РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Кутулик «21» марта 2011 года
Аларский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Шохоновой Н.В., с участием помощника прокурора Аларского района Николаевой А.П., представителя МОУ Аларская средняя общеобразовательная школа, (далее МОУ Аларская СОШ) Марактаева А.А., при секретаре судебного заседания Васильевой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-80/2011 по исковому заявлению прокурора Аларского района об обязании МОУ Аларская СОШ в лице директора, установить в образовательном учреждении контентную фильтрацию с целью исключения доступа обучающихся образовательного учреждения к ресурсам сети Интернет, содержащим информацию, несовместимую с задачами образования и воспитания, в том числе экстремисткой и иной запрещенной направленности, в срок до 01 мая 2011 года,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Аларского района, обратился в Аларский районный суд с исковым заявлением об обязании МОУ Аларская СОШ в лице директора, установить в образовательном учреждении контентную фильтрацию с целью исключения доступа обучающихся образовательного учреждения к ресурсам сети Интернет, содержащим информацию, несовместимую с задачами образования и воспитания, в том числе экстремисткой и иной запрещенной направленности, в срок до 01 мая 2011 года.
В обоснование заявленного требования указал на следующие обстоятельства.
Прокуратурой Аларского района в ходе осуществления надзора за исполнением законодательства при реализации приоритетного национального проекта «Образование», а также законодательства о противодействии экстремизму проведена проверка исполнения требований законодательства, направленного на защиту детей от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред их здоровью, нравственному и духовному развитию в МОУ Аларская СОШ.
Проверкой установлено, что в указанном образовательном учреждении в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» осуществлено подключение к сети Интернет.
Статьей 17 Конституции Российской Федерации установлено, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Согласно требованиям статьи 14 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.
В силу требований пункта 1 ст. 51 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.
В соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.11.2006 № АС-1299/03 «О реализации контентной фильтрации доступа образовательных учреждений, подключаемых к сети Интернет в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» необходимо исключить доступ учащихся образовательных учреждений к ресурсам сети Интернет, содержащим информацию, несовместимую с задачами образования и воспитания и установить систему контентной фильтрации.
В целях обеспечения здоровья, физической, интеллектуальной, нравственной, психической безопасности детей федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются нормативы распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, иной продукции, не рекомендуемой ребенку для пользования до достижения им возраста 16 лет.
Однако в нарушение требований вышеуказанного законодательства МОУ Аларская СОШ не исключен доступ обучающихся к ресурсам сети Интернет, содержащим информацию, несовместимую с задачами образования и воспитания, а также к сайтам экстремистской и иной направленности. Так, при вбивании в окно поискового сайта <Данные изъяты> таких ключевых слов: <Данные изъяты> появляются сайты, открытые для просмотра и не защищенные системой контентной фильтрации, запрещенные для просмотра обучающимися.
Допускаемые нарушения ставят под угрозу надлежащую реализацию основных направлений приоритетного национального проекта «Образование» и защиту детей от информации, наносящей вред их нравственному и духовному развитию, пропагандирующей антиобщественное поведение, расовое, национальное и религиозное неравенство, что влечет нарушение основных гарантий прав ребенка в Российской Федерации.
Количество граждан, права которых нарушены в результате непринятия МОУ Аларская СОШ мер к установлению контентной фильтрации с целью исключения доступа обучающихся к ресурсам сети Интернет, содержащим информацию, несовместимую с задачами образования и воспитания, не является постоянным и в силу различных причин меняется, в связи с чем конкретные лица не могут быть определены. Кроме того, настоящее заявление прокурора направлено не только на устранение уже допущенных нарушений закона, но также и на защиту интересов лиц, права которых могут быть нарушены в будущем, круг таких лиц точно определен быть не может.
Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.
В судебном заседании помощник прокурора Николаева А.П. полностью поддержала заявленные требования и просила суд удовлетворить их в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Марактаев А.А. требования прокурора признал полностью и пояснил, что в МОУ Аларская СОШ установлена система контентной фильтрации, однако указанная система установлена временно, а также указанная система фильтрации блокирует не все Интернет-ресурсы содержащие информацию, несовместимую с задачами образования и воспитания, а также к сайтам экстремистской и иной направленности.
Суд, заслушав помощника прокурора, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах гражданского дела, находит заявленные требования, подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям:
Согласно ст. 39 ГПК РФ, ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Признание исковых требований ответчиком не противоречит закону, правам и охраняемым законом интересам других лиц, что является основанием для его принятия судом.
В соответствии с ч. 3 ст. 173 ГПК РФ признание иска ответчиком и принятие его судом, является основанием для принятия решения об удовлетворении заявленных истцом требований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" целями государственной политики в интересах детей являются содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры, а также защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
Государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана, в частности, на принципах поддержки семьи в целях обеспечения воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе; ответственности должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда; поддержка общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка (пункт 2 статьи 4 Федерального закона).
Статьей 14 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ на органы государственной власти Российской Федерации возложена обязанность по принятию мер по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.
При этом, в силу пункта 2 названной статьи в целях обеспечения здоровья, физической, интеллектуальной, нравственной, психической безопасности детей федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются нормативы распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, иной продукции, не рекомендуемой ребенку для пользования в соответствии с пунктом 1 статьи 14 указанного Закона до достижения им возраста 18 лет.
В силу ст.9 вышеуказанного Федерального закона при осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в образовательном учреждении, не могут ущемляться его права.
Более того, согласно требованиям ч.2 ст.14 Закона РФ от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» в любом образовательном учреждении содержание образования должно обеспечивать: адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; формирование духовно-нравственной личности.
В силу требований пункта 1 ст. 51 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.
Таким образом, в Законе прямо закреплена обязанность государства и образовательных учреждений по обеспечению защиты ребенка от информации, наносящей вред его здоровью, нравственному и духовному развитию.
Однако в нарушение требований вышеуказанного законодательства МОУ Аларская СОШ не исключен доступ обучающихся к ресурсам сети Интернет, содержащим информацию, несовместимую с задачами образования и воспитания, а также к сайтам экстремистской и иной направленности. Так, при вбивании в окно поискового сайта <Данные изъяты> таких ключевых слов: <Данные изъяты> появляются сайты, открытые для просмотра и не защищенные системой контентной фильтрации, запрещенные для просмотра обучающимися.
Указанные обстоятельства подтверждаются актом проверки исполнения законодательства от 28.02.2011 года, составленного помощником прокурора Аларского района в присутствии учителя информатики МОУ Аларская СОШ. С указанным актом директор МОУ Аларская СОШ был ознакомлен 28.02.2011 года, возражений по существу акта не поступило.
Указанные в акте материалы относятся к информации, не совместимой с задачами государственных и муниципальных образовательных учреждений, так как содержат сведения, причиняющие вред здоровью, нравственному и духовному развитию обучающихся. Информация, пропагандирующая насилие и жестокость, оказывает на детей психотравмирующее воздействие, приводит к серьезной деформации нравственного и правового сознания, побуждает к агрессивному и антиобщественному поведению. Кроме того, допускаемые нарушения ставят под угрозу надлежащую реализацию основных направлений приоритетного национального проекта «Образование» и защиту детей от информации, наносящей вред их нравственному и духовному развитию, пропагандирующей антиобщественное поведение, расовое, национальное и религиозное неравенство, что влечет нарушение основных гарантий прав ребенка в Российской Федерации.
В соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.11.2006 № АС-1299/03 «О реализации контентной фильтрации доступа образовательных учреждений, подключаемых к сети Интернет в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» необходимо исключить доступ учащихся образовательных учреждений к ресурсам сети Интернет, содержащим информацию, несовместимую с задачами образования и воспитания и установить систему контентной фильтрации.
То есть система контентной фильтрации призвана блокировать доступ обучающихся к ресурсам сети Интернет, содержащим информацию, несовместимую с задачами образования и воспитания, а также к сайтам экстремистской и иной направленности.
Между тем, со стороны администрации МОУ Аларская СОШ исчерпывающих мер для ограничения доступа учащихся в Интернет - ресурс с помощью компьютеров школы, принято не было. Это, в свою очередь, создало возможность свободного распространения в школе экстремистских материалов, иных материалов наносящих вред психическому и нравственному развитию учащихся.
Согласно п.п.3, 4 ч.3 ст.32 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса; нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения.
При таких обстоятельствах неисполнение образовательным учреждением своих обязанностей по обеспечению безопасности образовательного процесса в части ограничения доступа учащихся к информации сети Интернет наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному воспитанию, нарушает права неопределенного круга лиц - обучающихся МОУ Аларская СОШ.
Таким образом, суд признает требования прокурора законными и обоснованными, прокурор правомерно просит обязать МОУ Аларская СОШ в лице директора, установить в образовательном учреждении контентную фильтрацию с целью исключения доступа обучающихся образовательного учреждения к ресурсам сети Интернет, содержащим информацию, несовместимую с задачами образования и воспитания, в том числе экстремисткой и иной запрещенной направленности и указанное требование подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Решение может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вынесения мотивированного решения в окончательной форме в Иркутский областной суд через Аларский районный суд.
Мотивированное решение в окончательном виде составлено <Цифры изъяты>
Судья
Аларского районного суда Н.В. Шохонова