конкретного хозяйствующего субъекта, индивидуального предпринимателя ФИО2, функциями специализированной службы по вопросам похоронного дела, фактически свидетельствует о наделении отдельного хозяйствующего субъекта властно-распорядительными функциями в данной сфере и о передаче данному лицу, в нарушение установленного порядка, муниципального заказа на осуществление погребения на территории муниципального образования «Кутулик» умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя. В силу указанного, по мнению суда, заключение договора администрацией МО «Кутулик» с ИП ФИО2 в полной мере создаёт условия, при которых отдельный хозяйствующий субъект, индивидуальный предприниматель ФИО2, наделяется полномочиями, относящимися к исключительной компетенции органов муниципального образования, с передачей ему властно-распорядительных функций и исключительным правом на осуществление указанных функции за счет средств муниципального бюджета, что ограничивает иных хозяйствующих субъектов на осуществление данной деятельности на аналогичных условиях. Между тем, частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" установлено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия). Таким образом, суд признает требования прокурора законными и обоснованными, прокурор правомерно просит обязать администрацию муниципального образования «Кутулик» создать специализированную службу по вопросам похоронного дела, и указанные требования подлежат удовлетворению. Администрация МО «Кутулик» в силу положений п.19 ч.1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождается. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: 1. Исковые требования прокурора Аларского района удовлетворить полностью. 2. Обязать администрацию муниципального образования «Кутулик» в срок до 01.01.2013 года создать специализированную службу по вопросам похоронного дела. Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Аларский районный суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме. Судья Аларского районного суда Н.Ю. Шапхаева