РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ п. Кутулик «06» июня 2012 года Аларский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Шапхаевой Н.Ю., при секретаре судебного заседания Раднаевой Н.С., с участием помощника прокурора Аларского района Николаевой А.П., представившей удостоверения ТО <Цифры изъяты>, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-163/2012 по исковому заявлению прокурора Аларского района в интересах неопределенного круга лиц об обязании администрации муниципального образования «Александровск» в срок до 10 июля 2012 года устранить в полном объеме допущенные нарушения прав неопределенного круга лиц, разработать и выполнить мероприятия по устройству защитной противопожарной полосы: вдоль западной границы с. Александровск, в месте нахождения указанного населенного пункта в лесном массиве; вдоль восточной границы с. Александровск, в месте нахождения названного населенного пункта в лесном массиве, УСТАНОВИЛ: Прокурор Аларского района обратился в Аларский районный суд с иском в интересах неопределенного круга лиц об обязании администрации муниципального образования «Александровск» устранить в полном объеме допущенные нарушения прав неопределенного круга лиц, разработать и выполнить мероприятия по устройству защитной противопожарной полосы: вдоль западной границы с. Александровск, в месте нахождения указанного населенного пункта в лесном массиве; вдоль восточной границы с. Александровск, в месте нахождения названного населенного пункта в лесном массиве. В обоснование заявленного требования прокурор указал на следующие обстоятельства. На западной окраине с. Александровск, в месте нахождения указанного населенного пункта в лесном массиве, отсутствует защитная противопожарная полоса, разделяющая хозяйственные и жилые постройки с. Александровск и лесные насаждения. Имеющаяся при этом дорога, проходящая через лесные насаждения вдоль границы населенного пункта, частично покрыта сухой травой, опавшими листьями и хвоей и не может служить заменой указанной полосы. На противоположной окраине с. Александровск (восточная сторона), в месте нахождения указанного населенного пункта в лесном массиве, защитная противопожарная полоса имеется не полностью. Полное отсутствие защитной противопожарной полосы вдоль границы западной части с. Александровск, в месте нахождения указанного населенного пункта в лесном массиве, и частичное отсутствие защитной противопожарной полосы вдоль границы восточной части с. Александровск, в месте нахождения названного населенного пункта в лесном массиве, свидетельствует о неисполнении администрацией МО «Александровск» требований законодательства по следующим основаниям. В соответствии с п.8 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселений относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. Согласно п.9 ч.1 приведенной статьи в компетенции органов местного значения поселений находится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. В силу п. 112 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 313, для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие). Таким образом, администрация МО «Александровск» обязана устроить защитную противопожарную полосу в местах нахождения с. Александровск в лесных массивах, однако указанная обязанность ею надлежащим образом не исполняется. Как установлено ч.1 ст.20 Конституции РФ, каждый имеет право на жизнь. В соответствии с ч.1 ст.41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья. Согласно ч.1 ст.35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом. Ввиду ненадлежащего исполнения администрацией МО «Александровск» обязанностей по обеспечению первичных мер пожарной безопасности существует угроза нарушения приведенных конституционных прав граждан в результате перехода лесного пожара на с. Александровск. Статьей 12 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что защита гражданских прав осуществляется путем присуждения к исполнению обязанности в натуре. В силу ст.4 Гражданского процессуального кодекса РФ в случаях, предусмотренных указанным Кодексом, другими федеральными законами, гражданское дело может быть возбуждено по заявлению лица, выступающего от своего имени в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица, неопределенного круга лиц или в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц (ст. 45 ГПК РФ). В соответствии с ч.3 ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства. В судебном заседании помощник прокурора Николаева А.П. полностью поддержала заявленные требования и просила суд удовлетворить их в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении. Представитель муниципального образования «Александровск» извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, представил заявление, в котором просит рассмотреть данное гражданское дело в их отсутствие, с требованиями прокурора Аларского района согласны в полном объеме. Суд, заслушав помощника прокурора, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах гражданского дела, находит заявленные требования, подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям: Согласно ст. 39 ГПК РФ, ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц. Признание исковых требований ответчиком не противоречит закону, правам и охраняемым законом интересам других лиц, что является основанием для его принятия судом. В соответствии с ч. 3 ст. 173 ГПК РФ признание иска ответчиком и принятие его судом, является основанием для принятия решения об удовлетворении заявленных истцом требований. Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Положениями ст. ст. 7, 14 ФЗ от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" закреплено, что мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, производятся заблаговременно. Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения первичных мер пожарной безопасности, в границах муниципальных образований определяются Федеральным законом от 21 декабря 1994г. N69-ФЗ "О пожарной безопасности", Федеральным законом от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Согласно ст. 1 ФЗ «О пожарной безопасности» под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров. В соответствии со ст. 19 ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления. В соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. В силу ст. 2 данного Закона вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. Согласно требованиям ст. 14 данного Закона к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. Из анализа вышеуказанных нормативно-правовых норм суд приходит к выводу, что обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения относятся к вопросам местного значения, соответственно, являются обязательными к исполнению органами местного самоуправления за счет собственных средств местных бюджетов. В силу ст. 20 ФЗ «О пожарной безопасности» нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов по пожарной безопасности. Нормативное регулирование в области пожарной безопасности - установление уполномоченными государственными органами в нормативных документах обязательных для исполнения требований пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности. Требования по обеспечению первичных мер пожарной безопасности установлены в Правилах пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003г. В силу «Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868 - МЧС России в пределах своей компетенции издает нормативные правовые акты и иные документы по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, осуществляет контроль за их исполнением, а также принимает по указанным вопросам решения, обязательные для исполнения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями. Согласно п.1 Правил пожарной безопасности в РФ, утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 года №313 настоящие Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (далее – ППБ-01-03) устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее - граждане) в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. В соответствии с п. 112 ППБ-01-03, для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие). Согласно акту проверки от 24.05.2012 года проведенной прокуратурой Аларского района совместно с Территориальным управлением агентства лесного хозяйства Иркутской области по Аларскому району на западной окраине с. Александровск, в месте нахождения указанного населенного пункта в лесном массиве, отсутствует защитная противопожарная полоса, разделяющая хозяйственные и жилые постройки с. Александровск и лесные насаждения. Имеющаяся при этом дорога, проходящая через лесные насаждения вдоль границы населенного пункта, частично покрыта сухой травой, опавшими листьями и хвоей и не может служить заменой указанной полосы. На противоположной окраине с. Александровск (восточная сторона), в месте нахождения указанного населенного пункта в лесном массиве, защитная противопожарная полоса имеется не полностью. Из объяснения главы МО «Александровск» от 23.05.2012 года следует, что вокруг с. Александровск частично имеется минерализованная полоса (проведена опашка), ширина которой составляет 1,5 метра. Подтверждает отсутствие минерализованной полосы вдоль границы западной части с. Александровск и частичное отсутствие защитной полосы вдоль восточной границы с. Александровск. Нарушение вышеуказанных требований пожарной безопасности создает угрозу жизни для неопределенного круга лиц при возникновении чрезвычайных ситуаций - пожаров в населенных пунктах муниципального образования, а также их распространения. Таким образом, суд признает требования прокурора законными и обоснованными, прокурор правомерно просит обязать администрацию муниципального образования «Александровск» разработать и выполнить мероприятия по устройству защитной противопожарной полосы: вдоль западной границы с. Александровск, в месте нахождения указанного населенного пункта в лесном массиве; вдоль восточной границы с. Александровск, в месте нахождения названного населенного пункта в лесном массиве и указанное требование подлежит удовлетворению. Администрация МО «Александровск» в силу положений п.19 ч.1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождается. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковое заявление прокурора Аларского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Александровск» удовлетворить полностью. Обязать администрацию муниципального образования «Александровск» в срок до 10 июля 2012 года устранить в полном объеме допущенные нарушения прав неопределенного круга лиц, разработать и выполнить мероприятия по устройству защитной противопожарной полосы: вдоль западной границы с. Александровск, в месте нахождения указанного населенного пункта в лесном массиве; вдоль восточной границы с. Александровск, в месте нахождения названного населенного пункта в лесном массиве. Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня составления мотивированного решения в окончательной форме в Иркутский областной суд через Аларский районный суд. Судья Аларского районного суда Н.Ю. Шапхаева