об обязании создать специализированную службу по вопросам похоронного дела



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Кутулик «01» марта 2012 года

Аларский районный суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Шохоновой Н.В., при секретаре судебного заседания Желтухиной Е.Ю.,

с участием помощника прокурора Аларского района Николаевой А.П., действующей на основании удостоверения ТО <Цифры изъяты> и поручения прокурора Аларского района,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело <Цифры изъяты> по исковому заявлению прокурора Аларского района об обязании администрации муниципального образования «Зоны» в срок до ДД.ММ.ГГГГ, создать специализированную службу по вопросам похоронного дела,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Аларского района обратился в Аларский районный суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц, об обязании администрации муниципального образования «Зоны» в срок до ДД.ММ.ГГГГ, создать специализированную службу по вопросам похоронного дела.

В обоснование заявленного требования указал на следующие обстоятельства.

В соответствии с п. 22 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Согласно ч.1 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Закон) на территории Российской Федерации каждому человеку после его смерти гарантируются погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с данным Федеральным законом.

В соответствии с ч.1 ст. 9 Закона супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению: оформление документов, необходимых для погребения; предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).

Часть 2 ст. 9 Закона предусматривает, что услуги по погребению, указанные в ч.1 ст. 9 Закона, оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.

В соответствии с ч. 2 ст. 25 Закона организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

Согласно ч.1 ст. 29 Закона органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с данным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.

В соответствии с п. 1 Указа Президента РФ от 29.06.1996 № 1001 «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших» (далее - Указ) специализированные службы по вопросам похоронного дела оказывают на безвозмездной основе услуги по погребению, гарантированные статьей 9 Закона, по первому требованию супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего. Отказ специализированных служб по вопросам похоронного дела в оказании указанных услуг в связи с отсутствием у них необходимых средств, а также по другим основаниям, считается недопустимым.

Согласно п. 2 Указа органам местного самоуправления необходимо выделять специализированным службам по вопросам похоронного дела необходимые средства для оказания услуг, предусмотренных пунктом 1 Указа.

В ходе проверки установлено, что администрацией МО «Зоны» специализированная служба по вопросам похоронного дела не создана.

Отсутствие на территории МО «Зоны» специализированной службы по вопросам похоронного дела нарушает права граждан на погребение после смерти, права родственников и близких умершего на получение услуг по погребению.

Количество граждан, права которых нарушены, не является постоянным и в силу различных причин меняется, в связи, с чем конкретные лица не могут определены. Кроме того, настоящее заявление прокурора направлено не только на устранение нарушений закона в области погребения и похоронного дела, но также и на защиту интересов лиц, права которых могут быть нарушены в будущем, круг таких лиц не может быть определен точно.

Согласно ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.

В силу ч. 1 ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора за исполнением законов являются соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, органами местного самоуправления, их должностными лицами.

В соответствии с ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Согласно ч. 2 ст. 4 ГПК РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, гражданское дело может быть возбуждено по заявлению лица, выступающего от своего имени в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица, неопределенного круга лиц или в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Статей 45 ГПК РФ закреплено, что прокурор имеет право обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В судебном заседании помощник прокурора Николаева А.П. полностью поддержала заявленные требования и просила суд удовлетворить их в полном объеме.

Ответчик представитель администрации МО «Зоны», извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, представил заявление, в котором просит рассмотреть гражданское дело в их отсутствие, исковые требования прокурора признает в полном объеме.

Суд, заслушав помощника прокурора, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах гражданского дела, находит заявленные требования, подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

Согласно ст. 39 ГПК РФ, ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

Признание исковых требований ответчиком не противоречит закону, правам и охраняемым законом интересам других лиц, что является основанием для его принятия судом.

В соответствии с ч. 3 ст. 173 ГПК РФ признание иска ответчиком и принятие его судом, является основанием для принятия решения об удовлетворении заявленных истцом требований.

В соответствии с п. 22 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

В силу ст. 2 данного Закона вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Из анализа вышеуказанных нормативно-правовых норм, суд приходит к выводу, что организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения в границах муниципального образования относится к вопросам местного значения, соответственно, является обязательным для исполнения органами местного самоуправления.

Согласно ч.1 ст. 7 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» №8 от 12 января 1996 г. (далее ФЗ №8 от 12 января 1996 г.) на территории Российской Федерации каждому человеку после его смерти гарантируются погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с данным Федеральным законом.

Часть 2 ст. 9 ФЗ №8 от 12 января 1996 г. предусматривает, что услуги по погребению, указанные в ч.1 ст. 9 Закона, оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.

В соответствии с ч.1 ст.25 ФЗ №8 от 12 января 1996 г. гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с настоящим Законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности. Согласно ч.2 этой же статьи организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляется специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

Согласно ч.1 ст.29 ФЗ №8 от 12 января 1996 г. органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления районов, поселений и городских округов.

Из исследованного судом Устава МО «Зоны», усматривается, что согласно п. 23 ст.6 данного Устава к вопросам местного значения муниципального образования относятся организация ритуальных услуг и содержание мест захоронений.

Согласно письменному уведомлению главы администрации МО «Зоны» на территории МО «Зоны» специализированная служба по вопросам похоронного дела не создана.

Таким образом, в судебном заседании установлено, и не оспаривалось сторонами, что специализированная служба по вопросам похоронного дела администрацией МО «Зоны» не создавалась.

Из анализа вышеприведенных нормативно-правовых норм, суд приходит к выводу о том, что на орган местного самоуправления законодательно возложена обязанность по созданию специализированной службы, которая действует в случае отсутствия супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение.

Из указанных норм следует, что орган местного самоуправления обязан создать специализированную службу по вопросам похоронного дела, которая в свою очередь обязана организовать решение вопросов по осуществлению погребения умерших в указанных случаях.

В соответствии со ст.ст.1, 2, 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Способы защиты гражданских прав изложены в ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации. В их число входит присуждение к исполнению обязанности в натуре.

В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. На территории Российской Федерации каждому человеку после его смерти гарантируются погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела. Отсутствие специализированной службы по вопросам похоронного дела затрагивает права всех без исключения граждан, проживающих на территории муниципального образования «Зоны», поскольку в правоотношениях по поводу смерти человека, его погребения участвует неограниченное число субъектов: супруг, близкие родственники, иные родственники, иные лица, взявшие на себя обязательства по погребению.

Таким образом, бездействие администрации МО «Зоны», выразившееся в неисполнении положений ФЗ №8 от 12 января 1996 г. по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела, нарушает права и законные интересы граждан, проживающих на территории данного муниципального образования.

Таким образом, суд признает требования прокурора законными и обоснованными, прокурор правомерно просит обязать администрацию муниципального образования «Зоны» создать специализированную службу по вопросам похоронного дела, и указанные требования подлежат удовлетворению.

Администрация МО «Зоны» в силу положений п.19 ч.1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождается.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

1.           Исковые требования прокурора Аларского района удовлетворить полностью.

2.           Обязать администрацию муниципального образования «Зоны» в срок до ДД.ММ.ГГГГ создать специализированную службу по вопросам похоронного дела.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Аларский районный суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Судья

Аларского районного суда Н.В.Шохонова