Об обязании получить лицензию на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом



ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Кутулик «28» февраля 2012 года

Аларский районный суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Шапхаевой Н.Ю., при секретаре судебного заседания Раднаевой Н.С.,

с участием помощника прокурора Аларского района Хандархаевой О.М., действующей на основании удостоверения ТО <Цифры изъяты>,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-60/2012 по исковому заявлению прокурора Аларского района об обязании Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Аларская средняя общеобразовательная школа в срок до 01 мая 2012 года устранить выявленные нарушения закона путем получения лицензии на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Аларского района Иркутской области обратился в Аларский районный суд с учетом уточненных требований, с иском об обязании Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Аларская средняя общеобразовательная школа в срок до 01 мая 2012 года устранить выявленные нарушения закона путем получения лицензии на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек.

В обоснование заявленного требования указал на следующие обстоятельства.

Прокуратурой района проведена проверка исполнения требований Федерального закона от 04.05. 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в части наличия лицензий, дающих право осуществлять пассажирские перевозки школьников автомобильным транспортом муниципальных образовательных учреждений Аларского района.

В ходе проверки установлено, что МБОУ Аларская СОШ осуществляет систематические перевозки учащихся транспортным средством <Цифры изъяты>, государственный номер <Цифры изъяты>, оборудованным для перевозки 22 пассажиров.

В соответствии с п. 24 ст. 12 Федерального закона от 04.05.201 1 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», ст. 1 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утв. Постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 № 637, лицензированию подлежит следующий вид деятельности - перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

Согласно п. 1.2,3.3 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утв. Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 № 2, и п. 108 Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте, утв. Приказом Минтранса РСФСР от 31.12.1981 № 200, данный вид перевозок классифицируется как специальный.

В соответствии с п. 1.6 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утв. Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 № 2, основными задачами юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по обеспечению безопасности перевозок пассажиров автобусами являются: выполнение установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к уровню квалификации, состоянию здоровья, поведению при участии в дорожном движении, режимам труда и отдыха водителей автобусов (обеспечение профессиональной надежности водителей автобусов); содержание автобусов в технически исправном состоянии, предупреждение отказов и неисправностей при эксплуатации их на линии; обеспечение безопасных дорожных условий на маршрутах автобусных перевозок; организация перевозочного процесса по технологии, обеспечивающей безопасные условия перевозок пассажиров.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством лицензирования отдельных видов деятельности, осуществляемых на автомобильном транспорте, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно информации Комитета по образованию администрации МО «Аларский район», ОГИБДД МО МВД России «Черемховский» у муниципального бюджетного образовательного учреждения Аларская СОШ, использующего транспортные средства для перевозки детей, лицензии на осуществление перевозок школьников автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 пассажиров, не имеется.

Вместе с тем, лицензия представляет собой разрешительный документ, подтверждающий соблюдение перевозчиком основных требований законодательства о перевозке пассажиров автомобильным транспортом.

В соответствии со ст. 51 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

Таким образом, отсутствие у МБОУ Аларская СОШ лицензии на осуществление перевозок школьников автомобильным транспортом нарушает гарантированные Конституцией РФ и иными федеральными законами права и законные интересы учащихся образовательного учреждения на охрану жизни и здоровья. В настоящем случае факт осуществления пассажирских перевозок без наличия соответствующей лицензии нарушает права и интересы неопределенного круга лиц, поскольку муниципальное образовательное учреждение является учреждением открытого типа и осуществляет перевозки школьников, круг которых может постоянно изменяться.

В соответствии с ч. 1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.

В судебном заседании помощник прокурора Хандархаева О.М. полностью поддержала заявленные требования и просила суд удовлетворить их в полном объеме.

Представитель МБОУ Аларская СОШ, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте проведения судебного разбирательства, не просивший суд о рассмотрении дела в его отсутствие, в судебное заседание не явился, не представив суду доказательств уважительности причин отсутствия.

Представитель комитета по образованию администрации МО «Аларский район», извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, представил заявление, в котором просит рассмотреть гражданское дело в их отсутствие.

Суд, заслушав помощника прокурора, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах гражданского дела, находит заявленные требования, подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 4 мая 2011г. N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее ФЗ № 99-ФЗ от 04.05.2011 года) лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности. К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 настоящей статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Согласно п.24 ст. 12 ФЗ № 99-ФЗ от 04.05.2011 года деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам, либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), подлежит лицензированию.

Порядок лицензирования установлен Положением о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2006 года № 637 (далее - Положение).

Согласно пункту 4 Положения лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров являются, в том числе соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров; соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров.

В силу пункта 6 Положения, для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган ряд документов, предусмотренных Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности», в том числе: копии талонов о прохождении государственного технического осмотра, копии документов, подтверждающих прохождение аттестации на право занимать должность, связанную с обеспечением безопасности дорожного движения, копии документов, подтверждающих квалификацию и стаж работы водителей соискателя лицензии, копии документов, подтверждающих возможность соискателя лицензии осуществлять техническое обслуживание и ремонт транспортных средств.

Согласно статье 1 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-Федерального закона «О безопасности дорожного движения», настоящий Федеральный закон определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации. Задачами данного закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

В соответствии со статьей 5 указанного Федерального закона обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством, в том числе, лицензирования отдельных видов деятельности, осуществляемых на автомобильном транспорте, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 49 Гражданского кодекса РФ устанавливает, что право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой требуется получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок.

Статья 9 ФЗ №124-ФЗ от 24 июля 1998 года «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» регламентирует, что при осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка.

Согласно п.п. 1, 7 ст. 51 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения.

Положением об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами (в редакции Приказа Минтранса Российской Федерации от 18.07.2000 №75), школьные перевозки относятся к группе «специальных» и к этому виду перевозок предъявляются повышенные требования.

Пунктом 1.7 Устава МБОУ Аларская СОШ установлено, что Учреждение является юридическим лицом. В своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании», другими законодательными актами, принимаемыми в соответствии с ними.

Согласно пункту 1.11 Устава Учреждение от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и неимущественные права, несет обязанности, выступает истцом и ответчиком во всех судебных органах в соответствии с действующим законодательством.

Согласно пункту 1.17 Устава Учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за качество образования и его соответствие требованиям охраны жизни и здоровья обучающихся.

В судебном заседании установлено и сторонами не оспаривается, что в МБОУ Аларская СОШ зарегистрирован школьный автобус <Цифры изъяты>, государственный номер <Цифры изъяты>, оборудованный для перевозки 22 пассажиров, который производит регулярные школьные перевозки детей в школу, при этом лицензии на осуществление перевозок школьников на данном автомобильном транспорте, не имеется.

Указанное подтверждается информацией ОГИБДД МО МВД России «Черемховский» о том, что лицензии, дающей право осуществлять пассажирские перевозки школьников автомобильным транспортом, муниципальные образовательные учреждения Аларского района не имеют.

Информацией председателя комитета по образованию администрации МО «Аларский район» о наличии в МБОУ Аларская СОШ школьного автобуса <Цифры изъяты>, государственный номер <Цифры изъяты>, и отсутствии у МБОУ Аларская СОШ лицензии на осуществление перевозок пассажиров.

Суд полагает, что конституционное право на образование должно обеспечиваться конституционным правом на безопасность жизни и здоровья, в связи с чем, лицензирование деятельности по перевозке пассажиров способно обеспечить безопасную перевозку детей, где будут решаться вопросы профессиональной надежности водительского состава, эксплуатации транспортного средства в технически исправном состоянии, безопасности условий перевозки.

Таким образом, отсутствие у МБОУ Аларская СОШ лицензии на осуществление перевозок школьников автомобильным транспортом нарушает гарантированные Конституцией РФ и иными федеральными законами права и законные интересы учащихся образовательного учреждения на охрану жизни и здоровья. В настоящем случае факт осуществления пассажирских перевозок без наличия соответствующей лицензии нарушает права и интересы неопределенного круга лиц, поскольку муниципальное образовательное учреждение является учреждением открытого типа и осуществляет перевозки школьников, круг которых может постоянно изменяться.

В соответствии со ст.ст.1, 2, 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Способы защиты гражданских прав изложены в ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации. В их число входит присуждение к исполнению обязанности в натуре.

Таким образом, суд признает требования прокурора законными и обоснованными, прокурор правомерно просит обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Аларская средняя общеобразовательная школа, в срок до 01 мая 2012 года, устранить выявленные нарушения закона путем получения лицензии на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек, и указанное требование подлежит удовлетворению.

Согласно п.9 ч.1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, с учетом положений пункта 3 настоящей статьи освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Поскольку исковые требования прокурора, удовлетворенные судом связаны с защитой нарушенного права неопределенного круга лиц, то он освобождается от уплаты государственной пошлины на основании п.9 ч.1 ст. 333.36 НК РФ, а государственная пошлина, от уплаты которой не освобожден ответчик, подлежит взысканию с ответчика МБОУ Аларская СОШ на основании части 1 ст.103 ГПК РФ.

Исходя из имущественного положения ответчика, являющегося муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением, и не имеющим собственных финансовых средств, суд считает необходимым снизить размер взыскиваемой государственной пошлины, на основании ч.2 ст. 333.20 Налогового Кодекса РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

1.         Исковые требования прокурора Аларского района Иркутской области удовлетворить полностью.

2.         Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Аларская средняя общеобразовательная школа, в срок до 01 мая 2012 года, устранить выявленные нарушения закона путем получения лицензии на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек.

3.         Взыскать с муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Аларская средняя общеобразовательная школа, расположенного в <Адрес изъят> государственную пошлину в сумме <Цифры изъяты> рублей в доход бюджета муниципального образования «Аларский район».

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии мотивированного решения.

Заочное решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Аларский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья

Аларского районного суда Н.Ю. Шапхаева