Об обязании получить разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Кутулик «15» марта 2012 года

Аларский районный суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Шапхаевой Н.Ю., при секретаре судебного заседания Раднаевой Н.С.,

с участием помощника прокурора Аларского района Николаевой А.П., действующей на основании удостоверения ТО <Цифры изъяты>,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-77/2012 по исковому заявлению прокурора Аларского района в интересах неопределенного круга лиц, об обязании муниципального унитарного предприятия «Теплотехник» в срок до 01.09.2012 года получить разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Аларского района Иркутской области обратился в Аларский районный суд с учетом уточненных требований, с иском об обязании муниципального унитарного предприятия «Теплотехник» в срок до 01.09.2012 года получить разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

В обоснование заявленного требования указал на следующие обстоятельства.

Прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства об охране окружающей среды, установлено, что МУП «Теплотехник» при эксплуатации котельной, расположенной по адресу: <Адрес изъят>, в 2010, 2011 г. и в прошедшем периоде 2012 года осуществлялся выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух без специального разрешения.

Согласно ч.2 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» выброс вредных веществ в атмосферный воздух является видом негативного воздействия на окружающую среду.

В соответствии с ч.1 ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ
и атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании
разрешения, выданного территориальным органом федерального органа
исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Как предусмотрено п.п.8 п.7 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Иркутской области, утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 29.12.2009 № 392/171-пп, в число функций указанного министерства входит выдача разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником в соответствии с законодательством.

Из содержания п.34 административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по исполнению государственной функции по контролю и надзору за соблюдением в пределах своей компетенции требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, утвержденного Приказом Минприроды РФ от 31.10.2008 № 300, следует, что разрешениями на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и временно согласованных выбросов, предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух и другие условия.

В соответствии с информацией Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области от 21.02.2012 № 66-37-845/2 разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух МУП «Теплотехник» не выдавалось и до настоящего времени последним не получено.

Вместе с тем, в течение 2010, 2011 года и прошедшего периода 2012 года МУП «Теплотехник» эксплуатировалась котельная, расположенная по адресу: <Адрес изъят>, осуществлялся выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух без специального разрешения, что является нарушением требований ч.1 ст.14 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».

Согласно ст.42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды.

Не получая разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, ответчик препятствует реализации таких принципов охраны окружающей среды как обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности и, тем самым, нарушает права граждан, предусмотренные ст.42 Конституции и ст.11 ФЗ «Об охране окружающей среды».

Необходимо отметить, что основным принципом охраны окружающей среды, перечень которых приведен в ст.3 ФЗ «Об охране окружающей среды», является презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни или имуществу граждан.

Таким образом, получение вышеуказанного разрешения является обязательным условием для эксплуатации стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха и является доказательством соответствия, установленным нормам выбросов в атмосферный воздух, производимым при эксплуатации котельной.

Согласно ст. 12 Гражданского Кодекса РФ одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.

В силу ст. 4 ГПК РФ в случаях, предусмотренных данным Кодексом, другими федеральными законами, гражданское дело может быть возбуждено по заявлению лица, выступающего от своего имени в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица, неопределенного круга лиц или в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц (ст. 45 ГПК РФ).

В силу п.3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.

В судебном заседании помощник прокурора Николаева А.П. полностью поддержала заявленные требования и просила суд удовлетворить их в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика МУП «Теплотехник», извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, представил заявление, в котором просит рассмотреть гражданское дело по исковому заявлению прокурора в их отсутствие, с заявленными требованиями согласны в полном объеме.

Представитель третьего лица Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, представил заявление, в котором просит рассмотреть гражданское дело по исковому заявлению прокурора в их отсутствие, требования прокурора считают обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Суд, заслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах гражданского дела, находит заявленные требования, подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

Согласно ст. 39 ГПК РФ, ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

Признание исковых требований ответчиком не противоречит закону, правам и охраняемым законом интересам других лиц, что является основанием для его принятия судом.

В соответствии с ч. 3 ст. 173 ГПК РФ признание иска ответчиком и принятие его судом, является основанием для принятия решения об удовлетворении заявленных истцом требований.

Согласно требованиям Конституции РФ каждый гражданин Российской Федерации имеет право на жизнь и охрану здоровья.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 04.05.1999 N96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Закон об охране воздуха) под загрязнением атмосферного воздуха понимается поступление в атмосферный воздух или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха, а под вредным физическим воздействием на атмосферный воздух - вредное воздействие шума, вибрации, ионизирующего излучения, температурного и других физических факторов, изменяющих температурные, энергетические, волновые, радиационные и другие физические свойства атмосферного воздуха, на здоровье человека и окружающую природную среду. Под вредным (загрязняющим) веществом понимается химическое или биологическое вещество либо смесь указанных веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую природную среду. Предельно допустимый выброс - норматив предельно допустимого выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха с учетом технических нормативов выбросов и фонового загрязнения атмосферного воздуха при условии не превышения данным источником гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы, других экологических нормативов. Под охраной атмосферного воздуха понимается система мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами в целях улучшения качества атмосферного воздуха и предотвращения его вредного воздействия на здоровье человека и окружающую природную среду.

В силу пункта 1 статьи 14 Закона об охране воздуха допускается выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Пунктом 1 статьи 22 названного Закона предусмотрена обязанность юридических лиц, имеющих источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводить инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Как предусмотрено п.п.8 п.7 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Иркутской области, утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 29.12.2009 № 392/171-пп, в число функций указанного министерства входит выдача разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником в соответствии с законодательством.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды", хозяйственная деятельность должна осуществляться на основании принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду.

При отсутствии разрешительной природоохранной документации невозможно спрогнозировать (оценить) степень опасного воздействия на окружающую природную среду, проверить создается ли в результате хозяйственной деятельности угроза загрязнения, истощения окружающей среды, принять все возможные меры, направленные на уменьшение антропогенного воздействия на окружающую природную среду.

Тем самым также нарушаются гарантированные ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и ст. 8 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", права каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, вызванного хозяйственной деятельностью.

В судебном заседании установлено и сторонами не оспаривается, что в течение 2010, 2011 года и прошедшего периода 2012 года МУП «Теплотехник» эксплуатировалась котельная, расположенная по адресу: <Адрес изъят>, осуществлялся выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух без специального разрешения, что является нарушением требований ч.1 ст.14 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».

Указанное подтверждается информацией Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области от 21.02.2012 № 66-37-845/2 о том, что разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух МУП «Теплотехник» не выдавалось и до настоящего времени последним не получено.

Нарушением природоохранного законодательства, ухудшением состояния окружающей природной среды нарушаются права значительного числа граждан, круг лиц которых определить не представляется возможным. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в защиту интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии со ст.ст.1, 2, 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Способы защиты гражданских прав изложены в ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации. В их число входит присуждение к исполнению обязанности в натуре.

Таким образом, суд признает требования прокурора законными и обоснованными, прокурор правомерно просит обязать муниципальное унитарное предприятие «Теплотехник» получить разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, и указанное требование подлежит удовлетворению.

Согласно п.9 ч.1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, с учетом положений пункта 3 настоящей статьи освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Поскольку исковые требования прокурора, удовлетворенные судом связаны с защитой нарушенного права неопределенного круга лиц, то он освобождается от уплаты государственной пошлины на основании п.9 ч.1 ст. 333.36 НК РФ, а государственная пошлина, от уплаты которой не освобожден ответчик, подлежит взысканию с ответчика МУП «Теплотехник» на основании части 1 ст.103 ГПК РФ.

Исходя из имущественного положения ответчика, являющегося муниципальным унитарным предприятием, суд считает необходимым снизить размер взыскиваемой государственной пошлины, на основании ч.2 ст. 333.20 Налогового Кодекса РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

1.         Исковые требования прокурора Аларского района Иркутской области удовлетворить полностью.

2.         Обязать муниципальное унитарное предприятие «Теплотехник» в срок до 01.09.2012 года получить разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

3.         Взыскать с муниципального унитарного предприятия «Теплотехник», государственную пошлину в сумме <Цифры изъяты> рублей в доход бюджета муниципального образования «Аларский район».

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Аларский районный суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Судья

Аларского районного суда Н.Ю. Шапхаева